"Казачата" программа 3-летнего обучения в фольклорном кружке для детей младшего школьного возраста
методическая разработка на тему
Программа первого года обучения предусматривает 72 учебных часа: по 1 часу два раза в неделю. Программа второго и третьего года обучения – 72 учебных часа в год: по 1 часу два раза в неделю
Первый и второй год обучения предполагают углубленное изучение всех жанров устного народного творчества, игр, обрядов и праздников казачества. Произведения народного творчества веками отбирались и отшлифовывались прекрасными мастерами и знатоками казачьего дела. Их смело можно рассматривать как средство эстетического воспитания чувства прекрасного, чувства формы, ритма, языка. Творчество казаков воплотило в себе принципы народной эстетики, отразило художественностью вкусы казачества, которые вырабатывались веками. А ценны тем, что в них воплощены объективные законы природы.
Третий год обучения полностью посвящен изучению истории народов, населяющих Кавказ, его самобытной культуре, верованиям и обычаям. Это позволит разными формами и методами усилить поликультурное воспитание, привить детям чувство доброго отношения и уважения к своим соседям.
Образовательная программа «Казачата» разработана в соответствии с государственными нормативно-правовыми актами в области дополнительного образования детей, нормативно-правовыми документами Центра детского творчества (Устав, Программа развития «Шаг в будущее», программа «Планета Детства» воспитательной системы ЦДТ, локальные акты).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazachata_programma.docx | 62.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
УТВЕРЖДЕНА
Директор Центра детского творчества
О.П. Ефремова
«КАЗАЧАТА»
программа 3-летнего обучения
в фольклорном кружке для детей
младшего школьного возраста
педагог дополнительного
образования
Виноградская
Светлана Фёдоровна
Утверждена на педагогическом совете
03.09.2008г.
Адрес: Ставропольский край,
Предгорный район, ст. Ессентукская, ул. Павлова,55,
МОУ ДОД «Центр детского творчества»
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный детский фольклорный ансамбль изучает и пропагандирует подлинные произведения народного творчества, исполняя их в народно-певческом стиле, который отличается от академического открытым, трудным характером звучания, разговорной манерой пения, живым интонированием слова.
Преимущество казачьего ансамбля как концертного коллектива состоит в его большой мобильности: он может выступать на любой площадке: в поле, в школе и т.д. Музыкальное воспитание участников фольклорного ансамбля должно ориентироваться, прежде всего, на казачий фольклор родного края. Музыкальный материал будет близок детям, так как он связан с речевой интонацией, со всеми ее местными особенностями. Возрождение и становление казачества с его укладом жизни, традициями, отношениями к государственному строю в наши дни должен выявить все лучшие качества этого сословия с учетом происходящих изменений, в обществе.
Теперешнему поколению казаков, безусловно, трудно и сложно восстановить утраченные за долгие десятилетия традиции, обычаи, нравы, своих предков казаков. Необходимо восстанавливать традиции казачества, повышать роль церкви в воспитании молодежи. Целью казачьего коллектива является изучение и пропаганда казачьего народного творчества.
Задачи фольклорного ансамбля:
- воспитание уважения и любви к народной песне, как особо значительной области музыкальной культуры ;
- изучение и освоение народной песни, ее основных творческих и исполнительских закономерностей;
- формирование художественного вкуса;
- развитие вокального слуха и певческого голоса;
- приобретение навыков вокально-хорового исполнения в народной манере;
- развитие творческих способностей, навыков импровизации.
Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей казачьего ансамбля. Песни, подобранные специально с хореографическими движениями или театральным действием, должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцем.
Программа составляется с учетом детского восприятия, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам. Желательно, чтобы хоровые песни перемежались с ансамблевыми или сольными номерами менялись по характеру, по настроению.
Вокально-хоровые навыки вырабатываются и закрепляются во время распевания. Пение учебно-тренировочного материала должно проходить живо, интересно, эмоционально. Время для распевания определяется руководителем в зависимости от учебно-творческих целей и конкретной ситуации. Иногда необходимо посвятить пению упражнений не 15-20 минут, а. гораздо больше, так как дальнейший ход репетиции во многом зависит от вокальной' "Формы" коллективам иногда несколько меньше, в зависимости от состояния поющих.
Упражнения должны быть разнообразны по музыкальному материалу и техническим задачам. Одни упражнения расширяют диапазон голоса, другие развивают гармонический слух, улучшают дикцию и т.д. Многие упражнения вырабатывают несколько навыков одновременно. Очень разнообразят и оживляют фольклорные занятия творческие упражнения— варьирование и импровизация мелодий, сочинение стихов ,придумывание хороводов.
Импровизация лежит в основе русского народного многоголосия. Владение этим качеством делает казачий коллектив подлинно творческим и каждому его участнику доставляет истинную радость. В условиях бытования песни импровизация осуществляется естественно и свободно во время пения. Импровизация осуществляется народными исполнителями в рамках определенного традиционного певческого стиля.
Руководитель детского казачьего ансамбля занимается глубоким изучением стилевых особенностей народной импровизации, перенимая это умение у народных певцов, анализируя записи народных песен.
Творческие упражнения нужно вводить буквально о первых занятий. Варьирование хорошо знакомых мелодий - один из наиболее доступных на первом этапе вид вокальной импровизации.
Большое внимание в детском казачьем коллективе уделяется воспитанию у ребят культуры восприятия музыки, расширению их музыкального кругозора.
Слушание пластинок, посещение концертов, театров, просмотр музыкальных кинофильмов, беседы о музыке - все это поможет развить художественный вкус, пробудить слушательский интерес. В работе с казачьим коллективом можно использовать и некоторые формы экспедиционной работы. Это могут быть встречи с чьей-либо бабушкой, которая хорошо поет и знает казачьи песни.Д ля того, чтобы реализовать поставленные в программе задачи на занятиях используются в сочетании различные формы и методы обучения:
- словесно-информационные,
- наглядные,
- практические / активно-творческие /.
Каждое занятие по программе содержит теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть дается в начале занятия и несет информационно-познавательный характер.
Теоретическая часть включает в себя:
- строение голосового аппарата;
- манера исполнения / академическая, народная/;
- беседы о композиторах;
- « беседы о лучших исполнителях музыкальных произведения, прослушивание и анализ исполнения отдельных певцов, групп /Л.Зыкиной, Н.Бабкиной:, казачьих коллективов/;
- анализ достигнутого исполнительского мастерства у обучающихся кружка после конвертов;
- аналитический разбор разучиваемого произведения /жизненное содержание/ как исполнить, чтобы донести до слушателя и т. д,
Практическая часть закрепляет теоретическую. Основное место на занятиях отводится практической работе:
- распевание
- пение вокализа
- разучивание канона
- хоровое сольфеджио
- разучивание нового произведения
- работа над недавно выученным произведением.
Образовательная программа «Казачата» ориентирована на детей младшего школьного возраста. Общий срок реализации – 3 года.
Программа первого года обучения предусматривает 72 учебных часа: по 1 часу два раза в неделю. Программа второго и третьего года обучения – 72 учебных часа в год: по 1 часу два раза в неделю
Наш меняющийся мир трудно определить одним словом. Экономическое и политическое положение в стране за последние 10-15 лет привели к изменению ценностных ориентации подрастающего поколения, деформировались самые устойчивые убеждения и взгляды.
Что поможет нам вернуть утраченное, восстановить складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений? Думаю, одной из главнейших задач сегодняшнего дня является возрождение национальной культуры.
Народная культура представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие истинных традиций воспитания.
Народная культура - это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Народное творчество - эффективное средство активизации творческого потенциала ребенка, развития его общей культуры и личности в целом. Колыбельная песня, хоровод, обряд, ритуальное действие помогают осознать многие актуальные проблемы развития и совершенствования человека: учат различать истинные и мнимые ценности, помогают понять, почему идеалом русского народа была не богатая, а Святая Русь.
В школьной практике знакомство с фольклором обычно происходит эпизодически и осуществляется главным образом через разучивание песен. Отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса. Мы восполним этот пробел. В народных песнях, играх, обрядах, праздниках прекрасный материал для развития эстетических чувств ребят, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.
Образовательная программа «Казачата» позволяет окунуться в мир народного творчества, она направлена на поэтапное освоение обучающимися культурно- исторического наследия; общее развитие личности, включая и физическое совершенствование. Приобщает детей к широкому пласту духовно-нравственных, культурных традиций русского народа.
Чувство личности, чувство человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Основная национальная русская идея - служение высокому и прекрасному во всех его проявлениях. Другая существенная глубинная идея русского национального сознания - идея семьи как частицы единого рода. Не случайно с древних времен наши мудрые предки наставляли своих питомцев хранить веру, почитать старших, служить государству, беречь в душе чувство благоговения и главное - учили, как нести все эти чувства в семью, как строить свой «внутренний храм» и семейный дом.
Современное общество на данном этапе осознает фольклор как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщение к национальным жизненным истокам.
Актуальность программы в том, что изучение фольклорного наследия очень своевременно, т. к. на фоне общего повышения образованности налицо отставание в художественно-эстетическом развитии. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать самые разнообразные творческие проявления. Фольклорное богатство народа - это его духовное богатство. В нем отражены не только широта и щедрость русского характера, но и тайна его непобедимости. Народное творчество неисчерпаемо по многогранности своих сторон и оттенков.
Комплексная образовательная программа «Казачата» предоставляет обучающимся условия и среду для самореализации, развития творческого потенциала, пробы себя и своих сил в творческих занятиях и достойного достижения конечного результата: участие в театрализованных народных праздниках, праздничных концертах, конкурсах и фестивалях.
Особенность данной программы - народно-национальный элемент в обучении и воспитании детей может рассматриваться как необходимость изучения народной основы культуры России.
Первый и второй год обучения предполагают углубленное изучение всех жанров устного народного творчества, игр, обрядов и праздников казачества. Произведения народного творчества веками отбирались и отшлифовывались прекрасными мастерами и знатоками казачьего дела. Их смело можно рассматривать как средство эстетического воспитания чувства прекрасного, чувства формы, ритма, языка. Творчество казаков воплотило в себе принципы народной эстетики, отразило художественностью вкусы казачества, которые вырабатывались веками. А ценны тем, что в них воплощены объективные законы природы.
Третий год обучения полностью посвящен изучению истории народов, населяющих Кавказ, его самобытной культуре, верованиям и обычаям. Это позволит разными формами и методами усилить поликультурное воспитание, привить детям чувство доброго отношения и уважения к своим соседям.
Образовательная программа «Казачата» разработана в соответствии с государственными нормативно-правовыми актами в области дополнительного образования детей, нормативно-правовыми документами Центра детского творчества (Устав, Программа развития «Шаг в будущее», программа «Планета Детства» воспитательной системы ЦДТ, локальные акты).
Цель программы - приобщение детей к культуре казачьего народа через знакомство с народными обрядами, играми и традициями, праздниками.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Обучающие:
- расширить и углубить знания по истории родного края;
- формировать навыки коллективной работы через игру;
- формировать речевую культуру с помощью малых форм фольклора;
- формировать устойчивый интерес к познанию народных традиций, обрядов и праздников казачества.
Развивающие:
- развить творческое воображение на основе соотношения индивидуального и коллективного;
- развить у ребенка способность к коммуникации через речевое общение, умение взаимодействовать в коллективе;
- развитие творческих, организаторских, исполнительных способностей средствами театрального искусства;
- укрепление физического состояния, усиление двигательной активности;
- развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Воспитывающие:
- создать единый творческий коллектив, основанный на дружбе, поддержке и доверии;
- воспитать культуру отношения и истории, языку, традициям и обрядам казачества;
- формирование нравственных качеств личности и культуры поведения в обществе;
- воспитать стремление к гармоничным отношениям с людьми и жизнью;
- приобщение к национальным традициям, укрепление связи поколений.
В течение трех лет обучение ведется по пяти основным разделам с постепенным углублением и расширением изучаемого материала:
- Вокально-хоровая деятельность (сюжетные, подражательные, хороводные, подвижные игры, связанные с традиционными обрядами казачества).
- Слушание музыки (система поэтических и музыкально- поэтических жанров фольклора: потешки, прибаутки, пестушки колыбельные и хороводные песни, сказки, легенды и др.).
- Обряды и традиции (знакомство с наиболее значимыми народными действами жизненного цикла: проведки, перепекание, первое подпоясывание, крещение, свадьба и др.).
- Элементы хореографии (дети не только изучают историю народного праздника, но и участвуют в постановке театрализованного представления, что и является конечным результатом воспитания и обучения).
- Концертные выступления (принимать активное участие в общественной жизни школы, станицы.)
Главное - дать понять детям необходимость изучения народных традиций и обычаев. Обучение ведется от простого к сложному. Погружение в народный фольклор начинается с игры, переходит в изучение фольклорных произведений, затем это предлагается обыграть. Познание фольклорного наследия позволит каждому кружковцу принять участие в театрализованных народных праздниках.
Праздник - это всегда «событие» в буквальном смысле слова. На праздник собираются все, и все в нем участвуют. Это незаменимый способ соединения, когда каждый чувствует себя причастным ко всеобщему торжеству. А еще праздник — это веселье, смех, выход накопившейся психической энергии. Знакомство с обрядовыми действиями построено так, что дети сами как бы мысленно переносятся на несколько веков назад и являются его непосредственными участниками.
Постижение содержания народных песен, обрядов, игр, проникновение в их характерный склад способствуют развитию у детей понимания прекрасного, истинного. Это поможет каждому стать Гражданином своей Родины, дорожить нравственными и духовными ценностями своего народа.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Первый год обучения
Кружковцы должны знать:
- историю казачества, ее традиции и обряды;
- наиболее значимые народные праздники;
- небольшой перечень казачьих игр с преследованием, поиском, предметами;
- простейшие казачьи обряды; проведок, первое подпоясывание и др.
уметь:
- декламировать считалки, прибаутки, потешки, чистоговорки, частушки, побасенки;
- исполнять простые казачьи песни;
- ходить в ритме музыкального сопровождения, сохраняя при этом прямую красивую осанку;
- исполнить одну из отведенных ему ролей, при подготовке театрализованного народного гуляния или праздника.
Второй год обучения
Кружковцы должны знать:
- историю казачьего народа;
- историю казачьего костюма;
- характерные движения простого казачьего танца;
- сюжетные, подражательные и хороводные игры;
- традиционные казачьи праздники;
- знать обряды жизненного цикла;
уметь:
- работать над песнями в движении;
- самостоятельно работать над ролью;
- хорошо произносить скороговорки и небольшие казачьи тексты;
- исполнять хороводы и простые казачьи песни.
Третий год обучения
Кружковцы должны знать:
- историю основных праздников народов населяющих Кавказ;
- знать главные обряды и обычаи соседствующих народов;
- некоторые игры и развлечения кавказских народов;
- историю костюма горцев; (единство и различие);
уметь:
- владеть характерными элементами казачьего танца;
- подготовить и принять участие в массовом театрализованном представлении;
- уметь оформить сцену и подготовить реквизит.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП
- заинтересованность обучающихся в совместной творческой деятельности;
- желание «попробовать себя в разных ролях», приобщаясь тем самым к разным жанрам казачьего творчества;
- умение работать в коллективе, сотрудничать на равных со взрослыми, сопереживать и радоваться за других;
- умение анализировать и оценивать свою деятельность, при необходимости вносить коррективы.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Организационно-методическое обеспечение:
- Наличие специальной методической литературы по педагогике, психологии. Наличие толковых словарей древнерусского языка, сценарии мероприятий, игровых программ, сборники сказок, песен, стихов, загадок, пословиц и поговорок.
- Возможность повышения профессионального мастерства: участие в работе МО, семинарах, конференциях, конкурсах, прохождение курсов повышения квалификации.
- Совершенствование форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.
- Обобщение и распространение собственного опыта работы.
- Методическая поддержка со стороны специалистов Центра детского творчества.
Материально-техническое обеспечение:
- Кабинет для теоретических занятий, оборудованный столами, стульями, общим освещением, шкафами для дидактического материала, костюмов и готового реквизита.
- Кабинет для теоретических занятий, оборудованный столами, стульями, общим освещением, шкафами для дидактического материала, костюмов и готового реквизита.
- Актовый зал, сцена для репетиций.
Технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, видеокамера, фотоаппарат, музыкальный центр; аудио- и видеоматериалы для подбора репертуара, записи фонограмм.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование темы | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
Первый год обучения | ||||
1. | Вокально-хоровая работа: - пение произведений - пение учебно-тренировочного материала | 34 | 8 | 26 |
2. | Слушание музыки | 8 | 8 | - |
3. | Элементы хореографии | 6 | 1 | 5 |
4. | Обряды и традиции | 8 | 2 | 6 |
5. | Мероприятия воспитательного познавательного характера: - посещение концерта - творческие встречи - досуг | 6 | - | 6 |
6. | Концертные выступления | 10 | - | 10 |
Итого: | 72 | 19 | 53 | |
Второй год обучения | ||||
1. | Вокально-хоровая работа: - пение произведений - пение учебно-тренировочного материала | 36 | 8 | 28 |
2. | Слушание музыки | 6 | 6 | - |
3. | Элементы хореографии | 4 | - | 4 |
4. | Обряды и традиции | 8 | 2 | 6 |
5. | Мероприятия воспитательного познавательного характера:
| 6 | - | 6 |
6. | Концертные выступления | 12 | - | 12 |
Итого: | 72 | 16 | 56 | |
Третий год обучения | ||||
1. | Вокально-хоровая работа: - пение произведений - пение учебно-тренировочного материала | 37 | 7 | 30 |
2. | Слушание музыки | 5 | 5 | - |
3. | Элементы хореографии | 4 | - | 4 |
4. | Обряды и традиции | 8 | 2 | 6 |
5. | Мероприятия воспитательного познавательного характера: - посещение концерта - творческие встречи - досуг | 6 | - | 6 |
6. | Концертные выступления | 12 | - | 12 |
Итого: | 72 | 14 | 58 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
1. Вокально-хоровая работа
Ознакомление обучающихся с вокально-хоровыми навыками пения, в народной манере, близкой к разговорной речи. Формирование правильного певческого звука - открытого, но легкого, звонкого, не допускать резкого зажатого форсированного звучания. Работа над пением в унисон, с целью образования единой манеры пения. Постепенное развитие диапазона. Обучение умению сочетать пение с движением или игрой, сохраняя качество звучания. Работа над вокально-хоровыми навыками - дыханием, артикуляцией, дикцией. Стремление к полной свободе исполнителей, что бы эти навыки были такими же естественными, как и процесс речи. Стремление к осмысленному и выразительному пению.
2. Слушание музыки
-прослушивание:
народных песен, казачьих в исполнении народных мастеров, профессиональных певцов и детских казачьих, а также академических коллективов;
симфонических произведений русских композиторов на тему русских народных песен. Рассказ о произведениях, формирование культуры восприятия.
3. Элементы хореографии
Выработка правильной красивой осанки, умение легко, бесшумно двигаться, держать спину. Освоение кругового хоровода, хоровода «Стенка на стенку», фигур «Ручеек», «Воротца», «Поклон».
4. Обряды и традиции.
Первый год обучения включают в себя простые бытовые обряды и традиции, связанные с рождением и жизнью маленького ребенка, например: «Перепекание ребенка»- символический обряд для укрепления здоровья; «Проведок» - событие, связанное с рождением ребенка; «Первое подпоясывание»- для защиты и придания сил младенцу.
При подготовке народного обряда необходимо познакомить детей с историей возникновения данного действия. Дети должны понять ее значимость для данного народа.
5. Мероприятия воспитательно-познавательного характера
- посещение концертов;
- творческие встречи;
- поездки в театр.
6. Концертные выступления
Принимать активное участие в общественной жизни школы, станицы.
Второй год обучения
1. Вокально-хоровая деятельность
Закрепление и дальнейшее совершенствование навыков, полученных в первый год обучения. Продолжение развития творческих способностей участников казачьего коллектива. Развитие всех видов музыкального слуха, особенно гармонического, вокального.
Дальнейшее совершенствование вокально-певческой казачьей манеры. Пение должно быть открытым, звонким, легким, окрашенным речевой интонацией, осмысленным. Развитие диапазона голоса, выравнивание всех его звуков. Владение дыханием, ясный унисон, единая манера звукообразования, одинаковое формирование гласных звуков, чистое интонирование в многоголосии. Свободное, естественное исполнение песен с движением - хоровод, пляска.
Формирование хорошего музыкального вкуса. Формирование потребности в музыкально-творческой деятельности.
2. Слушание музыки.
Расширение кругозора обучающихся, углубление полученных ранее знаний. Слушание вокально-хоровой, инструментальной, симфонической музыки, умений и навыков, полученных на занятиях в общеобразовательной школе на уроках литературы, истории, с музыкой.
Знакомство с фольклором народов России и мира. Организация вечеров, посвященных знаменательным датам и событиям.
3. Элементы хореографии.
Совершенствование навыков хореографии, полученных в первом классе. Изучение различных видов хороводов- кругового, орнаментального и игрового. Освоение основных фигур хоровода - «Корзиночка», « восьмерка» . Самостоятельная постановка некоторых песен, сочинение хороводов.
4. Обряды и традиции.
Обряды жизненного цикла; крещение, свадьба, поминальная обрядность.
Ребята в процессе подготовки обряда изучают предметы декоративно-прикладного искусства, имеющиеся в семьях.
Большое внимание уделяется разучиванию и использованию старообрядных текстов.
5. Мероприятия воспитательного характера.
Поездки на концерты, в театр, творческие встречи со знаменитыми людьми, посещение выставок.
6. Концертные выступления...
Принимать активное участие в общественной жизни школы, станицы.
Третий год обучения
1. Вокально-хоровая деятельность.
Идет знакомство с известными танцами кавказских народов и разучивание характерных движений. Осваивают необходимый минимум знаний, умений, навыков в области хореографического искусства.
Знакомство с народными преданиями, легендами и сказками.
2. Слушание музыки.
Слушание вокально-хоровой музыки, инструментальной, симфонической. Продолжить знакомство с фольклором народов России и мира.
3. Элементы хореографии.
Продолжить работу над выработкой правильной осанки.
4. Обряды и традиции
Обряды и традиции народов Кавказа многочисленны и разнообразны. В репертуарном плане приведены несколько обрядов различных народов. Изучение истории этих обычаев углубят знания детей о народах, живущих рядом, расширят кругозор. Помогут лучше узнать и, главное, понять друг друга. В наше время в области межнациональных отношений это особенно актуально.
5. Мероприятия воспитательно-познавательного характера.
Посещение концертов, творческие встречи, поездки в театр.
6. Концертные выступления.
Принимать активное участие в общественной жизни школы.
РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН
1.Песенная культура казачества.
-Ессентукские казаки.
-Как за Доном, за рекой.
-Варенички.
-Как при лужке.
-Тверские частушки
-Гимн Терских казаков.
-Терские казаки.
-Между серыми камнями.
- Скакал казак через долину.
-Широки просторы наши.
-.Казачья лирическая.
-Прослушивание песен и стихов Добрынина, Газманова.
-Разучивание пословиц, поговорок, песен о родной земле.
-Популяризация казачьей песни, знакомство с историческими событиями жизни и бытом через старинную и современную казачью песню.
2. История создания линии казачества.
-Мое Ставрополье.
–Гармонь пляску водит.
-Казачьи символы и знаки.
-Назначение чинов и должностей.
-Деление по десяткам.
-История Терского казачества.
-Казаки патриоты России.
-Их имена помнит благородная Россия.
-Композиторы и поэты —казакам.
-Казаку всегда мила родная сторона.
-Строевая подготовка казачат.
3. обряды и традиции.
-Возникновение и развитие станицы .
-Ее главная история.
-Население станицы.
-Встреча с героями труда.
-Знакомство с традиционной казачьей одеждой, обстановкой и утварью казачьей хаты.
-Основные занятия казачества.
4. Просмотр кинофильмов.
-Кубанские казаки.
-Донские рассказы.
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Досуговая педагогика создала свои новые, специфические методы сотрудничества и сотворчества с детьми. В ходе выполнения образовательной программы «Казачата» используются следующие методы обучения:
• Метод игры и игрового тренинга.
Игра - самостоятельный и законный вид деятельности детей, равноправный со всеми иными. Игра, как сказка, мультфильмы многократно повторяется в жизни ребёнка, становясь его воспитательным тренингом. Игрою легко выверить симпатии и антипатии детей. Игра выявляет знания, интеллектуальные силы, показывает уровень организаторских способностей. В ходе игры «проявляются» физические способности: ловкость, сила, координация и т.п.
•Метод театрализации.
Реализуется через костюмирование, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы. Театрализация знакомит детей с разнообразными сюжетами жизни. Встреча с творческой программой может быть в виде вечеринки, праздничного представления, костюмированного бала, посиделок, гулянья, театральной гостиной и т.д.
•Метод состязательности.
Состязание - детская привилегия, внутренняя «пружина» раскручивания творческих сил, открытия побед над собой. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности ребенка, кроме нравственной.
•Метод равноправного духовного контакта.
Метод основан на совместной деятельности детей и взрослых «на равных во всем».
•Метод импровизации.
Импровизация - действие, неосознанное и не подготовленное заранее. Жизнь детей импровизирована. Дети очень внушаемы, пример одного входит в подсознание другого. Искусство импровизировать - это порождение соблазна творческого усилия.
Кроме образовательного аспекта, программа «Казачата» несет в себе воспитательную функцию, основу которой составляют следующие методы воспитания обучающихся:
общие методы воспитания: рассказ на этическую тему, пример, этическая беседа;
методы организации деятельности и формирования опыта поведения: поручение, игра, упражнение, коллективная творческая деятельность;
методы стимулирования: поощрение, предоставление прав, одобрение, награждение, соревнование.
Данная программа предлагает идею свободного выбора в развитии творческой мысли детей, помогает преодолеть неравномерность развития отдельных качеств личности, создает условия для расцвета природных дарований.
Работая в творческих группах кружка, педагог должен каждому ребенку дать возможность испытать чувство успеха, гордости за выполненную работу, ощутить свою причастность к общему делу, почувствовать уверенность в собственных силах.
Основные принципы работы творческих групп:
- Коллективное планирование: от предложений каждого - к общему делу.
- Коллективная подготовка детей различного возраста и взрослых.
- Коллективное поведение - каждый ребенок получает свою роль в мероприятии и возможность проявить свои способности.
- Коллективный анализ мероприятия - участие всех ребят в обсуждении проведенного праздника, конкурса и т.д.
В организации образовательного процесса предусматриваются различные формы проведения занятий, которые помогают сделать учебно-воспитательную деятельность более интенсивной, дифференцированной и гибкой. Успешно реализуются такие формы занятий, как:
- объяснение, беседа, рассказ;
- упражнения, игры, викторины, конкурсы;
- театрализованные праздники и представления;
- концертные выступления;
- посещение театра, музея.
Детские таланты оскудевают от невнимания. Ребенок кажется себе еще лучше, если кто-то замечает его рост. Активное участие родителей в образовательном процессе является показателем успешной реализации программы «Непоседы». Вовлечение родителей в живую и интересную деятельность детского объединения - важнейшее условие совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Сотрудничество с родителями осуществляется через:
- индивидуальные беседы, консультации;
- родительские собрания;
- совместные праздники и соревнования;
- открытые занятия;
- совместные походы на природу;
- помощь в изготовлении костюмов и реквизита.
Все формы, приемы, методы изучения фольклора, а также богатейший песенный материал, яркие эмоциональные беседы, участие в театрализованных действиях - все это, несомненно, способствует творческому развитию кружковцев, вырабатывает у них интерес к познанию фольклорного наследия, повышает уровень культуры и воспитанности.
МЕТОДИКА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Исходя из поставленных целей и задач, спрогнозированных результатов обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности данной образовательной программы:
- педагогические наблюдения;
- использование методов специальной диагностики, тестирования;
- беседы с детьми и их родителями;
- открытые занятия;
- концертные выступления;
- конкурсы внутри коллектива, учреждения;
- мероприятия с участием родителей;
После изучения каждой темы и в конце полугодий проводится промежуточная или итоговая аттестация обучающихся с использованием критериев оценки знаний, умений, навыков.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Высокий уровень | Средний уровень | Ниже среднего | |
1-й год обучения | Четко, с выражением декламирует стихи. Легко исполняет короткие колыбельные песни. Прекрасно развито чувство ритма. Отсутствует психологическая скованность. Умеет правильно двигаться по сцене. | Читает стихи с выражением, но присутствует зажатость. При исполнении песен допускает интонационные ошибки. Неуверенно двигается по сцене. | Читает стихи без выражения. Чувство ритма не развито. Плохо ориентируется, неправильно двигается по сцене, скован и зажат. |
2-й год обучения | Быстро и четко произносит скороговорки, считалки. Поет естественным звуком, легко и непринужденно. Владеет характерными движениями народного танца. Хорошо читает пьесы по ролям. | При произношении считалок и скороговорок допускает ошибки. Поет с некоторым надрывом. Владеет отдельными движениями народного танца. Допускает ошибки при чтении пьесы по ролям. | Плохо развит артикулярный аппарат, скороговорки произносит невнятно. Простые музыкальные произведения исполняет с ошибками. Не владеет танцевальными движениями. |
3-й год обучения | Легко и непринужденно читает старообрядные фольклорные тексты. Умеет исполнять народные песни. Владеет элементами народного танца. Владеет основными приемами актерского мастерства. | При чтении старообрядных текстов допускает неточности. Народные песни исполняет с небольшими ошибками. . Владеет только некоторыми приемами актерского мастерства | Не справляется с чтением старообрядных текстов. Не умеет исполнять народные и современные песни. Плохо владеет элементами хореографии. Не владеет приемами актерского мастерства |
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(в расчете на 15 обучающихся)
№ | Наименование | 1-й год обу- | 2-й год обу- | 3-й год обу- |
п/п | чения | чения | чения | |
1. | Шкафы для дидактического материала, | 3 | 3 | 3 |
костюмов и готового реквизита | ||||
2. | Доска классная | 1 | 1 | 1 |
3. | Стол | 8 | 8 | 8 |
4. | Стул | 15 | 15 | 15 |
5. | Телевизор | 1 | 1 | 1 |
. | Видеомагнитофон | 1 | 1 | 1 |
7. | Видеокамера | 1 | 1 | 1 |
8. | Фотоаппарат | 1 | 1 | 1 |
9. | Музыкальный центр | 1 | 1 | 1 |
10. | Видеофильмы | по тематике | по тематике | по тематике |
11. | Диски, аудиокассеты | по тематике | по тематике | по тематике |
12. | Материалы (краски, кисти, картон, цвет- | |||
ная бумага, ножницы, клей и др.) для из- | в ассорти- | в ассорти- | в ассорти- | |
готовления реквизита и декораций | менте | менте | менте | |
13. | Сценические костюмы | по тематике | по тематике | по тематике |
14. | Обувь | 15 пар | 15 пар | 15 пар |
15. | Спортинвентарь: обручи, мячи и т.д. | в ассорти- | в ассорти- | в ассорти- |
менте | менте | менте | ||
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
- Афанасьев С. Праздники в школе: 1000 советов. - М.: «ACT-ПРЕСС КНИГА», 2003.
- Аникин В., Круглова Ю. Русское народное творчество. Л., 1983;
- Ахмедов М. Дагестанские национальные игры. Махачкала, 1970.
- Аурзиати В. Народные игры и развлечения осетин. Оржоникидзе,1987.
- Белова О.Ю. История искусств. - М.: Издательство «Аквариум», 1998.
- Белянская Л. Б. Энциклопедия праздника в школе и дома - Донецк: «Сталкер», 2000.
- Былеева Л.В. Русские народные игры. - М.: «Советская Россия», 1988.
- Воспитание и развитие личности в социуме (комплексно-целевая программа). - Нижний Новгород: Издательство «Арабеск», 2000.
- Виноградов Г. Русский детский фольклор. Кн. 1. Иркутск, 1930.
- Ворошилова О.Л.Русские фольклорные традиции. Волгоград, Издательство «Учитель»,2006.
- Григорьев В. Народные игры и традиции в России. М, 1991.
- Ее Величество Игра! (фестиваль игровых программ). - Нижний Новгород, 2002.
- Женило М.Ю. Театрализованные праздники для выпускных классов. - «Феникс», 2004.
- Игровые программы: аттракционы, шуточные забавы, сюжетно-ролевые игры. - М., 2003.
- Игры: обучение, тренинг, досуг. - М: Издательство «Новая школа», 1994.
- Константинова М. Школьный год - без хлопот! (сценарии школьных праздников). - Рос-тов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1999.
- Кувватов С.А. Активный отдых на свежем воздухе. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
- ЛитвиноваМ.Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: «Просвещение», 1986.
- Макаренко И. Практическое руководство по использованию игр в воспитательной работе. -Ставрополь, 1993.
- Марков О. И. Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление. - С-Пб., 1998.
- Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. - М: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002.
- Меркин Г.С. Путь к сотворчеству. - М.: «Просвещение», 1991.
- Народные игры для детей: организация, методика, репертуар. - М, 1995.
- Праздники народов России (энциклопедия). - М.: «РОСМЭН», 2002.
- Примерные программы дополнительного образования. - Ставрополь, 1997.
- Программы для учреждений дополнительного образования детей. - М., 2001.
- Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей (номинация художественная). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
- Сборник авторских программ дополнительного образования детей. - М.: «Народное образование», 2002.
- Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». - М.: «Просвещение», 1995.
- Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия. Сбор. М. Забылин. М, 1990
- Суртаев В. Социология молодежного досуга. - С-Пб.: Издательство «Гефест», 1998.
- Сценарии праздников, конкурсов, игр для воспитателей и педагогов-организаторов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
- ЧичеровВ. Русское народное творчество. М., 1959.
- Шмаков СЛ. Досуг школьника.-Липецк, 1993.
- Шмаков СЛ. Игры-шутки, игры-минутки. - М.: Издательство «Новая школа», 1993.
- Энциклопедия зимних праздников. - С-Пб.: «РЕСПЕКС», 1995.
- Журналы:
- «Библиотечка для педагогов, родителей и детей» (приложение к журналу «Внешкольник»);
- «Бюллетень»;
- «Классный руководитель»;
- «Театр»;
- «Детский досуг»;
- «Последний звонок»;
- «Педсовет»;
- «Читаем, учимся, играем».
Для детей:
- Белова О.Ю. История искусств. - М.: Издательство «Аквариум», 1998.
- Белянская Л.Б. Энциклопедия праздника в школе и дома. - Донецк: «Сталкер», 2000.
- Былеева Л.В. Русские народные игры. - М.: «Советская Россия», 1988.
- Ворошилова О.Я.Русские фольклорные традиции. Волгоград, Издательство «Учитель»,2006.
- Ее Величество Игра! (фестиваль игровых программ). - Нижний Новгород, 2002.
- Игровые программы: аттракционы, шуточные забавы, сюжетно-ролевые игры. - М., 2003.
- Константинова М. Школьный год - без хлопот! - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.
- Кувватов СЛ. Активный отдых на свежем воздухе. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: «Просвещение», 1986.
- Булатов М. Тридцать три пирога. Игры, загадки. М.,1962.считалки. сговорки, скороговорки, дроговорки, докучные сказки.
- Панфилова Н.И., Садовникова В.В. 35 суббот плюс каникулы. - М: «Новая школа», 2001.
- Праздники народов России (энциклопедия). - М.: «РОСМЭН», 2002.
- ТурковА. Школьный театр: классные шоу-программы. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
- ФиляковаА. Школьные праздники (сценарии). - М.: «Издательство АСТ», 2003.
- Шмаков СЛ. Игры-шутки, игры-минутки. - М.: Издательство «Новая школа», 1993.
- Энциклопедия зимних праздников. - С-Пб.: «РЕСПЕКС», 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАННЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Статья для провдения педсоветов, педчтений и пр....
ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК ФОРМА ПРЕОДОЛЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО БАРЬЕРА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК ФОРМА ПРЕОДОЛЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО БАРЬЕРА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
«Актуальные вопросы воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста» Тема: Значимость компьютера в создании учебных проектов.
Статья на тему "Значимость компьютера в создании учебных проектов"...
Из опыта работы "Деятельностный подход к обучению литературному чтению детей младшего школьного возраста"
Цель моей деятельности: воспитание и формирование умения читать «по-взрослому» в единстве семьи и школыв рамках системно-деятельностного подхода....
Рекомендации по обучению английскому языку детей младшего школьного возраста
Рекомендации по обучению детей младшего школьного возраста английскому языку....
Статья: « Динамические паузы, как здоровьесберегающие технологии в обучении детей с ОВЗ младшего школьного возраста ».
В статье говорится о значении динамических пауз в обучении детей с ОВЗ младшего школьного возраста....
Авторская программа обучения английскому языку детей младшего школьного возраста (6-7лет)
«По-английски говори,...