Внеурочная деятельность.Духовно – нравственного направления. « В гостях у дедушки Краеведа»
проект (1 класс) на тему

       Программа факультативного курса «В гостях у дедушки краеведа» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться (УМК «Гармония»).     

       Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является – воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде,  экологическое воспитание.

   Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей. В этом актуальность программы.

      Новизна программы заключается в том, что содержание составлено таким образом, чтобы обеспечить единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек – природа – общество.   Новое требование времени – моделирование и конструирование проектов.

      Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

      Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_dedushki_kraeveda.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Новоторъяльская СОШ»

Утверждаю

Зам.директора по ВР

_____________( Якимова И.А.)

 

Внеурочная деятельность

Духовно – нравственного направления

Программа   кружка

« В гостях у дедушки  Краеведа»

 

 

Срок реализации – 1 год

                                                                                                              Возраст детей-7-8 лет

Автор: учитель начальных классов

 Макарова Ирина Анатольевна

Пояснительная записка

     

       Программа факультативного курса «В гостях у дедушки краеведа» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться (УМК «Гармония»).     

       Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является – воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде,  экологическое воспитание.

   Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей. В этом актуальность программы.

      Новизна программы заключается в том, что содержание составлено таким образом, чтобы обеспечить единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек – природа – общество.   Новое требование времени – моделирование и конструирование проектов.

      Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

      Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Цели и задачи программы

Цель: способствовать формированию экологической культуры обучающихся начальной школы с активной жизненной позицией.

      Задачи программы:

Обучающие:

-  расширить представления об окружающем мире;

-  сформировать представления о природных сообществах области;

 - познакомить об охраняемых территориях России и своей области;

-  сформировать умения и навыки природоохранной деятельности;

Развивающие:

- развить мотивацию к экологически грамотному поведению и здоровому образу жизни;

- развить мышление, наблюдательность, внимание, память;

- развить способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Воспитательные:

-  развивать интерес к изучению природы родного края, понимание активной роли человека в природе;

- формировать уважительное отношение к чужому мнению;

- воспитать бережное отношение к окружающей среде;

- воспитать в каждом учащемся активную гражданскую позицию и любовь к Родине,

- сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому  труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Особенности программы «В гостях у дедушки Краеведа»

              Программа «В гостях у дедушки краеведа»   учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для обучающихся начальных классов в рамках ФГОС

Занятия в объединении «В гостях у дедушки Краеведа» могут оказать практическую помощь школьникам, проявляющим интерес к окружающему миру, желающим обучиться умениям и навыкам наблюдения за природой, способам оказания практической помощи флоре и фауне родного края. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся. Занятия способствуют ориентации учащихся на профессии экологического профиля.

            Основная идея программы  состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятия законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность;  позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля,  опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,  разработка и создание экологических знаков,  знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Материально-техническое обеспечение

Для успешной реализации программы необходимы следующие средства обучения:

-компьютер

- аудио- и видеоматериалы,

-аудиоаппаратура,

- наглядные пособия.

Принципы построения программы «В гостях у дедушки Краеведа»

Программа   основывается на принципах.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного  процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили.  Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе.  Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения.Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Формы занятий: беседа, ролевые, дидактические игры, экскурсии, практикумы, лабораторные работы, просмотр учебных фильмов, разработка и защита проекта, конкурсы, самостоятельные работы творческого типа,  инсценированное представление.

Формы подведения итогов Программа предусматривает промежуточные и итоговые  формы подведения итогов внеурочной деятельности:

акция «Птичья столовая»

проект «Выращивание лука в комнатных условиях»

викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?»

праздник «День птиц»

устный журнал «Наш дом – планета Земля»

игра «Азбука экологии»

игра «Приключения в лесу»

Место учебного курса «В гостях у дедушки Краеведа» в учебном плане

Программа «В гостях у дедушки Краеведа» относится  к  духовно-нравственному и научно-познавательному направлениям,  рассчитана на 1 год занятий, объемом в 34 часа, 1 занятие в неделю по 40 мин.

Прогнозируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

- находить связи между человеком и природой;

-сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;

- различать предметы и выделять их признаки;

- определять названия исчезающих растений и животных своей местности;

- проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов  с помощью старшего;

- сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки,

- называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

- описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);

- наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;

- приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;

- приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений);

- проводить групповые наблюдения во время экскурсий

Личностные

У ребёнка будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; установка на здоровый образ жизни;

- установка на мотивацию к творческому  труду, работе на результат;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- правила поведения в природе;

- мотивация на посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Регулятивные:

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- учиться определять цель деятельности с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий;

-учиться высказывать своё предположение;

- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;

- работая по составленному плану, использовать справочную литературу, сложные приборы, средства ИКТ;

- учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности других детей   на уроке;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;

-стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Метапредметные:

- выполнять универсальные логические действия:

анализ (выделение признаков), производить синтез (составление целого из частей), выбирать основания для  сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи с помощью педагога,  выстраивать логическую цепь рассуждений,  относить объекты к известным понятиям;

-воспринимать тексты и выбирать главное, ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера с помощью наводящих вопросов педагога;

- ставить и формулировать вопросы;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

- вести наблюдения в природе под руководством старшего;

- запись, фиксация информации об окружающем мире в соответствии с учебной программой, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

- оформлять результаты своей деятельности в форме гербария, творческих работ, альбома.

- установление причинно-следственных связей с помощью старшего.

Коммуникативные:

-- формулировать собственное мнение и позицию;

- оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, предлагать помощь и сотрудничество);

Место проведения занятий – учебные кабинеты, пришкольный участок, читальный зал библиотеки школы, детская библиотека .

Учебно-тематический план  

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практи

ка

Форма проведения

Формы подведения итогов

1

Мой дом за окном. Красота окружающего мира

1

 1

 

Урок-презентация      Экскурсия

Анкетирование

2

Молчаливые соседи.

1

 

1

Экскурсия  

Конкурс рисунков

3

Пернатые друзья.

1

1

 

Беседа

Викторина

4

О чем шепчут деревья. Деревья нашего двора

1

 

1

Экскурсия

Практикум

Конкурс рисунков

5

Лес-дом лесных животных.

1

1

1

Беседа

Мастер класс

Поделки  

Сочинение  

6

Секреты неживой природы.

1

 

1

Ролевая игра  

Рефлексия

7

«Краски и звуки зимы»

1

 

1

Экскурсия

Выставка

8

Огород на окне.

1

 

1

 Исследоват. работа

Отчет

9

Уход за комнатными растениями

1

 

1

  Исследоват. работа

Игра «Собери цветник»

10

В гостях у леса.

1

 

1

 Практикум

Викторина

Игра: «Тайна лесной тропинки»

11

«Краски и звуки весны»

1

 

1

Экскурсия

Конкурс рисунков

12

Изучаем способы охраны природы.

1

1

 

Беседа  

Викторина

13

Небесные тела.

1

1

 

Экскурсия в планетарий

Игра   «День-ночь»

Викторина

14

Загадки под водой.

1

1

Видеоурок

Викторина

15

Планета насекомых.

1

1

 

Практикум Экскурсия

Экологическая игра

16

Изучаем экологические связи в живой природе.

1

 

1

Экологическая игра

рефлексия

17

Мастерим домики для птиц

1

1

 

Разработка проекта

Защита проекта

 

Итого:

17

 

 

Содержание тем  

  1. Введение в экологию. Мой дом за окном. Красота окружающего мира  

Экология. Правила поведения при проведении практических работ.

Понятие о природе, красоте природы. Человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых  условиях. Природа – наш дом. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри  живой природы; связь между природой и человеком.

Экскурсия в природу.

  1. Молчаливые соседи  

Домашние животные. Способы наблюдения за домашними питомцами. Требование гигиены и правил безопасности при содержании домашних животных. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.

Практическая работа: конкурс рисунков.

  1. Пернатые друзья  

Птицы. Знакомство с разнообразием птиц. Чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок. Помощь птицам осенью и зимой. «Красная книга». Игра-задание «Подбери клюв»  12 ноября - Синичкин день.                                                                                                                            Практическая работа: изготовление экологических рисунков.                                      Акции: «Кормушка»                                                                                                         Праздник «День птиц»

4. О чем шепчут деревья? Деревья нашего двора  

Деревья. Летняя и осенняя окраска листьев деревьев в природе. Знакомство с деревьями на школьном дворе. Дидактическая игра-задание «С какого дерева лист?»

Экскурсия в природу.

Практическая работа: оформление гербариев из листьев разных деревьев и кустарников, конкурс рисунков.

5. Лес-дом лесных животных  

Лесные животные. Квартиры лесных животных. Язык лесных обитателей. Профессии лесных обитателей. Животные-герои народных сказок, загадок, пословиц. Жалобная книга леса. Охрана животных. Красная книга.      

Практическая работа: чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах, их приспособленность к зимнему периоду, поделки из природного материала и пластилина. Сочинить экологическую сказку «Домик, в котором живет…»

6.Секреты неживой природы  

         Солнце-источник тепла и света для всего живого. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Защита воздуха и воды от загрязнений.

Практическая работа и опыты по изучению свойств воды.

7. «Краски и звуки зимы»  

Наблюдения за зимними изменениями в природе. Портреты лиственных деревьев, состояние хвойных деревьев. Зимние следы зверей и птиц. Следы деятельности животных.

Экскурсия.

Практическая работа. Подкормка зимующих птиц в парке; составление зимнего букета из веток и плодов деревьев и кустарников.

 

8. Огород на окне  

Огородные культуры, история их происхождения. Труд земледельца. Практическая работа: выращивание лука, петрушки, укропа,  овса, пшеницы/ для хомячка/ в комнатных условиях. Ведение  журнала наблюдений за ростом растений.

9.Уход за комнатными растениями    

Комнатные растения. Условия жизни и роста растений. Уход за комнатными растениями.                                                                                                                                       Игра «Собери цветник»                                                                                                                  Исследовательская работа: «Влияние света на рост и развитие комнатных растений».  

10. Лес и человек    

Лес в жизни человека. Изделия из древесины в каждом доме. Ягодные адреса. Грибные адреса. Дружба грибов с деревьями. Съедобные и несъедобные грибы. Жалобная книга леса.    

Игры: «Грибное лукошко», «Ягодное лото»

11. В гостях у леса  

Лесные ориентиры. Лесные барометры. Цветочные часы. Отдых в лесу. Следы, оставленные человеком в лесу (вытаптывание, пожары, повреждение деревьев, разорение гнёзд) Помощь лесу (выполнение правил поведения) Заповеди юных защитников леса.            

Практическая работа: посадка саженцев и уход за ними, составление памятки поведения в лесу.

Игра: «Тайна лесной тропинки»

Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет»

12. Краски и звуки весны  

Таяние снега. Наблюдение за развитием кустарников и деревьев. Распускание листьев. Наблюдение за развитием травянистых растений. Наблюдение за насекомыми, птицами и другими животными.                                                                                      Экскурсия.                                                                                                                                 Конкурс рисунков. Красота весенней природы.

13. Изучаем способы охраны природы  

Охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. 11 января - Всемирный день заповедников.  
Виртуальное путешествие по заповедникам нашей страны. «Красная книга».            
Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет»

14. Небесные тела  

        

        Звезды и планеты - небесные тела. Наш дом – планета Земля. Созвездие Большой медведицы.                                    

Игра   «День-ночь»

Экскурсия в планетарий. 

15. Загадки под водой  
      

Подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана. 19 февраля - Всемирный день защиты морских млекопитающих  (День кита)

16. Планета насекомых  
      

Почему насекомое зелёного цвета.   Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Бабочки. Охрана насекомых.
Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

Экскурсии: в краеведческий музей.

17. Тайны камней  

 Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты. Загадки янтаря и жемчуга. Обыкновенное чудо — соль.                                                                                              Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).
     Э
кскурсия  в краеведческий музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.

18. Мастерим домики для птиц  
      Практическая работа по изготовлению искусственных  гнезд для птиц.

19. Воздух. Значение воздуха  

Значение воздуха для растений, животных и человека. Свойства воздуха.

Охрана воздуха.

Опыты по изучению свойств воздуха.

20. Календарь экологических дат    

Знакомство детей с экологическими датами.

Список литературы

Литература, необходимая педагогу для занятий1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Давай знакомиться, Мир. Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник 2009.

2.  Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников./ Начальная школа. - 2003. - № 5. - С.64-75.

3.  Бабакова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. / Начальная школа. - 1993. - № 9. - С.16-20.

4.  Данилова М. Занимательная экология / Воспитание школьников. - 2005. - № 5. - С.25-33.

5.  Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества /Начальная школа. - 1989. - № 12. - С.40-44.

6.  Игнатьева О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева, А. Маджуга, Б. Анарметов /Альма матер. - 2005. - № 8. - С.57.

7.  Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе / Начальная школа. - 2002. - № 1. - С.18-22.

8.  Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа / Начальная школа. - 1991. - № 5. - С.2-8.

9.  Цветкова И.В. Эко-проект Маленький принц, или Экологические задания маленьким хозяевам нашей планеты. - М.: Просвещение, 1994. - 265 с.

10.  Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. - Ярославль: Изд. Академия развития. 1997. - 192 с

.Литература для детей

  1. Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин 100 вопросов и ответов. Животные-М.:ЗАО Росмэн, 2006.
  2. Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО РОСМЭН-ПРЕСС, 2007.
  3. Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО Издательство Астрель: ООО Издательство АСТ, 2001.
  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко АСТ, 1995.
  5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко АСТ, 1999.

Литература для родителей

  1. Электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»
  2.  Энциклопедия «Мир природы» (Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Дорогою добра"

  Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и подразумевает конкрети...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...

Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности (духовно – нравственное направление) «В гостях у сказки» 2 класс

Пояснительная записка  Программа разработана на основе федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развити...

Программа кружка внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Уроки нравственности"

Рабочая программа составлена в рамках духовно-нравственного направления в рамках стандарта нового поколения...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"для 1- 4классов

Данная программа представляет собой вариант программы организации   внеурочной деятельности школьников по направлению «Духовно-нравственное развитие» и предназначена для реализац...