Войди в лес другом
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Усова Алла Павловна

Внеклассное мероприятие для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voydi_v_les_drugom.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Войди в лес другом»

Виды детской деятельности:

игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

 

Цель занятия: 

- воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

Задачи:

- формирование навыков исследовательской деятельности у обучающихся;

- формирование бережного отношения к природе родного края;

- развитие  экологического мышления у детей;

- воспитание  у детей желания и формирования привычки заботиться о природе и ее обитателях.

Предварительная работа:

- разучивание стихов;

- поиск информации в интернете, книгах, библиотеке

Ресурсы:

компьютер, мультимедийный  проектор,  презентация,  картинки-пазлы  деревьев,  костюм Лесовичка,    аудиозапись  шума леса и ручья, пения  жаворонка,  музыки  Джеймса Ласта «Одинокий пастух»,  сюрпризный момент (семена подсолнуха)

Ход занятия

  1. Оргмомент
  2. Сообщение темы занятия

Здравствуйте,  ребята!

Кто-то бросил мне в оконце, посмотрите,  – письмецо

Может, это лучик солнца, что щекочет мне лицо?!

Может,  это воробьишко,  пролетая,  обронил?!

Может, кот письмо, как мышку, за окошко заманил.

Учитель: - А вам интересно узнать от кого это письмо?        

                                 (читает письмо):

«Дорогие ребята! Приглашаю вас посетить мой любимый лес. Он очень красив в это время года!  Лесовичок.»

- Ребята, а кто  такой Лесовичок?

 (ответы детей: это старичок, который охраняет лес, живет в лесу).

- Правильно.  Лесовичок – это хозяин леса. Он охраняет растения, животных, птиц, насекомых. Словом, всех, кто живёт в лесу.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Учитель: - Тема нашего занятия «Войди в лес другом»  

-  И мы с вами сегодня отправимся в лес.     (слайд 1)

- А как же мы туда попадём?

- Кто покажет нам дорогу?

  Может быть, мотылёк?    

                                     (появляется мотылёк)

Мальчик: Мотылёк, как же так?

Целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как ты живёшь?

Что ты ешь? Что ты пьёшь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всём.        

Мотылёк: Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров,

Мне еда и питьё – ароматы цветов.

Но живу я недолго – не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня.

Учитель: -  Нет, мотылёк, не бойся. Наши ребята тебя не обидят. Они настоящие друзья природы!

- Ребята, полетим за мотыльком?  Он покажет нам дорогу.

Учитель:  - Посмотрите, мы находимся  на цветочной полянке. Какие красивые  цветы здесь выросли!  Отгадав загадки,  мы узнаем,  как они называются.

- Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички    (ромашка)

То он Солнышко лучистое,

То он Облачко пушистое.

Лета ждать не захотел.

Ветер дунул - облетел!  (одуванчик)

Учитель: - На этой  цветочной полянке растут и ромашки, и одуванчики, и ещё много – много замечательных цветов.

- Спасибо тебе, мотылёк, за помощь.

Учитель: - Наши  ребята  провели небольшую исследовательскую работу. Они узнали много интересного о лекарственных растениях:  ромашке и одуванчике. Давайте посмотрим, как мы работали.  

                                                                                           

1.  В нашем крае растут  удивительные  растения: ромашка и одуванчик, но мы  мало что знаем о них.          (слайд 2)

2. И вот работа закипела! Библиотека и книги, Интернет.  (слайд 3)

3. Беседы и занятия  в классе.       (слайд 4)

4. Хотите узнать то, что мы  узнали  о ромашке и  об одуванчике?

Тогда слушайте и смотрите!      (слайд 5)    (слайд 6 тема занятия)

                         Выбегают девочки – «ромашки»

Наши души нараспашку,

Вас приветствуют ромашки!

1 ромашка

         Ромашки – любимые полевые цветы в нашей стране. О них  

          Сложено  много стихотворений, песен, загадок, сказок.

2 ромашка

 Ромашка и белоствольная берёзка всегда являлись символами России.

3 ромашка

Русский народ называл ромашку с любовью: солнечник, девичник,  

белюшка, невестушка, лесная марьяша, белоцвет.

4 ромашка

 У древних славян ромашка являлась одним из семи священных  

 растений.

Появляется Доктор Айболит.

      Добрый  врач, бывалый врач,

      Чуть услышит детский плач,

       В ранний час и полночь

       Поспешит на помощь.

Доктор Айболит

 - Ребята, а вы знаете, что ромашка – это лекарственное растение?

   Её так и называют – ромашка лекарственная, или аптечная.

1 ребёнок

 Доктор Айболит!

 А у меня кашель и горлышко болит!

Доктор Айболит

         Если случится тебе простудиться,

         Привяжется кашель, поднимется жар,

         Придвинь к себе кружку, в которой дымится

         Слегка горьковатый, душистый отвар.

         Ромашка помогает от простуды и кашля.

2 ребёнок

Доктор Айболит!

А у меня зубки болят!

Доктор Айболит

          Полоскай  рот настоем ромашки!

3 ребёнок

 Доктор Айболит

 А у меня бессонница, никак не могу заснуть!

Доктор Айболит

        Пей настой ромашки!

4 ребёнок

 Доктор Айболит!

 А у меня заболел желудок!

Доктор Айболит

        Пей настой ромашки!

        Вот какое полезное растение – ромашка!

Учитель: - Молодцы, ребята.  

  1. С неба солнышко пригрело -
    Птичка песенку запела.
    И расцвёл от песни той
    Одуванчик золотой.
    Огляделся, улыбнулся,-
    Хорошо-то как вокруг!
    И воскликнул: - Я проснулся!
    Здравствуй, солнце!
    Здравствуй, луг.


  1. Улыбается овечка,
    Что пасётся возле речки:
    - Ты пушистее, чем я!
    Может мы с тобой родня?!
    Одуванчик рассмеялся…
    Ой... И голеньким остался…
  2. Ароматный одуванчик -
    Золотисто-жёлтый мальчик
    На высокой тонкой ножке
    Встал у краешка дорожки.
    Отражает солнца свет.
    Он кивает всем: "Привет!"

  1. Много одуванчиков растёт  возле домов, на полянках, они  такие красивые. Мы поняли, почему цветок называют сорняком. Он растет везде, где захочет.    (слайд 7)

  1. У одуванчика много друзей - насекомых: шмели, осы, пчёлы,  бабочки,  они прилетают к одуванчику, чтобы напиться вкусным нектаром.      (Слайд 8)
  1. Люди называют одуванчик – природным барометром. Если хмурая и дождливая погода, то цветок не раскроется, если солнечная, то цветки раскрываются.    (Слайд 9)
  2. Молодые листья одуванчика часто используют для приготовления салатов и борщей, а поджаренные корни могут служить заменителем кофе.    (Слайд 10)
  3. Из цветков одуванчика варят варенье, из раскрывшихся бутонов готовят «одуванчиковый мёд». (Слайд 11)
  4. Теперь мы знаем, что всё в природе взаимосвязано, все растения важны, даже такие, которые мы считаем сорняками.    

                                     (Слайд 12)    (Слайд 13 тема занятия)

Песня - клип: «Одуванчик»

Учитель:  (Читает отрывок из стихотворения А.А. Коринфского «Мой лужок».)

Колокольчики, ромашки, глазки синих  васильков,

Златоцвет, горошек, кашка - море целое цветов.

Пусть растут, благоухая, пусть во всей красе цветут,

Пусть, зерно своё, роняя, жизнь другим цветам дают!

Учитель: Давайте поиграем в игру «Цветы». (Пальчиковая  

                                                                                       гимнастика).

По полянке ходишь ты -       («Ходим» указательным и средним

                                                пальцами). 

Расцвели вокруг цветы.        (Показать круг рукой, рука ладонями

                                               вверх).

Белокрылые ромашки,         (Рука ладонью вверх, пошевелить  

                                               растопыренными пальцами).

Васильки, тюльпанов чашки.  («Васильки» - пальцы собрать в  

                                                   щепоть, затем резко развести        

                                                   пальцы в стороны;     «тюльпаны»-    

                                                   пальцы собрать «чашечкой»).

                                                       

Ах, какие хризантемы                   (Развести руки в стороны).

Мы сорвали без проблемы           (Сжимание пальцев рук).

Здесь совсем цветов не стало       (Опустить руки ладонями вниз).

Их и раньше было мало               (махнуть рукой  сверху вниз).

Ах, зачем  мы их сгубили            (покачивание головой).

Ведь не мы же их растили.          (Руки медленно поднимаем  вверх).

Учитель: А хорошо ли рвать цветы?  (цветам становится больно, они вянут,  поляна некрасивая).

Учитель: - А теперь пройдём по мостику, через ручеёк и придём в лес. Идём тихо, спокойно, чтобы не напугать зверей и птиц.

                                                                                         (Слайд 14)

 (На слайде  мостик. Звучит шум ручейка. Все встали.ходьба на месте)                                                  

Физминутка

- Мы с вами вошли в лес. Сколько здесь вокруг чудес!   (Слайд 15)              

                                                                                                     щелчок

(посмотрели вправо, влево)                      

Руки подняли и покачали –  это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –  ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –  это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже  покажем –  крылья сложили назад.

(В лесу их встречает Лесовичок)

Учитель:  -А кто это нас встречает?

                  - Здравствуй,  лесовичок.

Лесовичок: - Здравствуйте ребята! Я веселый старичок, старичок – Лесовичок.

-Я люблю гулять по лесу,       

в лес хожу я каждый день.      

Все в лесу мне интересно:      

Каждый куст и каждый пень.  

   

- Ребята, Посмотрите, как  много разных деревьев у меня в лесу  

                                                                                        (Слайд 16)

 - Деревья также как и цветы имеют свою форму и цвет.  

Предлагаю вам собрать пазлы  с  изображением деревьев,  и вы узнаете,  какие деревья растут у меня в лесу.

(Лесовичок  раздает пазлы деревьев: рябины, клёна, дуба, ели и берёзы  5-ти командам, отдельно парты для игры)

Учитель: -   Лесовичок раздал вам конверты с пазлами. Вы должны их собрать и посмотреть, что получится?

Работаем дружно, всей группой, помогаем друг другу, выслушиваем мнение каждого.

Лесовичок: -  Ребята, какие деревья растут у меня в лесу?

Учитель: Ребята, какую пользу приносит лес человеку?

 (ответы детей: место отдыха, источник ягод, грибов, древесину, из неё делают бумагу, карандаши и т.д.).

Учитель: -   Как  мы можем помочь растениям и животным?

Учитель:  -   Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру “Если я приду в лесок”. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку?   (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку?  (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю?  (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю?  (да)

Если сильно насорю

И убрать забуду.  (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю?   (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю!   (да)

Учитель: - Посмотрите, а что у меня в руках? (экологические знаки)

Лесовичок: - В лесу ветер сорвал все экологические  знаки и разметал их по лесу. Остались только названия экологических знако.  

Учитель: - Ребята, поможем Лесовичку. Найдите к каждому знаку своё название.

                                Игра «Охранный знак»

 (Вызываются 6 ребят им раздаются  экологические знаки. На столе разложены названия знаков. Выходят по одному, читают название и находят нужный знак.)

1.Не лови диких животных и не уноси их домой.

2.Не ломай ветки деревьев и кустарников.

3.Не рви в природе цветков.

4.Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

5. Не разоряйте муравейники.

6.Не разоряй птичьи гнезда.

Лесовичок: - Молодцы, ребята!  А для того, чтобы лес не погиб необходимо его охранять. И в нашем Хвалынском районе создан Национальный парк «Хвалынский» с его удивительной и неповторимой природой. Сотрудники национального парка берегут и охраняют растения и животных.    (Слайд 17 - 18)

Учитель: - Лесовичок, а наши ребята посетили вольерное хозяйство Национального парка. Посмотрите, как это было.

                                (Слайд 19 – 23)

Лесовичок: - Я приглашаю вас и всех наших гостей  отдохнуть в моем лесу. Сядьте удобно.  Когда зазвучит музыка, вы закройте глаза.                                                                       (Слайд 24)

(звучит музыка  Джеймса Ласта «Одинокий пастух».

 Учитель тихим голосом, с паузами, проводит  психогимнастику).

Реснички опускаются, глазки закрываются…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…, ноги тоже отдыхают…

Напряженье улетело и расслабленно всё тело…

Будто мы лежим на травке…,на зелёной мягкой травке…

Греет солнышко сейчас… руки теплые у нас…

Жарче солнышко сейчас… ноги тёплые у нас…

Дышится легко…ровно… глубоко…

Хорошо нам отдыхать, но пора уже проснуться…(Голос звучит громче).

Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!    

Учитель: -  Спасибо, Лесовичок, за гостеприимство. Нам очень понравилось в твоём лесу. Правда, ребята? Но пора возвращаться домой.  

Лесовичок: - Дорогие мои, берегите и охраняйте природу!    Ведь природа – наш общий дом!

 Учитель: - Наша прогулка подходит к концу. Но в самое ближайшее время нас ждет самая настоящая прогулка по нашей школьной экологической тропе.

  1.  Рефлексия

Учитель: А у меня есть подарок для каждого из вас. И находится он в этом  конверте. А  что  это за подарок,  вы узнаете, отгадав загадку:

Нарядные сестрёнки

Весь день гостей встречают,

Головками кивают

Нектаром  угощают.    (Цветы)

 

- Так, что же я хочу вам подарить?  (ответы детей). Правильно. Это цветы.  

(Учитель  достает красиво оформленный пакет с семенами подсолнуха. )

-Я хотела бы каждому из вас подарить семена самого удивительного цветка. Этот цветок поворачивается вслед за солнцем, когда оно идет по небосводу. Это семена подсолнуха.

(Учитель  раздает семена)                       (Слайд 25)

-Посадите этот цветок и у вас всегда будет маленькое солнышко.

(под музыку раздаёт семена и уходят)

               Песня «Всё это называется природой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Войди в лес другом"

конспект занятия в ГПД...

"Войди в лес другом" презентация

презентация к занятию...

Войди в природу другом.

Мероприятие направлено на экологическое воспитание детей. Воспитание ответственности за окружающий нас мир....

Игра - викторина «Войди в природу другом».

Цели: формировать ценностное отношение к природе, активизировать познавательный интерес к природе родного края, расширять кругозор о природе родного края....

Войди в лес другом.

Материал для внеклассного занятия. Дети знакомятся с обитателями леса,  с экологическими проблемами леса, с факторами беспокойства и т.д....

Внеурочная деятельность "Моя первая экология" Тема: "Войди в природу другом"

Занятие внеурочной деятельности "Войди в природу другом"...

Программа по экологическому воспитанию для обучающихся начальной школы "Войди в природу другом".

Программа формирования экологической культуры «Войди в природу другом» - комплексная программа формирования у обучающихся начальных классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нару...