Рабочая программа "Этика: азбука добра"
рабочая программа (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;
- авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В.И.Петрова;
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Общая характеристика.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме клуба «Этика: азбука добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, стимулирующие, развивающие, активизирующие. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире
человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Место предмета в учебном плане.
«Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в каждом классе: с 1по 4, 1час в неделю. Общее количество – 132 ч.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Этика: азбуки добра ».
В процессе освоения материалов клуба ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах клуба содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Содержание программы
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. - Школьные перемены как время активного отдыха, игры. - Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
- Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
- Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия:
- Использовать в речи слова вежливости.
- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
- Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).
- Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
- Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
- Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.
- Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. - Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
- Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.
- Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
-Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
- Использовать доброжелательный тон в общении.
- Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Содержание программы
1 класс
Тема 1. Школьный этикет (8 часов)
Мы пришли на урок.
Зачем нужны перемены?
Мы – в школьной столовой.
Тема 2. Правила общения (11 часов)
Зачем нужны «вежливые» слова (доброжелательность).
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.
Мой учитель.
Думай о других: сочувствие – как его выразить?
Моя семья.
Тема 3. О трудолюбии (6 часов)
Что помогает учиться лучше (старательность).
Как мы трудимся: в школе и дома.
Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные
вещи).
Тема 4. Культура внешнего вида (4 часа)
Основные правила Мойдодыра.
Каждой вещи свое место.
Тема 5. Внешкольный этикет (4 часа)
Правила поведения на улице, в транспорте.
«Спасибо» и «пожалуйста».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ | Дата | Содержание | Корректировка |
Школьный этикет | |||
1 | 5.09 | Первый звонок. | |
2 | 12.09 | Правила поведения в школе. | |
3 | 19.09 | Мы – в школьной столовой. | |
4 | 26.09 | Мы пришли на урок. | |
5 | 3.10 | Зачем нужны перемены? Перемена с увлечением. | |
6 | 10.10 | Режим дня. | |
7 | 17.10 | Окончание первой учебной четверти. | |
8 | 24.10 | В гости к нам портфель пришёл. | |
Правила общения | |||
9 | 31.10 | Зачем нужны «вежливые» слова. Школа вежливости. | |
10 | 14.11 | Волшебный цветик – семицветик. | |
11 | 21.11 | Моя семья. Как стать волшебником. | |
12 | 28.11 | Порадовать близких – как это просто. | |
13 | 5.12 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | |
14 | 12.12 | Человек среди людей. | |
15 | 19.12 | Можно и не ссориться. | |
16 | 26.12 | Без друга в жизни туго. | |
17 | Дружба – чудесное слово. | ||
18 | Мой учитель. | ||
19 | Думай о других: сочувствие – как его выразить? | ||
Культура внешнего вида | |||
20 | Основные правила Мойдодыра. | ||
21 | Путешествие в страну Здоровья. | ||
22 | Продолжим путешествие в страну Здоровья. | ||
23 | Каждой вещи свое место | ||
О трудолюбии | |||
24 | Что помогает учиться лучше (старательность). | ||
25 | Когда лень – всё идёт через пень. | ||
26 | Все профессии нужны, все профессии важны. | ||
27 | Как мы трудимся: в школе и дома. | ||
28 | Твой труд дома. | ||
29 | Бережливость: каждой вещи своё место. | ||
Внешкольный этикет | |||
30 | Правила поведения на улице. | ||
31 | Правила поведения в транспорте. | ||
32 | Доброе слово - что ясный день. | ||
33 | «Спасибо» и «пожалуйста». «Здравствуйте» |
Содержание программы
2 класс
Тема 1. Школьный этикет (8 часов)
Дисциплина в школе и классе.
В библиотеке: люби книгу.
Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.
Тема 2. Правила общения (7 часов)
Сопереживание, помощь друзьям.
Дал слово – держи его.
Диалоги со сверстниками.
Тема 3. О трудолюбии
Учусь делать все сам.
Взаимопомощь дома и в школе.
Беречь результаты труда.
Тема 4. Культура внешнего вида
Правила личной гигиены.
Бережное отношение к своей одежде.
Тема 5. Внешкольный этикет (9 часов)
Правила поведения в общественных местах.
Бережное отношение к природе.
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Корректировка |
I четверть Школьный этикет (9 часов) | ||||
1-2. | Что такое школьная дисциплина | 2 часа | ||
3. | Люби книгу | 1 час | ||
4-5. | Твоя школа. | 2 часа | ||
6-7. | Твой класс. | 2 часа | ||
8-9. | Соблюдение чистоты и порядка. | 2 часа | ||
II четверть Правила общения (8 часов) | ||||
1-2 | Внимательность к окружающим. | 2 часа | ||
3. | Обязательность, дал слово - держи его. | 1 час | ||
4. | Как ты разговариваешь с товарищами | 1 час | ||
5. | Доброжелательность в общении. | 1 час | ||
6-7 | Поступки твои и других (их оценка). | 2 часа | ||
8 | Правдивость, честность. | 1 час | ||
III четверть О трудолюбии. Культура внешнего вида (9 часов) | ||||
1-2. | Правило «Учусь все делать сам». | 2 часа | ||
3-4. | Помогаю другим своим трудом дома и в школе. | 2 часа | ||
5-6. | Что значит быть бережливым? | 2 часа | ||
7-8. | Как ты выполняешь правила личной гигиены. | 2 часа | ||
9. | Одежду нужно беречь. | 1 час | ||
IV четверть Внешкольный этикет (8 часов) | ||||
1. | Правила поведения в кино. | 1 час | ||
2. | Правила поведения в театре. | 1 час | ||
3. | Правила поведения в музее. | 1 час | ||
4. | Правила поведения на выставке. | 1 час | ||
5. | Меня пригласили на день рождения | 1 час | ||
6-7. | Бережное отношение к природе. | 2 часа | ||
8. | Чему нас научили уроки нравственности | 1 час |
Содержание программы
3 класс
Тема 1. Школьный этикет (9 ч)
Взаимопомощь: учеба и труд.
Школьное имущество надо беречь.
Тема 2. Правила общения. (8)
Время надо беречь.
Слово лечит, слово ранит.
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).
Тема 3. О трудолюбии.
Труд кормит, а лень портит.
Как организовать свой труд.
Тема 4. Культура внешнего вида.
Уход за своими вещами.
Одежда будничная и праздничная.
Тема 5. Внешкольный этикет. (8)
Разговор по телефону.
Поведение в гостях.
Я пишу письмо.
Поведение на природе.
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Коррек тировка |
I четверть Школьный этике (9 часов) | ||||
1-2 | Взаимопомощь - как её организовать. | 2 часа | ||
3-4. | Береги школьное имущество. | 2 часа | ||
5.-6 | В какие игры и как мы играем. | 2 часа | ||
7-9. | Правила поведения в школе. | 3 часа | ||
II четверть Правила общения (8 часов) | ||||
1. | Точность: береги своё время и время других | 1 час | ||
2-3. | Твоя речь: слово лечит, слово ранит. | 2 часа | ||
4-5. | «Умейте дружбой дорожить». | 2 часа | ||
6-7. | Коллективизм. | 2 часа | ||
8. | Что такое справедливость? | 1 час | ||
III четверть О трудолюбии. Культура внешнего вида.(9 часов) | ||||
1. | «Труд кормит, а лень портит». | 1 час | ||
2-3. | Организованность в труде. | 2 часа | ||
4-5. | Кем хочу быть, почему? | 2 часа | ||
6-7. | Мой гардероб и уход за ним. | 2 часа | ||
8-9. | Будничная и праздничная одежда. | 2 часа | ||
IV четверть Внешкольный этикет (8 часов) | ||||
1. | У меня зазвонил телефон… | 1 час | ||
2-3. | Правила поведения в гостях. | 2 часа | ||
4-5. | Я пишу письмо. | 2 часа | ||
6-7. | Природа и я - одна семья. | 2 часа | ||
8. | Чему нас научили уроки нравственности | 1 час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"
Программа расчитана на учеников 1 классов....
Рабочая программа кружка (1 класс) "Этика: азбука добра".
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра" содержит: пояснительную записку, УУД, содержание, учебный план. учебно-тематический план, материально-техническое обеспечение....
рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"
Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...
рабочая программа этика:азбука добра
рабочая программа этика:азбука добра - 1 класс 2013 год...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Этика - азбука добра"
Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам...