гражданско -патриотического воспитания младших школьников "Мин сана уйэ о5отобун"
методическая разработка по теме

Батарина Анна Анатольевна

 Доклад гражданско - патриотического воспитания младших кшольников "Я дитя нового времени" составлен на все четыре года обучения в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на основе традиций.

         

Введение.

       Российское общество находится на качественно новом этапе своего развития. Бурный рост науки и техники стал причиной актуальности проблемы сотрудничества. Люди стали задумываться о моральных ценностях, о преодолении того, что мешает продвижению вперёд. На первый план выходит проблема отношения человека к человеку как высшей ценности бытия, создания условий для свободного развития каждого человека.

         Мы понимаем, что формировать такое отношение к человеку нужно с детства. Оптимальным возрастным периодом для подготовки к сотрудничеству является первая ступень школы, поскольку именно в этот период ученики легче приобретают умения и навыки. Вот почему система образования в настоящее время ориентирована на подход к ребёнку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении её интересов и прав с первых дней обучения в школе. Образовательная работа направлена на обеспечение условий, открывающих школьникам возможность формирования личности ребёнка.

          Сегодня одной  из актуальных задач, которые стоят перед нами –учителями, родителями, обществом – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. А решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует наша программа воспитания младших школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу. В то же время это программа воспитания младших школьников является одной из сложных задач воспитания в условиях современного образовательного процесса. Мы живем в период, когда дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становится повсеместным явлением. Именно поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних явлений, верой в истинность всего, чему его учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в младшем школьном возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательно нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Опираясь на то новое положительное, что появилось в психике ребенка с приходом в школу, мы пытаемся формировать чувства патриотизма. Что же понимают под понятием "патриотизм"? Отвечая на этот вопрос, нужно сказать, что истинный патриотизм включает в себя следующие составляющие:

  1. чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  2. уважительное отношение к языку своего народа;
  3. заботу об интересах Родины;
  4. осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  5. проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  6. гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  7. гордость за свое отечество, за символы государства, за свой народ;
  8. уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа его обычаям и традициям;
  9. ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  10. гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Описание воспитательной программы гражданско-патриотического воспитания младших школьников на основе традиций

«Мин сана Уйэ о5отобун».

         

       В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры.

     Школа должна ориентировать детей и подростков на пробуждение и развитие духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать знания и энергию на благо Родины.

     Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.

     Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.

     Наше общеобразовательное учреждение находится на месте, овеянном красотой и глубокой историей  по своему географическому положению и культурному наследию является благодатной почвой для патриотического воспитания школьников, имеет свою самобытную историю, великих людей, прославивших малую родину.

     Настоящий проект основан на использование местного материала, природного ресурса села, ведь любовь к России невозможно воспитать без любви к своей малой родине.

     Проект является составной частью плана учебно-воспитательной работы школы с классом и включает следующие направления:

  1. Наша культура. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  2. Наша Родина. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам, обязанностям человека (гражданско-патриотическое воспитание).
  3. Наш труд и добрые дела. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни.
  4. Наше здоровье и жизнь. Воспитание здорового образа жизни.
  5. Наша матушка Земля. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
  6. Наше искусство. Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание)

Данный проект обеспечивает тесное взаимодействие с различными субъектами социума на основе реального участия в общих делах:     совместный поиск материалов по истории России, малой родины, общение с участниками исторических событий, работа с историческими источниками, хранящимися в библиотеках и музеях.

     Кроме того данный проект является частью общешкольного проекта патриотического воспитания школьников.

  Цель:

- Вовлечение учащихся, родителей, общественность в активную деятельность по патриотическому воспитанию младших школьников с целью формирования у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения.

Задачи:

- обеспечить учащихся историческими знаниями (с учетом их возрастных особенностей);

- приобщить к духовным и нравственным ценностям, традициям старшего поколения через урочную и внеклассную работу;

- формирование готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей;

- воспитание чувства гордости к малой родине.

Сроки реализации проекта.

2010 – 2014 годы.

Этапы реализации проекта.

1. Организационный: август – сентябрь 2010 г.

- Вовлечение заинтересованных лиц в работу по гражданско-патриотическому воспитанию школьников (учителя, родители, общественность, УДО),

- Подготовка нормативно – правовой базы.

- Диагностика уровня сформированности у младших школьников граждан -ско -  патриотических качеств.

2. Основной: октябрь 2010г. – май 2014 г.

- Реализация плана работы по гражданско – патриотическому воспитанию младших школьников.

- Внедрение новых форм работы.

3. Заключительный (аналитический): июнь 2014 г.

- Анализ деятельности по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся в рамках проекта.

- Презентация «Из опыта работы по патриотическому воспитанию младших школьников».

- Создание банка методических разработок по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.

Содержание проекта.

- «Я – гражданин России».

- «Моя малая родина».

- «Моя родословная».

Формы работы.

- Изучение истории и культуры родного края.

- Уроки нравственности.

- Классные часы.

- Праздники и утренники.

- Участие в конкурсах.

- Экскурсии в музей.

- Встречи с ветеранами.

- Сочинения и диспуты, беседы

- Уроки гражданственности.

- Презентации.

- Конкурсы проектов .

        Для каждого из направлений мы конкретизировали  базовые ценности, содержание, планируемые результаты, а так же формы воспитания и социализации младших школьников с учетом специфики работы нашего ОУ.

       Если рассмотреть каждое направление конкретно, то нужно обращать внимание на то, что всегда присутствует участие родителей и общественности села, администрации школы, совета старейшин, союза женщин «Кубэйэ» и организаций села.

      Направление  «Наша культура». Это воспитание нравственных чувств и этического сознания. В рамках этого направления используются беседы, диспуты, уроки нравственности. В нашем классе есть пять золотых правил класса: 1. Приходи всегда вовремя. 2.Слушай внимательно. 3. Уважай старших, не обижай младших.4.Одевайся аккуратно. 5.Делай всегда добро. Эти правила всегда напоминаются детям  в любых удобных моментах. Очень эффективны 10 полезных дел за день. Обязательно перед сном дети должны посчитать свои 10 полезных дел.

        Направление «Наша Родина». Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам, обязанностям человека (гражданско-патриотическое воспитание). Наш труд и добрые дела. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни.

         Мероприятия с каждым годом должны расширяться по - своему географическому масштабу, например, в 1 классе – это изучение своей родословной, истории своей малой Родины, во 2 классе –это выезд в музей с.Чурапча , изучения интересных фактов истории улуса и об известных великих людях своего улуса , в 3 классе – ребята ознакомятся музеями г.Якутска, сначала в форме конференции «Музеи нашего города», затем посещение музеев во время каникул, и в 4 классе – ознакомление с историей Москвы и достопримечательностями  столицы заочно, в  форме беседы, проектов, и в конце учебного года – поездка в столицу.

         Направление «Наше здоровье и жизнь». Воспитание здорового образа жизни. В этом направлении огромную роль играют спортивно –оздоровительные мероприятия проводимые в школе. В нашей школе  очень хорошо работает детский физкультурно-оздоровительный клуб, где систематически проводятся спортивные игры, соревнования с участиями родителей, учителей и самих учащихся школы, которая нравиться нашим детям. Работа этого клуба соответствует не только развитию и формированию спортивного настроя, здорового образа жизни, но и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Дети нашей школы всегда очень горды и очень сильно переживают за победы, за участия наших учащихся в любых соревнованиях любого уровня. А участвуют наши дети во многих соревнованиях и разного уровня. И всегда приходят если не с золотыми медалями , но и занимают призовые места. И все до единого очень хотят защищать честь своей школы, улуса, республики, для детей это гордость и огромная честь.

     Направление «Наша матушка Земля. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Наша школа агро профилированная школа, поэтому экологическая культура у детей стоит не на последнем месте. Многочисленные субботники не только  уборки территории, но работа на школьном огороде, это субботник на горе после посещения, у детей очень развита гордость за свою малую Родину, дети очень любят и всегда защищают и охраняют окружающую среду, родной край.

   Направление «Наше искусство». Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание) . Это направление представляет с собой не только искусство в целом, это и привитие любви к живописи, любви к танцам, пению, художественно-прикладному искусству через конкурсы, проекты, защиту проектов, участие на различных конкурсах и т.д..

     Каждое направление не может сам отдельно существовать. Все направления  друг с другом связаны, хотя бы, потому что они являются частью одного целого, то есть одной программы.

   Мы сделали модель  выпускника начального звена, по нашей модели  Выпускник должен иметь способность к установлению межличностных отношений с педагогами, сверстниками; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем. Достаточный уровень самоконтроля в межличностном взаимодействии, продуктивность в общении. С высоким уровнем активности, самостоятельности в учебной работе, грамотностью и богатым словарный запасом устной речи, с навыками логических операций; выделение существенных признаков, обобщение, классификация, аналогии и другими действиями. Выпускник с гибкостью, оригинальностью и чувствительностью к проблемам, как основа креативности и конкурк6тноспособности. Он должен понимать сущность нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости. Он должен иметь желание строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, потребностью в культурном досуге, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими и стремление к физическому здоровью. Он должен стать истинным патриотом своей Родины.

      Успех и результативность нашей программы зависит от участия и заинтересованности каждого отдельного участника воспитательной программы, включая родителей и детей. Самую огромную  и наиважнейшую роль играет учитель, его систематизированная работа, стремления, индивидуальные способности, как педагога, лидера.

   

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1.БасоваЕ.Д. Воспитательная работа классного руководителя. Теоретический и научно- методический журнал Воспитание школьников. 8/ 2009.

2.Воронов В.В. .Технология воспитания -  М., «Школьная пресса», 2000.

3.Григорьев В.Д. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. -М.: Просвещение, 2010.

4.ж.»Классный руководитель» №2 2012г.

5.Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Кн. для учителя /  – М.: Просвещение, 1987. – 159с.

6.Нечаева М. О моделировании системы целей воспитания в классном коллективе. Теоретический и научно- методический журнал Воспитание школьников. 4/ 2009

7.Справочник классного руководителя./МЦФЭР ,№2,3,8 2010.

МО Чурапчинский улус (район)

МБОУ Соловьевская СОШ имени П.М.Васильева

Доклад

На  тему : Гражданско-патриотическая воспитательная программа

«Мин сана Уйэ о5отобун»

Учитель начальных классов: Батарина Анна Анатольевна

Мырыла 2013

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников".

В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направле...

Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников

Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников "Растим патриотов"...

Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призва...

Социальное партнёрство как ресурс гражданско-патриотического воспитания младших школьников

В данной статье описана система работы с детьми по патриотическому воспитанию. Младшие школьники должны знать историю своей Родины, историческое прошлое своей семьи. Этому способствует сотрудничество ...

Реализация проекта «Воинская слава моей семьи» как средство гражданско – патриотического воспитания младших школьников.

Из опыта работы над исследовательским проектом учеников 4 класса  "Воинская слава моей семьи"....

гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной краеведческой деятельности

                               Культурно-историческая среда как средство обучения, воспитания, ...

Гражданско - патриотическое воспитание младших школьников в условиях Молодёжнинской средней общеобразовательной школы

В работе  содержится идея реализации деятельностного подхода в гражданско - патриотическом воспитании младших школьников....