Приобщение детей к национальной культуре в фольклорном кружке « Чишма» (« Родник»)
опыты и эксперименты по теме
Включение национально-регионального компонента в музыкальное воспитание учащихся создает в гимназии, на мой взгляд, определенную музыкальную среду и дает положительные результаты: из года в год растет интерес учащихся к музыке. Также, большинство ребят осознают, что музыкальная культура является частью духовной культуры и образования человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chishma_statya.docx | 15.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приобщение детей к национальной культуре
в фольклорном кружке « Чишма» ( « Родник»)»
Мавлютова Г.С,
Учитель начальных классов
МБОУ «Бардымская гимназия»
с. Барда
Сегодня российскому обществу нужны современно - образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Поддерживая ФГОС, я понимаю, что мои усилия как учителя начальных классов в настоящее время должны быть направлены на формирование универсальных учебных действий, а именно на развитие у школьников способности учиться, саморазвиваться, и на воспитание, социализацию младших школьников. Я это реализую системно на основании разработанной мною концепции развития класса «Развитие духовно-нравственной и творческой личности младших школьников», где целью определено – формирование нравственных ценностей и творческих способностей личности, способной строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины. Реализую концепцию на основании следующих принципов:
- принимать ребенка таким, каков он есть; каждый школьник - самобытен;
- верить в способности ребенка, стимулировать его духовно-нравственное развитие и творческую активность;
- уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка;
Системообразующая идея развития духовно-нравственной и творческой личности гимназистов моего класса определяется этнокультурным содержанием образования, которое реализуется в моей авторской программе внеурочной деятельности патриотической и социокультурной направленности «Истоки». Программа решает следующие задачи: формирование и сплочение классного коллектива; воспитание доброго, внимательного отношения друг к другу и окружающему миру; воспитание активной творческой позиции ребёнка, способного ставить перед собой цели и находить способы их достижения; приобщение к нравственным, этнокультурным ценностям.
Интерес к родному краю, к культуре и истории народа – это прекрасная школа воспитания гражданственности. Дети с удовольствием занимаются в фольклорном ансамбле класса «Чишма» («Родник»). Первое время ребята выступали на школьных мероприятиях, предприятиях, где работали родители. Затем фольклорный ансамбль «Чишма», быстро завоевав симпатии жителей села, стал участником многочисленных праздников и частым гостем в детских садах района.
Репертуар ансамбля складывается из детских музыкальных программ, из собранных народных песен на встречах с жителями села. Особым предпочтением пользуется фольклор, привлекающий внимание детей к истории и культуре родного края. На занятиях кружка ребята не только разучивают песни, но и знакомятся с обрядами и традициями русского и татарского народа, изучают пословицы, поговорки, загадки.
При разучивание песен ученики сами выбирают средства музыкальной выразительности, подбирают аккомпанемент, используя детские музыкальные инструменты. Одним из преимуществ этого принципа является и то, что специальные знания и умения при такой деятельности формируются ненавязчиво и естественно.
Использование национально-регионального компонента способствует ещё и осознанию детьми своей этнической принадлежности – они с удовольствием исполняют и слушают татарскую музыку.
Включение национально-регионального компонента в музыкальное воспитание учащихся создает в гимназии, на мой взгляд, определенную музыкальную среду и дает положительные результаты: из года в год растет интерес учащихся к музыке. Также, большинство ребят осознают, что музыкальная культура является частью духовной культуры и образования человека.
Дети, занимаясь в ансамбле, становятся, на мой взгляд духовно богаче, культурнее.
Руководство фольклорным кружком обогащает и самого учителя: открываются новые возможности использования национального компонента в обучении и воспитании детей. В рамках деятельности краевой апробационной площадки по внедрению ФГОС ОО по теме: «Формирование коммуникативных компетентностей в этнокультурном содержании образования» мною разработан и находится в стадии реализации социальный проект «Изучение фольклора местных татар и башкир». /Данный опыт был обобщен на краевой НПК «Народное творчество в Пермском крае: традиции и современность» в 2011году./
Идея создания фольклорного ансамбля « Чишма» появилась 1993-94 уч.г. На протяжении 20 лет она существует и действует.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование регионального компонента как средство приобщения детей к богатейшему миру национальной среды.
Опыт работы по использованию на уроках в начальной школе краеведческого материала....
ДОКЛАД. «Организация работы с родителями по формированию у детей духовности, нравственности, приобщение детей к русским национальным традициям».
Духовно-нравственное воспитание - это не вопрос одного дня, а ежедневная работа, направленная на воспитание любви к своей семье, родному поселку, краю....
Статья "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ"
Данная статья определяет ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры....
«Приобщение детей к национальной культуре в фольклорном кружке « Чишма» (« Родник»)»
Системообразующая идея развития духовно-нравственной и творческой личности гимназистов моего класса определяется этнокультурным содержанием образования, которое реализуется в моей авторской программе ...
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ
Теоретическая обоснованность опытаПроблемаС конца XX века большое внимание стало уделяться процессам, протекающим в мировой и, в частности, отечественной культуре, чему способствовали соци...
"Казачата" программа 3-летнего обучения в фольклорном кружке для детей младшего школьного возраста
Программа первого года обучения предусматривает 72 учебных часа: по 1 часу два раза в неделю. Программа второго и третьего года обучения – 72 учебных часа в год: по 1 часу два раза в неделюПервый и вт...
Приобщение младших школьников к национальной культуре через поисково-краеведческую деятельность. (Из опыта работы)
Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству.Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народны...