Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников".
методическая разработка (4 класс) по теме
В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления и 2012 год объявлен годом истории, данная проблема становится особенно актуальной. Наше общеобразовательное учреждение находится в месте, овеянном славой отцов и дедов. Станица Гундоровская по своему географическому положению и культурному наследию является благодатной почвой для патриотического воспитания школьников, имеет самобытную историю, великих людей, прославивших малую родину. Школа имеет статус казачей, носит имя Гриши Акулова, пионера, погибшего от рук фашистских оккупантов. Настоящий проект основан на использовании местного материала, в т. ч. экспонатов и экспозиций школьного краеведческого музея, основателем и создателем которого я являюсь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 445.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
города Донецка Ростовской области.
Проект
«Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников».
В сердцах мужающих сынов отвага дедов и отцов.
Автор проекта
Антипова
Александра Леонидовна,
учитель начальных классов.
Актуальность проекта.
В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры.
Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления и 2012 год объявлен годом истории, данная проблема становится особенно актуальной.
Мой многолетний опыт работы привел к мысли, что такое важное направление как воспитание человека – патриота ослаблено. Школа должна ориентировать детей и подростков на пробуждение и развитие духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать знания и энергию на благо Родины.
Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.
Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.
Описание проекта.
Наше общеобразовательное учреждение находится в месте, овеянном славой отцов и дедов. Станица Гундоровская по своему географическому положению и культурному наследию является благодатной почвой для патриотического воспитания школьников, имеет свою самобытную историю, великих людей, прославивших малую родину. Наша школа имеет статус казачей, носит имя Гриши Акулова, ученика, погибшего от рук фашистских захватчиков в годы оккупации.
Настоящий проект основан на использовании местного материала, в т. ч. экспонатов и экспозиций школьного краеведческого музея, основателем и создателем которого я являюсь. Ведь любовь к России невозможно воспитать без любви к своей малой родине.
Проект является составной частью плана учебно-воспитательной работы с классом и включает следующие направления:
- гражданско-патриотическое – формирование постоянной готовности к служеню своему народу и выполнению конституционного долга;
- историко – краеведческое – формирование гордости к историческому прошлому своей Родины, уважения к традициям предков;
- героико – патриотическое – знакомство с историческими и знаменательными датами в истории государства, воспитание чувства гордости к героическому прошлому предков;
- духовно – нравственное – понимание и осознание учащимися высоких нравственных ценностей, руководствоваться ими в повседневной жизни.
Данный проект обеспечивает тесное взаимодействие с различными субъектами социума на основе реального участия в общих делах: совместный поиск материалов по истории России, малой родины, общение с участниками исторических событий, работа с историческими источниками, хранящимися в библиотеках и музеях.
Кроме того данный проект явился основой для создания общешкольного проекта патриотического воспитания школьников.
Цель:
- Вовлечение учащихся, родителей, общественность в активную деятельность по патриотическому воспитанию младших школьников с целью формирования у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения.
Задачи:
- обеспечить учащихся историческими знаниями (с учетом их возрастных особенностей);
- приобщить к духовным и нравственным ценностям, традициям старшего поколения через урочную и внеклассную работу;
- формирование готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей;
- воспитание чувства гордости к малой родине.
Сроки реализации проекта.
2009 – 2012 годы.
Этапы реализации проекта.
1. Организационный: август – сентябрь 2009 г.
- Вовлечение заинтересованных лиц в работу по гражданско-патриотическому воспитанию школьников (учителя, родители, общественность, УДО),
- Подготовка нормативно – правовой базы.
- Диагностика уровня сформированности у младших школьников граждан -ско - патриотических качеств.
2. Основной: октябрь 2009 г. – май 2012 г.
- Реализация плана работы по гражданско – патриотическому воспитанию младших школьников.
- Внедрение новых форм работы.
3. Заключительный (аналитический): июнь 2012 г.
- Анализ деятельности по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся в рамках проекта.
- Презентация «Из опыта работы по патриотическому воспитанию младших школьников».
- Создание банка методических разработок по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
Содержание проекта.
- «Я – гражданин России».
- «Моя малая родина».
- «Моя родословная».
Формы работы.
- Изучение истории и культуры родного края.
- Уроки мужества.
- Классные часы.
- Праздники и утренники.
- Участие в конкурсах.
- Экскурсии в музей.
- Встречи с ветеранами.
- Сочинения и диспуты.
- Уроки гражданственности.
- Презентации.
Ресурсы и источники патриотического воспитания.
Интернет- ресурсы
Свято-Успенский храм
Памятник казакам, погибшим в боях за Родину зазаРодину
Стела воинам интернацио-налистам в Донецке
Стела погибшим воинам в гор. Донецке
Памятник погибшим воинам в стан. Гундоровской
Экспозиция школьного музея «Край донской».
Музей донской литературы. Библиотека им. Шолохова
Школьный краеведческий музей
Городской краеведческий музей
МБОУ СОШ №1
имени
Гриши Акулова
Практическая реализация проблемы.
1. «Я – гражданин России»:
- Классный час «Мы живем в России».
- Презентация «Мои права и обязанности».
- Урок гражданственности «Символы России».
- Праздник «Я люблю тебя, моя Россия».(Открытое мероприятие).
- Презентация «Путешествие в космос». К 50-летию первого полёта человека в космос.
- Беседа «Как это начиналось». К 70-летию начала второй мировой войны.
- Праздник «В сердцах мужающих сынов отвага дедов и отцов».
- Классный час «Свечи Беслана» (презентация).
- Классный час «Дарим людям добро. Что такое толерантность».
- Участие во Всероссийском литературно-историческом конкурсе «Я помню! Я горжусь!» (Памятный буклет).
- Праздник «Люблю березку русскую». (Открытое мероприятие).
- Участие в городском конкурсе вокалистов «Гвоздики Отечества» (3-е место).
2. «Моя малая Родина».
- Экскурсия в городской краеведческий музей».
- Классный час «О школе – с любовью».
- Казачьи посиделки «В гостях у самовара».
- Участие в областном конкурсе рисунков «За что я люблю донскую природу». (Диплом 3-ей степени).
- День творчества «Русские народные песни».
- Экскурсия в школьный краеведческий музей «Жители поселка – участники Великой Отечественной войны», «его имя носит школа».
- Праздник «Моя малая Родина». К 330- летию станицы Гундоровской. (Открытое мероприятие).
- Классный час «Дети войны» о Грише Акулове, чьё имя носит школа.
- Участие в общегородском празднике «Казачья душа». (Диплом 3-ей степени).
- Участие в городском конкурсе чтецов «Живое слово». (Дипломы 1 и 3 степени).
- Участие в общешкольном конкурсе «Слава Богу, что мы казаки!»
- Праздник «Посвящение в казачата».
- Уроки мужества у памятника погибшим воинам.
- Конкурс рисунков «Уголок родной природы».
- Участие в общешкольном празднике «Масленица».
- Классный час «Военное прошлое моей малой родины» (презентация).
- Проект «Сохраним красоту родной природы».
3. «Моя родословная».
- Общешкольный конкурс «Гундоровский казачонок – 2010». Казачья династия Максима Скныпы (2-е место).
- Общешкольный конкурс «Гундоровский казачонок – 2011». Казачья династия Саши Крохина (1-е место).
- Участие в городском конкурсе «Имя на обелиске» (краеведческая работа):
а/ «Она не знает, где его могила» (об Иване Тихоновиче Комиссарове, 3 место);
б/ «Командир батареи «катюш» (о Некрасове Иване Яковлевиче, благодарность).
- Родительское собрание «Мой дом – моя крепость».
Ожидаемые результаты проекта.
В результате реализации проекта ожидается:
- вовлечение в работу по гражданско-патриотическому воспитанию представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- обогащение содержания гражданско – патриотического воспитания;
- привитие интереса к историческому и героическому прошлому своей Родины;
- развитие творческих способностей, навыков исследовательской деятельности;
- формирование гордости за сопричастность к деяниям старшего поколения;
- формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм и правил правового государства;
- формирование потребности и способности руководствоваться примерами, основанными на высших ценностях и идеалах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".
Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
1. Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного...
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Выступление на тему" Духовно-нравственное воспитание младших школьников через внеклассную работу.Воспитание детей через воспитание родителей"
Конспект выступления...
Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка высокие духовные и нр...
Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".
Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...