Внеурочная деятельность.Духовно – нравственного направления. « В гостях у дедушки Краеведа»
проект (1 класс) на тему
Программа факультативного курса «В гостях у дедушки краеведа» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться (УМК «Гармония»).
Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является – воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей. В этом актуальность программы.
Новизна программы заключается в том, что содержание составлено таким образом, чтобы обеспечить единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек – природа – общество. Новое требование времени – моделирование и конструирование проектов.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_dedushki_kraeveda.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Новоторъяльская СОШ»
Утверждаю
Зам.директора по ВР
_____________( Якимова И.А.)
Внеурочная деятельность
Духовно – нравственного направления
Программа кружка
« В гостях у дедушки Краеведа»
Срок реализации – 1 год
Возраст детей-7-8 лет
Автор: учитель начальных классов
Макарова Ирина Анатольевна
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «В гостях у дедушки краеведа» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться (УМК «Гармония»).
Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является – воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей. В этом актуальность программы.
Новизна программы заключается в том, что содержание составлено таким образом, чтобы обеспечить единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек – природа – общество. Новое требование времени – моделирование и конструирование проектов.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Цели и задачи программы
Цель: способствовать формированию экологической культуры обучающихся начальной школы с активной жизненной позицией.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширить представления об окружающем мире;
- сформировать представления о природных сообществах области;
- познакомить об охраняемых территориях России и своей области;
- сформировать умения и навыки природоохранной деятельности;
Развивающие:
- развить мотивацию к экологически грамотному поведению и здоровому образу жизни;
- развить мышление, наблюдательность, внимание, память;
- развить способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Воспитательные:
- развивать интерес к изучению природы родного края, понимание активной роли человека в природе;
- формировать уважительное отношение к чужому мнению;
- воспитать бережное отношение к окружающей среде;
- воспитать в каждом учащемся активную гражданскую позицию и любовь к Родине,
- сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Особенности программы «В гостях у дедушки Краеведа»
Программа «В гостях у дедушки краеведа» учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для обучающихся начальных классов в рамках ФГОС
Занятия в объединении «В гостях у дедушки Краеведа» могут оказать практическую помощь школьникам, проявляющим интерес к окружающему миру, желающим обучиться умениям и навыкам наблюдения за природой, способам оказания практической помощи флоре и фауне родного края. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся. Занятия способствуют ориентации учащихся на профессии экологического профиля.
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятия законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экологических знаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы необходимы следующие средства обучения:
-компьютер
- аудио- и видеоматериалы,
-аудиоаппаратура,
- наглядные пособия.
Принципы построения программы «В гостях у дедушки Краеведа»
Программа основывается на принципах.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения.Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Формы занятий: беседа, ролевые, дидактические игры, экскурсии, практикумы, лабораторные работы, просмотр учебных фильмов, разработка и защита проекта, конкурсы, самостоятельные работы творческого типа, инсценированное представление.
Формы подведения итогов Программа предусматривает промежуточные и итоговые формы подведения итогов внеурочной деятельности:
акция «Птичья столовая»
проект «Выращивание лука в комнатных условиях»
викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?»
праздник «День птиц»
устный журнал «Наш дом – планета Земля»
игра «Азбука экологии»
игра «Приключения в лесу»
Место учебного курса «В гостях у дедушки Краеведа» в учебном плане
Программа «В гостях у дедушки Краеведа» относится к духовно-нравственному и научно-познавательному направлениям, рассчитана на 1 год занятий, объемом в 34 часа, 1 занятие в неделю по 40 мин.
Прогнозируемые результаты
Предметные умения | Универсальные учебные действия |
Обучающиеся научатся: - находить связи между человеком и природой; -сравнивать и различать природные объекты и изделия человека; - различать предметы и выделять их признаки; - определять названия исчезающих растений и животных своей местности; - проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью старшего; - сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, - называть условия, необходимые для жизни растений и животных; - описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений); - наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года; - приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей; - приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений); - проводить групповые наблюдения во время экскурсий | Личностные У ребёнка будут сформированы: -ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; установка на здоровый образ жизни; - установка на мотивацию к творческому труду, работе на результат; - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. - гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; - правила поведения в природе; - мотивация на посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - учиться определять цель деятельности с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий; -учиться высказывать своё предположение; - составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок; - работая по составленному плану, использовать справочную литературу, сложные приборы, средства ИКТ; - учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности других детей на уроке; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; -понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации; -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений; -стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Метапредметные: - выполнять универсальные логические действия: анализ (выделение признаков), производить синтез (составление целого из частей), выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи с помощью педагога, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям; -воспринимать тексты и выбирать главное, ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); - осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера с помощью наводящих вопросов педагога; - ставить и формулировать вопросы; - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; - вести наблюдения в природе под руководством старшего; - запись, фиксация информации об окружающем мире в соответствии с учебной программой, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; - оформлять результаты своей деятельности в форме гербария, творческих работ, альбома. - установление причинно-следственных связей с помощью старшего. Коммуникативные: -- формулировать собственное мнение и позицию; - оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; -слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. - организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, предлагать помощь и сотрудничество); |
Место проведения занятий – учебные кабинеты, пришкольный участок, читальный зал библиотеки школы, детская библиотека .
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практи ка | Форма проведения | Формы подведения итогов |
1 | Мой дом за окном. Красота окружающего мира | 1 | 1 |
| Урок-презентация Экскурсия | Анкетирование |
2 | Молчаливые соседи. | 1 |
| 1 | Экскурсия | Конкурс рисунков |
3 | Пернатые друзья. | 1 | 1 |
| Беседа | Викторина |
4 | О чем шепчут деревья. Деревья нашего двора | 1 |
| 1 | Экскурсия Практикум | Конкурс рисунков |
5 | Лес-дом лесных животных. | 1 | 1 | 1 | Беседа Мастер класс | Поделки Сочинение |
6 | Секреты неживой природы. | 1 |
| 1 | Ролевая игра | Рефлексия |
7 | «Краски и звуки зимы» | 1 |
| 1 | Экскурсия | Выставка |
8 | Огород на окне. | 1 |
| 1 | Исследоват. работа | Отчет |
9 | Уход за комнатными растениями | 1 |
| 1 | Исследоват. работа | Игра «Собери цветник» |
10 | В гостях у леса. | 1 |
| 1 | Практикум Викторина | Игра: «Тайна лесной тропинки» |
11 | «Краски и звуки весны» | 1 |
| 1 | Экскурсия | Конкурс рисунков |
12 | Изучаем способы охраны природы. | 1 | 1 |
| Беседа | Викторина |
13 | Небесные тела. | 1 | 1 |
| Экскурсия в планетарий | Игра «День-ночь» Викторина |
14 | Загадки под водой. | 1 | 1 | Видеоурок | Викторина | |
15 | Планета насекомых. | 1 | 1 |
| Практикум Экскурсия | Экологическая игра |
16 | Изучаем экологические связи в живой природе. | 1 |
| 1 | Экологическая игра | рефлексия |
17 | Мастерим домики для птиц | 1 | 1 |
| Разработка проекта | Защита проекта |
| Итого: | 17 |
|
|
Содержание тем
- Введение в экологию. Мой дом за окном. Красота окружающего мира
Экология. Правила поведения при проведении практических работ.
Понятие о природе, красоте природы. Человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях. Природа – наш дом. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы; связь между природой и человеком.
Экскурсия в природу.
- Молчаливые соседи
Домашние животные. Способы наблюдения за домашними питомцами. Требование гигиены и правил безопасности при содержании домашних животных. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.
Практическая работа: конкурс рисунков.
- Пернатые друзья
Птицы. Знакомство с разнообразием птиц. Чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок. Помощь птицам осенью и зимой. «Красная книга». Игра-задание «Подбери клюв» 12 ноября - Синичкин день. Практическая работа: изготовление экологических рисунков. Акции: «Кормушка» Праздник «День птиц»
4. О чем шепчут деревья? Деревья нашего двора
Деревья. Летняя и осенняя окраска листьев деревьев в природе. Знакомство с деревьями на школьном дворе. Дидактическая игра-задание «С какого дерева лист?»
Экскурсия в природу.
Практическая работа: оформление гербариев из листьев разных деревьев и кустарников, конкурс рисунков.
5. Лес-дом лесных животных
Лесные животные. Квартиры лесных животных. Язык лесных обитателей. Профессии лесных обитателей. Животные-герои народных сказок, загадок, пословиц. Жалобная книга леса. Охрана животных. Красная книга.
Практическая работа: чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах, их приспособленность к зимнему периоду, поделки из природного материала и пластилина. Сочинить экологическую сказку «Домик, в котором живет…»
6.Секреты неживой природы
Солнце-источник тепла и света для всего живого. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Защита воздуха и воды от загрязнений.
Практическая работа и опыты по изучению свойств воды.
7. «Краски и звуки зимы»
Наблюдения за зимними изменениями в природе. Портреты лиственных деревьев, состояние хвойных деревьев. Зимние следы зверей и птиц. Следы деятельности животных.
Экскурсия.
Практическая работа. Подкормка зимующих птиц в парке; составление зимнего букета из веток и плодов деревьев и кустарников.
8. Огород на окне
Огородные культуры, история их происхождения. Труд земледельца. Практическая работа: выращивание лука, петрушки, укропа, овса, пшеницы/ для хомячка/ в комнатных условиях. Ведение журнала наблюдений за ростом растений.
9.Уход за комнатными растениями
Комнатные растения. Условия жизни и роста растений. Уход за комнатными растениями. Игра «Собери цветник» Исследовательская работа: «Влияние света на рост и развитие комнатных растений».
10. Лес и человек
Лес в жизни человека. Изделия из древесины в каждом доме. Ягодные адреса. Грибные адреса. Дружба грибов с деревьями. Съедобные и несъедобные грибы. Жалобная книга леса.
Игры: «Грибное лукошко», «Ягодное лото»
11. В гостях у леса
Лесные ориентиры. Лесные барометры. Цветочные часы. Отдых в лесу. Следы, оставленные человеком в лесу (вытаптывание, пожары, повреждение деревьев, разорение гнёзд) Помощь лесу (выполнение правил поведения) Заповеди юных защитников леса.
Практическая работа: посадка саженцев и уход за ними, составление памятки поведения в лесу.
Игра: «Тайна лесной тропинки»
Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет»
12. Краски и звуки весны
Таяние снега. Наблюдение за развитием кустарников и деревьев. Распускание листьев. Наблюдение за развитием травянистых растений. Наблюдение за насекомыми, птицами и другими животными. Экскурсия. Конкурс рисунков. Красота весенней природы.
13. Изучаем способы охраны природы
Охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. 11 января - Всемирный день заповедников.
Виртуальное путешествие по заповедникам нашей страны. «Красная книга». Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет»
14. Небесные тела
Звезды и планеты - небесные тела. Наш дом – планета Земля. Созвездие Большой медведицы.
Игра «День-ночь»
Экскурсия в планетарий.
15. Загадки под водой
Подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана. 19 февраля - Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита)
16. Планета насекомых
Почему насекомое зелёного цвета. Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Бабочки. Охрана насекомых.
Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.
Экскурсии: в краеведческий музей.
17. Тайны камней
Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты. Загадки янтаря и жемчуга. Обыкновенное чудо — соль. Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).
Экскурсия в краеведческий музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.
18. Мастерим домики для птиц
Практическая работа по изготовлению искусственных гнезд для птиц.
19. Воздух. Значение воздуха
Значение воздуха для растений, животных и человека. Свойства воздуха.
Охрана воздуха.
Опыты по изучению свойств воздуха.
20. Календарь экологических дат
Знакомство детей с экологическими датами.
Список литературы
Литература, необходимая педагогу для занятий1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Давай знакомиться, Мир. Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник 2009.
2. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников./ Начальная школа. - 2003. - № 5. - С.64-75.
3. Бабакова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. / Начальная школа. - 1993. - № 9. - С.16-20.
4. Данилова М. Занимательная экология / Воспитание школьников. - 2005. - № 5. - С.25-33.
5. Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества /Начальная школа. - 1989. - № 12. - С.40-44.
6. Игнатьева О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева, А. Маджуга, Б. Анарметов /Альма матер. - 2005. - № 8. - С.57.
7. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе / Начальная школа. - 2002. - № 1. - С.18-22.
8. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа / Начальная школа. - 1991. - № 5. - С.2-8.
9. Цветкова И.В. Эко-проект Маленький принц, или Экологические задания маленьким хозяевам нашей планеты. - М.: Просвещение, 1994. - 265 с.
10. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. - Ярославль: Изд. Академия развития. 1997. - 192 с
.Литература для детей
- Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин 100 вопросов и ответов. Животные-М.:ЗАО Росмэн, 2006.
- Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО РОСМЭН-ПРЕСС, 2007.
- Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО Издательство Астрель: ООО Издательство АСТ, 2001.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко АСТ, 1995.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко АСТ, 1999.
Литература для родителей
- Электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»
- Энциклопедия «Мир природы» (Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Дорогою добра"
Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и подразумевает конкрети...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...
"Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою добра» для детей – 6,5 – 7,5 лет"
срок реализайии 1 год....
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление на тему "Мастерская общения" для обучающихся 1 - 4 класса
внеурочная деятельность...
Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности (духовно – нравственное направление) «В гостях у сказки» 2 класс
Пояснительная записка Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развити...
Программа кружка внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Уроки нравственности"
Рабочая программа составлена в рамках духовно-нравственного направления в рамках стандарта нового поколения...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"для 1- 4классов
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников по направлению «Духовно-нравственное развитие» и предназначена для реализац...