Патриотическое воспитание как средство в формировании коммуникативных УУД у обучающихся во внеурочной деятельности
материал

Никитенко Зоя Борисовна

Кружок патриотической направленности помогает в формировании у обучающихся коммуникативных УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание как средство  формирования коммуникативных УУД у обучающихся во внеурочной деятельности

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности ставит перед отечественным образованием  цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Федеральный государственный образовательный стандарт в системе начального общего образования предусматривает формирование познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Формирование всех УУД без исключения необходимо и естественно реализуется в моей работе. Сегодня я хочу остановиться на формировании коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочное время.  

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Всю первую четверть я наблюдала за обучающимися, пришедшими учиться в мой класс, затем провела  с ними  диагностическую  работу:

С целью  выявления наличия  коммуникативных действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера) проведены следующие диагностики:.

  • Методика «Левая и правая стороны».
  • Методика «Братья и сестры» (Пиаже, 1997)

Анализируя полученные результаты, я пришла к следующим выводам:

В классе 22 обучающихся.

Низкий уровень показали: 16  ребят -73 %. Эти дети  занимают эгоцентрическую позицию.

Средний уровень: 4 ребенка – 18 %. Это дети, которые  правильно определяли  стороны относительно своей позиции, но не учитывали позиции, отличные от своей.

Высокий уровень у двух ребят – 9 %.  Эти дети учитывают  позиции другого человека.

        С целью выявления наличия коммуникативных действий, направленных  на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию) проведена диагностика Г.А.Цукермана, задание «Руковички». 

Данная диагностика   показала, что

 низкий уровень  у 12 ребят (55%), эти  дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем;

средний уровень у 6 ребят (27%). В работах этих ребят видны сходства, но преобладают отличительные признаки каждого узора.

высокий уровень у 4 ребят (18%). Эти дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и, координируя их, строя совместное действие, следят за реализацией принятого замысла.  

   Для себя я сделала выводы, что мои ученики не умеют договариваться друг с другом, слышать друг друга и принимать позицию собеседника.

   Следующим этапом диагностики было тестирование родителей ребят. Анализ полученных результатов  показал, что дети мало общаются со сверстниками; не желают идти на компромисс (не умеют договариваться в играх или другой деятельности); чаще всего свободное время проводят за компьютером или в лучшем случае играют в настольные игры. Девять учеников были единственными в семье на момент поступления в 1 класс. Хочу обратить внимание, что из 22 обучающихся в классе всего 8 девочек, а 14 мальчиков. Мальчики часто спорили, многие из них хотели проявить себя лидером в том или ином деле.

Все это заставило меня задуматься, как строить работу с детьми, чтобы они научились взаимодействовать друг с другом, слышали своих одноклассников, умели выражать свои мысли, могли легко выступать на публике (так как это является очень серьезной проблемой по мнению  родителей, которые  отметили, что практически все ребята волнуются перед прочтением стихотворения или выступлением другого плана).              

   Нужно было найти такое общее дело, которое заинтересовало бы моих обучающихся, а заодно сплотило бы их, являлось бы средством в формировании всех вышеназванных качеств, т.е. коммуникативных УУД.

В нашей школе уже на протяжении 11 лет действует военно-патриотический клуб «Космодром», руководителем которого является  Горячкина Ольга Васильевна (учитель русского языка и литературы). Долго совещаясь и обсуждая пути решения проблем у моих учеников, мы с Ольгой Васильевной решили попробовать организовать кружок патриотической направленности. Так и появился в нашей школе кружок, которым я руковожу второй год.

В первом классе я не стала организовывать работу названного кружка. Сначала я хотела убедиться в его необходимости и эффективности. Я «усилила» воспитательную работу в направлении «Я и мое Отечество».  

Вместе с курсантами ВПК мои обучающиеся приняли участие в мероприятии «Разговор – размышление «Время выбрало вас», посвященном дню вывода войск из Афганистана 15 февраля.

Для себя я сделала вывод,  что ребятам нравится работать в данном направлении, их увлекает совместная деятельность, они стали реже ссориться, чаще идти на компромисс. В конце 1 класса я провела опрос среди родителей, с целью выяснить, поддерживают ли они меня в моем желании начать работу кружка патриотической направленности. Оказалось,  что родители тоже желают увлечь ребят этим нужным и полезным занятием. После этого я приняла твердое  решение организовать работу  кружка под названием «С чего начинается Родина».

Программа кружка военно-партиотического воспитания «С чего начинается Родина» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Общей целью программы кружка «С чего начинается Родина» является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займет необходимую каждому личностно-гражданскую позицию. Тем адекватнее и активнее он будет жить и действовать в сложных, противоречивых ситуациях, заранее далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я — моя страна — мой мир».

Задачи программы:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания;

3) Формирование коммуникативных УУД .

Работа кружка рассчитана на 68 часов в год,  2 часа в неделю. Один час мы с ребятами занимаемся отдельно (т.е. только наш класс). Тематика этого часа предусматривает знакомство с символикой нашего государства,  государственными праздниками, правами и обязанностями гражданина России, знакомством с художественной литературой патриотической направленности: «Тимур и его команда», «Мальчик со шпагой» и др., реализация проектов: работа по сбору информации. Во 2 классе мы собирали информацию на тему «Герои Отечественной войны 1812 года». Ребята работали в группах, выполняли поставленную задачу. Проект завершился  оформлением стенда в классе.  

В 3 классе мы  работали над проектом «7 чудес Приамурья», собрали информацию по данной теме, оформили стенд, провели тестирование параллели 3-х классов на знание чудес Приамурья и, оформив  материал,  выступили на школьной научно-практической конференции с докладом.

Второй час  мы проводим вместе с курсантами ВПК «Космодром», в который входят обучающиеся среднего и старшего звена нашей школы. У клуба имеется свой командир – Чорный Илья, есть заместитель командира клуба, есть знамя и знаменная группа. Курсанты разделены на 2 взвода – старший и средний (по возрасту), каждый взвод также имеет командира.  Очень хорошо отлажена система оповещения и т.д.  Наш класс, т.к. является самым младшим звеном, так и называется – младшее отделение ВПК «Космодром».

 В рамках этого совместного часа, ребята общаются со старшими товарищами (необходимо отметить, что взаимоотношения строятся на уважении к личности, независимо от возраста), учатся общению друг с другом, что немаловажно. Старшие ребята уже могут договариваться друг с другом,  находить выход из сложившейся спорной ситуации, уважать мнение своего товарища, а младшие, учатся этому у старших.   Ребята узнают азы военной службы:

  • Знакомство с устройством автомата;
  • военные звания;
  • героические моменты из жизни нашего государства и т.д.

Старшее звено отрабатывает с младшим  строевую подготовку: построение, перестроение, умение маршировать и т.д.

На протяжении всего времени работы моего кружка мы вместе с ВПК «Космодром» постоянно готовимся к  выступлениям на общегородских мероприятиях. (Естественно, перед каждым выступлением идет долгая подготовка: репетиции, отработка интонации и т.д. )

-День Ракетных войск стратегического назначения (17 декабря) -выступление;

-День вывода войск из Афганистана –  поздравляли ветеранов 15 февраля 2013 года;

Обучающиеся 2 б класса были участниками  митинга 13 апреля,  посвященного  Дню Космонавтики.  

Традиционно ко Дню Космонавтики в ЗАТО  Углегорск съезжаются патриотические клубы области. Такие сборы назвали «Гагаринскими». Каждый клуб помимо спортивных достижений, военных  навыков, демонстрирует свои сценические таланты. 19 апреля  2013 года ребята нашего кружка приняли участие в гала – концерте «Гагаринских» сборов.

В октябре 2013 года углегорская школа праздновала свое 50-летие. Мы с ребятами решили выступить на данном празднике с песней «Друзья» .

Я считаю, что результатом работы моего класса в данном направлении можно считать мнение родителей, которые решили обратиться к Администрации ЗАТО Углегорска с просьбой выделить средства для пошива формы для ребят моего класса. Очень серьезная работа велась родителями по реализации своего желания и желания детей. Два месяца после того, как были выделены средства, родители выбирали цвет, дизайн формы, искали компетентную швею и т.д. Сплоченность и серьезная деятельность родителей  привела к следующему результату: 29 октября состоялось торжественное вручение формы главой ЗАТО Углегорск Зениной М.В. Наши старшие товарищи – курсанты ВПК «Космодром» помогли провести данное мероприятие. Чувствовалась торжественность и, конечно же, ответственность ребят в будущем. Теперь у ребят своя парадная форма.  В конце праздника ребята исполнили песню «Мы дети солнца».

Традиционно каждый совместно с ВПК проведенный час, мы завершаем «Орлятским кругом»: поем свою любимую клубную песню «Космодром» и желаем себе и своим друзьям удачи на завтра.

Чтобы  выяснить результаты работы кружка в данном направлении, я провела промежуточную диагностику с целью выявления наличия коммуникативных действий, направленных  на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию).

Вместо задания «Рукавичка» я использовала задание «Тарелочка», принцип выполнения такой же, как и у «Рукавички» - ребятам нужно было в парах раскрасить (сделать узор) на тарелочке.

В диагностике приняли участие 20 ребят.

Диагностика показала следующие результаты:

Детей, которые даже не пытаются договориться (низкий уровень) в классе остается 4 (20%), что значительно лучше по сравнению с 1 классом (тогда было 55 %);

Детей, в работах которых видны сходства, но преобладают отличительные признаки: 6 человек – 30% (было 27%);

А детей, которые умеют взаимодействовать и приходят к согласию при совместной работе стало значительно больше: было всего 18 %, а теперь 40% (8 человек).

 По результатам диагностики можно сделать вывод, что работа кружка «С чего начинается Родина» дает свои результаты и помогает мне в формировании у моих учеников коммуникативных УУД. Я надеюсь, что в дальнейшем этот класс будет военно-инженерной или космической направленности. Но главное, что ребята учатся уважать и любить свою Родину, своих сверстников и старших товарищей, учатся слышать мнение собеседника, помогать друг другу, поддерживать друг друга, уважать друг друга.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотического отношения к малой Родине у младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в...

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности.

Создание мотивации сотрудничества; формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других; обучение правилам эффективной организации совместной работы; развитие эмоциональной сферы ли...

Современные технологии как средство формирования коммуникативных УУД в урочной и неурочной деятельности

В статье говорится о том, как формируются универсальные учебные действия у младших школьников  во внеурочной деятельности...

Мастер класс «Игра как одно из средств формирование коммуникативных УДД у обучающихся».

Участвуя во во Всероссийском конкурсе "Учитель года - 2017", мной был разработан мастер класс «Игра как одно из средств формирование    коммуникативных УДД у обучающихся...

Современные технологии как средство формирования коммуникативных УУД в урочной и неурочной деятельности

В статье рассказывается о современных технологиях как средстве формирования коммуникативных УУД в урочной и неурочной деятельности в начальных классах...

Доклад на августовскую педагогическую конференцию по теме "Гражданско-патриотическое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста"

Доклад на августовскую педагогическую конференцию по теме "Гражданско - патриотическое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности у детей младшего возраста"...