ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ
опыты и эксперименты по теме
Теоретическая обоснованность опыта
Проблема
С конца XX века большое внимание стало уделяться процессам, протекающим в мировой и, в частности, отечественной культуре, чему способствовали социально-политические события того времени. Изменения, произошедшие в российском обществе в конце ХХ века, значительным образом повлияли на смену системы морально-нравственных, духовных, семейных и других общественно-значимых ценностей у значительной части населения страны. Наблюдается тенденция к нарастанию источников ранней деградации общества, проявляющихся в алкоголизации, наркотизации, нездоровом образе жизни, особенно у представителей подрастающего поколения. Под воздействием негативных образцов западной культуры происходит отход от национальных культурных ценностей, норм и образцов поведения, изменение морально-нравственного облика детей и молодежи, снижение авторитета родителей в структуре межличностных отношений в семье.
Актуальность
Для повышения патриотизма современной молодежи, ее духовно-нравственных ценностей, гуманности, воспитания чувства ответственности, добра и справедливости необходимо сориентировать школьное образование на повышение его гуманизации, с обязательным учетом этнокультурного компонента, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе происходит обретение и усвоение человеком системы духовных и нравственных ценностей, приобщение к основам национальной культуры, характерным для того или иного этноса.
Изучение культуры и традиций народов Поволжья на уроках и во внеурочное время позволяет извлечь уроки на будущее, способствует формированию гражданских позиций, воспитывает интерес воспитанников СРО ДЭПО «ЭкоСпас» к культурному наследию.
Способ решения
Чтобы узнать любую культуру, мало изучать её внешние последствия, нужно взглянуть в саму сущность человеческого духа, рассмотреть её глубинные потребности и предельные закономерности. Любая культура влияет на жизнь человека, определяя в конечном итоге стратегию его поведения, преобразуя природу внутри и вне человека, формируя лицо цивилизаций.
Для реализации поставленных задач в условиях учебно-воспитательной программы необходимо:
- сориентировать воспитание на формирование духовно-нравственных качеств путем ориентации на общечеловеческие ценности, высокие гуманистические идеалы, нормы и установки;
- повысить уровень этнокультурной компетентности учащихся путем включения их в совместную научно-исследовательскую, спортивную, культурно-досуговую деятельность;
- способствовать организации в Этнокультурном центре «Национальная деревня» конкурсов, викторин, ярмарок, приуроченных к празднованию Рождества, Крещения, Масленицы, Спас и т. д.,
- ввести в учебный план школ факультативные занятия в рамках национально-регионального компонента для обогащения кругозора учащихся, снижения уровня националистических настроений;
- активнее привлекать сотрудников органов образования и культуры, музейных и библиотечных работников для подготовки тематических вечеров, семинаров, «круглых столов», экскурсий для учащихся в «Национальную деревню»;
Для соблюдения принципа толерантности, адаптации социальных к потребностям и интересам различных этнических групп в рамках учебно-воспитательного процесса необходимо:
- целенаправленно прививать подрастающему поколению знания о национальных традициях, обычаях, фольклоре;
- формировать чувство гордости и патриотизма за свою страну и свой народ;
- развивать морально-нравственные качества воспитанников,
- способствовать укреплению этнического самосознания, позитивному отношению к людям других национальностей.
Целесообразность выбранных форм работы
Цель программы
Расширить знания учащихся по истории и культуре родного края, приобщить их к семейным нормам и ценностям, национальным обычаям и традициям, способствовать воспитанию патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей.
Основные задачи программы
- создать системные представления о народной культуре России, ее связи с историей, о месте культуры родного края, своей семьи в культурно-историческом пространстве страны;
- познакомить с историческими и культурными событиями прошлого, жизнью и бытом народов, проживающих на территории Саратовского края, их образом жизни, традициями и обычаями в Этнокультурном центре «Национальная деревня»;
- раскрыть содержание семейных традиций русского, украинского, мордовского, татарского, немецкого народов, проживающих на территории Саратовского края;
- расширить знания учащихся в области национального языка, фольклора, народного творчества;
- развить эстетический вкус и воспитание чувства прекрасного на лучших образцах народного творчества;
-способствовать укреплению этнического самосознания, патриотизма, толерантного отношения к людям другой национальности;
- осуществить профилактику экстремизма и межнациональной розни;
- повысить статус семьи в обществе, семейных ценностей и образа жизни.
Ожидаемые результаты:
— реализация принципов федерального законодательства в области эстетического воспитания, художественного образования детей, а также педагогической деятельности;
— соблюдение гарантированных международным и российским законодательствами прав и интересов детей в обществе;
— приобщение детей к культуре и истории родного края, расширение кругозора, повышение общеобразовательного и культурного уровня учащихся;
— повышение уровня социальной адаптации детей в обществе.
Новизна
Многообразие культурных ценностей охватывает всё многообразие возможных смыслов человеческой жизни. Не все культурные ценности живы сегодня - многие из них не располагают в наши дни последователями. Однако все смыслы живы и в любой момент могут сплотить вокруг себя немалое число людей. Именно это требует, чтобы внимание общества было обращено не только на второстепенные детали функционирования современных ценностей, но на условия обретения и утраты всех смыслов, которые когда-либо были открыты человечеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_2013_nasledniki_novoe.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ
НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ
адрес: ул. Рахова,124
Контактные телефоны: 51-10-48, 51-66-62,
факс (845-2) 51-10-48;
e-mail: school18.saratov@mail.ru
Автор: Лукьянова Марина Васильевна,
учитель начальных классов,
руководитель СРО ДЭПО «ЭкоСпас»,
к.т: 8-917-201-59-05,
ecospas.ucoz.ru
Теоретическая обоснованность опыта
Проблема
С конца XX века большое внимание стало уделяться процессам, протекающим в мировой и, в частности, отечественной культуре, чему способствовали социально-политические события того времени. Изменения, произошедшие в российском обществе в конце ХХ века, значительным образом повлияли на смену системы морально-нравственных, духовных, семейных и других общественно-значимых ценностей у значительной части населения страны. Наблюдается тенденция к нарастанию источников ранней деградации общества, проявляющихся в алкоголизации, наркотизации, нездоровом образе жизни, особенно у представителей подрастающего поколения. Под воздействием негативных образцов западной культуры происходит отход от национальных культурных ценностей, норм и образцов поведения, изменение морально-нравственного облика детей и молодежи, снижение авторитета родителей в структуре межличностных отношений в семье.
Актуальность
Для повышения патриотизма современной молодежи, ее духовно-нравственных ценностей, гуманности, воспитания чувства ответственности, добра и справедливости необходимо сориентировать школьное образование на повышение его гуманизации, с обязательным учетом этнокультурного компонента, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе происходит обретение и усвоение человеком системы духовных и нравственных ценностей, приобщение к основам национальной культуры, характерным для того или иного этноса.
Изучение культуры и традиций народов Поволжья на уроках и во внеурочное время позволяет извлечь уроки на будущее, способствует формированию гражданских позиций, воспитывает интерес воспитанников СРО ДЭПО «ЭкоСпас» к культурному наследию.
Способ решения
Чтобы узнать любую культуру, мало изучать её внешние последствия, нужно взглянуть в саму сущность человеческого духа, рассмотреть её глубинные потребности и предельные закономерности. Любая культура влияет на жизнь человека, определяя в конечном итоге стратегию его поведения, преобразуя природу внутри и вне человека, формируя лицо цивилизаций.
Для реализации поставленных задач в условиях учебно-воспитательной программы необходимо:
- сориентировать воспитание на формирование духовно-нравственных качеств путем ориентации на общечеловеческие ценности, высокие гуманистические идеалы, нормы и установки;
- повысить уровень этнокультурной компетентности учащихся путем включения их в совместную научно-исследовательскую, спортивную, культурно-досуговую деятельность;
- способствовать организации в Этнокультурном центре «Национальная деревня» конкурсов, викторин, ярмарок, приуроченных к празднованию Рождества, Крещения, Масленицы, Спас и т. д.,
- ввести в учебный план школ факультативные занятия в рамках национально-регионального компонента для обогащения кругозора учащихся, снижения уровня националистических настроений;
- активнее привлекать сотрудников органов образования и культуры, музейных и библиотечных работников для подготовки тематических вечеров, семинаров, «круглых столов», экскурсий для учащихся в «Национальную деревню»;
Для соблюдения принципа толерантности, адаптации социальных к потребностям и интересам различных этнических групп в рамках учебно-воспитательного процесса необходимо:
- целенаправленно прививать подрастающему поколению знания о национальных традициях, обычаях, фольклоре;
- формировать чувство гордости и патриотизма за свою страну и свой народ;
- развивать морально-нравственные качества воспитанников,
- способствовать укреплению этнического самосознания, позитивному отношению к людям других национальностей.
Целесообразность выбранных форм работы
Цель программы
Расширить знания учащихся по истории и культуре родного края, приобщить их к семейным нормам и ценностям, национальным обычаям и традициям, способствовать воспитанию патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей.
Основные задачи программы
- создать системные представления о народной культуре России, ее связи с историей, о месте культуры родного края, своей семьи в культурно-историческом пространстве страны;
- познакомить с историческими и культурными событиями прошлого, жизнью и бытом народов, проживающих на территории Саратовского края, их образом жизни, традициями и обычаями в Этнокультурном центре «Национальная деревня»;
- раскрыть содержание семейных традиций русского, украинского, мордовского, татарского, немецкого народов, проживающих на территории Саратовского края;
- расширить знания учащихся в области национального языка, фольклора, народного творчества;
- развить эстетический вкус и воспитание чувства прекрасного на лучших образцах народного творчества;
-способствовать укреплению этнического самосознания, патриотизма, толерантного отношения к людям другой национальности;
- осуществить профилактику экстремизма и межнациональной розни;
- повысить статус семьи в обществе, семейных ценностей и образа жизни.
Ожидаемые результаты:
— реализация принципов федерального законодательства в области эстетического воспитания, художественного образования детей, а также педагогической деятельности;
— соблюдение гарантированных международным и российским законодательствами прав и интересов детей в обществе;
— приобщение детей к культуре и истории родного края, расширение кругозора, повышение общеобразовательного и культурного уровня учащихся;
— повышение уровня социальной адаптации детей в обществе.
Новизна
Многообразие культурных ценностей охватывает всё многообразие возможных смыслов человеческой жизни. Не все культурные ценности живы сегодня - многие из них не располагают в наши дни последователями. Однако все смыслы живы и в любой момент могут сплотить вокруг себя немалое число людей. Именно это требует, чтобы внимание общества было обращено не только на второстепенные детали функционирования современных ценностей, но на условия обретения и утраты всех смыслов, которые когда-либо были открыты человечеством.
Практическая значимость
Формы и методы
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ СРО ДЭПО «ЭкоСпас» на 2013-2014 г.
Способы и средства реализации опыта
Структура программы: теоретическое и практическое усвоение
материала в рамках реализации плана СРО ДЭПО «ЭкоСпас».
Описание структуры
В ходе проведения занятий в рамках программы СРО ДЭПО «ЭкоСпас» воспитанники должны знать:
- содержание понятий «культура», «история», «народное творчество», «традиция», «обычай», «этнос», «национальность», «толерантность»;
- основные историко-культурные события родного края;
- основные национальности, проживающие на его территории, их обычаи и традиции, особенности одежды, национальной кухни;
- историю возникновения различных праздников и особенности их проведения в Саратовской области;
- пословицы, поговорки, заклички, песни, фольклор и т. д. народов края
Процедура реализации
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. Устное народное творчество (сказки, пословицы, поговорки)
2. Национальная литература и поэзия.
3. Искусство изучаемой страны (народное, классическое,
современное):
- музыкальное искусство (различных жанров);
- театр (этнографический, классический, современный);
- хореография;
4. Традиционные праздники, обряды, обычаи.
5. История православной религии (совместно с духовенством Храма Рождества Христова)
6. Традиционная материальная культура (совместно с
«Национальной деревней»):
- Народные костюмы;
- Традиционные поселения и жилища в Этнокультурном центре «Национальная деревня»;
- Традиционная утварь в «Национальной деревне».
7. Традиционная национальная кухня в Этнокультурном центре
«Национальная деревня»
Инструментарии применения
Саратовская региональная общественная детская эколого-патриотическая организация "ЭкоСпас" организованна в 2007 году.
Эколого-патриотическое воспитание является одной из важнейших задач нашей организации.
Формирование у учащихся любви к своей Родине, изучение родного края, активное участие в озеленении своего города, уважение к старшему поколению, сохранение традиций своей страны, воспитывает в детях патриотизм и осознание своего места в обществе.
За основу организации были взяты следующие направления:
- Краеведческое
- Экологическое
- Патриотическое
-Сохранение традиций русского народа
Цель:
духовно-нравственное развитие и воспитание: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи:
- формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
- воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
- воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
- способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
- приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
За период 2012-2014 г.г. проводились совместные мероприятия в Этнокультурном центре «Национальная деревня», совместно с министром-председателем комитета общественных связей и национальной политики Саратовской области Б.Л. Шинчуком. Наша организация была утверждена в плане проведения мероприятий проходящих на территории «Национальной деревни» вице-губернатором Д.В. Фадеевым.
Этнографический комплекс «Национальная деревня народов Саратовской области» — это музей под открытым небом, расположенный в Парке Победы города Саратова, дающий возможность познакомиться с национальными бытовыми традициями и обычаями, особенностями домостроительства, узнать о выдающихся людях области.
Цель создания комплекса - отметить национальный состав населения Саратовской области, который представлен 135 национальностями.
- Русское подворье. Здесь находятся деревенский дом и баня, которые перевезены из Воскресенского района области.
- Башкирская юрта.
- Казахская юрта.
- На Мордовском подворье представлена традиционная мордовская усадьба «Кудо».
- На Грузинском дворе находится двухэтажный дом «Ода».
- На Армянском подворье «Хрчит» построен традиционный армянский средневековый крестьянский дом, заложен сад.
- Украинский хутор «Свитанок».
- На Корейском подворье «Корейский сад камней» построена пагода.
- На Азербайджанском дворе находится «Девичья башня», копия подобной башни в Баку. Её высота составляет 16 м.
- Дагестанский «замок». При его строительстве использовался настоящий отделочный камень, привезенный из Дагестана.
- Татарское подворье.
- Узбекский двор представлен узбекской чайханой «Согдиана».
- На Белорусском подворье построена хата.
- Подворье поволжских немцев. Интерьер дома включает экспонаты, привезенные из мест поселения поволжских немцев.
- Планируется завершение строительства чечено-ингушского национально-культурного комплекса, чувашского подворья „Ентеш“.
Диагностическое инструментарии
Критерии оценки эффективности программы:
- уровень знаний учащихся об истории и культуре родного края; национальном составе населения области;
- особенности культурно-исторического развития отдельных народов;
- сформированность личностных характеристик учащихся, направленных на понимание и принятие другой культуры, способность к совместной деятельности и общению с представителями другой национальности;
- степень толерантности, наличие/отсутствие страха, негативного отношения, ксенофобии по отношению к людям другой национальности;
- формирование интереса к другой культуре;
- выработка и внедрение инновационных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс.
Востребованность
Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества. Посредством включения в патриотические действия происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения воспитуемых, формируется стремление к патриотическому поведению. Для того чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории родного края, а через нее — и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение ребенка к опыту предшествующих поколений.
Отзыв о реализации
Наши награды:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт приобщения детей к духовно-нравственным традициям
В статье представлен опыт приобщения детей к духовно–нравственным традициям в рамках воспитательной системы класса....
ДОКЛАД. «Организация работы с родителями по формированию у детей духовности, нравственности, приобщение детей к русским национальным традициям».
Духовно-нравственное воспитание - это не вопрос одного дня, а ежедневная работа, направленная на воспитание любви к своей семье, родному поселку, краю....
Обобщение педагогического опыта по теме: " Развитие орфографической зоркости у детей как фактор повышения ЗУН"
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографическогонавыка. От того, насколько полно б...
Обобщение педагогического опыта по теме: " Развитие орфографической зоркости у детей как фактор повышения ЗУН"
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографическогонавыка. От того, насколько полно б...
Мультимедийная презентация к уроку по культуре и традициям народов Дагестана на тему: " Традиционные и мусульманские праздники народов Дагестана".
Мультимедийная презентация к уроку по культуре и традициям народов Дагестана на тему: " Традиционные и мусульманские праздники народов Дагестана"....
Исследовательский проект на тему : "Культура и традиции народов Поволжья"
Исследование культуры и традиций народов Поволжья. Посещение Саратовского Этнографического музея....
Обобщение педагогического опыта. Выступление на педсовете.Обобщение опыта работы «Использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении, как средство повышения качества образования».
В данной методической разработке представлен опыт педагога ДОУ по внедрению ИКТ в образовательный процесс....