«Социальное партнёрство как средство развития коммуникативных навыков младшего школьника»
статья по теме
Выступление из опыта работы. Презентация к выступлению размещена на сайте школы - http://s06014.edu35.ru/index.php/2012-11-15-06-24-59/288-l-r.html
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разрешите представить тему моего выступления: «Социальное партнёрство как средство развития коммуникативных навыков младшего школьника»
Современные тенденции развития системы образования в России связаны с обновлением его содержания, принципов, методов организации в соответствии с запросами общества. Социальный заказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью – подготовкой подрастающего поколения, способного к решению различных проблем, к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе. Организуя воспитательную работу в этом учебном году, я поставила перед собой цель: воспитание культурного человека, свободного гражданина, развитие творческой индивидуальности.
Для достижения этой цели решались задачи, представленные на слайде: - воспитывать в человеке способности и потребности открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности: становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека; - развивать способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним; - развивать способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений. Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребёнка является одним из ведущих направлений в деятельности образовательных учреждений разного уровня (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования и другие). Одной из функций указанных учреждений является обеспечение базы для осуществления этого процесса. Образовательные учреждения, учитывая их материально-техническое, финансовое, кадровое состояние, не всегда способны обеспечить соответствующее качество процесса социализации, дать ребёнку познать мир целостно во всём его многообразии, поэтому очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы, имеющие резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнёрства. слайд: Социальное партнёрство в образовании - «это совместная коллективная распределённая деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и распределяемым всеми участниками деятельности эффектам. Социальное партнёрство в разных сферах общественной жизни исследовали многие учёные, такие как С.А.Козлова, Г.В.Борисов, П.Бурдье, Л.Г.Гуслякова, и другие. Узловой элемент, вокруг которого формируется социальное партнёрство, - это социальная проблема. На сегодняшний день серьёзной социальной проблемой является низкий уровень социальной компетентности детей и подростков, наличие существенных отклонений в их личностном развитии. В младшем школьном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоционально - потребностной сферы, нравственных ценностей установок, а также социально – психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов ребёнка этот процесс затруднён. Проанализировав диагностику воспитательной деятельности по концу первого класса и опираясь на личные наблюдения, я была обеспокоена, что в классе есть дети, которые испытывают трудности в общении: подтыкают друг друга, могут обидеть одноклассников как словом, так и физически, хотя вину свою признают, извиняются – но требуется вмешательство взрослого: учителя или другого взрослого. Побеседовав с детьми, проанализировав социальный статус семей, получились результаты, представленные на слайде: в классе из 16 детей – 7 воспитывается в полной семье, что составляет 43, 75 %; 6 детей воспитывается в семье, где один родитель – это 37,5%;1 ученик находится на воспитании у бабушки, что составляет 6, 25%; 2 учащихся воспитываются во вновь образованных семьях – это 12,5%. То, как ведут себя дети в школе и за её пределами во многом зависит от той среды, в которой они воспитываются. В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. слайд (ромашка) Социальное партнёрство с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни: - партнёрство внутри образовательного учреждения между социальными группами профессиональной общности: это родительская общественность, педагоги, общешкольный родительский комитет; - партнёрство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер: учреждений здравоохранения, культуры (Детская библиотека), ДДТ, Детский дом, хлебозавод, СЦПСиД и другие. Совместная деятельность родителей и социума в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать своего ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом поможет в развитии их способностей формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребёнке нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребёнка. Необходимо терпеливо и целенаправленно искать пути решения этой проблемы.
В этом году родителями были организованы и проведены следующие мероприятия слайд ( родители) : дни именинника, походы в лес, спортивные праздники. Всё больше родителей из зрителей становятся активными участниками. слайд (коллективная классная фотография): Школа и семья – своеобразные фильтры, через которые проходит каждый ребёнок и, взрослея, становится членом общества, хорошим или плохим гражданином. Только родители и педагоги могут научить ребёнка любить и уважать себя, с доверием относится к миру и людям. А это – залог правильного самоощущения человека в социуме. Развитие важных личностных качеств формирует опыт коммуникативного взаимодействия младшего школьника с социальным окружением, развивает организаторские способности, контактность, терпимость, партнёрство, умение защищать свою позицию. Тем самым решается задача социализации, как составляющей современного образования. Цель деятельности образовательного учреждения состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия. Грамотно организованное и продуманное взаимодействие с социальными партнёрами приводит к положительным результатам. Создаются следующие условия: 1. для расширения кругозора младшего школьника (освоение предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счёт снятия территориальной ограниченности школы : это экскурсии и походы; 2. для формирования навыков общения в различных социальных ситуациях.
слайд (детский дом): Учащиеся класса были поставлены в различные социальные ситуации – общались с воспитанниками детского дома, приносили в подарки им книги и игрушки.
слайд (детская библиотека) В этом году мы активно сотрудничали с районной детской библиотекой. Неизгладимые впечатления произвело на детей мероприятие «900 дней мужества», которое являлось первым в цикле мероприятий посвященных 65-летию Победы в Великой отечественной войне.
слайд (с праздника «Поклон хлебу») Огромную помощь в подготовке и проведении праздника «Поклон хлебу» оказала директор Верховажского хлебозавода Постникова Галина Валентиновна, предоставив, нам весь ассортимент хлебобулочных изделий и познакомив детей с процессом хлебопечения.
слайд ( итоговое род. собрание) При работе с семьями, на снятие нежелательных негативных проявлений у ребенка, была организована встреча с медицинским работником: врачом-неврологом МУЗ «Верховажская ЦРБ» Лапиной Евгенией Ивановной. Было проведено родительское собрание на тему: «Гиперактивный ребенок. Кто это? Как ему помочь?». В конце учебного года было проведено родительское собрание на тему: «Мама, папа, школа, я – вместе дружная семья!», на котором присутствовали дети, родители и педагоги.
слайд (Антонина Петровна Пивоварова) При организации внеурочной деятельности детей в начале года ходили на экскурсию в ДДТ, познакомились с перечнем кружков. Каждый выбрал для себя занятие по интересам. Занимались ребята не только в ДДТ, но и в школе.
В этом учебном году на базе СЦПСиД для детей нашего класса был создан кружок «Поверь в себя». Вашему вниманию я хочу предоставить видеоролик, который был создан педагогами центра.
слайд (кружок «Поверь в себя»)
Такая совместная работа расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьёй. Опыт совместной работы показывает, что участие детей в различных мероприятиях с привлечением социальных партнёров делает их более открытыми, активными, способствует обогащению эмоционального мира ребёнка, активному развитию познавательного интереса, совершенствованию коммуникативных навыков и умений. Это, в свою очередь, создаёт благоприятные предпосылки для своевременного социального и личностного развития младшего школьника.
В результате работы в течение этого учебного года с социальными партнерами были достигнуты результаты, представленные:
- у обучающихся класса улучшилось эмоциональное состояние – у 15% детей снизилась тревожность;
- появились навыки межличностного общения, дети стали самостоятельно разрешать конфликты, адекватно выражать свои чувства;
- 50% родителей стали активными участниками и организаторами внеклассных мероприятий.
слайд: - учащиеся класса стали принимать активное участие в конкурсах районного, областного и федерального уровней.
Районные конкурсы: «Мы твои наследники, Россия»: Самотюк Александр победитель в номинации «Поэтическое творчество. Чтецы»; коллективная работа Чашиной Юлии, Ивлевой Юлии, Воеводина Кирилла и Коньковой Ирины «Божий Храм» заняла 1 место. Конкурс поделок «Безопасность дорожного движения» – коллективная работа учащихся класса заняла 1 место. Областные конкурсы: «Поздравь Деда Мороза с Днём рождения» - Самотюк Александр награждён дипломом участника. «Рождество Христово – вечной жизни свет» - сертификат участника Чашина Юлия. «Зима в твоём объективе» - сертификат участника и подарок Богданов Артём. «Природа и творчество» (поделка из природного материала) – коллективная работа Чашиной Юлии, Ивлевой Юлии, Коньковой Ирины, Байдаковой Виктории. «Мир без табака» - сертификат участника Старостин Николай и Шевченко Виктория. «В начале было слово» - сертификат участника Самотюк Александр. «Русский медвежонок» - Воеводин Кирилл 3 место в школе, сертификат участника получили 6 человек. «Кенгуру» - сертификат участника получили 7 человек.
В работе по данной теме я использовала литературу, представленную на слайде. Планируя свою воспитательную работу на следующий учебный год, я думаю, теснее буду работать с медицинскими учреждениями, органами внутренних дел, МЧС, Домом детского творчества, а самое главное – с родителями.
Последний слайд.
Житнухина Ирина Валентиновна, учитель начальных классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов театральной педагогики как форма развития коммуникативных навыков младших школьников
Статья содержаит описание положительных сторон использования методов театральной педагогики в работе с младшими школьниками для развития коммуникативных способностей....
"Развитие коммуникативных навыков младших школьников через систему занятий и упражнений в ГПД"
Инновационный педагогический опыт Уваровой В. Н. "Развитие коммуникативных навыков младших школьников через систему занятий и упражнений в ГПД"...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С АУТИЗМОМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье представлен опыт развития коммуникативных навыков у аутичного школьника учителем начальных классов. Представлены педагогические условия, обеспечивающие эффективное применение известных в корр...
Развитие коммуникативных навыков младших школьников в учебной и внеурочной деятельности через организацию разновозрастного и разноуровнего общения (из опыта работы)
На протяжении более трёх лет я являлась участником региональной экспериментальной площадки по теме «Развитие коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образов...
Танец, как средство развития коммуникативных навыков младших школьников с ОВЗ
Мы все откликаемся на музыку, которая окружает нас с самого рождения. Она способна регулировать настроение, улучшать самочувствие. Дети в разной степени музыкальны от природы и не случайно голосовые п...
Коммуникативно-речевые игры на логопедических занятиях как средство развития коммуникативных компетенций младших школьников.
Коммуникативные игры, которые можно использовать на логопедических занятиях с младшими школьниками для развития коммуникативной компетенции....