Литературная гостиная "Слюбовью в сердце. С.Есенин" (для учащихся 4-х классов)
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Готовый сценария для проведения мероприятий , посвященных творчеству С.Есенина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter.gostinaya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

учитель нач. классов

1 квалиф.категории

ГОУ СОШ №1914 ВАО г.Москвы

Сапронова Н.В.

Литературная гостиная « С любовью в сердце. С.Есенин».

( для учащихся 4-х классов)

Цель:

показать учащимся индивидуальность поэта в контексте времени, культуры, традиций

раскрыть тему Родины, красоты природы, любви к матери в поэзии С. Есенина

увлечь песенно-поэтическим творчеством

развивать у учащихся воображение, мышление, память, внимательное отношение к литературному слову

формировать эстетическое восприятие, чувство вкуса, посредством литературы, музыки, живописи

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя.

Сергей Есенин !-это имя

В лесах родной моей России,

В березах нежных и осинах,

В сережках желтовато-синих,

В лугах из зелени весенней,

В стихах твоих, Сергей Есенин!

Сегодня мы собрались в нашей литературной гостиной, чтобы поговорить о великом русском поэте Сергее Александровиче Есенине, для которого самым дорогим местом на всей планете была Русь.

Звучит музыка. Песня «Сергей Есенин» («Широки под Рязанью просторы родные…»)

Выступление учащихся класса.

1 В октябре 1925 года поэт писал о себе : « Родился в 1895 году, 21 сентября в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константиново».

В 100 км южнее Москвы начинается древняя рязанская земля- «страна березового ситца».

2 В самом центре села Константиново, перед спуском к Оке стоит обычный деревянный дом с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске , на которой выбито:

Здесь родился и жил

Известный русский поэт

Сергей Есенин.

Эта улица мне знакома,

И знаком этот низенький дом.

Проводов голубая солома

Опрокинулась над окном.

3 Чтение стихотворения « Низкий дом с голубыми ставнями…»

4 Песня «Белая береза» в исполнении детей.(дети одеты в русские народные костюмы)

Слово учителя:

Уютная бревенчатая изба, где родился, куда приезжал С.Есенин и где вдохновленный писал лиричные и нежные стихи. Дубовый стол с настольной лампой, на стене семейные фотографии, Похвальный лист за учебу С.Есенина. Слева от двери на деревянной вешалке знаменитый «ветхий шушун» его матери. Рядом с кроватью небольшой потертый сундучок, в котором юный Есенин хранил личные вещи, любимые книги Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова. Где только не побывал этот сундучок со своим хозяином!

        Единственной дорогой вещью в доме Есениных были часы, которые подарили отцу поэта за долгую и безупречную службу в Москве. Поэт о них писал: «Скоро, скоро часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час…»

        Родители С.Есенина -простые крестьяне Александр Никитич и Татьяна Федоровна.

5 Слушание аудиозаписи стихотворения С.Есенина «Разбуди меня завтра рано…» в исполнении С.Безрукова.

6 Сценка «Воспоминания поэта» (2 участника)

1.С двух лет я был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекало мое детство.

2.Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. С 3-х  с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку.

1.Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками.

2.После 8 лет , другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстрелянными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом, большим драчуном и ходил всегда в царапинах.

        Худощавый и низкорослый,-

        Среди мальчишек всегда герой,

        Часто, часто с разбитым носом

        Приходил я к себе домой.

        И навстречу испуганной маме

        Я цедил сквозь кровавый рот:

        «Ничего, я споткнулся о камень,

        Это к завтраму все пройдет.

Слово учителя.

        У Сергея Есенина были младшие  сестры Екатерина(1905-1977) и Александра(1911-1981). Когда Есенину было 8 лет он пошел в школу в своем селе. Среди учеников он всегда отличался способностями к учению и был передовым учеником, чему может служить такой пример. Когда какой-либо ученик не выучил урока, учитель оставляет его без обеда для заучивания. Проверку этого ученика доверяли Есенину. Закончил школу через 4 года с похвальным листом «За весьма хорошие успехи и отличное поведение».Осенью начал учиться в церковно-учительской школе в городке Спас-Клепики.

        В мемориальном есенинском классе можно увидеть грифельную дощечку для письма, которой пользовался Сергей во время учебы в 1 классе, фотографии его учителей, литературу для чтения.

7 Читал Сергей уже в 5 лет, в 8 лет начал слагать стихи. Но осознанно писать, по его словам, он начал к 16-17 годам. Любимыми поэтами у Есенина были Пушкин, Лермонтов и Кольцов, а любимым писателем-Гоголь. «Я много учился, но ничего не закончил»- говорил поэт.

8 Песня «Не жалею, не зову, не плачу».

Слово учителя:

        Летом 1912 года Есенин переехал в Москву, некоторое время работал в мясной лавке, затем в типографии. В этот период примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции.2 года занимался на историко-философском отделении университета.

        Есенин много путешествовал.

9 Уже став известным, Есенин никогда не забывал свой родной, отчий край. Он любил его, спешил, как только позволяло время посетить родное село, повстречаться с родными и близкими.

10 Чтение стихотворения «Я покинул родимый дом…»

Слово учителя:

        Отдельной темой в творчестве Есенина идет любовь к матери. Много нежных, добрых слов поэт посвятил своей маме.

11 Чтение стихотворения «Письмо к матери».

12 Сергей Есенин очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо.

Слово учителя:

        Русская родная природа зазвенела в есенинских стихах голосами птиц, разговорилась журчанием ручьев и шелестом листьев, разлилась синью и золотом, засияла радугой.

13 Чтение стихотворения «Спит ковыль…».

14 Чтение стихотворения «Пороша».

15 Один из сверстников, товарищ по деревенским играм, вспоминал, что С.Есенин очень любил цветы: «Для него цветы -что живые были».

16 Чтение стихотворения «Черемуха».

17 Есенин-человек золотой души, необыкновенно нежный. Жил он небогато, но когда вышли первые четыре сборника его стихов, поэт получил так много денег , что даже заплакал и сразу отправился за покупками для жителей своего села.

        Как вы думаете, что купил Есенин?

В одной лавке он купил 35 коромысел и 70 ведер, в другой много цветастого ситца и мужских пиджаков, хотя он даже не знал, сколько теперь мужиков и баб в его родном селе. Им также были куплены керосиновые лампы и керосин.

18 Судьба Родины, народа всегда волновала Есенина. Вот что главным образом определяло художественное своеобразие его стихов и поэм.

Юный поэт писал:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»-

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою».

Есенин остался верен этой юношеской клятве до последних дней своей недолгой жизни.

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть,-

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

19 Чтение стихотворения «Гей ты , Русь, моя родная..»

20 Чтение стихотворения «…Но люблю тебя родина кроткая…»

21 Больше всего любил Есенин русские песни. Он заставлял петь всех приходивших к нему. Поэт понимал песню, чувствовал ее как-то по-особенному, по-своему. Большой радостью бывало для него подбить свою мать, Татьяну Федоровну, на песни. Споет она, а он говорит: «Вот это песня!»

22 Просмотр слайд-шоу под романс «Поет зима аукает».

23 Многие композиторы создавали песни, навеянные стихотворными образами родной природы поэзии С.Есенина.

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

Береза для поэта-это и она сама, и олицетворившаяся в ней вся русская природа , и женщина, и сама Родина.

Танец «Березка». Песня «Березка».

Заключительное слово учителя.

        Во всем мире знают и любят Есенина, любят его стихи за теплоту, лиричность, за огромную любовь к природе, ко всему живому, к своей Родине. В последние годы жизни поэт писал:

Я думаю:

Как прекрасна земля

И на ней человек.

Поэзия Есенина вечна, потому что писал он о вечном- Матери, Родине, Природе, Любви. Он-то понимал, что все пройдет, а Россия останется.

        Колышет березоньки ветер осенний.

        Весенней капели доносится звон,

        Как будто читает поэму Есенин

        Про землю, в которую был он влюблен.

        Про белые рощи

И ливни косые,

Про желтые нивы

И взлет журавлей.

Любите, Россию!

Любите, Россию!

Для русского сердца

Страны нет милей.

Звучит песня «Сергей Есенин»

Соловьиные ночи плывут по России.

Тихо плещет Ока о знакомый причал.

И бессмертные эти глаза голубые

Я не раз у рязанских мальчишек встречал.

Припев:

Пой ты, Русь, моя родина кроткая.

Лишь к тебе я любовь берегу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: С. Есенин «Лебёдушка» 4 класс.

УМК: «Литературное чтение». Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. Ч. 2/ (Сост. Л.Ф.Климанова и др.). – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 223 с.Допущено Министерством образования РФ Цель: продо...

Образовательная программа духовно-нравственного воспитания "Тропинка к сердцу" ( для учащихся 1-4 классов)

Новизна и педагогическая целесообразность  программы в том, что в процессе обучения учащиеся под руководством педагога  вовлекаются в  серьез­ную социально-значимую  и творческую д...

Презентация к уроку литературного чтения "С.Есенин "С добрым утром!" 3 класс

Презентация к уроку литературного чтения "С.Есенин "С добрым утром!" 3 класс по образовательной системе "Школа 2100"...

Урок литературного чтения по теме С. Есенин «Бабушкины сказки» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI века»

Тема:С. Есенин «Бабушкины сказки»Цель:   Создать условия для целостного восприятия  и осмысления стихотворения С. Есенина  «Бабушкины сказки».Задачи:Образовательные:  Формиров...

Урок литературного чтения: «Творчество С.А. Есенина. Сергей Есенин «Черёмуха»

Урок-проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Структура урока построена таким образом, чтобы привлечь внимание обучающихся развивать самостоятельность даже при подготовке к уроку - учитьс...

Урок литературного чтения "С.Есенин. Поет зима - аукает" (2 класс)

Конспект открытого  урока по литературному чтению во 2 классе (программа "Школа России) на тему: С.Есенин. "Поет зима - аукает". В конспекте предлагается вариант работы учащимися н...