"В гостях у С.Я.Маршака"
материал (3 класс) по теме
Литературный праздник для учеников 3 класса. Викторина, кукольный спектакль по пьесе С.Я. Маршака "Сказка о козле".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marshak_prezentatsiya.pptx | 522.69 КБ |
v_gostyakh_u_s.ya_.marshaka.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) русский поэт; переводчик; драматург; литературный критик.
А началось всё, когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы.
Первые детские стихи поэт написал о самых маленьких и для самых маленьких. Герои многих произведений Самуила Яковлевича Маршака – животные. Рассказывая о них, писатель подразумевает поступки людей и взаимоотношения между ними.
Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась — «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году. Его произведения для детей - это краткие рассказы в стихах. Вряд ли сегодня найдётся ребёнок, незнакомый с творчеством Самуила Яковлевича Маршака.
На творческих встречах Самуил Яковлевич Маршак любил читать детям свои стихи. Его популярность может поспорить разве что со славой Корнея Ивановича Чуковского.
Зеленая страница Эта страница зеленого цвета, Значит, на ней постоянное лето. Если бы здесь уместиться я мог, Я бы на этой странице прилег. Бродят в траве золотые букашки. Вся голубая, как бирюза, Села, качаясь, на венчик ромашки, Словно цветной самолет, стрекоза. Вот темно-красная божья коровка, Спинку свою разделив пополам, Вскинула крылья прозрачные ловко И полетела по важным делам. Вот в одинаковых платьях, как сестры, Бабочки сели в траву отдыхать. То закрываются книжечкой пестрой, То, раскрываясь, несутся опять. Синяя страница А эта страница - морская, На ней не увидишь земли. Крутую волну рассекая, Проходят по ней корабли. Дельфины мелькают, как тени, Блуждает морская звезда, И листья подводных растений Качает, как ветер, вода. На дне этой синей страницы Темно, как в глубинах морей. Здесь рыбы умеют светиться Во мраке, где нет фонарей Разноцветная книга Прочитаем отрывки из некоторых произведений С.Я. Маршака
Желтая страница Вот желтая страница - Пустынная страна. Песок по ней кружится, Несется, как волна. Неведомо откуда, Неведомо куда Бредут по ней верблюды, Степные поезда. Идут они в кочевье Под музыку звонков. Лежачие деревья Растут среди песков. Белая страница Это - снежная страница. Вот прошла по ней лисица, Заметая след хвостом. Тут вприпрыжку по странице В ясный день гуляли птицы, Оставляя след крестом. Здесь проехали полозья - И сверкает на морозе Серебристый гладкий след.
Красная страница Эта страница Красного цвета. Красное солнце. Красное лето. Красная площадь Флаги полощет. Что же на свете Лучше и краше? Разве что дети Веселые наши! Ночная страница Пред вами - страница ночная. Столица окутана тьмой. Уходят на отдых трамваи, Троллейбусы мчатся домой. Спешат на ночлег пешеходы, Нигде не увидишь ребят. И только вокзалы, заводы, Часы и машины не спят.
Каждый день в большой дом на улице Чкалова, который и сам уже давно живет в стихах Маршака, почтальон, чей труд прославлен в двух "Почтах", приносит письма со всего света. На многих письмах даже точного адреса нет – написано просто: "Москва, Союз писателей, Маршаку". Или совсем коротко: "Москва – Маршаку".
Этот дом на ул. Земляной вал (бывш. ул. Чкалова), 14/16. знают многие. Сейчас на нем мемориальная доска "В этом доме с 1938 года по 1964 год жил и работал поэт Самуил Яковлевич Маршак
Памятник на могиле С. Я. Маршака Самуил Яковлевич Маршак скончался 4 июля 1964 года в Москве.
Иммануэль Самойлович Маршак сын
Пушкин не обидится! Как-то Самуил Яковлевич Маршак в шутку спросил своего пятилетнего сына: «Чьи сказки тебе больше нравятся — мои или Александра Сергеевича Пушкина?» Мальчик сначала ничего не ответил. Тогда Самуил Яковлевич сказал: «Ты может свободно высказать свое мнение, так как «Пушкин не обидится». Мальчик, видимо, понял шутку, еще немного подумал и сказал: «Тогда обидишься ты». Из воспоминаний Самуила Яковлевича Маршака
Именем писателя названы улицы: в Воронеже, на родине писателя — улица Маршака; в Чебоксарах; в Киеве; в Донецке, в Киевском районе; в Краматорске (улицы Краматорска).
Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) русский поэт; переводчик; драматург; литературный критик.
Предварительный просмотр:
Федеральное Государственное Общеобразовательное Учреждение
средняя общеобразовательная школа №21
Министерства Обороны Российской Федерации.
Литературный праздник
"В гостях у С.Я.Маршака"
Учитель первой квалификационной категории
Минасян Наталья Грантовна.
Цели:
1.Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака.
2.Прививать интерес к чтению.
3.Развивать память, внимание, мышление уч-ся.
Украшение зала: Портрет С.Я. Маршака (1887 - 1964), выставка книг поэта.
Оборудование: Мультимедиапроектор. /Презентация “О жизни и творчестве С.Я.Маршака”./
Учитель: Стихи Самуила Яковлевича Маршака - друзья детских лет всех ребят. Они сопровождают ребёнка все детство. Едва научившись говорить, он перелистывает "Детки в клетке", повторяет весёлые сказки, в школе заучивает наизусть строки из стихотворений, поёт его песни. Но и взрослый не расстаётся с любимым поэтом, читая в его переводах стихи, сонеты зарубежных поэтов, лирику самого Маршака.
На одном из юбилеев С.Я.Маршака его друг писатель К.И.Чуковский остроумно заметил, что ему всегда казалось, будто в нашей литературе не один Маршак, а целых пять.
Итак, это:
1.Маршак – поэт, писал стихи для детей;
2. Маршак –лирик, автор глубоких и мудрых “взрослых” стихов;
3. Маршак – сатирик, автор сатирических стихов и плакатов;
4. Маршак – драматург, автор замечательных пьес;
5. Маршак – сказочник.
Можно смело сказать, что Чуковский слегка обсчитался, приуменьшил количество Маршаков, работающих в нашей литературе:
6. Маршак – критик;
7. Маршак – прозаик, автор повести, в которой он описал свое далекое детство;
8. Маршак – переводчик.
Встреча с произведениями Маршака - это праздник для детей. Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.
Биографическая справка.
Презентация.
Учитель: Встреча с произведениями Маршака - это праздник для детей. Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.
Биографическая справка.
Ученик. Сам Маршак так писал о себе. Я родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Отец работал мастером на заводах. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьёй переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербург.
Маршак рано полюбил стихи, четырёх лет от роду уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, уже переводил древнеримского поэта .
Маршак учился в Воронежской гимназии. Позже перевёлся учиться в Петербург. А затем в Ялтинскую гимназию. После учился в Англии, окончил Лондонский университет, основательно изучил английский язык, что помогало делать литературные переводы.
Большую часть своего творчества Самуил Яковлевич посвятил детям, написав стихи, сказки, загадки, пьесы, делал переводы.
В 1920 году в городе Краснодаре он создал один из первых детских театров и писал для него пьесы-сказки.
/После презентации/.
Учитель: Поэт предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение. Вот что написал Маршак в 1962 году:
"Читатель мой особенного рода:
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!"
Маршак для многих детей и взрослых действительно бессмертен благодаря своему творчеству.
А сейчас начинается викторина по произведениям С.Я. Маршака.
1.Отгадайте загадки С.Я.Маршака.
1)Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
(Дождь).
2)Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу?
(Очки).
3)Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью.
(Сапоги, ботинки, туфли, тапки).
4)Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
(Мяч).
5)Мы ходим ночью,
Ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно
Каждый час,
А вы, друзья,
Не бейте нас!
(Часы).
6)В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд.
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать!
(Утюг).
7)Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес
И наконец, совсем исчез.
(Календарь).
2. Конкурс "да"- "нет.
1) Коту - герою стихотворения "Кот и лодыри", которое вы читали в нашем учебнике по чтению, скоро исполнится один год. Это верно или неверно?
Ответ: верно.
"Замяукал жалобно
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год".
2) Говорит мышонок Мурке:
- Ну, тогда сыграем в жмурки!
Завяжи глаза платком
И лови меня потом.
Ведущий: Я утверждаю, что это строки из "Сказки о глупом мышонке".
Ответ: неверно, это "Сказка об умном мышонке".
3) Борода твоя долга,
Да не выросли рога.
У меня длиннее вдвое -
Живо справлюсь я с тобою.
Ведущий: эти слова принадлежат козлу, "Кошкин дом".
Ответ: неверно, это коза.
3. Задание "Фейс - контроль". Угадать имя героя по словесному портрету, и определить, из какого он произведения.
1) Принесла овсяной кашки,
Отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиску,
Отвернулся он от миски.
Герой: котёнок.
Произведение: "Усатый - полосатый".
2) Век он в дворниках служил,
Дом хозяйский сторожил.
Герой: кот Василий.
Произведение: "Кошкин дом".
4. Задание: восстановите строки знаменитых стихотворений.
1) Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на ____________ ,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной ________________ ,
Это он,
Это он,
Ленинградский _____________________ .
2) Жил человек _____________________
На улице Бассейной.
Сел он утром на ________________ ,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это ___________ .
5. Задание "Кто больше".
1.Назвать животных - героев сказки Маршака "Теремок":
• 1)лягушка
• 2)мышка
• 3)петух
• 4)ёж
• 5)волк
• 6)лиса
• 7)медведь
2.Перечислить, кто пел песню мышонку в сказке "О глупом мышонке":
• 1)мышка
• 2)утка
• 3)жаба
• 4)лошадь
• 5)свинка
• 6)курица
• 7)щука
• 8)кошка
3.Кто пришёл в гости к кошке в сказке "Кошкин дом":
• 1)свинья
• 2)петух
• 3)курица
• 4)козёл
• 5)коза
4.Что сдавала дама в багаж:
• 1)диван
• 2)чемодан
• 3)саквояж
• 4)картина
• 5)корзина
• 6)картонка
• 7)маленькая собачонка
5.Что пообещала королева за корзину подснежников в пьесе "Двенадцать месяцев":
• 1)корзину золота (в которой принесли подснежники),
• 2)бархатную шубу на седой лисе,
• 3)участие в королевском новогоднем катании.
6 .Исправьте, пожалуйста, ошибки в стихах-путалках о детках в клетках.
1.Эй, не стойте слишком близко-
Я рысенок, а не киска.(Рысенок – тигренок.”Тигренок”.)
2.Взгляни на маленьких котят –
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят,
Когда едят,
Они не спят. (Котят – совят.”Совята”.)
3.Дали тапочки слону.
Взял он тапочку одну
И сказал:
-Нужны пошире,
И не две, а все четыре! ( Тапочки – туфельки, тапочку – туфельку.”Слон”.)
4.Полосатые ослятки,
Африканские ослятки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы ослятки,
Будто школьные тетрадки,
Разрисованы ослятки,
От копыт до головы. (Ослятки – лошадки. ”Зебры”.)
7.А сейчас давайте вспомним названия литературных произведений С.Я.Маршака. Дополните недостающее слово в названии.
1.Усатый - ...( полосатый).
2.Детки в ... (клетке).
3.Сказка о глупом ...( мышонке).
4. Сказка об умном ... (мышонке).
6.Рассказ о неизвестном ...( герое).
7.Мельник, мальчик и ...( осел).
8.Кот и ... (лодыри).
9.Отчего кошку назвали ...( кошкой).
Учитель. А сейчас, уважаемые гости, посмотрите, пожалуйста, кукольный спектакль, поставленный по пьесе С.Я.Маршака “Сказка про козла”.
С.Я.Маршак прожил долгую жизнь с трагическими потерями и безоблачными счастливыми днями. Он написал много и о многом:
Немало книжек выпущено мной,
Но все они умчались, точно птицы...
Книги С.Я Маршака разлетелись по всему свету. Их издавали бессчетное количество раз. Его книжки есть в каждой семье.
Закончить наш утренник хотелось бы “Пожеланием друзьям” Самуила Яковлевича Маршака.
Желаю вам цвести, расти,
копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и
каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!
Всего Вам доброго! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения. Тема: «В гостях у С. Я. Маршака».
Урок внеклассного чтения.Тема: «В гостях у С. Я. Маршака»....
Классный час по теме: "В гости к С. Я. Маршаку"
Классный час, посвященный произведениям С.Я. Маршака....
Презентация для классного часа "В гостях у С.Я. Маршака".
В данной презинтации представлены стихи,загадки по произведениям С. Маршака....
В гостях у С.Я.Маршака
В гостях у С.Я.Маршака...
Внеклассное мероприятие "В гостях у С.Я.Маршака"
Внеклассное мероприятие...
Литературный праздник "В гостях у С.Я.Маршака"
Материал содержит сценарий литературного праздника....