Рабочая программа для организации летнего отдыха детей и подростков
рабочая программа на тему
Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.
Цель создания программы:
используя естественный интерес ребенка к окружающему миру, а также присущее данному возрасту эмоциональное восприятие сформировать у детей, будущих граждан нашей планеты, бережное отношение к легко ранимой природе, организация отдыха, оздоровления и экологического развития учащихся школы в летний период, формирование экологической культуры школьников .
Скачать:
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
«___»___________2014год
Директор МБОУ СОШ № 66
_________О.В.Приспешкин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 66»
Программа
городского оздоровительного лагеря
для организации летнего отдыха детей и подростков
Авторы программы:
Игнатюк Ольга Валентиновна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 66,
Попкова Ирина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 66.
Хабаровск 2014 год
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
· проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
· издание приказа по школе о проведении летней кампании;
· разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
· подготовка методического материала для работников лагеря;
· отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
· составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т. д.
Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
· встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
· запуск программы «Лето моей мечты»;
· формирование органов самоуправления,
· знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап смены.
Основной деятельностью этого этапа является:
· реализация основной идеи смены;
· вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческих дел;
· работа творческих мастерских.
Экипажи пересекают моря и океаны, делают остановки в бухтах:
· «Бухта Творческая»
· «Бухта Русских традиций»;
· «Бухта хочу стать взрослым»
· «Бухта «Наши родные места» и т. д.
Заключительный этап смены.
Целью этого этапа является:
· подведение итогов смены;
· выработка перспектив деятельности организации;
· анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем. Экипажи завершают кругосветное путешествие в «Бухте Птиц», в которой подводятся итоги смены, определяется экипаж-лидер, осуществляется заветная мечта экипажа.
ПРОГРАММА
экологической направленности летней оздоровительной кампании
Актуальность программы
Сегодня взрослых, а порой и детей, тревожат сведения о том, что мы дышим грязным воздухом, едим загрязненную посторонними примесями пищу и пьем такую же плохую воду, заставляя при этом страдать окружающие нас растения и животных вместе с нами.
А что будет дальше? Что случилось с природой? Как избавиться от надвигающихся бед? И с чем при этом следует спешить, а какие заботы можно оставить на завтра?
Эта проблема должна волновать и вожатого, и воспитателя. Необходимо задуматься над этими вопросами, понять, что мы можем сделать и начать активно действовать в оздоровительных лагерях. Главное понять, что от действий каждого зависит ее решение. Воспитателю (вожатому) совершенно необходимо умение не просто знать проблему, не просто защищаться, а уметь эти проблемы решать!
Важно, воспитывая детей, учить привыкать делать выбор: не разрушать, а создавать новое, превращать сломанные вещи в полезные. Воспитателю (вожатому) необходимо способствовать созданию, утверждению, формированию новых норм поведения.
Цель создания программы:
используя естественный интерес ребенка к окружающему миру, а также присущее данному возрасту эмоциональное восприятие сформировать у детей, будущих граждан нашей планеты, бережное отношение к легко ранимой природе, организация отдыха, оздоровления и экологического развития учащихся школы в летний период, формирование экологической культуры школьников .
Задачи
- Дать детям, засидевшимся в “каменных хоромах”, заряд физической и эмоциональной нагрузки.
- Формирование у детей любови ко всему живому, привить культуру поведения среди природы.
- Научить приемам выживания на природе в случае экстремальных ситуаций (например, ориентирование в незнакомой местности, вынужденная ночевка в лесу и пр.).
- Содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей;
- Создание педагогической воспитательной среды, способствующей развитию сознательного стремления к ведению здорового образа жизни;
- Максимальное внимание развитию личности ребенка, раскрытие его способностей на основе удовлетворения интересов и неудовлетворенных в школе потребностей (прежде всего духовных, интеллектуальных и двигательных);
- Широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;
- Организация разнообразной общественно значимой досуговой деятельности детей, и прежде всего, активного общения с природой;
- Укрепление здоровья, закаливание организма детей;
- Выявление и развитие творческого потенциала ребенка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;
- Развитие у детей навыков работы в группе, участие в управлении детским оздоровительным лагерем.
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные лагеря.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Ну, где ещё ребенок почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагерях?! Тут не надо бояться, что тебя вызовут к доске, снова плохую отметку поставят, потребуют дневник, а потом дома – родительская разборка. Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
В каникулы он может общаться, с кем хочет, и этот выбор делает он сам, и главное, в период организации отдыха в детских центрах направить в надежное русло эти знакомства и общение.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.
В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Все это и натолкнуло на создание программы организации летнего отдыха «Лето моей мечты». Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Наш лагерь имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.
Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:
- экологическое;
- спортивно-оздоровительное,
- содержательно-досуговое,
- нравственное,
- гражданско-патриотическое.
Концепция программы
Концептуальные основы деятельности.
Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.
Главным направлением в работе воспитателей и вожатых является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющим возможности загородного оздоровительного отдыха.
Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Организация творческого пространства представляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.
Методическое проектирование лагеря «голубая лагуна» опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики. Нами были использованы труды и работы следующих выдающихся людей:
1. Идея первичности личности по отношению к обществу (А. Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б. Ананьев).
2. Идея опоры на базовые потребности ребенка (В. Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
3. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В. Сухомлинский, А. С.Макаренко).
4. Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л. С. Выготский)
5. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В. Сухомлинский, А. С.Макаренко).
Программа летнего оздоровительного лагеря «Голубая лагуна» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений.
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности.
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере «Бригантина» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности.
Участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей «Радужное творчество».
Принцип дифференциации воспитания.
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
· отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
· создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
· взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
· активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности.
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
· необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
· оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
· вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
· сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
· постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
· грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
· грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
· грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
· грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
· грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип личностного Я.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
· при развитии детского самоуправления;
· при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
· при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
· добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
· доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
· в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов
Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания включает в себя следующие виды деятельности:
- Спортивно - оздоровительная работа
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
1. Провести витаминизацию питания детей.
2. Осуществлять соблюдение охранительного режима и правил техники безопасности
Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Используются природные факторы: чистый воздух, лес, река. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
· ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
· спортивные игры;
· аттракционы;
· эстафеты и соревнования;
· спортивные праздники;
· водные процедуры;
· ежедневный осмотр детей медицинским работником;
· принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток;
· организация здорового питания детей;
· организация спортивно-массовых мероприятий:
· подвижные спортивные игры.
- Организация активного досуга
Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
Задачи:
1. Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.
2. Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Формы работы:
Игра; Конкурс; Викторина; Праздник; Турнир; Поход; Библиотечный час; Посещение музея, театра; Просмотр фильма; Чтение книги; Дискотека; Соревнование; Эстафеты; Трудовой десант; Занятия в кружках.
Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:
· Добровольности включения ребенка в досуговую деятельность;
· Альтернативного провождения времени
· Свободного времени
· Совместного планирования досуговой деятельности.
· Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:
· Уровень целостного детского коллектива смены;
· Уровень отряда;
· Уровень организации досуга в группах по интересам;
· Уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.
- Организация кружковой деятельности
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в периода каждой смены работаю постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.
Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.
Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
· изучение интересов детей;
· презентация кружков на линейке в начале смены;
· ознакомление детей с режимом работы кружков;
· самоопределение детей и запись их в кружки;
· деятельность ребят в кружках;
· текущее отражение результатов деятельности детей;
· подведение итогов работы кружков в конце смены.
- Работа по патриотическому воспитанию
Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.
Формы работы по данному направлению:
· беседа «Символика Российской Федерации»;
· дискуссия «Природа моего края»;
· спортивно-развлекательная программа с элементами ориентирования на местности «Следопыты»;
· посещение районного музея;
· конкурс рисунков «Чтобы не было войны!»;
· конкурсно-развлекательные программы;
· экологический КВН и т.д.
- Работа по экологическому воспитанию
Цель: развитие экологической культуры, экологического мышления детей.
На протяжении всех смен в отрядах будут созданы экологические службы:
- "Зеленый патруль" (следят и поддерживают чистоту и порядок на территории лагеря);
- школа "ЮКО" (юного корреспондента, выпуск газеты "Это надо знать....", выпуск фото - газеты "Растения красной книги" и другие виды деятельности);
- "Экологические затейники" (организуют и проводят экологические игры, деловые игры - моделирование различных ситуаций во взаимоотношении людей при разрешении экологических конфликтов);
- "Защитники природы" (придумывают призывы-листовки, готовят кроссворды, которые можно использовать при входе в столовую, в актовый зал, на этажах и так далее).
А также проводятся экологические акции и марши (конкретные общественно-полезные дела, способствующие улучшению экологической ситуации, например: разведение, посадка цветов, соблюдение чистоты и порядка на территории лагеря).
Критерии эффективности реализации программы
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 «стикеров» - символов рейтинга.
Цветовая гамма:
красный – «лидер-организатор»,
синий – «лидер-вдохновитель»
зелёный – «активный участник»
желтый – «исполнитель».
Участникам, набравшим 5-6 «стикеров», присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами, подарками.
Обеспечение реализации программы
Нормативно-правовое обеспечение:
В основу концепции программы легли следующие нормативно-правовые документы:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей..
4. Положение о лагере дневного пребывания .
5. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
6. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
7. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
8. Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
9. Приказы Управления образованием.
10. Должностные инструкции работников.
11. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
12. Заявления от родителей.
14. Акт приемки лагеря.
15. Планы работы.
Городской оздоровительный лагерь - это система, способствующая развитию ребенка как личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
Участники программы
- Участниками программы являются дети и подростки 6 – 14, педагогические и медицинские работники.
- Зачисление детей в отряд производится в соответствии с заявлениями родителей или лиц, их заменяющих, на основании приказа по школе.
- Комплектование педагогическими, медицинскими кадрами, обслуживающим персоналом осуществляет директор школы совместно с начальником лагеря.
- Работники отряда несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах возложенных на них обязанностей.
Участие в программе благотворно скажется на духовном и интеллектуальном развитии детей, будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки.
Использование и реализация предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности.
По окончании смены у ребенка:
- будут сформированы гражданские качества, культура межличностных взаимоотношений;
- будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявление социальной инициативы;
- будет развита индивидуальная, личная культура, приобщение к здоровому образу жизни;
- будут развиты коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе;
- будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности;
Так же произойдет улучшение качества творческих работ, за счет увеличения количества детей, принимающих участия в творческих конкурсах;
увеличится количество детей, принимающих участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях.
у детей сформируются умения и навыки, приобретенные в секциях, мастерских, студиях, которые будут способствовать личностному развитию и росту ребенка.
№ п/п | Материально-ресурсное обеспечение | Количество | Стоимость |
1 | Оформление: Ватманы Гуашь Цветная бумага Скотч Маркеры Папки Бумага Картриджи | 10 4 5 4 30 13 3 2 | 150 200 150 200 450 100 480 1100 |
2 | Оформление отрядных уголков: Ватманы Альбомы Гуашь Цветная бумага Шары Маркеры | 10 20 10 10 50 20 | 100 600 300 200 350 300 |
3 | Награждение: Грамоты, сувениры, призы | 95 | 2140 |
4 | Проведение конкурсов рисунков: Бумага Мел | 4 20 | 480 400 |
5 | Настольные игры | 8 | 3200 |
6 | Спортивный инвентарь: Мячи Скакалки | 5 5 | 7500 500 |
7 | Фото и видеоматериалы: Фотоальбомы Фотографии | 3 60 | 150 450 |
8 | Организация экскурсий и мероприятий: Просмотр видеофильмов Зоосад приамурский Экскурсия в краеведческий музей | 30 30 30 | 4000 9000 6000 |
9 | Информационный стенд | 6000 | |
10 | Методическое оснащение: игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники | 5500 |
Итого: | 50000 (пятьдесят тысяч) рублей |
Приложение
№ дня | Мероприятия |
1 день Бухта Знакомств | - Знакомство с Экослужбами. - Праздник «Здравствуй, лето! Здравствуй, лагерь!» - Оформление уголка лагеря «Голубая лагуна». - Деление на отряды. - Проведение инструктажа по ТБ и Правилам пожарной безопасности. |
2 день Бухта Здоровья | - Диагностика здоровья (вес и рост учащихся вначале смены). -Минутки Здоровья «Вредные привычки». - Беседа «Как ухаживать за зубами» - Игры на свежем воздухе. |
3 день Бухта Чистая | - « Веселые старты с экологическими «препятствиями» -Экологическая акция (уборка территории) -Минутка Здоровья «Как ухаживать за кожей лица, рук». - Игры на свежем воздухе |
4 день Бухта Родные места | - «Русь, Россия, Родина моя» - беседа. - Конкурс рисунков «Мой любимый дом» - экскурсия в зоосад |
5 день Бухта Спортивная | - Соревнования юных велосипедистов «Безопасное колесо» - Пионербол -Минутка Здоровья «Путешествие в страну Витаминию». -эстафета «Зоологические забеги» |
6 день Бухта Талантов | - турнир по футболу - Минутка Здоровья «Ни дня без спорта». -Викторина «Музыка нашего леса» (угадай птицу по ее пению). - Конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия» |
7 день Бухта Малахитовая | -Минутка здоровья «Как снять усталость». - викторина по сказам Бажова - конкурс рисунков «Каменный цветок» - игра по станциям «Путешествие по родному краю» |
8 день Бухта Танцевальная | - Концертно-игровая программа «Вечера на хуторе близ Диканьки» -Минутка Здоровья «Осанка – основа красивой походки». - Стартинейджер «Танцуй, пока молодой!» -Праздничная программа «День именинника». |
9 день Бухта Смеха | - конкурс «Мусорная мода» -Минутка Здоровья «Смех продлевает жизнь». - Викторина «Устами младенца» - «Затейное поле»- конкурсная программа. |
10 день Бухта Любознательных | - Минутка Здоровья «Закаливание». - Чему мы хотим научиться? Чему мы научились? - Конкурс кроссвордов «Зов джунглей» - Конкурс чтецов. - Мини-футбол «Веселые ежата». |
11 день Бухта Рекордов | - Минутка Здоровья «Твой режим на каникулах». - Игра по станциям «В гостях у Берендея» - «Гиннес - шоу» - Выставка "Ветки и корни". - Выпуск листовок в защиту природы - Очистка территории от загрязнения. - "Джунгли зовут". |
12 день Бухта Цветов | - Операция " Зелёная планета" - Викторина "Загадки леса" -Игра «Цветочная Азбука». |
13 день Бухта Солнца | - Проблемный стол "Мир, в котором мы живем". - Конкурс коллективных аппликаций "Солнышко смеется". - Праздник "Нептуна" - Водные эстафеты. |
14 день Зелёная Бухта | - Беседа «Живи, родник!» - «Польза лекарственных трав»-сбор трав - Минутка Здоровья «Укусы насекомых: первая помощь» - Викторина «Отгадай растение» |
15 день Бухта Русских традиций | - «В гостях у сказки». Инсценирование отрывков из русских народных сказок. -Минутка Здоровья «Зелёная аптечка». - игра по станциям «В стране чудес» - «Русские посиделки». - Конкурс экологической частушки. |
16 день Бухта Дождя | - Конкурсная спортивная программа "Капля в море". -Минутка Здоровья «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». - Викторина о грибах. - Грибные сказки (сочинение и инсценирование). - Ритуал приветствия дождя (конкурс). |
17 день Бухта Творческая | - "Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас". - Экологическое казино. - Конкурс рисунков на асфальте "Мы и природа" - Театр лесных пародий. |
18 день Бухта Птиц | - "Поле чудес" (о птицах). - "Птичьи бега". - Конкурс лесных репортажей. - закрытие смены: Фестиваль «Зелёная планета» |
Овладеть секретами сказочного морского мастерства.
Потешать весь экипаж дивами дивными.
Моряк должен быть мужественным, бесстрашным, честным и находчивым.
Моряк не должен отвергать помощь других, должен помогать, кому это необходимо.
Моряк не должен нарушать законы.
Как бы медленно ты не двигался, главное-не останавливаться!
Пущенная стрела не возвращается.
Труднее всего справиться с собой.
Выбрав дорогу, не сворачивай.
Загляни себе в душу, спроси свое сердце.
Для тех, кто верит, нет ничего невозможного.
Не забывай о себе!
Право уважения личности.
Право творческого созидания.
Право познания.
Право свободы выбора деятельности.
Право свободного общения.
Право на информацию.
Право на инициативу.
Право быть счастливым.
Право на ошибку.
Закон территории.
Закон точного времени.
Закон доброго отношения.
Закон охраны природы.
Закон здорового образа жизни.
Закон уважения личности человека, чужого труда, чужого мнения.
Закон соуправления.
Закон свободы слова.
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ № 66 __________Приспешкин О.В. «___» ________________2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по формированию экологической грамотности
«Мир вокруг нас»
Автор-составитель:
Игнатюк О.В.., учитель начальной школы
МБУ СОШ №66
Г.Хабаровск, 2014
Пояснительная записка
Цель программы «Мир вокруг нас» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Программа «Мир вокруг нас» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 198 часов, 2-4 класс – 204 учебных часа в год.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения.
Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.
Лист наблюдения
1-я ступень | Ставит цель исследования с помощью учителя | Следует плану, предложенному учителем | Использует источники информации, рекомендованные учителем |
2-я ступень | Ставит цель исследования самостоятельно | В целом представляет, как достичь цели | Пытается обнаружить способы получения информации |
3-я ступень | Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели | Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент | Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения |
Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
Вопросы для самоанализа могут быть следующими:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________________________________________________
Наиболее трудным мне показалось__________________________________________
Я думаю, это потому, что ________________________________________________
Самым интересным было _________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________
Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в ПОРТФОЛИО ребенка.
При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.
Тематический план
1-й год обучения
№ раз- дела | № за- нятия | Тема | Теория | Практика |
1 | Введение | 3 | ||
1 | Что такое экология? | 3 | ||
2 | Мой дом за окном | |||
2 | Мой дом | 3 | ||
3 | Дом, где мы живём | 3 | ||
4 | Практическое занятие «Уборка школьного двора» | 3 | ||
5 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 3 | ||
6 | Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы» | 3 | ||
7 | Деревья твоего двора | 3 | ||
8 | Экскурсия по территории школы | 3 | ||
9 | Птицы нашего двора | 3 | ||
10 | Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» | 3 | ||
11 | Дорога из дома в школу | 3 | ||
3 | Я и моё окружение | |||
12 | Моя квартира | 3 | ||
13 | Моя семья | 3 | ||
14 | Соседи-жильцы | 3 | ||
15 | Мой класс | 3 | ||
16 | Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате» | 3 | ||
17 | Дом моей мечты | 3 | ||
18 | Комнатные растения в квартире, классе | 3 | ||
19 | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | 3 | ||
20 | Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» | 3 | ||
21 | Экскурсия в лес | 3 | ||
22 | Животные в доме | 3 | ||
4 | Гигиена моего дома | |||
23 | Уход за квартирой | 3 | ||
24 | Гигиена класса | 3 | ||
25 | Практическое занятие «Гигиена класса» | 3 | ||
26 | Бытовые приборы в квартире | 3 | ||
27 | Экскурсия в школьную кухню | 3 | ||
28 | Природа в квартире и в классе | 3 | ||
29 | Наша одежда и обувь | 3 | ||
30-31 | Русская народная одежда | 3 | ||
32 | Практическая работа «Уход за одеждой» | 3 | ||
33 | Экскурсия в археологический музей | 3 | ||
34 | Что мы знаем о цветах. Рисование любимого цветка. | 3 | ||
35 | Цветы в нашей жизни. (просмотр слайдов, загадки | 3 | ||
36 | Экскурсия «Цветы вокруг нас» | 3 | ||
37 | Аппликация «Мой любимый цветок». | 3 | ||
38 | Коллективное панно «Цветочная поляна» | 3 | ||
39 | Цветочные узоры. Декорирование платка, сумочки | 3 | ||
5 | «Строение цветущего растения» | |||
40 | Строение цветущего растения | 3 | ||
41 | Живи цветок (что необходимо для жизни растений). | 3 | ||
42 | Строение цветущего растения. | 3 | ||
43 | Части растения (корень, стебель, листья). | 3 | ||
6 | «Уход за растениями» | |||
44 | Уход за растениями | 3 | ||
45 | Правильный полив. | 3 | ||
46 | Рыхление. Подкормки. | 3 | ||
47 | Уход за листьями. | 3 | ||
7 | «Эти удивительные растения» | |||
48 | Эти удивительные растения (слайды). | 3 | ||
49 | Цветы-синоптики. | 3 | ||
50 | Цветы - доктора | 3 | ||
51 | Цветы-хищники. | 3 | ||
52 | Игра - практикум «Что мы знаем о цветах» | 3 | ||
8 | «Растения в доме и в саду» | |||
53 | Комнатные растения (просмотр слайдов) | 3 | ||
54 | Какие цветы в нашем доме. | 3 | ||
55 | Условия выращивания. | 3 | ||
56 | Цветы на праздник. Открытки. Техника оригами «Розы», «Тюльпаны» | 3 | ||
57 | Игровая программа «Во саду ли , в огороде» | 3 | ||
58 | Конкурсная программа «Угадай цветок». | 3 | ||
9 | «Школа цветовода» | |||
59 | Практикум «Комнатные цветы» (наблюдение) | 3 | ||
60 | Подготовка почвы к посадке. Отбор семян. Проверка семян на всхожесть, посев. | 3 | ||
61 | Весенняя экскурсия «Рождение жизни» | 3 | ||
62 | Экскурсия в сад. Наблюдение за появлением первых всходов растений. | 3 | ||
63 | Цветочное местечко. Уход за ростками. | 3 | ||
64 | Декоративное ограждение из цветных камешек . Практическая работа на участке. | 3 | ||
65 | Коллективный коллаж из разных материалов «Цените красоту» | 3 | ||
66 | Выпуск школьной газеты « Зелёная страничка» | 3 | ||
10 | «Знатоки природы» | |||
67 | Цветы и листья. «Где цветы, где листья?» Особенности цветения растений (просмотр слайдов) | 3 | ||
68 | Презентация детских находок «Комнатное чудо» (фото, аппликации, поделки) | 3 | ||
69 | «Цветочные загадки» Клуб знатоков природы | 3 | ||
70 | Изготовление информационно- иллюстративной книжки – раскладушки | 3 | ||
71 | Практическая работа «Чей цветочек? Чей листочек?» (Сбор моделей цветковых растений из частей) | 3 | ||
72 | Музыкально- эстетический праздник «Цветочный хоровод» | 3 | ||
Итого: 216 часов | ||||
Учебно-тематический план 2 –й год обучения | ||||
1 | Вода – источник жизни | |||
1 | Вода в моём доме и в природе | |||
2 | Стихи, рассказы о воде и природе | |||
3 | Экскурсия к водоёму | |||
4 | Весна в нашем селе | |||
5 | Экскурсия в лес | |||
6 | Вода в жизни растений | |||
7 | Вода в жизни животного мира | |||
8 | Вода и здоровье человека | |||
9 | Личная гигиена | |||
10 | Практическое занятие «Как правильно чистить зубы» | |||
11-12 | Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле» | |||
2 | Солнце и свет в нашей жизни | |||
13 | Солнце, Луна, звёзды – источники света | |||
14 | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения | |||
15 | Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света | |||
16 | Отношение к свету и теплу различных животных | |||
17 | Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи» | |||
18 | Электрический свет и тепло в моём доме | |||
19 | Откуда приходит свет и тепло в мой дом | |||
20 | Телевизор в моём доме | |||
21 | Сколько стоят свет и тепло | |||
22 | Итоговое занятие | |||
3 | Воздух и здоровье | |||
23 | Воздух и здоровье человека | |||
24 | Практическое занятие «Уборка в классе» | |||
4 | Мой край | |||
25 | Растительный мир края | |||
26 | Животный мир края | |||
27 | Исчезающие растения и животные родного края | |||
28 | Экскурсия в краеведческий музей | |||
5 | Весенние работы | |||
29-30 | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву | |||
31-33 | Практическое занятие по посадке растений и уход за ними | |||
34 | Итоговое занятие | |||
Итого: |
Учебно – тематический план
3-й год обучения
№ раз- дела | № за- нятия | Тема | Теория | Практика |
1 | 1 | Введение. Абаровский край на карте России | ||
2 | Растительность Кемеровской области | |||
2-3 | Травы, кустарники, деревья. Дальневосточная тайга. | |||
4 | Экскурсия «Где растут деревья». | |||
5-6 | Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев и создание гербария. | |||
7-8 | Кустарники. Их роль в жизни человека. | |||
9-11 | Зелёная аптека. Сбор и оформление гербариев лекарственных трав посёлка | |||
12 | Растения – сорняки и вредители здоровья человека | |||
13 | Комнатные растения. Разведение и уход за ними. | |||
14 | Викторина «Зелёный мир вокруг нас» | |||
15-16 | Защита проектов «Редкие растения края» | |||
17 | Заповедники и заказники Хабаровского края Создание экознаков. | |||
18 | Акция «Сохрани первоцвет» Красная книга | |||
3 | Насекомые нашего края | |||
19 | «Мал золотник – да дорог» (О пользе насекомых) | |||
20 | Насекомые – вредители | |||
21-22 | Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми | |||
23-24 | Насекомые. Экскурсия в краеведческий музей. | |||
25 | Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экознаков | |||
26 | «Кто важнее? (Игра-викторина «Спор насекомых») | |||
4 | Рыбы, обитающие в Хабаровском крае | |||
27 | Промысловые рыбы. Рациональное их использование | |||
28 | Рыбы, обитающие в реках края | |||
29 | Прудовые хозяйства . | |||
30 | Аквариумные рыбы. | |||
31 | Охрана рыбных богатств. Красная книга области. | |||
32 | Конкурс-игра «Золотая рыбка» | |||
33-34 | Защита экологических проектов |
Учебно – тематический план
4-й год обучения
№ раз- дела | № заня- тия | Тема | Теория | Практика |
1 | Птицы Кузбасса | |||
1 | Воробей – самая распространённая птица на Земле | |||
2 | Ворона – «интеллектуальная» птица | |||
3 | Ворон – красивая и умная птица | |||
4 | Сорока-белобока – «лесная сплетница» | |||
5 | «Лесной доктор» - дятел | |||
6 | Галка – городская птица | |||
7 | Загадочная птица – кукушка | |||
8 | «Пернатая кошка» - сова | |||
9 | Любимая птица – снегирь | |||
10 | «Сестрички-синички» - самые полезные птички России | |||
11 | Наш добрый сосед – скворец | |||
12 | Изготовление скворечников, кормушек | |||
13 | Красная книга области. Заповедники, заказники. Создание экознаков. | |||
14-15 | Защита экологических проектов | |||
2 | Животный мир. Звери, обитающие на территории нашего края. | |||
16 | Заяц – «Длинное ухо» | |||
17 | Лисица. «Лиса Патрикеевна» | |||
18 | Серый хищник – волк | |||
19 | Хозяин леса – медведь | |||
20 | Любознательный зверёк – белка | |||
21 | Лесной красавец – лось | |||
22 | Сердитый недотрога – ёж | |||
23 | Всеядное животное – барсук | |||
24 | Бобр – строитель | |||
25 | Запасливый бурундук | |||
26 | Рысь – родственник кошки | |||
27 | Соболь – «дорогой» зверёк | |||
28 | Косуля - самый маленький европейский олень | |||
29 | Красная книга области. Заповедники и заказникиХабаровского края. Создание экознаков. | |||
30-31 | Экскурсия в краеведческий музей | |||
32-33 | Защита экологических проектов | |||
34 | Подведение итогов | |||
Итого: |
Содержание программы
1 класс (198 ч)
Введение (1 ч)
Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.
1.Мой дом за окном
Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника безопасности. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек. Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай, троллейбус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы.
2.Я и моё окружение
Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение.
Моя семья. Происхождение слова «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.
Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу. Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе.
Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.
Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей за комнатными растениями. Наблюдение изменений произошедших после произведённых работ. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе
Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.
3.Гигиена моего дома.
Уход за квартирой. Влажная уборка, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила общения с электрической и газовой трубой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется. Правила безопасности при их эксплуатации.
Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями.
Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой. Изготовление одежды из природного материала. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду? История русского костюма. Моделирование и демонстрация одежды.
2 класс (34 ч)
- Вода – источник жизни (11 ч)
Вода в моём доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека? Как расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
2. Солнце и свет в нашей жизни (10 ч)
Солнце, Луна, звёзды – источники света. Влияние тепла и света на комнатные растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Как животные относятся к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Освещённость рабочего места. Глаз – орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз. Влияние ТЭЦ, АЭС, газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла. Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Источники света и тепла в русской избе.
3. Воздух и здоровье (3 ч)
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.
4. Мой край (6 ч)
Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области.
5. Весенние работы (4 ч)
Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке. Разбивка грядок. Посадка растений. Уход и наблюдении за всходами.
3 класс (34ч)
Вводное занятие (1 ч)
Кемеровская область на карте России
1.Растительный мир Хабаровского края (17 ч)
Растительный мир (общее понятие). Характерные признаки растений. тайга, Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. РастенияХабаровского края. Лекарственные растения края, посёлка. Раннецветущие растения. Охрана растений. Красная книга
2.Насекомые нашей области (8 ч)
Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезны насекомых. Насекомые нашей области. Красная книга области.
3.Рыбы, обитающие в нашей области (8 ч)
Рыбы, обитающие в реках и озёрах области. Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Охрана рыбных хозяйств.
- класс (34 ч)
1.Птицы Дальнего Востока (15 ч)
Птицы. Птицы нашей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Охрана птиц. Красная книга.
2.Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области (19 ч)
Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории нашей области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Красная книга области.
Список литературы
- Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
- Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001
- Бугров, А. Н. Шабалин, В. М. География Прокопьевского района Текст/ А. Н. Бугров, В. М. Шабалин. – Администрация Прокопьевского района , 1999.
- Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.
- Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.
- Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
- Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.
- Кошевой, В. А. и др. География: 6 класс «Мир Земли» Текст /В. А. Кошевой. – М.: Издательский дом «С – ИНФО»; Издательство «Баланс», 1999.
- Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1995.
- Клёнов, А. Малышам о минералах Текст / А. Клёнов. – М.: Педагогика - Пресс, 1993.
- Крылов, Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989. Лазаревич, К. С. Физическая география Текст / К. С. Лазаревич. –М.: Московский лицей, 1996.
- Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.
- Мытарев, А. А. Наш край родной Текст / А. А. Мытарев. – Кемерово, 1977.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа по организации летнего отдыха детей ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРИШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ «НЕПОСЕДЫ-2013»
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Расчитана на 2 периода оздоровления детей по двум направлениям -- экологическое и спортивно-оздоровительное....
Программа организации летнего отдыха детей
Уважаемые организаторы детского досуга!Предлагаем Вам нетрадиционный подход к органазации детского досуга в летнее время в загородном лагере. Предлагаемая программа может быть осуществлена на лет...
Программа организации летнего отдыха детей
Уважаемые организаторы детского досуга!Предлагаем Вам нетрадиционный подход к органазации детского досуга в летнее время в загородном лагере. Предлагаемая программа может быть осуществлена на лет...
Программа организации летнего отдыха детей
Уважаемые организаторы детского досуга!Предлагаем Вам нетрадиционный подход к органазации детского досуга в летнее время в загородном лагере. Предлагаемая программа может быть осуществлена на лет...
Программа организации летнего отдыха детей
Уважаемые организаторы детского досуга!Предлагаем Вам нетрадиционный подход к органазации детского досуга в летнее время в загородном лагере. Предлагаемая программа может быть осуществлена на лет...
Программа по организации летнего отдыха в лагере дневного пребывания детей «Созвездие»
Краткосрочная комплексная программа.Цель программы: организация познавательного, активного отдыха, направленного на оздоровление детей в условиях лагеря дневного пребывания...
Программа по организации летнего отдыха на базе лагеря с дневным пребыванием детей ЭкоВояж
Предлагается комплексная программа по организации летнего отдыха детей на базе лагеря с дневным пребыванием детей экологической направленности....