Доклад на августовскую педагогическую конференцию по теме "Гражданско-патриотическое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста"
статья

ТитоваЮлия Викторовна

Доклад на августовскую педагогическую конференцию по теме "Гражданско - патриотическое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности у детей младшего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста

        Современное общество требует наличия у человека умения разбираться в сложных экономических понятиях, моделей экономического поведения, основ финансовой грамотности, которые формируются в течение всей жизни человека. Данная тема не является новой для педагогики, однако, остаётся всегда актуальной.

В этой связи несомненно очень важным становиться построение системы непрерывного функционального образования населения.

Одним из компонентов функциональной грамотности является финансовая грамотность.

Исторически сложилось так, что в российском обществе привычка не говорить о деньгах закрепилась в сознании граждан и при обсуждении вопросов, связанных с понятиями «личные средства», «финансы», «выгода» действует социальный стереотип нетактичности, неловкости, особенно в отношении детей.

Однако, современные исследования показывают, что финансово грамотные люди более эффективны и успешны в жизни вне зависимости от того в какой они стране, на каких позициях и в какой сфере они работают. Можно с уверенностью утверждать, что знание основ финансовой грамотности способствует повышению качества жизни и положительно влияет на благополучие людей. Именно поэтому, обучение финансовой грамотности касается каждого лично. И повышать финансовую грамотность нужно с детства.

Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг, не понимая важности ответственного отношения к вопросам нравственности и гражданско-патриотического долга.

Не понимая природу происхождения доходов и потребительского отношения к деньгам, человек сводит к минимуму ценность гражданственности и патриотизма.

А гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

С 2021 года в школе реализовывается курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность». Целью которого является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи данного курса

- осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;

- определять актуальные и потенциальные источники доходов;

- анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения.

Это курс рассчитан на 1 час в неделю и охватывает такие важные темы, формирующие гражданскую позицию, чувство патриотизма, как:

  • «Откуда взялись деньги»
  • Рассмотрим деньги поближе
  • Защита денег от подделок
  • Какие деньги были раньше в России
  • Современные деньги России и других стран
  • Откуда берутся деньги
  • Зачем нужны банки
  • Что такое Центральный банк России

При изучении данных тем очень важно фиксировать внимание детей на идентификации себя как гражданина России. При освоении курса применялись такие формы и методы работы как:

  • Работа над проектной задачей
  • Мини-исследование
  • Экскурсия
  • Игра
  • Практическое занятие

В начале ведения курса учащимся предлагалось заполнить анкету с такими вопросами: 1 вопрос «Как ты понимаешь, что такое деньги?», 2 вопрос «зачем современному человеку деньги?», 3 вопрос «все ли деньги одинаковы?», 4 вопрос «что такое купюра?», 5 вопрос «какие иностранные деньги ты знаешь?».

Проанализировав ответы детей, пришла к следующим выводам, что дети:

  • не понимают разницу понятий деньги и купюра;
  • не могут идентифицировать российские деньги и иностранные;
  • не понимают природу происхождения доходов в своей стране

В связи с этим был сформирован план по формированию основ финансовой грамотности через методы и формы гражданско-патриотического воспитания.

На занятиях при работе в форме мини-исследования привлекло большое внимание учащихся непосредственно их личный вклад в создание небольшой коллекции старинных денег. Благодаря этому дети заинтересовались историей России.

Учащимся очень интересно было узнать о банкнотах других стран.

На мини-исследовании по теме «Современные Российские деньги» учащиеся сделали вывод, что «государство заботиться о своих гражданах и защищает денежные купюры от подделок.

В ходе изучения тем, учащиеся ответили на вопросы что такое банк и зачем он нужен,  откуда берутся деньги и на что тратятся. Ответы представили в форме таблиц и картинок.

Пройдя курс «Финансовой грамотности» за 3 класс дети ещё раз ответили на вопросы той же анкеты. Результаты анкетирования показали, что учащиеся свободно ориентируются в понятиях деньги и купюра, могут идентифицировать российские деньги и иностранные.

Считаю необходимым продолжить работу над этой темой в 4 классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ экологического сознания у детей младшего школьного возраста

Формирование основ экологического сознания у детей младшего школьного возраста...

Использование методов игротерапии в процессе формирования основ финансовой грамотности у детей с интеллектуальными нарушениями

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в коррекционной педагогике. Финансовая грамотность – это не только умение распределять деньги и ходить в магази...

Формирование финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности

Формирование финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности...

Формирование финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности

Формирование финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности...