ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ КВЕСТ-ИГР
статья

Трошина Анастасия Сергеевна

Создание современной системы воспитательной работы – главная задача учителя-воспитателя. При создании педагогического пространства необходимо учитывать не только опыт и традиции, но и инновационные новшества, мягко адаптируя воспитательный процесс под современных детей. Одной из актуальных частей воспитательного процесса современной начальной школы является гражданско-патриотическое воспитание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_rabota_v_nachalnoy_shkole.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Вся наша жизнь – школа, а в школе главным и неизменным всегда остаётся Учитель. Ведь именно мы, учителя, не только вкладываем в головы детей знания, но и воспитываем в них настоящих людей, будущих граждан нашей страны.

        Создание современной системы воспитательной работы – главная задача учителя-воспитателя. При создании педагогического пространства необходимо учитывать не только опыт и традиции, но и инновационные новшества, мягко адаптируя воспитательный процесс под современных детей.

        Одной из актуальных частей воспитательного процесса современной начальной школы является гражданско-патриотическое воспитание. Формирование патриотизма в начальной школе – это формирование ценностного отношения к Родине, родному краю, его культуре и традициям. Однако, так как младшие школьники имеют своеобразные особенности личностного развития, стандартные методы воспитания патриотизма (лекции, доклады, призывы) будут иметь слабое воздействие. Младшие школьники еще с трудом осознают значимость общественных явлений, поэтому понятие Родины сужается для них в узкий круг родного города и семьи, своих родственников. При этом дети всегда готовы к взаимопомощи, поиску новых решений и друзей, что предоставляет нам безграничные возможности воспитания гражданско-патриотических чувств через различные формы групповых работ.

Основной целью такой воспитательной работы в начальной школе является формирование у учеников любви к родному краю, бережного отношения к традициям родного края, уважение к прошлому и воспитание гражданских позиций.

        В связи с этим можно выделить несколько актуальных педагогических задач:

  • Углубить знания учащихся о Родине, родном городе и крае;
  • Воспитывать гражданское самосознание и причастность самого себя к родному краю и его истории;
  • Воспитывать чувство личной ответственности не только за свое будущее, но и за будущее Родины;
  • Способствовать формированию личностных качеств (чувство коллективизма, чувство ответственности, справедливости);

Как наиболее интересный и успешно реализуемый на практике лично я выделяю для себя проведение занятий в квестовом формате. Метод «квест-игра» включается в себя элементы как проектной, так и исследовательской деятельности. Такие уроки позволяют полностью погрузить детей в обыгрываемую тему и таким образом становится возможным прочувствовать и понять те или иные действия героев разных эпох.  Тематика квестов может быть разной, что позволяет нам включать в свою воспитательную работу сразу несколько направлений:

  1. Историко-краеведческое. Различные мероприятия на базе школы и города, направленные на осознание своих культурных корней. Активное участие класса в мероприятиях: День Знаний, День ветеранов, День пожилого человека, День Защитника Отечества, День Матери, День Победы и пр.
  2. Военно-патриотическое. Мероприятия, направленные на формирование патриотического сознания детей, желание защищать Отечество. Дети активно участвуют в разнообразных викторинах, играх, конкурсах, посвященных празднику Победы, а также готовятся к выступлению на концерте, посвященному 75-летию Победы в ВОВ.

Основная проблема в воспитании патриотических чувств детей заключается в том, что им сложно апеллировать взрослыми понятиями долга, чести, патриотизма – они для младших школьников еще не оформлены в целостное понятие. Поэтому детей приходится завлекать, заинтересовывать процессом, убеждать, что долг патриота — это не только военные действия, но и труд, бережное отношение к природе, помощь людям, которые тебя окружают. Задача учителя-воспитателя здесь состоит в том, чтобы подкрепить детскую любознательность, стремление исследовать, обнаруживать связи между понятиями, создавать и проверять гипотезы. Квест при этом позволяет выполнить все поставленные перед нами задачи гражданско-патриотического воспитания. Через игровой процесс младшие школьники знакомятся с историей родного края, развивают навыки поиска необходимой информации, взаимодействуют друг с другом и с окружающими, учатся уважению к прошлому и формируют интерес к настоящему. Подобная модель воспитательного процесса позволяет сформировать у школьников гражданско-патриотические чувства, не вызывая эффекта навязывание, необходимости или скуки.

Второй проблемой в воспитании гражданско-патриотических чувств учащихся является необходимость постоянного взаимодействия с родителями. Не все семьи могут выделять в своем графике время для посещения лекций или семинаров, открытых уроков на тему патриотизма. Однако в квест-играх с удовольствием участвуют и родители, и дети, и даже друзья семей. Таким образом аудитория воздействия увеличивается, а процесс гражданско-патриотического воспитания мягко включает в себя не только детей, но и взрослых, а значит продолжается и дома, что очень важно для подобного направления воспитательной работы. Чтобы воспитание дало результат, оно должно быть непрерывным, а не фиксированным в один или два урочных часа. Выходя с квест-игры, родители и дети долго вспоминают произошедшее, делятся впечатлениями и осмысливают результаты, самостоятельно продолжая начатый на уроке воспитательный процесс.

В данной работе я описала небольшой педагогический опыт работы по формированию гражданско-патриотической позиции учащихся младшей школы. Ведь любовь к родному краю и желание делать свой дом лучше, желание помогать – все эти чувства в большей степени закладываются учителями-воспитателями в начальной школе. И чтобы пробудить – именно пробудить, потому что заставить быть патриотом невозможно, -  такие чувства, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, синхронизируя их с современными реалиями и особенностями детей в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система воспитательной работы по формированию гражданско-патриотических и эстетических качеств младших школьников на примере учащихся специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска»

    Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования мировоззрения личности. Чувства любви к родному краю, гордости за свою родину, чувство красоты природы, произведени...

Гражданско-патриотическое воспитание посредством проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Гражданско-патриотическое воспитание посредством проектно-исследовательской деятельности младших школьников...

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗА СВОЁ ЗДОРОВЬЕ

Школа нового поколения – школа здоровья, в которой задачи физического развития и формирования здоровья имеют приоритетное значение. Здоровье ребёнка должно пониматься как единое целое, которое состоит...

Тема: Педагогические условия воспитания ответственного поведения младших школьников.

В статье дается характеристика понятию «ответственное поведение». Дается характеристика педагогическим условиям, при которых воспитание ответственного поведения будет проходить успешно. Ра...

"Воспитание самостоятельности и ответственности у младших школьников"

quot;Воспитание самостоятельности и ответственности у младших школьников"...

Воспитание чувства ответственности у младшего школьника.

Материал содержит рекомендации о воспитании у детей младшего школьного возраста чувства ответсвенности....