Тема: литературная гостиная по творчеству С.А.Есенина
методическая разработка (3 класс) по теме
В данной работе представлен сценарий внеклассного мероприятия, посвященный жизни и творчеству С.А.Есенина. Данная работа предполагает серьезную подготовительную работу и яркую презентацию материала в формате литературной гостиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_literaturnoy_gostinoy.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработано учителем
начальных классов Волковой Н.А.
Тема: литературная гостиная по творчеству С.А.Есенина (для учащихся 3 класса)
Цель: Познакомить с жизнью и творчеством С.А.Есенина
Задачи урока:
Личностные универсальные учебные действия:
- Формировать учебно-познавательный интерес к литературному материалу;
- Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности занятия;
- Формировать чувство прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с творчеством С.А.Есенина;
- формировать личностное восприятие поэтического произведения.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- Учиться принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия:
- Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной и художественной литературы,
- Уметь применять смысловое чтение художественных текстов.
- Сформировать представление о художественном своеобразии поэзии С.Есенина.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- Задавать вопросы;
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Оборудование: портрет С.А.Есенина, на доске появляются слова “Литературная гостиная; парты расставлены полукругом, разомкнутым к доске; в центре стол, покрытый длинной скатертью, на нем — свечи и книги С.Есенина, цветы в вазе; телевизор и DVD для просмотра презентации.
Подготовительный этап
Подготовка началась с определения цели мероприятия – близко познакомиться с творчеством поэта С.А.Есенина.
Для достижения данной цели творческой группой заинтересованных ребят были определены задачи:
для заочного знакомства с творчеством С.А.Есенина прочитать подборку стихотворений,
определить круг вопросов и обсудить их коллективно, разделить класс на 5 групп экспертов: 1 – эксперты биографии поэта, 2, 3, 4, 5 – эксперты пейзажной лирики С.Есенина (лето, осень, зима, весна).
Этап проведения мероприятия:
1. Организационный момент. Подготовка к активной деятельности. Эмоциональный настрой.
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться:
-Доброе утро! (хором)
-Доброе утро!
-Солнцу и птицам! (хором)
-Доброе утро!
-Приветливым лицам (хором)
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера (хором)
Учитель: Добрый день дорогие гости, мы рады видеть Вас. Сегодня наш урок мы посвящаем Сергею Александровичу Есенину которому в 2010 исполняется 115 лет со дня рождения. Готовясь к литературной гостиной дети отобрали и выучили те стихи, которые они не только полюбили, но и захотели прочесть Вам.
- Сегодня в нашей литературной гостиной собрались гости и эксперты. Первая группа – эксперты в области биографии поэта, вторая группа – эксперты зимних стихотворений С.Есенина, третья группа – эксперты весенних стихотворений С.Есенина, четвертая группа – эксперты летних стихотворений С.Есенина, пятая группа – эксперты осенних стихотворений С.Есенина.
- Мы уже немного знакомы с творчеством замечательного русского поэта С.А.Есенина. Его стихотворения знают, читают с раннего детства. Сейчас я предлагаю совершить путешествие на родину поэта в село Константиново Рязанской области.
Выступление биографа №1. \ (слайд).
С добрым утром! \
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"
-Утро действительно было добрым для С.Есенина. Детство свое С.А.Есенин провел в деревне.
Выступление биографа №3. (слайд)
Береза Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. | "Еду. Тихо…" Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Словно серые вороны Раскричались на лугу. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Повязалася сосна. Принагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку. Скачет конь. Простору много. Сыплет снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль. |
Выступление биографа №2.
"Клен ты мой опавший, клен заледенелый..."
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что cтоишь нагнувшись под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
- Но не только этому дереву С.Есенин посвящал свои стихи. Какие же еще любимые деревья в творчестве С.Есенина?
Сыплет черемуха снегом… Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы, - Я одурманен весной. Радуют тайные вести, Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою. Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу. | Черемуха Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черемуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет. |
-Продолжим наше знакомство с С.Есениным.
Выступление биографа №4.
-И об этом С.Есенин писал стихи. Послушаем.
Нивы сжаты, рощи голы… Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани. | Зима Вот уж осень улетела, И примчалася зима. Как на крыльях, прилетела Невидимо вдруг она. Вот морозы затрещали И сковали все пруды. И мальчишки закричали Ей "спасибо" за труды. Вот появилися узоры На стеклах дивной красоты. Все устремили свои взоры, Глядя на это. С высоты Снег падает, мелькает, вьется, Ложится велой пеленой. Вот солнце в облаках мигает, И иней на снегу сверкает. |
"Вот уж вечер…"
Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве. От луны свет большой Прямо на нашу крышу. Где-то песнь соловья Вдалеке я слышу. Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И березы стоят, Как большие свечки. И вдали за рекой, Видно, за опушкой, Сонный сторож стучит Мертвой колотушкой. | "Закружилась листва золотая..."
Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. |
Выступление биографа №5.
- Давайте послушаем стихи свежие, чистые, голосистые!
"Поет зима — аукает..." Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна. | Буря Дрогнули листочки, закачались клены, С золотистых веток полетела пыль... Зашумели ветры, охнул лес зеленый, Зашептался с эхом высохший ковыль... Плачет у окошка пасмурная буря, Понагнулись ветлы к мутному стеклу, И качают ветки, голову понуря, И с тоской угрюмой смотрят в полумглу... А вдали, чернея, выползают тучи, И ревет сердито грозная река, Подымают брызги водяные кручи, Словно мечет землю сильная рука. |
Весенний вечер Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зеленой весны. Солнце садится за горы лесистые. Рог золотой выплывает луны. Запад подернулся лентою розовой, Пахарь вернулся в избушку с полей, И за дорогою в чаще березовой Песню любви затянул соловей. Слушает ласково песни глубокие С запада розовой лентой заря. С нежностью смотрит на звезды далекие И улыбается небу земля. | Выткался на озере алый свет зари… Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется - на душе светло. |
Тихо дремлет река… Тихо дремлет река. Темный бор не шумит. Соловей не поет, И дергач не кричит. Ночь. Вокруг тишина. Ручеек лишь журчит. Своим блеском луна Все вокруг серебрит. Серебрится река. Серебрится ручей. Серебрится трава Орошенных степей. Ночь. Вокруг тишина. В природе все спит. Своим блеском луна Все вокруг серебрит. |
-На этом мы завершаем нашу литературную гостиную.
Сергей Есенин! Это имя -
В лесах родной моей России,
В берёзах нежных и осинах,
В серёжках желтовато-синих,
В лугах из зелени весенней,
В твоих стихах, Сергей Есенин!
-Мне бы очень хотелось, чтобы вы полюбили стихотворения Сергея Есенина, чтобы вам хотелось взять в руки томик стихотворений Сергея Есенина и вновь погрузиться в его творчество и поэтический мир…
- До новых встреч в нашей литературной гостиной!
Этап рефлексии проводится на ближайшем классном часе, на котором детям предлагается нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся стихотворению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная гостиная "Слюбовью в сердце. С.Есенин" (для учащихся 4-х классов)
Готовый сценария для проведения мероприятий , посвященных творчеству С.Есенина...
Литературная гостинная, посвящённая творчеству К.И. Чуковского
Учащиеся четвертого класса проводили урок - литературную гостинную в первом классе....
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Презентация "Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского"
Презентация "Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского....
Литературная гостиная по творчеству Н.Носова
Сценарий и презентация для проведения внеклассного мероприятия для начальной школы по творчеству Н.Н.Носова. Могут принимать участие воспитанники подготовительной группы детского сада и школьник...
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....
Конспект урока по литературному чтению "Литературная гостиная, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова"
Дан конспект урока, в котором показано, как провести занятие в форме "Литературной гостиной", работа в группах по задаанному материалу....