Конспект урока по литературному чтению "Литературная гостиная, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Юхневич Наталья Геннадьевна

Дан конспект урока, в котором показано, как провести занятие в форме "Литературной гостиной", работа в группах по задаанному материалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

«Творчество М.Ю.Лермонтова»

Цель: познакомить с творчеством М.Ю. Лермонтова, вызвать интерес у учащихся к личности поэта и писателя; показать многогранность его таланта.

Задачи:

- привить любовь к русской классической литературе;

- воспитание чувства гордости за великих людей России;

- воспитание у обучающихся эстетического вкуса и потребности к чтению на примере изучения творчества М.Ю.Лермонтова.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, презентация, аудиозаписи романсов, задания для работы в группах.

Ход занятия.

  1. Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие пройдет в другом формате: я приглашаю вас в литературную гостиную. Давайте подумаем, что означает это словосочетание: «литературная гостиная»? Выскажите предположения.

Итак, «литературная гостиная» - это форма занятия, которая располагает к  задушевному общению на какую - либо тему, связанную с литературой.

И начнем ее с отрывка Ярослава Смелякова, который я вам прочитаю:

О, этот Лермонтов опальный,

Сын нашей собственной земли,

Чьи строки, как удар кинжальный,

Под сердце самое вошли!

Он, этот Лермонтов могучий,

Сосредоточась, добр и зол,

Как бы светящаяся туча,

По небу русскому прошел.

- О ком говорится в этом отрывке?

- Да, значит, наша гостиная посвящена творчеству замечательному поэту М.Ю.Лермонтову.

  1. Сегодня вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

Выбрать ответственного в каждой группе. У каждой группы лежат конверты  с заданиями.

Прослушайте, как вы будете работать: т.к. информации о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова много, я разбила ее на небольшие периоды. Каждая группа раскроет конверт, и прочитает информацию об одном из периодов, обсудит в группах и расскажет остальным.  Остальные внимательно будут слушать, т.к. затем нужно будет продолжить рассказ предыдущей группы. Также, несколько человек прочитают нам стихи этого замечательного поэта. Ваши сообщения я буду подкреплять презентацией.

Итак, начинаем. Раскройте конверты.

Группа 1. Конверт 1.

         Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве. Когда Мише было около трёх лет, его мама умерла. Его забрала к себе бабушка.

         Почти всё детство будущий писатель провёл в местечке под названием Тарханы, в усадьбе своей бабушки. Бабушка внука очень любила: Михаил получил замечательное домашнее образование, для его обучения были приглашены самые лучшие иностранные учителя. Мальчик с детства был очень талантлив: он легко решал математические задачи, прекрасно играл в шахматы, хорошо владел иностранными языками, играл на скрипке и рояле, пел, прекрасно рисовал. С отцом Михаил Лермонтов виделся редко, от чего  очень страдал.

         В детстве Лермонтов много и часто болел. Чтобы поправить здоровье, бабушка возила его на Кавказ, который он полюбил всей душой.

В 14 лет Лермонтова зачислили Благородный пансион Московского университета. В это время раскрываются его литературные способности, он пишет рукописный журнал и сочиняет стихи.  Здесь Михаил напишет одно из первых стихотворений «Весна».

Ярославна прочитает нам это стихотворение.

- Ярославна, как ты думаешь, почему автор огорчается от того, что природа молодеет?

Группа 2. Конверт 2.

        Через 2 года  Лермонтов  поступает в Московский университет. И учится там 2 года. Из-за сложного, дерзкого характера у него не сложились отношения с преподавателями, он не сдал экзамены. Тогда он переезжает в Петербург, где был назначен в Гусарский полк в Царском Селе.  

        В это время, когда ему было около18 лет, он гулял по побережью, смотрел вдаль моря, увидел белеющий в синеве парус. И он написал стихотворение «Парус». Неизвестно, что ждёт поэта впереди, спокойной и безмятежной жизнь не будет. Одиночество будет сопровождать поэта.

- Как вы думаете, почему у Лермонтова был сложный , злой характер? Много ли будет у такого человека друзей, приятелей, легко ли общаться с таким человеком?

Ангелина прочитает нам стихотворение «Парус».

- На многие произведения Лермонтова была положена музыка. Давайте сейчас прослушаем романс «Парус»

Посмотрите на картину, предположите, кто ее написал? А ее автор – Лермонтов.

Вот мы увидели еще проявление одного из его талантов.

Группа 3. Конверт 3.

В 1837 году на дуэли смертельно ранен Александр Сергеевич Пушкин. В эти же дни Лермонтов пишет гневное стихотворение «Смерть поэта»,  стихотворение  это переписывается вручную его друзьями и раздаётся людям. После появления этого стихотворения последовали арест и суд. Лермонтова отправляют в ссылку (т.е. в наказание) на Кавказ.

Давайте прослушаем отрывок из этого стихотворения, читает Степан.

- Степан, чем тебе понравилось это стихотворение?

Группа 4. Конверт 4.

          Там же, на Кавказе было написано известнейшее произведение "Бородино" к 25-летию Бородинского сражения. Это стихотворение о мужестве, отваге русских солдат.

         «Бородино»- это название деревни недалеко от Москвы, где произошла великая битва: русские войска под командованием Кутузова нанесли поражение французской армии  Наполеона.

          Об этой битве рассказывает простой русский солдат. С восторгом вспоминает он, как в день Бородина русская армия поклялась  постоять за родину.

Отрывок из стихотворения «Бородино» прочитает Максим.

- Максим, а захотелось ли прочитать все произведение?

Группа 5. Конверт 5.

          Вскоре Лермонтов был восстановлен на службе и отправлен в Санкт- Петербург.

          Но в 1840 году писателя снова отправили в ссылку на Кавказ, за дуэль с сыном французского посла. В Пятигорске Михаил встретил своего одноклассника Мартынова. Из-за вспыльчивого характера Лермонтова между ними возникли ссоры, Лермонтов зло шутил над Мартыновым.

         Между ними состоялась дуэль, на  которой Лермонтов погиб. Это случилось 15 июля 1841 года.  Он прожил всего 26 лет. За несколько недель до своей трагической гибели Лермонтов написал одно из стихотворений, опять об одиночестве, которое называется «Утёс».

Утес – это отвесная  одинокая скала.

Катя прочитает нам стихотворение «Утес».

- А теперь, давайте послушаем романс «Утес»

3. Каждая группа получает задание: разгадать ребус, в котором зашифровано название одного из произведений Лермонтова.

4. И, подводя итог, как вы думаете, ребята, в нашем городе музеев и памятников, как хранят память о Лермонтове?

В нашем городе есть Лермонтовский проспект и памятники: в Александровском саду и на Лермонтовском проспекте.

На этом, наша гостиная закрывается, мы познакомились с творчеством русского поэта М.Ю.Лермонтова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Тема: "Устное творчество русского народа" 2 класс.УМК "Школа России"

На данном уроке  проводится обобщение знаний о жанрах русского народного творчества: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”...

Внеклассное мероприятие " Литературная гостиная,посвященная творчеству В.А. Осеевой"

Данное мероприятие направлено на учащихся началной школы. Содержит постановку по произведениям В.А. Осеевой и основные сведения об авторе....

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВУ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА.

Цели: Познакомить детей с жизнью и творчеством С. Есенина. Научить читать поэтические произведения, увидеть позицию автора и его лирического героя. Помочь увидеть переход одного вида искусства в друго...

Урок литературного чтения «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Проектная деятельность.» 3 класс

На протяжении нескольких уроков учащиеся знакомились с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова. Готовили сообщение о жизни поэта на основе статьи В.Воскобойникова, посетили школьную библиотеку, читали и а...