Приобщение младших школьников к национальной культуре через поисково-краеведческую деятельность. (Из опыта работы)
опыты и эксперименты (4 класс) на тему
Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству.
Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которое долгое время было в забвении.
Пожалуй, ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах – протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые, сгребая сено на скошенном лугу, пели незамысловатые мелодии, облегчая тем самым себе труд. Приезжавших в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал «Карай–Салтыковский»
МБОУ «Красивская СОШ»
Приобщение младших школьников
к национальной культуре
через поисково-краеведческую деятельность.
(Из опыта работы)
Подготовила:
учитель начальных классов,
руководитель школьного
краеведческого объединения
Хахаева Ольга Викторовна.
Карай-Салтыково
Без памяти – нет традиций,
без традиций – нет культуры,
без культуры – нет воспитания,
без воспитания – нет духовности,
без духовности – нет личности,
без личности – нет народа,
как исторической личности.
Цель: формировать личность ребенка в процессе приобщения к традициям отечественной народной культуры.
Задачи:
- дать детям первоначальные представления о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
- развивать эмоционально – нравственную сферу ребёнка средствами народного искусства;
- способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры;
- осуществлять нравственно – эстетическое воспитание и развитие
каждого ребенка.
Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству.
Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которое долгое время было в забвении.
Пожалуй, ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский. На деревенских околицах можно было слышать девичье пение, а на проезжих дорогах – протяжную песнь ямщиков. Во время страды молодые и старые, сгребая сено на скошенном лугу, пели незамысловатые мелодии, облегчая тем самым себе труд. Приезжавших в Россию иностранцев приводили в изумление русские хороводы и пляски. Хороводы испокон веков были излюбленным развлечением молодёжи, как в деревне, так и в городе.
Приобщение к русским национальным духовным культурным ценностям в моей работе происходит в процессе ознакомления с образцами песенного народного творчества (на примере попевок, закличек, народных песен, хороводов, традиционных народных игр); устного народного творчества (на примере потешек, прибауток, пословиц, поговорок, русских народных сказок); с традиционными русскими ремеслами.
В духе народных праздников провожу «Осенние посиделки», «Праздник народного творчества», в феврале – марте организовываю проводы матушки зимы (Масленицу), весенний праздник «Пасху».
Встречи с интересными людьми села. В прошлом году проводила развлечение «Если хочешь быть военным», посвященное Дню защитника Отечества. К детям приходил Солдат русской Армии и рассказывал про 7 важных заповедей, которые должен знать солдат; проводил с детьми соревнования, а также рассказал о смекалке русского солдата на примере сказки «Каша из топора».
Детям также очень понравился «Праздник гусиного пера», на котором они много узнали о гусе. Планирую провести «Праздник молока».
Составили алфавит родного края.
Знакомить с фольклором начинаю детей с УНТ. Большинство малышей уже имеют небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню матери; весёлое подпевание плясовой мелодии. Эти первые впечатления я стараюсь закрепить и расширить с первого дня пребывания ребёнка в школе, давая понятные и близкие им народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа. Учащиеся выучивают колыбельные, которые пели им мамы, а на уроке поют их своим куклам.
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Детям очень нравятся русские народные игры: «Горелки», «Жмурка», «Каравай», в которые мы играем на переменах, на днях рождения учащихся нашего класса и во внеурочное время.
Примеры хороводных песен: «Во поле берёза стояла», «На горе–то калина», «Ходит Ваня». Это образцы старинных обрядовых песен для взрослых. Утратив своё прежнее значение, эти песни перешли к детям. Однако, до сих пор, дети используют в своём исполнении тот же текст, что и много лет назад исполнялся взрослыми, на утренниках и праздниках, во внеклассных мероприятиях. («Земелюшка – чернозём» - старая обрядовая песня).
Весь процесс обучения младших школьников является творческим, исследовательским и носит воспитательный характер. Введение в процесс обучения элементов игры, позволяют занятиям проходить живо и эмоционально. Через игры происходит знакомство детей с понятиями «семья», «род», «родственники».
Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, Т.Л. Шпикалова, Е.А.Флерина отмечают, что именно включение ребенка младшего школьного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей. Говоря о народном искусстве, Н.П.Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей младшего школьного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений».
Нами была оформлена «зона народной культуры» - «изба», здесь, сделали плетень, деревянные лавки и столы, постелили самотканые половики. Большая часть экспонатов – собранные предметы быта в селе Карай-Салтыково. В «избе» есть божница, выбитые старинные занавески, люлька, прялка, чугунки, ухват, деревянные ложки, кринки, кухонная посуда, расшитые полотенца.
Сделанные детьми образцы русских народных костюмов, которые являются своеобразным языком культуры и знакомят детей с русскими традициями, с определенным образом жизни, с ролью и задачами в семье мужчины и женщины.
Семейная культура формирует духовную жизнь ребенка, закладывает основу интеллектуального и эмоционального развития, воспитывает разнообразные потребности и способности, содействует сотворчеству детей и взрослых. Поэтому особое внимание в своей работе я уделяю укреплению связей с родителями. Я добилась того, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Вместе с учащимися составляем свои родословные.
Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель в семье – это семья!
- создание музейной комнаты
- сохранение русских народных традиций
сельской глубинки
- воспитание высоконравственного поколения
- пропаганда краеведческих знаний на уроках
- алфавит села
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текст доклада "Новые образовательные стандарты: приобщение младших школьников к культуре народов родного края."
Всероссийская научно-практическая конференция г. Саранск Доклад на тему "Новые образовательные стандарты: приобщение младших школьников к культуре народов родного края."...
«Приобщение детей к национальной культуре в фольклорном кружке « Чишма» (« Родник»)»
Системообразующая идея развития духовно-нравственной и творческой личности гимназистов моего класса определяется этнокультурным содержанием образования, которое реализуется в моей авторской программе ...
Приобщение детей к национальной культуре в фольклорном кружке « Чишма» (« Родник»)
Включение национально-регионального компонента в музыкальное воспитание учащихся создает в гимназии, на мой взгляд, определенную музыкальную среду и дает положительные результаты: из года в год ...
Формирование устойчивого познавательного интереса у младших школьников через организацию исследовательской деятельности. ( из опыта работы)
Материал отражает поэтапную работу по формированию у младших школьников исследовательских умений . Представлены разнообразные формы и методы работы....
Воспитание личности младшего школьника через внеурочную деятельность (из опыта работы)
Данную работу можно использовать для выступления на ШМО, ГМО, конференциях, семинарах по проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников...
Развитие познавательной активности через проектную деятельность (из опыта работы)
Я, Тахаува Гелзидя Тагирзановна – учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №126» Советского района г.Казани.Педагогический стаж 29 лет, по должности «Учитель» 29 лет,...
Выступление "Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность"Из опыта работы.
Выступление на КМО по преемственности детский сад-начальная школа. Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время....