Социальное партнёрство как ресурс гражданско-патриотического воспитания младших школьников
статья (3 класс) по теме
В данной статье описана система работы с детьми по патриотическому воспитанию. Младшие школьники должны знать историю своей Родины, историческое прошлое своей семьи. Этому способствует сотрудничество с музеями города, семейные праздники и работа над социальными проектами. Результативным выходом является создание рукописных книг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание юных патриотов нашей Родины - основная задача школы! | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лукашова О.А., учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№1», г. Кандалакша
Социальное партнёрство как ресурс гражданско-патриотического воспитания младших школьников
Многие жизненные ценности, правила поведения человека в обществе, с другими людьми, духовные качества, проявляющиеся в этом поведении, закладываются в человеке с раннего детства. Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для себя и в себе делают нас теми, кем мы становимся в своей взрослой жизни.
В новых стандартах второго поколения одной из важнейших задач современной школы в наши дни является нравственно-патриотическое воспитание школьников. Это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребёнка и предполагающий становление его отношений к себе, к коллективу, обществу, к Родине.
Очень непростая задача учителя - воспитывать в детях уважение к историческому прошлому страны, боевым заслугам наших воинов и прививать чувство любви к своей Родине и краю, святыням земли русской. Для её успешного решения учитель должен пропустить эти понятия через себя, своё мироощущение.
А такие понятия, как долг, честь, совесть, достоинство должны обязательно стать стимулом личности каждого ребёнка.
В настоящее время воспитание патриотизма, гражданственности – достаточно трудная задача, решение которой требует большого терпения. Подчас в современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания.
Наши дети уже не мечтают стать доблестными воинами и не считают защиту своей Родины - священным долгом.
И я, как учитель, понимаю, что самым значимым ресурсом патриотического воспитания является социальное партнёрство с музеем.
Бесспорно, музей и школа – это различные по своим функциям социальные институты в обществе, но их объединяет то, что они способны оказывать глубокое воздействие на формирование личности ребенка.
Мы вместе с детьми ведём самую активную работу по сотрудничеству с музеями нашего города.
Итогом работы служат совместные мероприятия: акции, праздничные встречи с ветеранами войны, экскурсии по местам боевой славы и святыням земли Кольской, социальные проекты, направленные на изучение прошлого и настоящего нашей малой Родины.
Совместную работу музея и школы по патриотическому воспитанию мы отражаем на страницах газеты «Школьное окно», редакторами которой являются мои третьеклассники.
Гражданско-патриотическое воспитание детей невозможно представить без участия родителей. И не простого одобрения или стороннего наблюдателя, а активного участия в становлении, развитии своего ребёнка, в тесном сотрудничестве и сотворчестве с ним.
Патриотическое воспитание моих учеников осуществляется как в процессе обучения, так и в разнообразных формах внеклассной работы. В его основе лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота.
Принцип системности и последовательности помогает осуществлять замечательная авторская дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером», по которой работаю вместе с детьми три года. Она стала основой воспитательной системы моего класса. Авторы программы – творческий коллектив преподавателей дополнительного образования из г. Томска: Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелёва.
Цель – формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
По мнению Н.А. Шлемовой, кандидата философских наук, доцента общеуниверситетской кафедры философии Московского государственного педагогического университета, данная программа является предметно-педагогической инновацией. Именно на её основе был создан Всероссийский проект «Мы строим Добрый мир». Сейчас мои ученики - активные участники этого проекта и являются соавторами Всероссийского детского журнала «Добрята». На его страницах опубликованы материалы ребят на нравственно-патриотические темы. К тому же, в каждом номере журнала всегда замечательно и доступно представлен материал о героях-подвижниках нашей Родины, что является полезным воспитательным моментом для детей.
Таким образом, даже через творчество детей можно решать задачу патриотического воспитания младших школьников.
На занятиях кружка по основам детской журналистики мы много размышляем на нравственно-патриотические темы:
*Для чего я живу на земле.
*С чего для меня начинается Родина?
*Что такое подвиг и поступок?
*Город, в котором живу.
*Красота души.
*Красота сердца.
*Подвиг моего прадеда.
Ребята написали много замечательных сказок, сочинений и стихов по данной тематике. Многие работы были опубликованы на страницах печатных изданий: в газете «Нива», «Вести Кандалакши», в журнале «Добрята», «Управление начальной школой», «Добрая Дорога Детства», «Свечечка», «Наш Филиппок» и др.
Взаимодействие учителя и семьи окажется эффективнее, если будет реализовываться в новых активных формах совместной работы, в формах проектно-исследовательской деятельности.
С первого класса мы начали работу над проектом «Пять поколений», который включил в себя сразу же несколько воспитательных блоков.
Оттолкнулись от размышлений детей «Для чего я живу на земле?». Затем ребята решили узнать историю своей родословной, своей фамилии, семейных реликвиях и традициях.
Дальше размышляли о Родине, с чего она начинается. Проводили занятия, на которых рассуждали о доброте. На такие уроки часто приглашали священника нашего храма отца Александра. И уже только потом пошла работа над связью пяти поколений. Координаторами проекта были сотрудники музеев нашего города.
В ходе исследования работали не только дети, но и их родители. И вот результат – это целых пять фильмов по каждому поколению.
Итогом работы послужил большой семейный праздник «Пять поколений», который остался не только в душе каждого ребёнка, но и в сердце каждого взрослого. А искренние наставления детям, которые дал священник отец Валентин, запомнятся на долгие годы.
Информационные источники
[ 1 ] «Что есть духовность». Из газеты «Банк добрых знаний»,
akenig.narod.ru/chtoestduhovnost.htm.
- Горчакова Т.В., Бударина Л.Н., Коростелёва Т.В. «Служу Отечеству пером».
Образовательная программа по основам детской журналистики. – Томск:
Издательство «Твердыня», 2008. – 96 с.
- Пути к социальному партнерству. Развитие социально-трудовых отношений в современной России — от односторонне-командного управления к трехстороннему сотрудничеству. М.: Спец. приложение к бюллетеню «Конституционный вестник», 1993 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников".
В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направле...
«Социальное партнёрство как средство развития коммуникативных навыков младшего школьника»
Выступление из опыта работы. Презентация к выступлению размещена на сайте школы - http://s06014.edu35.ru/index.php/2012-11-15-06-24-59/288-l-r.html...
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
гражданско -патриотического воспитания младших школьников "Мин сана уйэ о5отобун"
Доклад гражданско - патриотического воспитания младших кшольников "Я дитя нового времени" составлен на все четыре года обучения в начальных классах....
Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников
Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников "Растим патриотов"...
Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ КВЕСТ-ИГР
Создание современной системы воспитательной работы – главная задача учителя-воспитателя. При создании педагогического пространства необходимо учитывать не только опыт и традиции, но и инновацион...