Современные технологии как средство формирования коммуникативных УУД в урочной и неурочной деятельности
статья на тему

Елизарова Елена Михайловна

В статье говорится о том, как формируются универсальные учебные действия у младших школьников  во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Современные технологии как средство формирования коммуникативных УУД в урочной и неурочной деятельности

Умение учиться –

это новообразование,

которое, в первую  очередь,

связано с освоением формы

учебного сотрудничества

Г.А. Цукерман

Коммуникативные универсальные учебные действия  обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.

К коммуникативным УУД относятся следующие действия:

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Результаты формирования  коммуникативных УУД:

  • Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их.
  • Имеет  навыки работы в группе.
  • Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия.
  • Понимает смысл  текста; знает и может применить  способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре).
  • Умеет осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
  • Проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений.
  • Умеет задавать учебные вопросы.
  • Умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации.
  • Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявляет доброжелательное внимание к окружающим.
  • Умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою.
  • Владеет способами разрешения конфликтов:
  • выявляет, идентифицирует проблему,
  • находит и оценивает альтернативные способы разрешения конфликта,
  • принимает решение и реализует его;
  • Обсуждает в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила.
  • Владеет способами управления поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия.
  • Поддержать разговор на интересную для него тему.
  • Строит  речевое высказывание.
  • Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

        Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важно уже в младшем школьном возрасте побуждая учащихся к целенаправленному общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно–воспитательного процесса.

Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, имеет определенный опыт общения со взрослыми.  В возрасте 6—7 лет у детей появляется интерес к сверстникам. Происходит интенсивное установление дружеских контактов, возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д., что является одной из важнейших задач развития на школьном этапе. 

Большая часть обучения в начальной школе строится с использованием групповых технологий, так как  совместная деятельность обучающегося и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.

1. Коммуникативные УУД формируются, когда:

- ученик учится отвечать на вопросы;

- ученик учится задавать вопросы;

- ученик учится вести диалог;

-ученик учится пересказывать сюжет;

- учащихся учат слушать; перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».

2. Технология

Коммуникативные УУД включают в себя сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми и, тем самым, обеспечивают общую социальную компетентность.

Технология будет работать если:

Определены цели. Для того чтобы ученик вступил в коммуникацию с учителем, учебником, сверстником или родителем, он должен осознать, для чего это нужно, что он хочет получить в итоге?

Побуждением к этому является некоторое затруднение, противоречие между личным состоянием и желаемым.

Выбран партнер по коммуникации. Формируя пары/группы/команды учителю надо учесть следующее:

- отношения между детьми в паре/группе должны быть положительными или нейтральными. С ребенком, не принимаемым детьми, придется поработать отдельно, продумать, как его подключать к работе;

- состав пар/групп должен меняться;

- наиболее эффективны пары/группы разные, но близкие по уровню общения (высокий и средний, средний и низкий);

- эффективность групповой работы прямо зависит от возможности партнеров обмениваться мнениями и обсуждать. Вам придется учить детей регулировать уровень шума.

Распределены функции и роли. По мере использования групповых форм учителю станет ясно, какие дети берут на себя роль лидеров в познавательном содержании, какие умеют поддерживать сотрудничество и примирять разногласия, кто умеет четко и логично представить общий результат, кто привносит конфликты и т.д. Все эти аспекты стоит обсудить в конце работы. Тем не менее, целесообразно менять роли/функции членов группы – лидеру полезно побыть исполнителем, конфликтному – примерить роль посредника.

Ученики умеют действовать и взаимодействовать. Для того, чтобы научить детей общаться и взаимодействовать, предстоит ввести правила или нормы работы в паре/группе. Каждый учитель имеет в своем арсенале такие правила, наработанные предшествующим опытом. Взглянув на них с новой позиции, можно особенно выделить следующие:

- слушай внимательно партнера по общению;

- переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял;

- отмечай прежде всего положительное;

- уважай чужие ошибки, вежливо объясни свое мнение;

- старайся работать хорошо;

- при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай эту помощь сам, если другой просит об этом;

- результатом работы пары/группы является ваше общее мнение;

- помни, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности;

- поблагодари партнера за работу.

Все эти правила должны вводиться постепенно, выводиться непосредственно из опыта детей, собираться в виде памятки.

Важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а так же обсуждение участниками способов своего действия.

Для групповой работы можно привлекать другие формы; например, проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков под руководством школьного психолога.

           Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиваниями т. п. Кроме этого, нередко требуются специальные усилия по налаживанию взаимоотношений между детьми.

Для формирования норм общения также лучше использовать групповую работу. Организация такой работы является особой педагогической задачей учителя. Первые шаги в налаживании работы в группах предпринимаются  уже на этапе адаптации, и в дальнейшем  приобретает важное значение для формирования коммуникативного взаимодействия.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

Подготовка к выполнению группового задания (постановка познавательной задачи, проблемной ситуации, инструктаж о последовательности работы, раздача дидактического материала).

Групповая работа (знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение обязанностей внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов в группе, обсуждение общего задания группы, подведение итогов группового задания);

Заключительная часть (сообщение о результатах работы в группах, анализ познавательной задачи, рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели).

Желательно, вначале, вместе с детьми, установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

Например:

убедись, что в разговоре участвует каждый;

говори спокойно и ясно;

говори только по делу.

Схему наиболее простого типа группового взаимодействия можно изобразить следующим образом: каждый ученик высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от группы. Работа детей строится по принципу «мозгового штурма».

Другая форма работы предполагает «конвейерный» тип взаимодействия в группе, так называемые, методы «пилы» и «вертушки», при котором между детьми распределена последовательность операций. Конвейерный тип взаимодействия удобен, прежде всего, для отработки навыков.

     

МЕТОД «ПИЛЫ» (задание выполняется по частям, каждый ученик занят своей частью).  Мы – зубчики одной пилы. Каждый ученик занят выполнением своего варианта задания.

Каждой группе предлагается одна (своя проблема), один текст и серия вопросов/заданий к ним, на которые должна ответить эта группа. Каждый ученик группы должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой вопрос. Примером такого подхода к организации может служить задание оперативно написать небольшой доклад или сочинение на изучаемую тему. В этом случае учащиеся группы вместе составляют план работы, распределяют, кто какую часть будет писать, чтобы быстро выполнить все задание, например, рефлексивное сочинение по теме (ЧАСТИ РЕЧИ).

Учебный материал разбит на логические части. Они распределяются между участниками группы. Учитель может взять на проверку любую тетрадь и поставить отметку за выполнение задания всей группе. Ребята получают задания разного уровня сложности (детям об этом не сообщается), то есть дети учатся в силу своих способностей, совершенствуют собственные достижения, а слабые ребята получают шанс быть оцененными наравне с сильными учащимися (ведь как один, так и другой сделали что могли.)

МЕТОД «ВЕРТУШКИ»

     Так, работая в группе, дети отрабатывают необходимые каждому из них навыки: один, по просьбе учителя, проверяет написание заглавных букв в тексте на карточке, другой вставляет в этот текст безударные гласные в корни слов и пр. Для вертушки работа с предложением: разбор по членам, частям речи, орфограммы, проверяемые по сильной позиции,  характеристику предложения.

Каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый, при этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. После завершения работы всеми группами учитель организует обсуждение, если задание было одинаковым для всех групп. Либо встречаются эксперты групп, у которых были одинаковые задания.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Без парной работы вообще нельзя обойтись в развивающем обучении, так как, во-первых, это дополнительное мотивационное средство вовлечь детей в содержание обучения, а во-вторых, это – возможность и необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить человеческие и деловые взаимоотношения детей. На уроках возможно применение следующих видов работ в паре: разучивание, пересказ, составление плана, объяснение, обмен опытом, сочинение, решение задач, проверка техники чтения, вычислений, письменных работ. В парах сменного состава удобно проверять знание таблицы умножения, компонентов действий, формул, алгоритмов. Как проверить табличные случаи сложения/вычитания, умножения? На территории класса создаём несколько «станций» (консультанты), а все остальные дети (не консультанты) «проходят» через них. У каждого ребёнка – свой листочек (дневник), в котором каждый консультант ставит ему оценку.

Для формирования коммуникативных учебных действий у часто болеющих детей, можно использовать дистанционное обучение по скайпу. Происходит диалог с учителем, в ходе которого учащийся не только получает новые знания и задания, но и учится общаться: отвечать на вопросы, задавать вопросы. Такой опыт широко используется в МОУ лицее № 8. В это году и мне пришлось обучать ученицу таким образом, т.к. она профессионально занимается художественной гимнастикой и часто пропускает уроки.

Неоспорим тот факт, что формирование коммуникативных УУД формируется не только в урочной, но и во внеурочной деятельности. Особое место в организации внеурочной деятельности отводится использованию педагогических технологий, как эффективному средству, способствующему достижению метапредметных результатов.

Одной из таких технологий является деловая игра, как форма формирования коммуникативных УУД, системы отношений между участниками игры.

Для школьников деловая игра привлекательна тем,  что в ней наиболее успешно могут осваиваться содержание новой деятельности, раскрывается эмоциональная опора личности, есть возможность для самовыражения, проявления самостоятельности и активности в среде сверстников.

Деловая игра позволяет достигать дидактические и воспитательные цели,

 Игра с деловым акцентом нацелена на формирование коммуникативных УУД в связи с тем, что данная технология строится на ситуациях общения.

Например, деловая игра, которую можно провести в начальной школе, «Умей защитить себя» посвящена Дню защиты детей. Здесь дети проигрывают самые различные ситуации, где им приходиться искать пути выхода из трудных ситуаций, уберечь себя и близких от несправедливости в жизни. Игра состоит из путешествия по  10 ситуационных станций.

На станции  «Юный турист» все дети класса превращаются в туристов и должны перебраться через опасный ров (условно или на площадке), используя туристское снаряжение, правильно расположить вещи и продукты питания.

На станции «Юный пожарный» дети становятся помощниками пожарных и отвечают на каверзные вопросы ведущего станции.

Станция «Юный биолог» встречает ребят видами различных грибов и ягод, пригодных и непригодных для использования в пищу человека. Необходимо преодолеть этот опасный и таинственный лес и  не погибнуть в нем, выбирая только съедобные грибы и ягоды.

На станции «Юный спасатель» идет жесткий отбор в спасатели на воде. Надо 10 раз отжаться, пробежать дистанцию, минуту выдержать «под водой», задержав дыхание. Лучшие  учащиеся спасают потерпевших бедствие на воде и т.д.

Умение сотрудничать наиболее полно проявляется и успешно развивается в деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта.

Исследовательская деятельность учащихся играет большую роль в формировании коммуникативных УУД, в ходе которой формируются умения:

  • планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнёрами;
  • обмениваться  найденным - в ходе исследования материалом,
  • строить речевые высказывания и ставить вопросы.

В нашем районе для учащихся начальной школы ежегодно проводится конкурс «Я - исследователь». Часто работу выполняют несколько человек, группа. Конкурс способствует тесному общению учащихся в ходе выполнения работы, т.е. способствует формированию коммуникативных УУД.

Вывод

Таким образом, овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповые технологии как средство формирования коммуникативных УУД

Научно- методическая статья об использовании групповой технологии на уроках в начальной школе....

Опыт работы по теме: «Здоровьесберегающие образовательные технологии в урочной и неурочной деятельности как условие реализации ФГОС НОО»

В данной статье представлен опыт работы по использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.Ключевые слова: здоровье, здо...

Современные технологии как средство формирования коммуникативных УУД в урочной и неурочной деятельности

В статье рассказывается о современных технологиях как средстве формирования коммуникативных УУД в урочной и неурочной деятельности в начальных классах...

Игровые технологии как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий в работе учителя начальной школы.

Данная статья содержит практический игровой материал, который учитель может использовать на уроках и во внеурочной деятельности для формирования коммуникативных УУД у учеников 1-4 классов....

Выступление на РМО начальных классов "Формирование элементов финансовой грамотности в урочной и неурочной деятельности"

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и нач...

ВКР на тему "Игровые технологии как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников"

Выпускная квалификационная работа на тему: "Игровые технологии как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников"Работа состоит из следующих пунктов:ВведениеГлава I....