Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности (духовно – нравственное направление) «В гостях у сказки» 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
Пояснительная записка
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. В качестве учебного материала для формирования второклассников читателей – кружковцев выбрана фольклорная (народная) сказка. Цель: формирование второклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора второклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyakh_u_skazki.docx | 29.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №34»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО зам. директора Директор МАОУ «СОШ№34»
учителей нач. классов _______Г.Ф.Семенникова городского округа
Протокол №___ от__ «__»____ 20__ г. г. Стерлитамак РБ
Руководитель МО ____________ Г.Н. Петрова
_______ Н.А. Латышова Приказ №__ от «___» __ 20__г.
Рабочая программа
к курсу внеурочной деятельности
(духовно – нравственное направление)
«В гостях у сказки»
Класс 2 А
Количество часов в неделю: 1 ч..
Количество часов в год: 34 ч.
Учитель: Латышова Надежда Алексеевна
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
В качестве учебного материала для формирования второклассников читателей – кружковцев выбрана фольклорная (народная) сказка. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.
Цель: формирование второклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора второклассников.
Задачи:
- открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
- используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
- развитие эмоционально – чувственной сферы;
- обучение чтению – рассматриванию;
- учить детей оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Общая характеристика
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
- непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
- развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
- системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Ценностные ориентиры содержания
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание курса способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание курса интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Место в учебном плане
Во втором классе – 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Результаты изучения
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Метапредметные результаты:
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым биб-лиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Предметные результаты:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Основное содержание
2 класс
Сказки русских писателей (34 ч)
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
П.П.Ершов «Конек-горбунок»
М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
В. И. Даль «У тебя у самого свой ум»
К. Д. Ушинский «Ветер и солнце»
М. Л. Михайлов «Два Мороза»
М.Л. Михайлов «Волга и Вазуза»
М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
Л. Н. Толстой «Липунюшка»
Л. Н. Толстой «Царь и рубашка»
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»
Д. Н. Мамин-Сибиряк Сказка про храброго Зайца—длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
К. И. Чуковский «Муха-цокотуха»
П. П. Бажов «Серебряное копытце»
П. П. Бажов «Огневушка-поскакушка»
С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
А. П. Гайдар «Сказка о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»
В. В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»
В. В. Бианки «Чей нос лучше?»
В. В. Бианки «Терентий-Тетерев»
К. Г. Паустовский «Теплый хлеб»
Л. Пантелеев «Две лягушки»
Н. Г. Гарин-Михайловский «Знаем»
Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки»
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу обучения учащиеся должны знать:
- популярные русские сказки и сказки народов мира;
- признаки сказки как жанра;
- правила работы с красками.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;
- иллюстрировать услышанное или прочитанное;
- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.
Перечень учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса
- Пикулева Н.В. «Слово на ладошке» - М.:Новая школа, 1994
- Жиренко О.Е. «Внеклассные мероприятия. 1 класс» - М.: ВАКО, 2006
- «Родничок». Книга для внеклассного чтения в 1 классе. – Тула: «Родничок», 1998
- «Русские народные сказки» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005
- Белоусенко А.В. Волшебный мир сказок: утренники. – Волгоград: учитель, 2009
Тематическое планирование
№ п/п | Планируемая дата | Фактическая дата | Тема урока | Основные виды деятельности обучающихся. |
1. | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». | Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки. | ||
2. | А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» | Слушание, рассказывание, иллюстрирование, лепка героев | ||
3. | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | Слушание, выборочный пересказ, рисование с помощью трафарета. | ||
4. | А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке» | Слушание, лепка из пластилина, рисование пальчиками. | ||
5. | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Слушание, выборочный пересказ. | ||
6. | П.П.Ершов «Конек-горбунок» | Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки | ||
7. | М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» | Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки | ||
8. | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Слушание, чтение, иллюстрирование | ||
9. | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» | Слушание, чтение, иллюстрирование. | ||
10. | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Чтение, пересказ, иллюстрирование. | ||
11. | Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» | Слушание, лепка из пластилина колодца и ведерка, пересказ | ||
12. | В. И. Даль «У тебя у самого свой ум» | Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки | ||
13. | К. Д. Ушинский «Ветер и солнце» | Чтение, пересказ, иллюстрирование. | ||
14. | М. Л. Михайлов «Два Мороза» | Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки | ||
15. | М.Л. Михайлов «Волга и Вазуза» | Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки | ||
16. | М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | Слушание, пересказ, рисование свечкой и акварелью. | ||
17. | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки | ||
18. | Л. Н. Толстой «Липунюшка» | Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки | ||
19. | Л. Н. Толстой «Царь и рубашка» | Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки | ||
20. | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» | Рассказывание, чтение, лепка. | ||
21. | Д. Н. Мамин-Сибиряк Сказка про храброго Зайца—длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки | ||
22. | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» | Слушание, чтение, иллюстрирование. | ||
23. | А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки | ||
24. | К. И. Чуковский «Муха-цокотуха» | Чтение, краткий пересказ. | ||
25. | П. П. Бажов «Серебряное копытце» | Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки | ||
26. | П. П. Бажов «Огневушка-поскакушка» | Рассказывание, чтение, аппликация. | ||
27. | С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев» | Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки | ||
28. | А. П. Гайдар «Сказка о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» | Слушание, чтение, иллюстрирование. | ||
29. | В. В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил» | Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки | ||
30. | В. В. Бианки «Чей нос лучше?» В. В. Бианки «Терентий-Тетерев» | Слушание, чтение, краткий пересказ. | ||
31. | К. Г. Паустовский «Теплый хлеб» | Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки | ||
32. | Л. Пантелеев «Две лягушки» | Чтение, перемказ. | ||
33. | Н. Г. Гарин-Михайловский «Знаем» | Проведение викторины и выставка поделок. | ||
34. | Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление на тему "Мастерская общения" для обучающихся 1 - 4 класса
внеурочная деятельность...
Внеурочная деятельность.Духовно – нравственного направления. « В гостях у дедушки Краеведа»
Программа факультативного курса «В гостях у дедушки краеведа» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с ...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – патриот России» для учащихся 3 классов
Актуальность разработки и реализации программы внеурочной деятельности определяет сложившаяся в обществе отрицательная ситуация в вопросе духовно...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 3-4 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематический план занятий...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие
Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно - нравственной направленности «Капелька доброты» класс 1
Практическая значимость заключается в том, что занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения....
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «История моей страны» 2 класс
Программа внеурочной деятельности “История моей страны” (духовно-нравственное направление) для 2 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта началь...