Приобщение детей к национальной культуре в фольклорном кружке « Чишма» (« Родник»)
опыты и эксперименты по теме

Мавлютова Гузалия Самигулловна

 

Включение национально-регионального компонента в музыкальное воспитание учащихся создает в гимназии, на мой взгляд, определенную музыкальную среду и дает положительные результаты: из года в год растет интерес учащихся к музыке. Также, большинство ребят осознают, что музыкальная культура является частью духовной культуры и образования человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chishma_statya.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Приобщение детей к национальной культуре

в фольклорном кружке « Чишма» ( « Родник»)»

Мавлютова Г.С,

Учитель начальных классов

МБОУ «Бардымская гимназия»

        с. Барда

            Сегодня российскому обществу нужны современно - образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.  Поддерживая ФГОС, я понимаю, что мои усилия как учителя начальных классов в настоящее время должны быть направлены на формирование универсальных учебных действий, а именно на развитие у школьников способности учиться, саморазвиваться, и на воспитание, социализацию младших школьников. Я это реализую системно на основании разработанной мною концепции  развития класса «Развитие духовно-нравственной и творческой  личности младших школьников», где целью определено – формирование нравственных ценностей и творческих способностей личности, способной строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины. Реализую концепцию на основании следующих принципов:

  • принимать ребенка таким, каков он есть; каждый школьник - самобытен;
  • верить в способности ребенка, стимулировать его духовно-нравственное развитие и творческую активность;
  • уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка;

Системообразующая идея развития духовно-нравственной и творческой личности гимназистов моего класса определяется этнокультурным содержанием образования, которое реализуется в моей авторской программе внеурочной деятельности патриотической и социокультурной направленности «Истоки».  Программа решает следующие задачи: формирование и сплочение классного коллектива; воспитание доброго, внимательного отношения друг к другу и окружающему миру; воспитание активной творческой позиции ребёнка, способного ставить перед собой цели и находить способы их достижения; приобщение к нравственным, этнокультурным ценностям.

Интерес к родному краю, к культуре и истории народа – это прекрасная школа воспитания гражданственности. Дети с удовольствием занимаются  в фольклорном ансамбле класса «Чишма» («Родник»). Первое время ребята выступали на школьных мероприятиях, предприятиях, где работали родители. Затем фольклорный ансамбль «Чишма», быстро завоевав симпатии жителей села, стал участником многочисленных праздников и частым гостем в детских садах района.

Репертуар ансамбля складывается из детских музыкальных программ, из собранных народных песен на встречах с жителями села. Особым предпочтением пользуется фольклор, привлекающий внимание детей к истории и культуре родного края. На занятиях кружка ребята не только разучивают песни, но и знакомятся с обрядами и традициями русского и татарского народа, изучают пословицы, поговорки, загадки.

При  разучивание песен ученики сами выбирают средства музыкальной выразительности, подбирают аккомпанемент, используя детские музыкальные инструменты. Одним из преимуществ этого принципа является и то, что специальные знания и умения при такой деятельности формируются ненавязчиво и естественно.

Использование  национально-регионального компонента способствует ещё и осознанию детьми своей этнической принадлежности – они с удовольствием исполняют и слушают татарскую музыку.

Включение национально-регионального компонента в музыкальное воспитание учащихся создает в гимназии, на мой взгляд, определенную музыкальную среду и дает положительные результаты: из года в год растет интерес учащихся к музыке. Также, большинство ребят осознают, что музыкальная культура является частью духовной культуры и образования человека.

Дети, занимаясь в ансамбле,  становятся, на мой  взгляд духовно богаче, культурнее.

Руководство фольклорным кружком обогащает и самого учителя: открываются новые возможности использования национального компонента в обучении и воспитании детей. В рамках деятельности краевой апробационной площадки по внедрению ФГОС ОО по теме: «Формирование коммуникативных компетентностей в этнокультурном содержании образования»  мною разработан и находится в стадии реализации социальный проект «Изучение фольклора местных татар и башкир». /Данный опыт был обобщен на краевой НПК «Народное творчество в Пермском крае: традиции и современность» в 2011году./

Идея создания фольклорного ансамбля « Чишма» появилась 1993-94 уч.г. На протяжении 20 лет она существует и действует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование регионального компонента как средство приобщения детей к богатейшему миру национальной среды.

Опыт работы по использованию на уроках в начальной школе краеведческого материала....

ДОКЛАД. «Организация работы с родителями по формированию у детей духовности, нравственности, приобщение детей к русским национальным традициям».

Духовно-нравственное  воспитание - это не вопрос одного дня, а ежедневная работа, направленная на воспитание любви к своей семье, родному поселку, краю....

Статья "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ"

Данная статья определяет ориентиры в нравственно - патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры....

«Приобщение детей к национальной культуре в фольклорном кружке « Чишма» (« Родник»)»

Системообразующая идея развития духовно-нравственной и творческой личности гимназистов моего класса определяется этнокультурным содержанием образования, которое реализуется в моей авторской программе ...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ

Теоретическая  обоснованность  опытаПроблемаС конца XX века большое внимание стало уделяться процессам, протекающим в мировой и, в частности, отечественной культуре, чему способствовали соци...

"Казачата" программа 3-летнего обучения в фольклорном кружке для детей младшего школьного возраста

Программа первого года обучения предусматривает 72 учебных часа: по 1 часу два раза в неделю. Программа второго и третьего года обучения – 72 учебных часа в год: по 1 часу два раза в неделюПервый и вт...

Приобщение младших школьников к национальной культуре через поисково-краеведческую деятельность. (Из опыта работы)

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству.Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народны...