«Социальное партнёрство как средство развития коммуникативных навыков младшего школьника»
статья по теме

Выступление из опыта работы. Презентация к выступлению размещена на сайте школы -  http://s06014.edu35.ru/index.php/2012-11-15-06-24-59/288-l-r.html

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Разрешите представить тему моего выступления:                 «Социальное партнёрство как средство развития коммуникативных навыков младшего школьника»

Современные тенденции развития системы образования в России связаны с обновлением его содержания, принципов, методов организации в соответствии с запросами общества. Социальный заказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью – подготовкой подрастающего поколения, способного к решению различных проблем, к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе.                                                                Организуя воспитательную работу в этом учебном году, я поставила перед собой цель:                                                                                                         воспитание культурного человека,  свободного гражданина, развитие творческой индивидуальности.                                                                        

Для достижения этой цели решались задачи, представленные на слайде:                - воспитывать в человеке способности и потребности открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности: становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;                                                                                - развивать способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;        - развивать способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения,  освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений.                                                                                                        Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребёнка является одним из ведущих направлений в деятельности образовательных учреждений разного уровня (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования и другие).        Одной из функций указанных учреждений является обеспечение базы для осуществления этого процесса. Образовательные учреждения, учитывая их материально-техническое, финансовое, кадровое состояние, не всегда способны обеспечить соответствующее качество процесса социализации, дать ребёнку познать мир целостно во всём его многообразии, поэтому очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы, имеющие резервы.                                                                                                                Одним из таких резервов является институт социального партнёрства.                 слайд:                                                                                        Социальное партнёрство в образовании         - «это совместная коллективная распределённая деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и распределяемым всеми участниками деятельности эффектам.                                                                                                                 Социальное партнёрство в разных сферах общественной жизни исследовали многие учёные, такие как С.А.Козлова, Г.В.Борисов, П.Бурдье, Л.Г.Гуслякова, и другие.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Узловой элемент, вокруг которого формируется социальное партнёрство, - это социальная проблема. На сегодняшний день серьёзной социальной проблемой является низкий уровень социальной         компетентности детей и подростков, наличие существенных отклонений в их личностном развитии.                                 В младшем школьном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоционально - потребностной сферы, нравственных ценностей установок, а также социально – психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной  социальной среды, ограниченности контактов ребёнка этот процесс затруднён.         Проанализировав диагностику воспитательной деятельности по концу первого класса и опираясь на личные наблюдения, я была обеспокоена, что в классе есть дети, которые испытывают трудности в общении: подтыкают друг друга, могут обидеть одноклассников как словом, так и физически, хотя вину свою признают, извиняются – но требуется вмешательство взрослого: учителя или другого взрослого. Побеседовав с детьми, проанализировав социальный статус семей, получились результаты, представленные на слайде:                                в классе из 16 детей – 7 воспитывается в полной семье, что составляет 43, 75 %; 6 детей воспитывается  в семье, где один родитель – это 37,5%;1 ученик находится на воспитании у бабушки, что составляет 6, 25%; 2 учащихся воспитываются во вновь образованных семьях – это 12,5%.                                         То, как ведут себя дети в школе и за её пределами во многом зависит от той среды, в которой они воспитываются. В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.                                                                                                                                                 слайд         (ромашка)                                                                Социальное партнёрство с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:                                                                                   - партнёрство внутри образовательного  учреждения между социальными группами профессиональной общности: это родительская общественность, педагоги, общешкольный родительский комитет;                                                        - партнёрство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер: учреждений здравоохранения, культуры (Детская библиотека), ДДТ, Детский дом, хлебозавод, СЦПСиД  и другие.                                                         Совместная деятельность родителей и социума  в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать своего ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом поможет в развитии их способностей формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребёнке нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребёнка. Необходимо терпеливо и целенаправленно искать пути решения этой проблемы.                                                                                                                                                

В этом году родителями были организованы и проведены следующие мероприятия слайд ( родители) : дни именинника, походы в лес, спортивные праздники.                                                                                                         Всё больше родителей из зрителей становятся активными участниками.                                                                                                                         слайд  (коллективная классная фотография):                                                        Школа и семья – своеобразные фильтры, через которые проходит каждый ребёнок и, взрослея, становится членом общества, хорошим или плохим гражданином. Только родители и педагоги могут научить ребёнка любить и уважать себя, с доверием относится к миру и людям. А это – залог правильного самоощущения человека в социуме.                                                                        Развитие важных личностных качеств формирует опыт коммуникативного взаимодействия младшего школьника с социальным окружением, развивает организаторские способности, контактность, терпимость, партнёрство, умение защищать свою позицию. Тем самым решается задача социализации, как составляющей современного образования.                                                                Цель деятельности образовательного учреждения состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и  благополучия.                                        Грамотно организованное и продуманное взаимодействие с социальными партнёрами приводит к положительным результатам. Создаются следующие условия:                                                                                                                1. для расширения кругозора младшего школьника (освоение предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счёт снятия территориальной ограниченности школы : это экскурсии и походы;                                                                        2. для формирования навыков общения в различных социальных ситуациях.

слайд (детский дом):                                                                                        Учащиеся класса были поставлены в различные социальные ситуации – общались с воспитанниками детского дома, приносили в подарки им книги и игрушки.

слайд  (детская библиотека)                                                                                 В этом году мы активно сотрудничали с районной детской библиотекой. Неизгладимые впечатления произвело на детей мероприятие «900 дней мужества», которое являлось первым в цикле мероприятий посвященных 65-летию Победы в Великой отечественной войне.

слайд (с праздника «Поклон хлебу»)                                                                Огромную помощь в подготовке и проведении праздника «Поклон хлебу»  оказала директор Верховажского хлебозавода Постникова Галина Валентиновна, предоставив, нам весь ассортимент хлебобулочных изделий и познакомив детей с процессом хлебопечения.                                                                                

слайд ( итоговое  род. собрание)                                                                        При работе с семьями, на снятие нежелательных негативных проявлений у ребенка, была организована встреча с медицинским работником: врачом-неврологом МУЗ «Верховажская ЦРБ» Лапиной Евгенией Ивановной. Было проведено родительское собрание на тему: «Гиперактивный ребенок. Кто это? Как ему помочь?».        В        конце учебного года было проведено родительское собрание на тему: «Мама, папа, школа, я – вместе дружная семья!», на котором присутствовали дети, родители и педагоги.

слайд (Антонина Петровна Пивоварова)                                                                При организации внеурочной деятельности детей в начале года ходили на экскурсию в ДДТ, познакомились с перечнем кружков. Каждый  выбрал для себя занятие по интересам. Занимались ребята не только в ДДТ, но и  в школе.

В этом учебном году на базе СЦПСиД  для детей нашего класса был  создан кружок «Поверь в себя». Вашему вниманию я хочу предоставить видеоролик, который был создан педагогами центра.

слайд  (кружок «Поверь в себя»)        

 Такая совместная работа расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьёй.                         Опыт совместной работы показывает, что участие детей в различных мероприятиях с привлечением социальных партнёров делает их более открытыми, активными, способствует обогащению эмоционального  мира ребёнка, активному развитию познавательного интереса, совершенствованию коммуникативных навыков и умений. Это, в свою очередь, создаёт благоприятные предпосылки для своевременного социального и личностного развития младшего школьника.

В результате работы в течение этого учебного года с социальными партнерами были достигнуты результаты, представленные:

-  у обучающихся класса улучшилось эмоциональное состояние – у 15% детей снизилась тревожность;

- появились навыки межличностного общения, дети стали самостоятельно разрешать конфликты, адекватно выражать свои чувства;

- 50% родителей стали активными участниками и организаторами внеклассных мероприятий.

слайд:                                                                                                        - учащиеся класса стали принимать активное участие в конкурсах районного, областного и федерального уровней.                                                                                                                                                                                 

Районные конкурсы:                                                                                        «Мы твои наследники, Россия»: Самотюк Александр победитель в номинации «Поэтическое творчество. Чтецы»; коллективная работа Чашиной Юлии, Ивлевой Юлии, Воеводина Кирилла и Коньковой Ирины «Божий Храм» заняла 1 место.                Конкурс поделок «Безопасность дорожного движения» – коллективная работа учащихся класса заняла 1 место.                                                                                Областные конкурсы:                                                                                        «Поздравь Деда Мороза с Днём рождения» - Самотюк Александр награждён дипломом участника.                                                                                                «Рождество Христово – вечной жизни свет» - сертификат участника Чашина Юлия.                                                                                                                «Зима в твоём объективе» - сертификат участника и подарок  Богданов Артём.        «Природа и творчество» (поделка из природного материала) – коллективная работа Чашиной Юлии, Ивлевой Юлии, Коньковой Ирины, Байдаковой Виктории.        «Мир без табака» - сертификат участника Старостин Николай и Шевченко Виктория.                                                                                                                «В начале было слово» - сертификат участника Самотюк Александр.                        «Русский медвежонок» - Воеводин Кирилл 3 место в школе, сертификат участника получили 6 человек.                                                                                «Кенгуру» - сертификат участника получили 7 человек.                                        

В работе по данной теме я использовала литературу, представленную на слайде.                                                                                                                Планируя свою воспитательную работу на следующий учебный год, я думаю, теснее буду работать с медицинскими учреждениями, органами внутренних дел,  МЧС, Домом детского творчества, а самое главное – с родителями.                                                                                                         

Последний слайд. 

                                        

Житнухина Ирина Валентиновна, учитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов театральной педагогики как форма развития коммуникативных навыков младших школьников

Статья содержаит описание положительных сторон использования методов театральной педагогики в работе с  младшими школьниками для развития коммуникативных  способностей....

"Развитие коммуникативных навыков младших школьников через систему занятий и упражнений в ГПД"

Инновационный педагогический опыт  Уваровой В. Н.    "Развитие  коммуникативных навыков младших школьников через систему занятий и упражнений  в ГПД"...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С АУТИЗМОМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье представлен опыт развития коммуникативных навыков у аутичного школьника учителем начальных классов. Представлены педагогические условия, обеспечивающие эффективное применение известных в корр...

Развитие коммуникативных навыков младших школьников в учебной и внеурочной деятельности через организацию разновозрастного и разноуровнего общения (из опыта работы)

На протяжении более трёх лет я являлась участником региональной экспериментальной площадки по теме «Развитие коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образов...

Танец, как средство развития коммуникативных навыков младших школьников с ОВЗ

Мы все откликаемся на музыку, которая окружает нас с самого рождения. Она способна регулировать настроение, улучшать самочувствие. Дети в разной степени музыкальны от природы и не случайно голосовые п...

Коммуникативно-речевые игры на логопедических занятиях как средство развития коммуникативных компетенций младших школьников.

Коммуникативные игры, которые можно использовать на логопедических занятиях с младшими школьниками для развития коммуникативной компетенции....