ДОКЛАД. «Организация работы с родителями по формированию у детей духовности, нравственности, приобщение детей к русским национальным традициям».
план-конспект урока (2 класс) по теме

Сорокина Евгения Владимировна

Духовно-нравственное  воспитание - это не вопрос одного дня, а ежедневная работа, направленная на воспитание любви к своей семье, родному поселку, краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detstvo_vsegda_s_nadezhdoy_obrashcheno_v_budushchee.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя.

Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.

Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества человека, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Духовно-нравственное воспитание  это не вопрос одного дня, а  ежедневная работа,  направленная  на воспитание любви к своей семье, родному поселку, краю.

К нам приходят  дети, которые по-разному понимают нравственные нормы и понятия. Ребёнок имеет некоторое представление о гражданственности, нравственном начале в человеке: что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа. Поэтому мы продумываем  работу по развитию и формированию гражданственных качеств, нравственных норм  детей, так как именно в младшем возрасте начинает формироваться  мировозрение  ребёнка.

Важно, чтоб у ребёнка была комфортная психологическая обстановка, оптимистический настрой. Ребёнок должен иметь тёплые доверительные отношения у своих родителей и воспитателей.

Родители, так же как и воспитатели, подают детям первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания наших воспитанников осуществляется по следующим направлениям:

- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение к родителям, честность, щедрость, забота о старших и младших, представление о культуре и этике.

- Воспитание трудолюбия.

Ценности: уважение к труду, целеустремленность, бережливость, трудолюбие.

- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: планета Земля, экологическое сознание.

- Воспитание к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах.

Ценности: красота, духовный мир человека, эстетическое развитие.

- Воспитание патриотизма, уважение к правам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к Родине, своему народу, закон и правопорядок, доверие к людям.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе духовных, нравственных и культурных традиций.

Формы воспитательной деятельности:

- Классные часы по теме “ Государственные символы Российской Федерации ”.

- Классные часы, посвященные памятным и героическим событиям истории России и подвигам людей.

- Уроки Мужества.

- Встречи с интересными людьми.

- Встреча с ветеранами, которые на своём примере рассказывают детям о необходимости в любви к своей Родине, к матери, к человеку, к  друг другу.

- Чтение и анализ сказок, рассказов, притч и басен.

Такая работа служит способом использования положительного примера в  воспитании детей.

Роль семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности

огромна и только совместная работа с родителями даёт ощутимые результаты.

Мы используем  такие формы совместной деятельности с родителями:

-Тематические родительские собрания на духовно-нравственные темы, анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье. 

-Приглашение родителей на праздники, смотры-конкурсы.

-Организация экскурсий на производственные предприятия, в музей, заповедник «Воронинский» с привлечением родителей.

-Участие в благотворительных акциях. 

- Работа по внедрению здоровьесберегающих технологий.

-Формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

Необходимость, обращенная к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшие и младшие поколения. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Приобщение детей к истокам  русской  народной культуры наиболее актуально. Народная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В своей работе мы используем различные методы и приемы знакомства с культурой нашего народа:

  1. беседы,
  2. конкурс рисунков,
  3. встречи с местными умельцами,
  4. экскурсии в краеведческий музей.

Для ознакомления воспитанников с русскими народными традициями и обрядами   проводятся  праздники:

  1. «Деревенские посиделки»,
  2. «Проводы русской зимы»,
  3. «Проводы масленицы»,
  4. «Проводы весны».

При проведении праздников используется детский календарный фольклор - это заклички, игровые припевы, приговоры.

Дети знают и любят эти  праздники, с удовольствием принимают участие в  их организации, вместе  со  взрослыми поют песни, водят хороводы.

Здесь огромный выбор для творческой деятельности наших воспитанников. Особенность нашего  творчества состоит в том, что в процессе воспитания накопленные духовные богатства не только передаются из поколения в поколение, но и перерабатываются, совершенствуются, развиваются и обогащаются. Все наши внеклассные мероприятия по народной культуре направлены на расширение кругозора детей, которые позволяют приобщить их к активному усвоению общечеловеческих, нравственных и культурных ценностей.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо их уберечь от всего, что дурно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт приобщения детей к духовно-нравственным традициям

В статье представлен опыт приобщения детей к духовно–нравственным традициям в рамках воспитательной системы класса....

Работа с родителями по формированию у детей навыков здорового образа жизни

Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни велика. Данная лекция предлагается для использовании на родительском собрании. Она  в полной мере раскрывает роль родителей в формир...

Поликультурные традиции духовно – нравственного воспитания детей.

Формирование духовно – нравственных ценностей – сложный процесс, который охватывает не только обучение и воспитание. Он затрагивает образ мыслей, образ жизни человека, будь то взрослый или ребенок. И ...

Классное руководство, стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга в 2011-2020 гг. "Петербургская Школа 2020": формирование Петербургской концепции духовно-нравственного развития детей и молодежи.

Программа Четвертой региональной конференции."Бально-рейтинговая система (БРС)" оценки внеучебных достижений в контексте реализации Стратегии развития системы образования Санкт-Петербуга в 2011-2020 г...

Исследовательская работа "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста".

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро и её актуальность вполне очевидна.  Народ, не знающий истории и культуры предков, обречён на духовное в...

Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

    Одним из важных условий духовно-нравственного образования является разумное и бережное отношение этнокультурного многообразия. Многостороннее знание о крае, где человек родился, ж...

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере работы творческого объединения «Я познаю мир», с проведением мастер-класса по изготовлению ангелочка из салфеток)

      В настоящее время самой большой опасностью, которой подвергается современное общество, является не развал экономики, не события в политической жизни страны, а разрушение ли...