Программа организации летнего отдыха детей
методическая разработка на тему

Середа Елена Викторовна

Уважаемые организаторы детского досуга!

Предлагаем Вам нетрадиционный подход к органазации детского досуга в летнее время в загородном лагере.

 Предлагаемая программа может быть осуществлена на летней оздоровительной базе.

  Данная программа потребует от организаторов максимум выдумки, умения и минимум материальных затрат.

  Программа включает в себя организацию отдыха детей в возрасте от   8 до 14 лет в окрестностях традиционной базы отдыха. Это расположение основной территории дает ряд преимуществ – дети чувствуют себя относительно «свободными», а у организаторов появляется возможность «подключения» к основным коммуникациям лагеря: водоснабжению, питанию, обмену постельного белья, телефонной сети и мн.др. и вместе с тем не зависеть от оздоровительной программы лагеря, а осуществлять свою.

   Программа включает в себя комплекс физкультурно-оздоровительных и культурно-досуговых мероприятий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dzhambaru.doc479 КБ
Файл programma.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

“Д Ж А М Б А Р У”- скаутский палаточный лагерь.

Организаторам данного поселения необходимо изучить скаутское движение.

В Волгоградской области скаутам принято носить голубой галстук. Каждый отряд, малая группа (звено, патруль) нашивают на галстук голубого цвета свои отличительные полоски, например красно-белого цвета, желто-зеленого и прочее.

Весь отряд прибывших ребят делится на патрули количеством не более 8 человек.

Учитывая то,  что основными направлениями скаутского движения являются:

  • КРАЕВЕДЕНИЕ и
  • ТУРИЗМ

организаторам надо взять эти направления за основу.

Отведенное для поселения место надо отметить своей «границей» – это могут быть голубые, желтые, зеленые, белые и прочие ленточки, повторяющие нашивки на галстуках.

До приезда детей готовятся:

  • палатки,
  • общий стол для занятий (врытый в землю),
  • «почтовые ящики», например в форме «рюкзака»,
  • ворота-вход на территорию поселения оформляется особо (это может быть «шлагбаум» с фонариком),
  • заготовлены галстуки с нашивками,
  • по возможности одинаковые майки с символикой – так называемая «национальная» одежда,
  • канцелярские товары,
  • подготовлена спортплощадка (яма для прыжков в длину, площадка для прыжков в высоту и т.п.),
  • призы, символические награды, грамоты.

(Вся остальная  атрибутика готовится вместе с детьми).

Прибывшие дети делятся организаторами на 5-ки, так называемые патрули, например: 20 детей : 5 = 4 патруля и каждому патрулю одеваются галстуки голубого цвета с особыми нашивками-полосками и определяется назначение патруля. Например:

1 патруль – СКАУТСКИЙ ПАРЛАМЕНТ

Название дано условное, организаторы и дети могут придумать свое.

Задачи патруля:

  • следить за «границей» территории, обозначив ее ленточками голубого цвета,
  • придумать и укрепить над входными воротами герб и флаг,
  • следить за ношением «национальной» одежды,
  • следить за исполнением речевок, кричалок, девизов, кличей, гимна скаутов, т.е. за соблюдением атрибутов власти,
  • выставлять в караулы у флага, по границе,
  • производить выборы патрулей, перевыборы в случае необходимости,
  • «парламенту» дается право вместе с вожатыми, а главный лидер парламента – это вожатый – следить за выполнением режима дня, распоряжениями вожатых,
  • проводить так называемые «испытания» (см. далее),
  • награждать участников «испытаний».

Из их числа выделяются:

  1. президент (из числа вожатых),
  2. главный идеолог (редактирует тексты кричалок, гимна и т.п., отдает информацию радисту),
  3. художник,
  4. радист (включает сигналы побудки, музыку, делает объявления),
  5. музыкант (владеет музыкальным инструментом, готовит праздники),
  6. финансист (вместе с художником придумывает валюту, следит за внутренним обменом не только материальными вещами, но и , например, не очень приятными обязанностями).

Денежная единица может называться «СКА» , а мелочь можно обозначить словом «УТ» (от слова «скаут»). Каждому скауту вначале 5-дневки выделяется определенная сумма, например 100 СКА, а в конце 5-дневки проводится аукцион призов (их общая номинальная стоимость равна 2000 СКА, т.е. первоначально выданной отряду сумме). Дети могут купить себе на аукционе понравившийся приз.

2 патруль – КРАЕВЕДЫ

Название также условное.

  1. картограф (изучает местность – рисует карту скаутского лагеря, измеряет расстояние между объектами, наносит на карту. Карту можно сделать объемной, прямо на местности (см. приложение),
  2. биолог (собирает гербарий, составляет список растений, ставит на учет деревья и прочее),
  3. зоолог (составляет список зверей, насекомых, птиц и рыб, обитающих на территории лагеря),
  4. историк (изучает и описывает историю базы «Лукоморье» и района),
  5. археолог (музейный работник) – ищет в окрестностях черепки, старые вещи и т.п. – создает музей.

3 патруль – БИРЖА ТРУДА

  1. швея (имеет шкатулку со швейными принадлежностями, обучает малышей навыками шитья, в случае необходимости шьет сама),
  2. санитар (имеет аптечку, проводит беседы, следит за чистотой рук, уборкой территории),
  3. полицейский (следит за порядком, штрафует нарушителей и т.п.),
  4. почтальон (летописец) – выдает и ведет учет книг, имеет бумагу, ручки, доставляет письма, устанавливает почтовый ящик, ведет дневник событий в лагере и т.п.),
  5. охотник (метеоролог) – собирает перья, определяет погоду на завтра, ведет книгу рекордов Гиннеса и т.п.).

4 патруль – СПОРТИВНО-ТУТИСТИЧЕСКИЙ

  1. тренер-вожатый,
  2. ответственный за снаряжение (имеет все снаряжение для похода, следит за экипировкой, обовью и т.п.),
  3. ответственный за маршрут (выбирает сложные маршруты, например с водной преградой, также следит за тренировками, купанием и т.п.),
  4. ответственный за костер (костровой) – выбирает место для костра, заготавливает дрова, оборудует костровую яму),
  5. ответственный за строевые и туристические песни (имеет гитару, проводит прослушивание и отбор запевал, составляет репертуар),
  6. ответственный за продовольствия (получает сухой паек).

Примерный распорядок дня в скаутском палаточном лагере «ДЖАМБАРУ»:

7-00 – подъем. Приборка в палатках.

с 7-00 до 8-00 – тренировка (основы рукопашного боя, унибоса).

 с 8-00 до 8-30 – уборка территории, купание.

с 8-30 до 9-30 – завтрак.

с 9-30 до 13-00 – свободное время.

с 13-00 до 14-30 – обед.

с 14-30 до 18-00 – свободное время 9включает в себя и полдник).

с 18-00 до 19-00 – ужин.

21-00 – отбой.

Важно отметить, что скауты – высокоорганизованное движение. Все занятия у скаутов (как у пионеров) начинаются с речевок, кричалок, когда один выкрикивает текст, а весь отряд повторяет. Каждый патруль имеет кроме общеотрядной еще и свою строевую песню, свой девиз-клич, свои кричалки, сопровождающие поход на тренировку, купание, столовую и т.п.

Кричалки могут быть такими, как например:

  • Баден Пауэр – отец

каждый скаут – молодец!

(Баден Пауэр – основатель скаутского движения в Англии).

У отряда скаутов девиз или клич может быть таким:

  • Закаляй волю и тело!

Не сиди без дела!

Действуй решительно и смело!

В конце каждой 5-дневки проводится конкурс на лучшую кричалку и т.п.

I ДЕНЬ: В первый день заезда или перемещения из другого поселения время с 7-00 до 9-30 занято организационными вопросами:

  1. Построение.
  2. Речь лидера (приветствие, цели и задачи лагеря, устав, деление на 5-ки, предложение выбора игровых имен и т.п.).
  3. Размещение по палаткам.
  4. Распределение патрулей.

с 9-30 до 13-00 – свободное время:

  • выборы патрулей,
  • выборы скаутских имен (можно в каждой группе определить направления – защитников рыб, зверей, птиц, насекомых),
  • выборы дивизов-кличей патрулям совместно с главным идеологом-вождем,
  • выборы парламента,
  • первые задания: п а р л а м е н т у
  • написать и вывесить распорядок дня, художник работает над оформлением границы, герба, пишет номера палаток, на них же названия патрулей. Радист пробует включать сигналы побудок, проверяет связь и т.п.

в с е м    о с т а л ь н ы м    п а т р у л я м

  • все «специалисты» делают необходимые объявления, оборудуют свои «рабочие» места, «печатают» валюту, собирают перья, гербарий и прочее. Особенно идет подготовка в спортивно-туристическом патруле и парламенте, выявляются спортсмены, таланты.

с 14-30 до 18-00 – свободное время.

Это более спокойное время препровождения. Идут репетиции. проводятся лекции-беседы о скаутском движении, попутно и о других детских движениях в нашей стране и за рубежом  – это для старших. А для младших – спектакль:

  • чтение русской народной сказки («Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок»),
  • распределение ролей (один человек – рассказчик).

с 19-00 до 20-00 –

Поход за территорию лагеря всего отряда. выполнение заданий:

  • туристам,
  • картографам,
  • биологами,
  • зоологами,
  • охотниками и костровым.

параллельно президент – лидер или тренер-вожатый рассказывает о географии, климате края. Также выполняются практические задания:

  • ориентировка на местности с помощью компаса, без компаса, по природным данным,
  • определение погоды на завтра,
  • охотник-метеоролог ведет дневник.

II ДЕНЬ: Второй и последующие дни сохраняют структуру первого дня, только меняются задания свободного времени.

В Уставе скаутского лагеря «ДЖАМБАРУ» кроме распорядка дня иерархия получения звания «Белый орел» - важного скаутского звания – имени.

 Например, такой пункт Устава: «Чтобы завоевать высшую награду и звание «Белый орел» скауту необходимо пройти 3 ступени испытаний:

1 ступень – вручение награды «Одно перо».

Испытания: (примерные, на усмотрение вожатого)

  • уйти за лагерь и провести там весь день в уединении (сообщив об испытании вожатому),
  • собрать 1 ведро речных ракушек,
  • не купаться 2 дня и т.п.

2 ступень – награда «2 пера»

Испытания:

  • весь день молчать,
  • построить мостик через канаву,
  • ( в зависимости от возраста испытуемых идет распределение вожатыми лагерных дел и заданий).

3 ступень – награда «3 пера»

Испытания:

  • просидеть сутки на дереве,
  • выучит наизусть все скаутские имена в отряде и т.п.

За испытуемыми строго следит полиция, контроль осуществляет старший вожатый.

параллельно расходуется валюта, выполняются обязанности каждым «специалистом».

Свободно время с 14-30 до 18-00

Смотр строевой песни:

  • оценивается исполнение,
  • строевой шаг,
  • кричалки и кличи – начинающие и завершающие исполнение песни.

III ДЕНЬ: Свободное  время с 9-30 до 13-00

Игра на местности, так называемые «Боевые учения»

Все скауты делятся на 2 группы, т.е. объединяются по 2 патруля. Объявляется тревога и сообщение о том, что украдена скаутская казна и печать (заранее они прячутся на местности, например, коробка с казной подвешивается в густой кроне дерева). К поляне, на которой растет это дерево ведут одинаковые эстафетные линии около 1 км длиной.

Каждый отряд преодолевает свою эстафетную линию, например:

  • бег – 100 метров,
  • прыжки в высоту (натянута веревка),
  • пролезть через трубу (мешок-матрасовка с обручем, без дна),
  • стрельба в мишень (дарц на дереве или лук со стрелами),
  • пройти «гусиным шагом» - 50 метров,
  • мяч между коленями – пропрыгать 20 метров,
  • перенести раненного (2 делают руки крестом, 3-й – сидит),
  • раскопать клад – там записка – куда двигаться дальше,
  • бег, взявшись за руки парами,
  • с другом на закорках,
  • бег парами (встать друг к другу спиной, руки перекрестив) и т.п.

Цель – получение приза, команде-победительнице вручается по 1 перу.

Свободное время с 14-30 до 18-00

Отборочный тур конкурса художественной самодеятельности. Подготовка к фестивалю.

После отбоя, в 21-00, когда все уснули – объявляется подъем.

НОЧНАЯ ИГРА

  • костровым дается задание разжечь костер, вожатыми предлагаются испытания:
  • патруль парламента должен обойти лагерь по периметру и зажечь фонарь на шлагбауме,
  • краеведы – принести с речки 2 ведра воды,
  • биржа труда – обойти палатки и на каждую прикрепить «звезду»
  • туристы – найти в близлежащем овраге воткнутую табличку и принести ее.

ночная игра продолжается песнями у костра, проводится конкурс между патрулями на самую смешную историю, кричалку. проводится игра «Замри!», «Кто дольше промолчит».

Отбой в 24-00

IV ДЕНЬ: Свободное время с 9-30 до 13-00

ДЕНЬ СПОРТИВНЫХ РЕКОРДОВ

Книга рекордов «Джамбару» (по типу книги рекордов Гиннеса, ведет почтальон-летописец). Например:

  • прыжки в высоту, длину,
  • кто громче крикнет, свистнет, быстрее пробежит 50 м,
  • точнее выстрелит (Дарц),
  • победит в рукопашном бое, унибосе,
  • точность броска в баскетболе, волейболе,
  • кто дольше прокрутит обруч,
  • поднимет больше вес,
  • дольше простоит на одной ноге,
  • дальше бросит лист бумаги,
  • присядет большее количество раз, отожмется,
  • пропрыгает на скакалке, выбьет кегли,
  • победит в кольцебросании и др. на усмотрение организаторов.

Свободное время с 14-30 до 18-00

  • репетиция к карнавалу,
  • лекция-беседа о скаутах,
  • викторина-полуфинал,
  • минипоход «Гринпис» (очистка территории за лагерем от бытового мусора, обрезка сушняка, очистка пляжа, установка щита-памятники «Береги природу!»)

V ДЕНЬ: Свободное время с 9-30 до 13-00

  • сбор скаутов,
  • посвящение в скауты, принятие клятвы,
  • посвящение в «Белого орла»,
  • раздача перьев и призов,
  • вручение шлема из перьев: (Белый орел», «белый беркут» и «Белый ястреб»).

свободное время с 14-30 до 18-00

Подготовка к фестивалю:

  • репетиции, изготовление костюмов и прочее.

ДЖАМБАРСКИЙ КАРНАВАЛ (после 21 часа)

(в стиле КАНТРИ)

В программе:

  • костер, конкурс скаутского костюма,
  • конкурс летного костюма из природных материалов,
  • конкурсы строевой и туристической песни, кричалок, кличей,
  • выставка цветов-букетов и гербариев,
  • конкурс на лучший венок королеве Джамбарелле и королю Джамбару,
  • конкурс скаутских «национальных» танцев,
  • выборы-коронация королевы Джамбареллы и короля Джамбара.

Вручение призов, наград победителям, танцы, песни у костра.

Прощание со скаутским лагерем – исполнение гимна.

                                              «В И Г В А М И Я»   -индейское поселение.

Организаторам данного поселения необходимо почитать литературу об индейцах, подойти к организации отряда творчески.

Распорядок дня такой же как и в других отрядах (см. выше).

Необходимо отметить, что индейцы по своей сути – рыболовы, охотники, земледельцы, скотоводы, собиратели природных даров. Различаются индейцы не только по роду занятий, но и по месту проживания:  например, житель гор, долин, устьев рек, лесов; поэтому, организаторам данного поселения предлагается учесть эти условия.

Вожатый, встречая вновь прибывших, может предстать перед детьми в образе «Вождя краснокожих», другие вожатые, в образе его соплеменников.

После расселения в домиках, «Вождь краснокожих» «трубит» сбор – это может быть специальный барабан или подвешенная металлическая пластина, в которую он ударяет специальным молотком.

Организаторам надо учитывать, что индейцы-язычники, т.е. они поклоняются божествам природы: огню, солнцу, воде, земле, ветру, деревьям, растениям, животным.

Заранее приготовлены:

  • краски, перья, яркие тесемки, бусины и прочие заготовки для создания головного убора из перьев, боевого раскраса лица (глядя по погоде и тела),
  • пончо (квадрат из ткани с прорезью для головы),
  • материал для изготовления амулетов,
  • домики-вигвамы, ворота-вход с эмблемой,
  • гамаки на деревьях,
  • место для костра,
  • спортплощадка,
  • почтовый ящик в виде дупла дерева,
  • канцтовары,
  • стол для занятий,
  • «оружие»: копья, луки, стрелы, дарц, меч,
  • призы, бахрома, фонограмма этнической музыки.

В каждой пятерке предлагается выбрать вождя, который решает какой раскрас должен быть у его племени, обладает атрибутами власти: бубен, именное копье, лук и стрелы, особый амулет и жилет с бахромой.

Все остальные – его свита.

Для малышей можно изготовить «мустангов» - лошадок на палочке.

Территория поселения отмечается по периметру пучками перьев, копьями и веревками.

Поселение делится на «племена» по 5 человек в каждом. Предлагается выбрать условные названия, например:

  • «Камышовые коты» - рыболовы,
  • «Горные орлы» - жители гор, скотоводы, собиратели трав,
  • «Боевые тигры» - охотники,
  • «Быстроногие мустанги» - земледельцы.

Эти названия могут быть прибиты в виде табличек на «вигвамах», рядом может быть нарисован символ-герб. Каждый «вигвам» предлагается «дооформить» самим «индейцам»: - «Камышовым котам» - камышом, «Горным орлам» - перьями, «Боевым тиграм» - имитацией шкуры, луком и стрелами, «Быстроногим мустангам» - фигурой лошади.

I ДЕНЬ:

Свободное время с 9-30 до 13-00

Сбор всех племен:

  • распределение сфер влияния,
  • выбор имени каждому,
  • выборы главного вождя – старшего вожатого (имена должны быть написаны у каждого или на луке, или на одежде, например, всем известные: «Чингачгуг – большой змей», «Монтигомо» - ястребиный коготь», «Мукачи» - легкое перышко», «Симпатун – ночная фиалка», «Веролом – быстрый олень».

1 племя – «Камышовые коты» - рыболовы. Их «местожительство» возле реки, они могут ограничить туда вход копьями и идя на купание каждое племя дает им выкуп (например, бусины, ракушки, тесемки, еловые шишки и т.п. – все то, чем можно украсить себя.

2 племя – «Горные орлы» изучают и описывают птиц в окрестностях (результаты по истечение 21 дня оглашаются на карнавале), собирают перья, берут на вооружение все холмики и ставят таблички: «Гора орлов» 3 м над уровнем р. Ахтуба, «Скала Ласточек» - 5м над уровнем р. Ахтуба и т.п. «Охотятся» с луком и стрелами, выбивают цели.

3 племя – «Боевые тигры» (охотники, следопыты).

Проводятся соревнования в меткости (лук, стрелы), сбор гербария, изучение следов на песке, изучается алфавит индейцев (1 занятие).

4 племя – «Быстроногие мустанги» (земледельцы).

Проводится забег на скорость, метание «гранаты» в цель («граната» - пластиковая бутылка), соревнования в распилке бревен, в бросании лассо.

Свободное время с 14-30 до 18-00

1 племя – «Камышовые коты» занимаются сбором атрибутики и необходимыми приспособлениями для рыбной ловли: это могут быть удочки, сети, если же этого нет, дается задание во что бы то ни стало поймать рыбу, даже если придется отгородить запруду. Проводится посвящение в «Камышовые коты».

2 племя – «Горные орлы» изучают ориентацию по природе (см. страницу 109-112 «Дети в пионерском лагере»): по солнцу, по пенькам, по муравьиным кучам и т.п.

Проводится посвящение в «Горные орлы»

3 племя – «Боевые тигры» прокладывают направление: тропинка к реке, вдоль нее, в кустах, в деревьях, под камнем – спрятаны мишени-карточки. Кто больше наберет мишеней, тот победитель.

Проводится посвящение в «Боевые тигры».

4 племя – «Быстроногие мустанги» проводят эстафету с препятствиями, сбор видов растений с ограниченной территории – кто больше наберет.

проводится посвящение в «Быстроногие мустанги».

II ДЕНЬ:

Свободное время с 9-30 до 13-00

День спортивных рекордов.

Соревнования проводятся индивидуально, имена победителей записываются на дереве. судьями выступают вождь и выбранная свита.

Примерный перечень соревнований: забег на скорость, эстафета с препятствиями, соревнование в меткости (дается 5 стрел каждому), метание гранат, эстафета с мячом «Пройди лабиринт», заплыв на дальность (на реке), «Набрось лассо» (кольцеброс), пройди по бревну с шестом.

Свободное время с 14-00 до 18-00

Фестиваль национального костюма.

Проводится оценка лучших костюмов индейцев и их экипировка. В оценку жюри входит также национальный танец и защита костюма (индивидуальное задание). Имена победителей записываются в «свиток» рекордов поселения.

III ДЕНЬ

Свободное время с 9-30 до 13-00

Конкурс на лучший раскрас, татуировку.

Конкурс проводится как большой праздник на берегу река (по  отдельному сценарию).

Свободное время с 14-30до 18-00

«Война племен»

Война проходит между двумя «войсками», объединяющими по 2 племени (вигвама). Определяется «поле боя».

Цель: обострить интерес к проживанию в поселении «Вигвамия».

Война включает в себя:

1 состязание – переговоры вождей, лучший боевой клич и лучший шумовой эффект войска.

2 состязание – конкурс красавиц (заранее объявляется конкурс на лучшее звание титула будущей победительницы).

3 состязание – рукопашный бой противников (проводится попарно).

4 состязание – порази цель (каждому противнику дается по 1 попытке выбить цель).

5 состязание – найди клад (по заданному маршруту отправляются 2 представителя от каждого войска).

6 состязание – «Быстроногие мустанги» (забег на скорость).

7 состязание – строительство плотов (оценивается не только сам плот, но и заплыв на нем).

8 состязание – строительство камышовых «вигвамов».

Состязания могут проводится и после ужина. Победителям – «жертвоприношения» у костра (это может быть праздничный ужин со сладостями).

IV ДЕНЬ

Свободное время с 9-30 до 13-00

Подготовка к карнавалу:

  • конкурс головных уборов,
  • репетиция «национальных» номеров художественной самодеятельности.

Свободное время с 14-30 до 18-00

Конкурс воздушных змеев

Воздушные змеи изготавливаются каждым племенем, исходя их символики племени, с изображением божеств природы – покровителей племени.

После ужина проводится костер и викторина об индейцах.

V ДЕНЬ

Свободное время с 9-30 до 13-00

Конкурс на лучший загар (проводится на пляже). Включает в себя:

  • демонстрацию загара,
  • конкурс на лучший рисунок на песке на космическую тему (известно, что у инков расшифрованы наскальные рисунки людей в космических шлемах, сооружение космодромов, лабиринты и т.п.)
  • изготовление масок, музыкальных инструментов для карнавала.

Свободное время с 14-30 до 18-00

К А Р Н А В А Л

  • изготовление масок из природных материалов (тыква, кора, глина)
  • выборы нового «Вождя краснокожих»,
  • выборы его невесты,
  • концерт «национальной» художественной самодеятельности,
  • подведение итогов викторины об индейцах,
  • награждение грамотами, призами.
  • конкурс на лучший музыкальный инструмент (самодельный)

Язык знаков индейцев Великих равнин:

1  - краснокожий - дважды потереть тыльную сторону киcmи;

2  - шайен -повертеть левым указательным пальцем;

3  - команч - палец извивается как змея;

4  - кроу - кулак прижатый ко лбу, затем раскрытая ладонь;

5  - nayни - сложить пальцы знаком «V»;

6  - незперсэ - провести пальцем под носом;

7 - оседж – провести руками вниз по затылку;

8    сиу – провести ладонью по шее, «отрезая голову»;

9 - лошадь;

10 - бизон - сделать «рожки» над головой;

11 - луна;

12 - один – правую руку вытянуть вправо

«К О К О М А Н Г О»

стоянка дикарей

Для этой «стоянки» выбирается самое лесистое место, заранее готовится:

  • палатки,
  • общий стол для занятий,
  • почтовый ящик в виде «головы» с открытым ртом-отверстием для писем,
  • гамаки,
  • веревки, висящие на деревьях,
  • качели, веревочные мостики-лесницы с подвешенными колокольчиками,
  • граница обозначена изображением черепов,
  • рвы и прочие препятствия по периметру,
  • ворота-вход оформлены «черепами» и «костями» животных или их изображением,
  • подготовлена спортплощадка,
  • место для костра,
  • кольца (от кольцеброса, пирамидок и т.п.) за участие в конкурсе
  • детали «национальной» одежды: бахрома, тесьма, повязки на голову, краски и т.п.,
  • призы, этническая музыка, магнитофон.

Распорядок дня такой же, как и в других отрядах.

Нужно отметить, что жилище дикарей – это естественные укромные природные места: пещеры, шалаши, хижины на деревьях.

4 отряда, по-другому племени, заселяют свои палатки:

1 племя – травоядные «Кукареки»

2 племя – сыроеды Кабанэры,

3 племя – млекопитающие Коромуки

4 племя – каннибалы Хамнедамы.

I ДЕНЬ:

Свободное время с 9-30 до 13-00

Общее дело – сооружение хижины (заранее заготавливаются доски и ветки деревьев, веревки, колокольчики, консервные банки и т.д.). У входа в поселение сооружается хижина-шалаш на дереве. Это и будет наблюдательный пункт. от него протянуты веревки с колокольчиками и консервными банками, издающими звук при нарушении «границы».

Палатки украшаются травой, цветами, ветками, костями животных. На особый шнур, прикрепленный к дереву возле каждой палатки нанизываются специальные кольца, выдаваемые вождем-вожатым как поощрение. Чем длиннее будет шнур, тем почетнее племя.

Происходит переодевание в  «национальную» одежду, для изготовления которой используются: зелень, лианы, ветки, шнуры, татуировка, полоски на руке символизируют количество «съеденных»).

Свободное время с 14-30 до 18-00

О Х О Т А

  • сбор трав, моллюсков,
  • подготовка и проведение ритуала посвящение в дикари: помазание Вождя «кровью», «боевое» крещение водой всех дикарей, купание, клятва племени – ритуал поедания (специально приготовленных моллюсков),
  • костер, ритуальные танцы (посвящение может происходить и после ужина).

II ДЕНЬ:

Свободное время с 9-30 до 13-00

  • конкурс наскальной живописи. Предваряется беседой и показом образцов тайнописи (см. приложение),
  • конкурс веревочных узлов,
  • конкурс изготовления бумерангов, показательные выступления.

Свободное время с 14-30 до 18-00

Выборы своего племенного животного-покровителя:

  • конкурс на звание племени,
  • конкурс рисунков животных-покровителей.

После ужина:

  • традиционный костер. Марафон ритуальных танцев.

III ДЕНЬ:

Свободное время с 9-30 до 13-00

День «охотничьих» рекордов:

  • меткий стрелок,
  • соревнования по точности возврата бумеранга,
  • капуэро – спортивная борьба,
  • перенести бревно,
  • прыжки в длину, в высоту,
  • скоростное лазание по веревочной лестнице, веревке,
  • пройти по бревну.

Рекорды записываются в «племенную» книгу.

Свободное время с 14-30 до 18-00

Конкурс моделей «национальной» одежды.

Выборы лучшего «Пятницы»

Конкурс  «горлового» пения

Конкурс боевого клича (по-звериному, по-птичьи и т.п.)

После ужина традиционный костер «Удачная охота»:

1 племя – травоядные Кукареки при всех поедают лекарственную траву.

2 племя – сыроеды Кабанэры поедают сырую картошку, свеклу.

3 племя – млекопитающие Коромуки пьют молоком перцем или горчицей.

4 племя – каннибалы Хамнедамы готовят на костре и съедают моллюсков.

IV ДЕНЬ:

Свободное время с 9-30 до 13-00

  • тренировка. Рукопашные схватки – бои,
  • викторина о растениях и животных Южной Африки

1 племя – травоядные Кукареки – сбор гербария.

2 племя – сыроеды Кабанэры – сбор корней, конепластика.

3 племя – млекопитающие Коромуки – сбор ягод, грибов.

4 племя – каннибалы Хамнедамы – сбор бабочек и насекомых.

Свободное время с 14-30 до 18-00

Сооружение плота: все поселение делится на 2 команды, сооружают плоты на скорость. Скоростной заплыв.

После ужина у костра – репетиция фестиваля.

V ДЕНЬ:

Свободное время с 9-30 до 13-00

«Санитары леса»:

  • очистка территории за поселением от бытового мусора,
  • добыча трофеев для украшения жилища,
  • конкурс «Найди применение «бросовой вещи» (кирпич, старый башмак, черепок и прочее).

Свободное время с 14-30 до 18-00

«Опасная охота»:

  • показ цирковых трюков (лазание по веревке, веревочной лестнице, дереву, пролезание через обруч, прыжки с веревки, катание на веревках, качелях, лазание по канату, выстрелы в цель).

После ужина: КАРНАВАЛ у костра. Парад костюмов и масок животных, ритуальные песни, танцы.

«Т А М А Г О Ч И»

японская деревня

Организаторы заранее готовят:

  • домики,
  • общий стол для занятий,
  • почтовые ящики в виде круглых щитов с изображением дракона,
  • ворота-вход на территорию сделаны в виде крыши пагоды,
  • граница обозначена бело-красными ленточками или флажками (цвета японского флага), канцтовары,
  • призы, этническая музыка, магнитофон,
  • элементы «национальной» одежды, это могут быть кимоно и разноцветные пояса. Возможен вариант специально изготовленных маек с символикой Японии.

Организаторам следует учитывать, что в Японии на 1 месте стоит КОЛЛЕКТИВ, на 2-ом – СЕМЬЯ и на 3-ем ГОСУДАРСТВО. Отсюда видно, какое место занимает у японцев коллективный отдых, коллективные занятия.

ПОЧИТАНИЕ ПРИРОДЫ стоит особо в японской системе воспитания. Отсюда – благодушие японцев, их уравновешенное состояние, дружелюбие, хорошее настроение.

Если в Англии основным элементом воспитания является СТРОГОСТЬ (это можно наблюдать в скаутском движении), то японское воспитание в семье можно характеризовать как ЛЮБОВЬ.

В Японии культ природы и ребенка заметны во всем. проводятся ПРАЗДНИКИ 3-х, 5-ти, 7-милетних девочек и мальчиков, воспитание которых осуществляется по возможности раздельно.

Детям младшего возраста покупают куклы, если можно так выразиться из цикла «Дом – семья», «Император и его придворные» - где куклы выполнены как точные копии оригиналов. И через игру воспитываются отношение в семье, в почитании Императора.

I ДЕНЬ:

Свободное время с 9-30 до 13-00

Все прибывшие дети делятся на так называемые «семьи» - дома, количеством не более 5-ти человек, которые заселяются в приготовленные домики.

ИТАК:

  • 1 дом – семья Садовников
  • 2 дом – семья Поэтов
  • 3 дом – семья Воинов
  • 4 дом – семья Спортсменов

Первый день проходит под девизом первого дома-«семьи» и называется «ПРАЗДНИК СЕМЬИ САДОВНИКОВ».

Все «семьи» возле дома садовника устраивают сады:

  • «Сад камней» (вначале идет сбор камней, затем установка их возле дома),
  • конкурс икебаны (главное в букете – основа, символизирующая человека, это может быть зеленая ветка, затем идет символ земли – мелкие, короткие цветы и завершает композицию высокий цветок, ветка, символизирующая небо),
  • в саду также устраивают Домик для чайных церемоний. Это может быть навес из веток, столик, пеньки-стулья. Организуется сбор лекарственных трав, в котелке на костре готовится чай. Чаепитие должно быть размеренным, для отдохновения, неспешного разговора. Одна «семья» обслуживает, сама же пьет в последнюю очередь.
  • возле дома садовников устанавливается аквариум – символ любой японской семьи.

Свободное время с 14-30 до 18-00

  • сбор заготовок для икебаны,
  • изготовление венков,
  • украшение дома садовника,
  • выборы императрицы Сакуры,
  • праздник любования цветением (например, лебеди или др. растения, цветущего в это время),
  • игра-аукцион «Назови цветы»,
  • лекция-беседа о садах Японии,
  • изготовление из тростника татами-подстилки.

После ужина: поход на реку,

  • праздник любования луной,
  • праздник любования силуэтами деревьев.

II ДЕНЬ:

«ПРАЗДНИК СЕМЬИ ПОЭТОВ»

        

Свободное время с 9-30 до 13-00

  • конкурс свитков (на свитке пишется иероглиф – лучшее украшение дома Поэтов)
  • конкурс ТАНКАВ (танка – 3-строчная поэтическая форма с философским смыслом,
  • Караоке по-русски.

Свободное время с 14-30 до 18-00

  • роспись по шелку (конкурс рисунков),
  • театр «Кабуки» (разыграть сценку. В театре «Кабуки» играют только мальчики, все актеры на катурнах, сцена выдвигается в зал),
  • конкурс Оригами – поделок из бумаги «Бумажный журавлик» и прочее),
  • конкурс вееров.

III ДЕНЬ:

«ПРАЗДНИК СЕМЬИ ВОИНОВ»

Свободное время с 9-30 до 13-00

У дома воинов устраиваются выставка оружия: мечи, щиты, палки, луки, стрелы и прочее. Все жители домов сходятся к дому воинов в «боевом» снаряжении, делятся на 2 команды: САМУРАИ и НИНЗЯ.

ОБЪЯВЛЕНИЕ ВОЙНЫ

Показательные выступления с мечем и палкой.

Конкурсы:

  • рукопашный бой,
  • эстафета воинских хитростей,
  • «разгадка военной тайны»
  • боевая подготовка (цикл упражнений).

IV ДЕНЬ:

«ПРАЗДНИК СЕМЬИ СПОРТСМЕНОВ»

Свободное время с 9-30 до 13-00:

  • викторина о восточных единоборствах,
  • знакомства с основами борьбы Джиу-Джитсу, борьбой СУМО, КАРАТЭ и другие,
  • изготовление и запуск бумажного змея «Белый Дракон», посвященный 2000г. – году Белого Дракона,
  • сценка «ТАМАГОЧИ»

V ДЕНЬ:

«ПРАЗДНИК ВСЕХ СЕМЕЙ»

Фесимваль-карнавал.

  1. семья готовит букеты
  2. семья – оригами, веера
  3. семья – бумажные фонарики
  4. семья – бумажных змей
  • конкурс подсвечников из природного материала
  • фестиваль японского костюма
  • караоке
  • праздник бумажных фонариков (с горящей свечей внутри)
  • спуск на воду
  • запуск воздушного змея – «Белого Дракона» с посланием к потомкам в 21 век.

По окончании 21 дня – смены, на оздоровительной базе «Лукоморье» ОБЩЕЛАГЕРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ, в котором все «поселенцы» выступают со своей программой «Ф И Е С Т А      Б Е Л О Г О     Д  Р А К О Н А»


ОБЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Уважаемые организаторы досуга!

В рамках взаимодействия организаторы альтернативного отдыха в «поселениях» предлагают свои идеи и базе летнего лагеря, не нарушая их планов организованного отдыха детей.

Например, площадь перед столовой, на которой отдыхают дети после обеда или дожидаясь своей очереди – могла бы стать ПЛОЩАДЬЮ САМОВЫРАЖЕНИЯ, своеобразным «СТАРЫМ АРБАТОМ», на которой располагались бы художники с мольбертами, участники музыкальных групп, где находились бы и так называемые СУВЕНИРНЫЕ ЛАВКИ, в которых могли продаваться сувениры с символикой лагеря, как специально изготовленные – рекламные проспекты, майки с символикой и т.п., так и сувениры, изготовленные самими детьми – поделки из природного материала, фотографии с видами лагеря и т.п.

На площади самовыражения могут расположиться и фотографии, с тамтамаресками – специальными фигурами из фанеры, которые представляют, то накаченного мышцами борца, то экзотического жителя, с отверстиями для головы фотографируемого.

 Предлагаемая программа – только основа, своеобразный план-каркас, на который каждый специалист-организатор может «наложить» свою систему, свой комплекс мероприятий, свою программу.

СПОРТСМЕНЫ-организаторы детского досуга, безусловно, исходя из своей программы, своего вида единоборств построят свои схемы тренировок, спортивных игр и прочее.

Музыкант – прочтя программу, увидит в ней приложение своих сил, увидит, что нужно подобрать «этническую» музыку для сопровождения отрядных дел, побудок, в подборе репертуара.

ПРАЗДНИК ОТКРЫТИЯ СТОЯНКИ ИНДЕЙЦЕВ  .

В индейской деревне среди вигвамов разложен костер. Вожатые выстраивают вновь прибывших на так называемую «линейку». Под возгласы и приветствия обращаются к выходу ВОЖДЯ КРАСНОКОЖИХ. Вождь выходит в сопровождении телохранителей и занимает место на приготовленном возвышении, венчаемом кон ___ой головой. Телохранители становятся рядом и перекрещивают копья. Вождь встает и рукой отводит скрещенные копья, простирая руки вперед.

Вождь:- Соплеменники и вновь прибывшие иноземцы! Вы вступили на священную землю   в долине живительной реки Ахтуба!

Сегодня в жизни нашего племени – памятный день! Сегодня наше племя принимает в свои ряды новых воинов, охотников и рыболовов, новых хранителей очага и следопытов!

Больше собратьев – богаче добыча, надежней охрана границ, веселее праздники! Но новые братья должны доказать свою преданность племени, пройти проверку боем и делом – и доказать, что смогут принести в жертву пойманного врага!

Враги окружают нас со всех сторон, они уже подобрались к нашим вигвамам. Будьте готовы в любую минуту отразить напор, взять тамагавк и стать на тропу войны!

Индеец племени   быстр как лань, ловок, как пантера и зорок как сокол!

(С криками на стоянку индейцев нападают дикари, среди которых спортсмены-единоборцы. Они ловкими движениями и приемами всех вновь прибывших складывают к ногам вождя краснокожих. В разгар боя к дерущимся выходит шаманка с белым платком в руках и бросает его на землю).

Шаманка: Я – древнейшая прародительница рода  ….. своим повелением прекращаю войну племен и обращаю врагов в гостей на нашем празднике.

Повелеваю (обращаясь к вождю) – Сын мой! Поверженный индеец, но живой стоит двух туземцев. У индейца в запасе его смекалка и ловкость. Велю тебе, сын мой, устроить новым братьям испытания в ловкости и сноровке, дабы они могли выйти живыми из туземного плена!

Устраиваются соревнования:

  • лазание по канату,
  • набрасывание лассо,
  • лазание по дереву,
  • ход по-кошачьи,
  • определение следов и трав,
  • перетягивание каната.

Вождь:- Все достойны звания ….! А для принятия клятвы нашего племени – прошу зажечь костер» И по традиции это делает хранительница очага – шаманка Мамута-мудрая сова! (шаманка делая ритуальные движения вокруг костра, поджигает его)

Вождь:- Вспомните свои имена, новые братья! Я – Чингачкуг – вождь краснокожих буду произносить клятву наших предков, а вы повторять ее за мной.

Я – (имя свое индейское) пред лицом своих соплеменников и почитаемых предков рода …. торжественно клянусь:

  • оружием и кровью защищать границы племени!
  • уважать старейшин и вождей рода!
  • приносить добычу и делить ее по совести!
  • хранить огонь в родовом очаге!
  • не вступать первым на тропу войны!
  • в честном бою добывать победу и прославлять данное мне имя!
  • быть ловким как пантера! Быстрым как стрела! Смелым как ___________!

ПРОГРАММА ПЕРВОГО ДНЯ ЗАЕЗДА

 Художнику:

до отъезда разработать символику отрядов – эмблему, носимую на майке, флаг (изготовить по эскизу художника и взять с собой). Из имеющихся деталей костюмов (бахромы и прочего) представить эскизы: индейца, дикаря, японца и скаута в цвете, чтобы по приезде дети могли без излишних объяснений вожатых соорудить себе костюм (см. приложение).

ИНДЕЙЦЫ

По приезде в лагерь детей выстраивают на площади, где заранее врыт флагшток – то вожатые, который привезли ребят, выстраивают их, а вожатые, встречающие в лагере – готовятся к приезду заранее – одевают костюмы вождей, расписывают тело и появляются на площади только в момент, когда музыкант дает сигнал: внимание. Например: вождь краснокожих появляется в шлеме из перьев и в сопровождении «жрецов» , один из которых может ударять в барабан (или бубен), а другой выполняет роль охраны. «Вождь» вступает на специальный трон или возвышение и говорит речь. Например следующего содержания:

- Братья и сестры! Мы вступили на священную землю инков – древнейшая культура который не знала себе равных! Вспомните племена майи – древнейший народ строил космодромы и лабиринты, над разгадкой которых до сих пор бьется современная ученная мысль. Почему наскальная живопись передает нам изображения людей в космических скафандрах? Это и многое другое поручается разгадать вашей экспедиции. Но для начала вы должны сами стать на время индейцами – прекрасными войнами, охотниками, следопытами, и как знать, может быть и космонавтами и астрономами, способными тайными знаками вызвать с других планет инопланетян?

Сейчас вы вступите в приготовленные для вас жилища – вигвамы, обстройтесь там, а через два часа жду вас на этой площади согласия уже племенами, со своей символикой, личными именами – прозвищами настоящих индейцев. В каждом племени из 5 человек вы должны выбрать своего вождя, снабдить его атрибутами власти и здесь на площади будет принята клятва на верность древнего бога инков – бога Солнца.

А сейчас самому смелому из вас я предлагаю выйти сюда и первым поднять флаг племени (поднятие флага, все аплодируют). Запомните завет предков:

Смелость, удача, решимость, напор –

Тропою войны наш индейский топор

Сметает врагов и трофей добывает

Лишь смелый и ловкий удачлив бывает! (см. стр. 10-11 до половины)

Объявляется перерыв на благоустройство и заселение и после этого беседа с вожатым «вигвама» по распределению направлений деятельности, выбору и изготовлению костюмов, сбору перьев и т.п. (см. стр. 11 с половины 12).

Через 2 часа – новый сбор по сигналу барабана вождя краснокожих. Вожатые уже расставляют отряд по 5-кам. У всех своя символика, раскрас – у «Камышовых котов»,  например «рыбка», в орнаменте головных повязок у горных орлов – изображение орлов и т.п.

Каждый уже выбрал себе игровое имя (см. стр. 11 середина)

Вождь:

Братья и сестры. Меня зовут … (например: «Караманчи – удачливый воин» или «Урсулту – зоркий глаз»_. Вы тоже забрали себе игровое имя и сейчас мы проведем перекличку. (Все называют свои игровые имена).

- А сейчас девиз вашего племени. Говорит вождь! (вождь представляет девиз, например:

«Камышовых котов» - «Больше рыбы и удачи – нападут – давайте сдачи»

 «Горных орлов» - «Выше орлов могут быть только горные орлы!»

«Боевых тигров» - «Внезапность нападения – вот тигров в чем везение!»

«Быстроногих мустангов» - «Просим нам не досаждать – вам от нас не убежать!»)

Все это произносится каждой 5-ой на построении. Все в своих «племенных» костюмах и боевом раскрасе. После переклички – ритуальный танец «Удачная охота» - музыкант играет ритм, звенят бубны, барабаны, с протяжным криком «И-и-и!» «Охотники» танцуют у воображаемого костра (рук. танцев показывает движения). В конце – вождь краснокожих может всех посвятить в индейцев (например: на грудь повесит амулет) или произвести «помазание кровью», т.е. красной гуашью, или выдача оружия.

ДИКАРИ

Так же по схеме происходит 1-й день заезда у дикарей. Уже в автобусе вожатый предлагает им выбрать свою «отрядную» песню, например это будет «Чунга-чанга». Сней дикари ходят в походы, в столовую, идут на площадь построения. Девизом стоянки дикарей может быть:

«Чунга-чанга, чунга-чанга,

Дикари из кокоманго

Травояды, сыоеды, Млекопиты, людоеды –

Поедаем всех подряд, кто не вступит в наш отряд!

(«У-у-у!» - делают устрошающие «рожи»)

С этой песней и девизом, произносимыми построчно старшим вождем и повторяемым всеми остальными, отряд строится на площади после заезда и расселения в домики. До построения – выбираются вожди «5-ок», поправления (см. стр. 15 – середина, название племен).

Вожатый – вождь встречает их на площади, так называемой «Стоянке дикарей». Он в образе людоеда-негра, в гриме, вместо «державы и скипетра» - атрибуты власти у него в руках «кость и череп» (муляжи).

Речь вождя (примерно звучит так):

Соплеменники! Дети природы!

Каннибалы и сыроеды! Травояды и млекопиты!

Вы прибыли на остров в океане, Цивилизация – обратной дороги нет!

Мосты сожжены! Корабли затоплены!

Клятву крови принимаем мы сегодня.

Травоядные кукареки – съешьте траву (раздаются веточки укропа, петрушки и мяты) и предлагается на глазах у всех съесть, произнеся клятву:

«Пока на свете есть трава

Нам Кукарекам петь с утра:

Кукареку! Му-му! Ура!

Вся наша жизнь – трава! Ура!»

Сыроеды кабанэры (раздают по ломтику свеклы):

«Сырые яйца, мясо, рыбу,

Есть надо свежими – спасибо

А вот кто варит, жарит, тушит

Тот сам себя скорей засушит!»

Млекопиты. Коромуки (выпивают по стакану молока):

«Молоко, творог, сметану

Ешьте, дети, непрестанно

В Коромуков превращайтеся

И мычите – не смущайтесь!»

Каннибалы. Хамнедамы (могут съесть по сырому кусочку рыбы):

«Нет вкуснее человека

Нет сильнее Человека

Если толстенького съешь – Будешь смел, красив и свеж!»

Затем вождь объявляет их дикарями и производит помазание «кровью». Например: губной помадой и объявляет общее дело – строительство хижины (см. стр. 15-16)



Предварительный просмотр:

                                                       Программа

       

               Организации летнего отдыха детей в загородном  

                            Лагере нетрадиционным способом.

   Уважаемые организаторы детского досуга!

Предлагаем Вам нетрадиционный подход к органазации детского досуга в летнее время в загородном лагере.

 Предлагаемая программа может быть осуществлена на летней оздоровительной базе.

  Данная программа потребует от организаторов максимум выдумки, умения и минимум материальных затрат.

  Программа включает в себя организацию отдыха детей в возрасте от   8 до 14 лет в окрестностях традиционной базы отдыха. Это расположение основной территории дает ряд преимуществ – дети чувствуют себя относительно «свободными», а у организаторов появляется возможность «подключения» к основным коммуникациям лагеря: водоснабжению, питанию, обмену постельного белья, телефонной сети и мн.др. и вместе с тем не зависеть от оздоровительной программы лагеря, а осуществлять свою.

   Программа включает в себя комплекс физкультурно-оздоровительных и культурно-досуговых мероприятий.

   Из набранного количества детей создаются так называемые отряды,  по-иному их можно назвать поселениями.

    В предлагаемой программе это:

- «ДЖАМБАРУ» - скаутский палаточный лагерь,

-  «ВИГВАМИЯ» - индейская деревня,

- «КОКОМАНГО» - стоянка дикарей,

- «ТАМАГОЧИ» - японская деревня.

    Проживание в этих поселениях рассчитано на 21 день по следующему циклу: по 5 дней в каждом поселении и 1 день – общелагерный праздник.

   На каждый отряд необходимо по 3 взрослых-вожатых.

   Дети, которые поселяются в лагере, должны сразу войти и принять предлагаемые условия игры и это будет уже через прием в поселении их взрослыми – это не вожатые в традиционном понимании, а «вожди племени», «предводители» и прочие.

 Кроме нижеприведенной программы «жители поселений» участвуют и в общих мероприятиях базы отдыха.

  Площадь для построений поселений преобразуется в ежедневный, т.н. «Старый Арбат», или условно говоря «ПЛОЩАДЬ САМОВЫРАЖЕНИЯ». Название может быть заменено, напр. «Площадь дружбы народов» или «Площадь Разгуляй» и проч.

  На площади м.б. расположена «Сувенирная лавка», где кроме буклетов о базе отдыха г.Волжского и проч. Сувенирной продукции м.б., представлены к продаже изделия самих ребят: поделки из природного материала, фотографии видов местности и проч. Продавцы – сами ребята.

  - ФОТОСАЛОН – место для фотографов-любителей и 1-го профессионала взрослого. Здесь же расположены тамтамарески – это изготовленная фанерная фигура желаемого персонажа с прорезью для лица фотографируемого.

  - МУЗЫКАЛЬНАЯ ТУСОВКА – где один вожатый, владеющий гитарой будет собирать вокруг себя любителей игры на гитаре, предоставлять им инструменты.

- ХУДОЖНИКИ – на заранее приготовленных мольбертах, заготовленного достаточного количества бумаги и художественных принадлежностей  будут располагаться рядом с вожатым, умеющим рисовать.

   Здесь же, на площади, выйдя после обеда дети могут непринужденно беседовать, обсуждать оргвопросы и проч.

  Цель данной площади – заменить собой заорганизованную лагерную кружковую работу, придать обучению навыкам непринужденность и развивать подлинные интересы и способности ребят.

   Из трех смен просим обратить внимание на участие в следующих мероприятиях:

ИЮНЬ:

1 СМЕНА

– Открытие смены «РАДУЖНАЯ СТРАНА»

– Открытие СПАРТАКИАДЫ,

– РОБИНЗОНАДА,

 ИЮЛЬ:

 – День ИНДЕЙЦА,

 – Выставка «НОВЫЙ АРБАТ»,

 – МАЛЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ,

 – ВОЖАТЫЙ МОЕЙ МЕЧТЫ,

 – ЗАКРЫТИЕ СМЕНЫ «ВОДОПАД 9 МУЗ»

 2 СМЕНА

– ОТКРЫТИЕ СМЕНЫ ШОУ-ПРОГРАММА «БОЛЬШОЙ ХОРОВОД»

– С ДНЕМ РОЖДЕНЬЯ, ГОРОД!

– ОСТРОВ СВОБОДНЫХ ХУДОЖНИКОВ,

– ШКОЛА ЮНОГО ПАРИКМАХЕРА,

– ДЕНЬ СМЕХА,

  АВГУСТ:

 – ИГРЫ ДОБРОЙ ВОЛИ,

 – ЗАКРЫТИЕ СМЕНЫ «МЫ ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА»

 СМЕНА:

 – ОТКРЫТИЕ СМЕНЫ «ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО МЫ!»,

 – ЯРМАРКА РЕКОРДОВ,

 – ДЕНЬ ИНДЕЙЦА

 – ДЕНЬ РЕКОРДОВ ГИННЕСА,

 – ЗАЩИТА ФАНТАСТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ,

 – ДЕНЬ СМЕХА,

 – ДЕНЬ БЕРЕНДЕЯ,

 – УТРЕННЯЯ ЗВЕЗДА,

 – ВЕРНИСАЖ.

     Предлагаемая программа – только основа, своеобразный план-каркас, на который каждый специалист-организатор альтернативного отдыха может «Наложить» свою систему, свой комплекс мероприятий, свою программу.

   Задача ПЕДАГОГА будет состоять в освоении ребятами знаний о предлагаемой стране «проживания», о ее традициях и обычаях. Это изучение должно проходить постоянно – готовятся ли праздники, проходят походы или соревнования – все должно соответствовать колориту страны, педагог попутно рассказывает о сторонах жизни и т.п., чтобы в конце ребята могли ответить на вопросы предлагаемых викторин о странах.

   Задача ПСИХОЛОГА состоит в создании благоприятной атмосферы, комфортного микроклимата ка в малой группе, так и в отряде в целом. Это происходит через выявление проблемных моментов через анкетирование, тестирование, опрос или наблюдение и их устранение или разрешение на игровом уровне.

    Важный момент в работе психолога – релаксация. Например обязательный в лагере дневной сон может быть заменен на сеансы релаксации. Устранение конфликтных ситуаций, напряженности в группе – вот задача психолога. Напоминаем – все это ведется на игровом познавательном уровне, не выбиваясь за рамки данной программы, т.е. адаптируя свою программу к тем условностям поселений – индейцев, скаутов, дикарей и японцев, на которых построена вся программа.

   МУЗЫКАНТ, прочтя программу – увидит в ней приложение своих сил в подборе «этнической музыки, в подготовке карнавалов, в обучении ребят игре на различных инструментах: на гитаре в частности.

  Внимательно прочитав программу музыкант увидит, что перед подготовкой карнавалов в «поселениях» проходит изготовление муз. Инструментов своими силами – роль консультанта тут как нельзя кстати.

  Какие мелодии будут звучать во время побудок, во время спортивных соревнований, танцев и проч.

   РУКОВОДИТЕЛЬ ТАНЦЕВ скорректирует свои знания на постановку этнических танцев, запасется музыкальными фрагментами, элементами костюмов.

  ВОЖАТЫЙ и др. организаторы досуга прочтут всю возможную литературу по указанным странам, будут иметь представление о формах досуга в данной этнической группе, о традициях, о географическом и международном положении, о национальных символах – флаге, гербе, гимне, национальной валюте. Займется составлением викторин и подготовкой сценариев предстоящих праздников и дел в отряде.

   Итак, перед вами подробная программа «поселений» – вчитайтесь в нее, что-то отвергните или дополните, что-то переделаете на свой лад, опираясь на собственные знания и опыт работы – запаситесь литературой, всем необходимым для успешного претворения в жизнь первых опытов альтернативного отдыха детей в летнее время. И тогда все у вас получится! Надеемся, что данная программа поможет вам в этом. Успеха!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация летнего отдыха детей в пришкольном оздоровительном лагере "Солнышко"

Организация летнего отдыха детей в пришкольном оздоровительном лагере...

Комплексная программа по организации летнего отдыха детей ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРИШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ «НЕПОСЕДЫ-2013»

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Расчитана на 2 периода оздоровления детей по двум направлениям --  экологическое и спортивно-оздоровительное....

Программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Нижневартовск средней общеобразовательной школы № 24 «Здоровейка»

Целью моей программы  -создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности детей в летний период для укрепления здоровья и организации досуга учащихся, для их роста, самоутверждения,раз...

Программа организации летнего отдыха детей

Уважаемые организаторы детского досуга!Предлагаем Вам нетрадиционный подход к органазации детского досуга в летнее время в загородном лагере. Предлагаемая программа может быть осуществлена на лет...

Программа организации летнего отдыха детей

Уважаемые организаторы детского досуга!Предлагаем Вам нетрадиционный подход к органазации детского досуга в летнее время в загородном лагере. Предлагаемая программа может быть осуществлена на лет...

Программа организации летнего отдыха детей

Уважаемые организаторы детского досуга!Предлагаем Вам нетрадиционный подход к органазации детского досуга в летнее время в загородном лагере. Предлагаемая программа может быть осуществлена на лет...

Рабочая программа для организации летнего отдыха детей и подростков

Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.Цель созда...