«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через внеурочную деятельность «Веселые нотки»»
статья
Коммуникативные УУД влияют на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже.
От коммуникативных УУД во многом зависит процесс адаптации ребенка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mou_vystuplenie.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
через внеурочную деятельность «Веселые нотки»»
Коммуникативные УУД влияют на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже.
От коммуникативных УУД во многом зависит процесс адаптации ребенка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то
испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.
Коммуникативные УУД учащихся могут рассматриваться в образовательном процессе как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Большинство первоклассников в начале учебного года не владеют умением совместной деятельности; не готовы сотрудничать в больших группах; плохо знают друг друга; не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними. Таким образом, уровень развития коммуникативных умений у многих из них далек от желаемого. Поэтому в данных условиях возникла необходимость специального целенаправленного и систематического формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС.
Следовательно, развитие коммуникативных универсальных учебных действий ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы, поэтому их формированию следует уделять пристальное внимание.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, коммуникативные универсальные учебные действия, формирование УУД.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым обучающимся своих интересов и увлечений , а так же своего «Я». Ведь главное, что здесь обучающийся делает свой выбор, свободно высказывает свою точку зрения, выговаривает собственное мнение, раскрывается как личность в целом. Важно заинтересовать обучающегося после уроков на внеурочной деятельности, чтобы школа стала для него интересным миром познания , что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство не только воспитания, но и социализации обучающегося в обществе. Внеурочная деятельность является не только дополнительной обучающей средой, но и средoй для формирования у детей коммуникативных универсальных учебных действий (далее УУД).
Формирование и развитие коммуникативных навыков через внеурочную деятельность «Веселые нотки» происходит у обучающихся с первого класса. Коммуникативные навыки в школе являются важным фактором в успешном обучении младших школьников. Если у обучающегося сформированы коммуникативные универсальные учебные действия, то ему с легкостью даётся не только учеба, но и общение со сверстниками, учителями, родителями.
Пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности и в эстетическом воспитании всегда имеет позитивное начало. Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ» очень точно передает суть вопроса.
Данная программа направлена на выполнение одной из важнейших задач музыкального образования – обеспечение условий для вхождения ребенка в мир искусства, знакомство его с культурным наследием народного хорового пения, классических и современных музыкальных произведений. Учебно-воспитательные задачи обусловлены музыкой, выступающей на всех занятиях как объект познания и средство воспитания.
При постоянном использовании специальных упражнений и игр во внеурочной деятельности у учащихся успешно формируются и закрепляются коммуникативные универсальные учебные действия.
Применение на занятиях как коллективной, так и индивидуальной формы работы, организация индивидуальных, ансамблевых, коллективных выступлений, возможность импровизации помогают сделать занятия яркими, запоминающимися и максимально реализовать поставленные задачи.
Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, концерты, праздники, творческие отчёты. Совместные просмотры и обсуждение концертов, музыкальных спектаклей. Выступление с концертными программами перед родителями, ветеранами войны и труда, малышами детского сада.
При подготовке и проведении таких мероприятий дети учатся слушать и слышать друг друга, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению другого человека, полно и точно выражать свои мысли, вырабатывать ораторские и актерские способности, у них развивается речь, обогащается словарный запас.
От уровня развития коммуникативной компетенции ребенка, во многом зависит процесс адаптации его в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Детям с низким уровнем коммуникативных способностей труднее найти себе в классе друзей для общения, для игр. Такие дети не могут участвовать в коллективном обсуждении, так как им трудно сформулировать свои ответы на уроках, построить грамматически и синтаксически правильную речь.
Младенец в колыбели, не понимающий слов матери, успокаивается под пение, затем старается воспроизвести услышанную мелодию сам, баюкая себя. С этих пор у ребёнка появляется потребность в песне. С этого момента малыш, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки - попевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много.
Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на внеурочных занятиях «Веселые нотки», помогают устранить непоседливость, чрезмерную утомляемость, замкнутость.
Занятия пением – это форма продуктивной деятельности, необходимые для построения целостной гармоничной личности.
Музыка должна пробуждать в ребёнке чувство радости, стремления двигаться, улыбаться. Ведь именно те звуки, которые он слышит, откладываются в его подсознании и влияют на будущее.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята постигают увлекательную науку музыкального мастерства, приобретают опыт публичного выступления и творческой работы. Дети могут привнести элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.
Следует стараться, чтобы маленьких детей не отпугнуть чем-то слишком серьёзным, что может показаться им утомительным или скучным. Для этой цели нужно создать ассоциации со всем, что им привычно и приятно. Использовать как можно больше сказки и больше фантазии. Не уставая, будить воображение ребёнка, связывая сказку, фантазию с музыкой. Не уставая, рассказывать и показывать, «колдовать» вокруг музыки.
Упражнение «Зеркало» В эту игру нужно играть вдвоём (в парах). Один из детей смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. «Зеркалом» выступает другой ребёнок. Потом дети обязательно меняются ролями.
Упражнение «Передача чувств» Детям по очереди даётся задание передать «по цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.
Упражнение «Перевоплощение» Дети (по очереди) загадывают определённый «образ», изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.
Коммуникативные УД
- умение осуществлять совместную продуктивную деятельность;
- умение участвовать в работе группы, распределять обязанности, договариваться друг с другом.
- умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми, умение слушать и понимать речь других;
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность».
В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и на...
Доклад на тему: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через системно - деятельностный подход к обучению в начальных классах.
Доклад на педсовет...
"Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через работу с текстом."
Данная статья направлена на изучение особенностей форм коммуникативных навыков младших школьников и на формирование их при работе с текстом через создание ситуации успеха в урочной деятельности....
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Особенностью содержания современного начального образования является формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих спос...
Формирование личностных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность ставит своей целью, прежде всего, развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности.Содержание деятельности учащ...
Презентация «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через внеурочную деятельность «Веселые нотки»»
Большинство первоклассников в начале учебного года не владеют умением совместной деятельности; не готовы сотрудничать в больших группах; плохо знают друг друга; не умеют общаться с малознакомыми сверс...