рабочая программа этика:азбука добра
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Воронова Александра Сергеевна

рабочая программа этика:азбука добра - 1 класс 2013 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etika_azbuka_dobra_1_kl_rp.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   

Данная образовательная программа была составлена на основе  программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Духовно - нравственное».

Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку. Так считает Насонкина С.А.

    Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть внутриличностные и межличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

    К дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Школьнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ребенка появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни.  Следовательно, наиболее важным периодом обучения этикету является младший школьный возраст и младший подростковый возраст.

Участники программы: учащиеся 1 класса

Состав группы: постоянный

Форма занятий: групповые

Время существования программы: программа рассчитана на 4 года обучения

Количество занятий и учебных часов в неделю, за год:  Программа рассчитана на 33 учебных недели

Основная идея программы:

   Учащиеся должны пройти первоначальную школу этикета - привитие хороших манер и умение вести себя в обществе, умение выглядеть достойно, чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.

Задачи кружка:

  • познакомить учащихся с этикетными правилами и нормами поведения в общественных местах;
  • сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;
  • формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Основные направления содержания деятельности:

Для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии:

-информационно-коммуникативные технологии;

-здоровьесберегающие технологии;

-технология развивающего обучения.

В практике работы используются следующие формы:

-ролевые и дидактические игры;

-тренинговые упражнения;

-рисование;

-викторины;

-тесты;

-беседы;

-конкурсы.

Условия реализации программы:

-кабинет

-медиатека

-учебно-методические пособия:

  1. 1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.
  2. Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.
  3. Г.Голубицкий. Что такое этикет? Увлекательное путешествие в страну Хороших Манер. 1-я и 2-я части. Анфас, 1988-40 с.: илл.

Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

     сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть  дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
  2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими  и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

               Третий уровень результатов -  получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его  достижения необходимо:

  • сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Содержание и форма деятельности

Дата

1

Что такое этикет? Первое знакомство

Вводный урок. Введение понятия «этикет». Беседа «Этикет как часть жизни современного человека». Игра «Верно-неверно»

2

О том, как надо здороваться

Выявление знаний о поведении, обсуждение вопроса о том, как учащиеся ежедневно в школе, дома, на улице выполняют знакомые им правила этикета. Игра «Верно ли я…»

3

Знакомство, прощание. О вежливости

Учить детей вежливым словам, пользоваться ими, уяснить и уточнить правила вежливости. Игра «Вежливые слова».   Изготовление плаката со словами вежливости.

4

Общественные места

Рассказ о правилах поведения детей и подростков в общественных местах.

5

Ты - пешеход

Закрепление  знания правил дорожного движения; вспомнить правила безопасного поведения на дорогах. Игра «Красный, жёлтый, зелёный»

6

Ты - пассажир

Составление памятки «Ты-пассажир». Работа в тетради.

7

Об отношении к учёбе. Поведение в школе

Выявление правил школьной жизни.  Формирование положительного отношения к учёбе. Игра «Доскажи словечко…»

8

У себя дома

Составление правил «У себя дома»

9

Если ты идёшь в театр, на концерт или в кино

Беседа о поведении учащихся в театре, кино, на концерте. Создание проблемной ситуации.

10

О разговоре

Введение понятия «Общение», «разговор». Выявление форм общения с друзьями, взрослыми людьми, родителями. Рисунок «Моё общение»

11

Разговор по телефону

Разобрать с учащимися некоторые правила, связанные с разговорами по телефону; обратить внимание на влияние телефонных разговоров на психику человека; предупредить о правовой ответственности за ложные телефонные звонки.

12

Гость – хозяину радость

Научить принимать гостей, быть радушным хозяином (хозяйкой), познакомить с правилами поведения в гостях: обучать культуре поведения на основе управления собой.

13

Неожиданный гость

Научить принимать гостей, быть радушным хозяином (хозяйкой), познакомить с правилами поведения в гостях: обучать культуре поведения на основе управления собой.

14

Идём в гости

Игра «Доброму гостю хозяин рад». 10 правил радушного хозяина

15

Прошу к столу

10 правил радушного хозяина. Правила поведения за столом. Создание проблемных ситуаций. Рисунок «Как нельзя вести себя за столом»

16

О подарках

Беседа «Что такое подарок». Как правильно дарить и принимать подарки. Стенгазета «Подарок родным»

17

Твой внешний вид

Беседа о внешнем виде в школе, дома, в гостях, на улице. Создание проблемных ситуаций.

18

По одёжке встречают

Беседа о внешнем виде в школе, дома, в гостях, на улице. Создание проблемных ситуаций.

19

Конкурс «Проверь себя»

Диагностика усвоенных знаний

20

Ещё раз о вежливости. Волшебные слова вежливости

Учить детей вежливым словам, пользоваться ими, уяснить и уточнить правила вежливости. Игра «Вежливые слова».  

21

Так ли уж важно быть вежливым?

Создание проблемных ситуаций и их решение на уроке.

22

Дружба заботой да подмогой крепка

Выявление представления учащихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг. Рисунок «Мой лучший друг»

23

Чтобы быть человеком

Беседа «Я – человек! Каждый ли на Земле может так сказать про себя?»

24

Тактично - нетактично

Введение понятий «тактичность». Игра «День-ночь»

25

«Если бьёт дрянной драчун слабого мальчишку…»

Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»

26

Каков Дёма , таково у него и дома

Изготовление стенгазеты

27

Что ты оставишь после себя?

Беседа «Великие люди». Беседа «Что мы оставим после себя»

28

Мы едем, едем, едем

Повторение правил поведения в транспорте.

29

Ты и общество

Рассказ «Что такое общество». Правила поведения в обществе. Игра «Можно или нет»

30

О красивых словах и красивых делах

Урок-путешествие «Красота в словах и делах»

31

Театр – это место для зрелищ

Повторение правил поведения в театре.

32

Хозяин весел – гости радостны. Если ты - гость

10 правил хорошего гостя.           10 правил радушного гостя. (иллюстрировать)

33

Викторина на знание правил этикета «Эти правила важны – знать мы их всегда должны»

Заключительный урок. Диагностика уровня знаний учащихся по пройденным темам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Этика: азбука добра"

Хомякова И.С., Петрова В.И. ПРОГРАММА факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы) ...

Внеурочная деятельность программа Этика:азбука добра Школа 21 век

Программа составлена с учетом ФГОС второго поколения 2 класс по Школе 21 век...

Рабочая программа "Этика : азбука добра" 1-4 класс

Программа разработана на основе авторской программы факультатива...

Рабочая программа "Этика азбука добра"

Рабочая программа на тему "Этика азбука добра"...

Рабочая программа "Этика: азбука добра"

Рабочая программа составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф. Виноградовой...

Рабочая программа "Этика: азбука добра"

Рабочая программа "Этика: азбука добра"...