Программа внеурочной деятельность в начальной школе
рабочая программа (1 класс) по теме
Организация воспитательно – развивающего пространства внеурочной деятельности на основе познавательной и творческой активности учащихся начального звена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_bez_foto.docx | 105.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация воспитательно – развивающего пространства внеурочной деятельности на основе познавательной и творческой активности учащихся начального звена.
Авторы программы:
учитель начальных классов Валиахмедова Татьяна Владимировна;
учитель начальных классов Харламова Алевтина Борисовна.
г. Новосибирск, 2011г.
От авторов
В ходе работы над программой « Организация воспитательно – развивающего пространства во внеурочной деятельности на основе познавательной и творческой активности учащихся начального звена» мы воспользовались Методическим конструктором «Внеурочная деятельность школьников» Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. Программа рассчитана на младших школьников (1-4классы).
Данная книга содержит методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся. Своеобразный методический конструктор внеурочной деятельности включает виды, формы и уровни результатов деятельности учащихся.
С большой долей вероятности можно утверждать, что в ближайшее десятилетие педагогу предстоит работать в условиях:
- расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
-плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, интернет, печать, радио) и видео – аудио - компьютерной индустрии;
-разрастание в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;
-экспансии молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;
-нарастания межнациональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений.
Достойно ответить на эти вызовы сможет только педагог, постоянно осуществляющий в отношении их ценностное самоопределение и способный организовать и поддержать самоопределение детей. То есть, иными словами, педагог с позицией воспитателя.
Воспитание в школе – это не специальные мероприятия. Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом. Только в такой деятельности возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания, развития и социализации.
Для реализации в школе доступны следующие направления развития личности во внеурочной деятельности:
*духовно-нравственное;
*обще-интеллектуальное;
*общекультурное;
*социальное;
*физкультурно-спортивное и оздоровительное.
Данные направления могут быть организованны в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и т.д.
Введение
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. И иногда бывает трудно провести границу. Мы создали таблицу, которая помогает увидеть наглядно какие виды внеурочной деятельности и формы их реализации можно отнести к направлениям развития личности, заявленным в ФГОС ООО.
Направление развития личности. | Виды внеурочной деятельности. | Формы реализации. |
1.Духовно-нрвственное. | Проблемно – ценностное общение. | Этические беседы, дебаты, тематические гостиные, «живые» журналы, политинформации, система классных часов в различных формах представляющих интерес для ребят, проекты. |
2.Физкультурно-спортивное и оздоровительное. | Спортивно – оздоровительная деятельность. | Секции, клубы, детские спортивные игры, семейные спортивные соревнования, подвижные игры на свежем воздухе, ежедневная зарядка в школе, беседы о ЗОЖ, оздоровительные акции, спортивные турниры, спортивные КВН, детский фитнес, динамические паузы. |
3.Социальное. | *Социальное творчество. *Основы ОБЖ. *Трудовая деятельность. *Игровая деятельность. | Игры с ролевым акцентом, игры с деловым акцентом, социально-моделирующие игры, социально-преобразующая добровольческая деятельность, КТД, социально-образовательный проект, трудовые десанты, занятия по ОБЖ. |
4.Общеинтеллектуальное. | *Познавательная деятельность. *ИКТ. | Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады, дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб, исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности, интеллектуальные марафоны, презентации и т.п. |
5.Общекультурное | *Досугово - развлекательная деятельность. *Художественное творчество. *Туристко - краеведческая деятельность. *Художественное творчество. *Основы экологической культуры. | Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, галерею. Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки», досугово - развлекательные акции, в окружающем школу социуме, гастроли школьной самодеятельности, образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок, туристический поход, краеведческий клуб, создание краеведческого музея/, художественные выставки, фестивали искусств, спектакли, художественные акции школьников в окружающем школу социуме. |
Наша школа расположена в Октябрьском районе г. Новосибирска в частном секторе, который особенно активно затрагивают миграционные процессы (дешевое жилье). Поэтому проблема толерантности - особенно значима для микросоциума школы. Большинство семей школьного микро участка составляют социально - неблагополучные, многодетные, неполные семьи. По данным школьного социального педагога никто из родителей учащихся нашей школы по разным причинам не может обеспечить развитие своего ребенка за счет посещений клубов, секций, развивающих занятий вне школы. Поэтому задача школы состоит в том, чтобы компенсировать данный недостаток своими силами, при этом, ставя перед собой конкретные цели и задачи.
Программа представляет собой модель организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе, а также в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов при необходимости в подготовке к некоторым мероприятиям.
Программа рассчитана на 510 часов в год и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками(15ч. в неделю), так и неравномерное их распределение с возможностью организовывать занятия крупными блоками - «интенсивами» (например, слёты, сборы, «погружения», фестивали, походы, экскурсии, конкурсы, конференции, праздники, проекты и т.п.).
Мы создали программу, которая включает в себя 5 направлений развития личности и реализуется за счёт соответствующих видов внеурочной деятельности, но не отдельными элементами - кружками, а как единая система организации развивающего пространства на основе познавательной и творческой активности учащихся начального звена.
В основу всей работы ложиться, конечно, основное – развитие познавательной и творческой активности ребят и организация классных коллективов. Именно классные коллективы будут участниками всех последующих мероприятий, событий, праздников, конференций, проектов, КВН, КТД и т.д.
Программа является блочной и состоит из 7 автономных блоков, содержание которых предлагается младшим школьникам, как участие классных коллективов в путешествии по разным странам и городам познания: «Клуб путешественников».
Предусмотренные данной программой занятия начинаются на общих сборах, подготовка к ним продолжается в классных коллективах, результаты предъявляются на общих сборах и носят соревновательный компонент. Запланированные мероприятия блоков являются результатом работы кружков, клубов и студий, программы которых прилагаются/Приложение 1/.
№ блока | Название блока | Сроки реализации |
1. | Старт – блок «Смотр классных коллективов и представление уголков» | с 02.09 по 09.09 – 1неделя |
2. | «Мир красоты»/искусство/. | с 12.09. по 21.10.- 6 недель |
3. | «Читай – город» | на протяжении всего года |
4. | «Грамматейство» | С 24.10. по 03.12. – 5 недель |
5. | «Спортляндия»/спорт, здоровье/. | с 05.12 по 24.12 -3недели |
6. | « Математические острова» | с 10.01 по 11.02 – 5 недель |
7. | « Эко - страна» /человек в мире природы, экологическое воспитание, воспитание правового сознания, правила личной безопасности/ | с 13.02 по 25.05-13недель |
Каждый из блоков предполагает организацию различных видов внеурочной деятельности младших школьников во время работы содержательных линий и направлен на решение своих педагогических задач. Все содержательные линии работают на единый результат – разработку, оформление и представление различных работ классных коллективов/коллективных, групповых, парных и индивидуальных/, по запущенному в данный момент блоку. А также на воспитание в детях понимания того, что владение человеком различными видами деятельности в коллективе поможет ему добиться лучших результатов в любом деле.
Исключение составляют Клуб здоровья «Улыбка»/Приложение 5/, Игровой клуб «Поиграем и узнаем»/Приложение 6/, Компьютерный клуб «Поле чудес»/Приложение 7/ и Система классных часов «Пятничные посиделки»/Приложение 8/. Они работают по самостоятельной программе, так имеют свои особенности.
Представим содержательные линии нашей программы, их 9:
№ п/п | Содержательные линии | Общее кол-во часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий |
1. | Студия изобразительного искусства «Радуга». | 68 | 50 | 18 |
2. | Театральная студия – мастерская «Город Мастеров». | 68 | 4 | 64 |
3. | Студия художественной самодеятельности «Солнечные лучики». | 68 | 4 | 64 |
4. | Интеллектуальный клуб «Мудрая Сова». | 68 | 50 | 18 |
5. | Проектная мастерская «Свежий ветер». | 68 | 20 | 48 |
6. | Игровой клуб «Поиграем и узнаем». | 34 | 34 | |
7. | Компьютерный клуб «Поле чудес». | 34 | 34 | |
8. | Клуб здоровья «Улыбка». | 68 | 68 | |
9. | Система классных часов «Пятничные посиделки». | 34 | 10 | 24 |
10. | Всего: | 510 | 172 | 338 |
Приведём пример работы на блоке № 1.
При подготовке с детьми к «Смотру классных коллективов и представление уголков» по плану работают все содержательные линии:
****Интеллектуальный клуб «Мудрая Сова» проводит работу со словарями - печатными изданиями и другими источниками, ребята выясняли смысл понятий «коллектив», «смотр» и строили «древо понятий».
****Театральная студия – мастерская «Город Мастеров» проводит работу по изготовлению элементов костюмов для смотра, подготовкой инсценированного выступления. За время подготовки к данному смотру необходимо организовать культпоход, в конце каждого дня проводить «огоньки» и сделать это традицией класса.
**** Проектная мастерская «Свежий ветер» работает над созданием презентации «Наш классный коллектив» и планирование необходимого оформления классного уголка.
**** Студия художественной самодеятельности «Солнечные лучики» проводит работу по выбору песен, стихов для смотра, работой над выразительностью чтения, репетициями песен. Дать возможность инициативной группе ребят класса самостоятельно спланировать и подготовить небольшой концерт.
**** Студия изобразительного искусства «Радуга» работает над созданием проектов будущего названия класса, герба класса, эмблемы класса, уголка класса. Выбираются наиболее удачные проекты групп, пар или индивидуальные и оформляются средствами ИЗО всем классом.
Данная структура представляется детям, как путешествие по разным странам - «Клуб путешественников». Соответственно данным блокам, оформляется большая стена в рекреации. На стране, в которой ребята находятся в данный промежуток времени, устанавливается яркий флажок. В данную работу должны быть включены все классы начального звена.
Перед запуском каждого блока – путешествия проводятся организационные сборы. На них проходит перекличка классных коллективов и проговаривается план работы на весь промежуток времени по работе блока. А так же представляется заранее специально подготовленный запуск темы. Ребята 2 – 4 классов по очереди показывают костюмированные мини-инсценировки, несущие вопрос или загадку предстоящей темы, которую необходимо разгадать.
Соответственно по окончанию работы блока проводится сбор, на котором классные коллективы представляют свои работы. Они могут быть коллективными, групповыми, парными, индивидуальными. Формы представления работ могут быть различными: презентации, проекты, спектакли, рефераты, исследования, газеты, живые или печатные журналы, книги, фотовыставки и т.п.
Особое внимание уделяется форме проведения мероприятий и занятий – 50% из них - это внеаудиторные активные (подвижные) занятия.
Обязательным условием заключительного этапа каждого блока должно быть награждение активных ребят и удачных работ грамотами, похвальными листами, дипломами. В настенный похвальный лист «Лучшие» вносится поздравление для них.
ПЕРВЫЙ БЛОК
«Смотр классных коллективов и представление уголков»
В начале учебного года начинается запуск первой недели: ребята организовывают свои классные коллективы. Объявляется «Смотр классных коллективов и представление уголков» и даётся задание:
*придумать название своего классного коллектива;
*придумать девиз;
*придумать речёвку;
*подобрать песню;
*придумать и нарисовать эмблему или флаг, соответственно названию класса;
* представить выступление классного коллектива и оформленные классные уголки на конкурсе через неделю. «Смотр классных коллективов и отрядных уголков»
В этом блоке уместно провести:
«Методику изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (разработана А.Н.Лутошкиным) и «Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе» /Приложение 1/.
Повторно необходимо провести данные методики в конце учебного года, для того, чтобы проследить динамику развития детского коллектива.
Ответственные: Валиахмедова Т.В., Харламова А.Б.
ВТОРОЙ БЛОК
«Мир красоты» /искусство/.
Сегодня школа призвана осуществлять всестороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Наряду с умственным, нравственным и физическим воспитанием значительное место занимает воспитание эстетическое.
Время настоятельно диктует более раннее эстетическое развитие, поэтому начальная школа должна в наиболее полной мере реализовать эту задачу.
Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. Приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.
«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно ещё очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30-40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим» (Б.М. Неменской).
Мы решили реализовать поставленную задачу через современные музыкальные произведения, русскую народную музыку, танцевальные композиции, произведения художников. А также познакомить ребят с памятниками архитектуры и скульптуры родного края.
1 неделя – «Наши современники. Песенники, детские композиторы».
Ответственный: Копылова А.В.
2 неделя – «Известные художники».
Ответственный: Аксенчук И.В.
3 неделя – «Классики».
Ответственный: Харламова А.Б.
4 неделя – «Памятники архитектуры и скульптуры родного края»
Отвественный: Валиахмедова Т.В.
5-6 неделя – Русская народная музыка.
Ответственные: Копылова А.В., Аксенчук И.В.
ТРЕТИЙ БЛОК
«Читай – город»
Блок запускается параллельно с блоком «Искусство».
Каждый год работа блока начинается с презентации одной из книг, прочтённых за лето, оформление рекламного стенда «Советуем прочесть». Педагог помогает детям в работе с компьютером, направляет их в работе, консультирует /Приложение 2/.
Так как данный блок по протяжённости во времени занимает самое большое время в учебном году, поэтому данная работа ведётся параллельно работе по остальным блокам.
Этот блок очень важен. Прививать детям интерес к книге, к чтению одна из важнейших задач школы. Очень часто родители наказывают детей чтением, что навсегда отбивает у них интерес к книге. Кроме того огромный поток информации идёт из разных источников: телевидение, интернет, радио, улица. Дети совсем перестали читать.
Основными задачами блока «Читай - Город» являются развитие у младших школьников всех возрастных групп мотивации к чтению, воспитание уважения к книге.
Собранные нами мероприятия должны быть интересны и привлекательны для ребят младшего школьного возраста, поэтому они содержат много игрового и занимательного материала, что способствует становлению у них эмоционально-нравственного, практически -деятельностного, научного познавательного отношения к социальной среде, своему здоровью; а так же способствует формированию духовно-нравственных качеств личности ребенка и обращает его к народным традициям, славянским основам, историческим корням. Отсюда растет и крепнет их любовь к родным, родному краю и отчизне.
Для того чтобы дети могли участвовать в этих мероприятиях, им необходимо прочесть очень много художественной литературы. Поэтому мы предлагаем им такую форму работы как «коллективные чтения», в ходе которых ребенок является не «одиноким читателем», а частью читающего коллектива своих одноклассников и друзей. В результате чтение ему дается намного легче, а объем прочитанного, увеличивается.
/Приложение 3: список произведений, необходимых прочесть заранее к мероприятиям/.
Элементы театрализации в мероприятиях побуждают ребят к интенсивному, творческому чтению инсценируемого произведения, стимулирует развитие памяти, формирует психологическую культуру через проникновение в глубину характера персонажа, дают навыки этики коллективного творчества и общения с партнером по сценическому действию, развивают разнообразные творческие способности.
Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания. Произведение выстраивается на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов в смысловой перспективе художественной идеи.
Как форма познания действительности такое издание расширяет жизненный опыт ребёнка, создаёт для него духовно – эмоциональную среду, которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребёнка.
Знакомясь с художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь и смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребёнка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них мировоззрения и нравственных представлений.
Содержание блока «Читай-Город».
Библиотечные уроки проводятся на протяжении 4 лет:
*правила и умения обращения с книгой/1 класс/;
* структура книги/2,3 класс;/
*научно – справочный аппарат книги/3 класс/;
*знакомство со словарями и энциклопедиями/3,4 класс/;
*научно – популярная, научно – познавательная литература для детей/3,4 класс/.
Первый класс.
№ п/п | Название мероприятий | Форма проведения | Цель | Сроки реализации |
1 | «Летние чтения». | Презентация. . | Проверить результат чтения детьми книг по списку литературы на лето. . | сентябрь |
2. | Библиотечные уроки. «В гостях у Библиогномуса» | Театрализованное знакомство. | Познакомить учащихся с библиотекой, с правилами пользования книгами. | октябрь |
3. | «Алёнушкины именины». | Инсценированная литературная викторина на основе русских народных и литературных сказок. | Развитие интереса к чтению через необходимость участия в литературной викторине. | ноябрь |
4. | «Если с другом вышел в путь». | Викторина-дискуссия по произведениям Л.Толстого, В.Осеевой, А.Пантелеева. | Формирование духовно-нравственных качеств. | январь |
5. | «Путешествие в страну сказок». | Литературная игра. | Развитие интереса к чтению через необходимость участия в литературной игре. | февраль |
6. | «Путешествие в «Читай - город». | Игра. | Развитие творческого воображения | апрель |
7. | «Моя Родина». | Открытые чтения. Открытое мероприятие. | Развитие интереса детей к художественной литературе, умение чувствовать красоту и выразительность языка произведений. | май |
Второй класс.
№ п/п | Название мероприятий | Форма проведения | Цель | Сроки реализации |
1. | «Летние чтения». | Презентация. | Проверить результат чтения детьми книг по списку литературы на лето. | сентябрь |
2. | Библиотечный урок/по классам/. | Экскурсия – беседа. | Познакомить с правилами работы с книгой и т.п. | октябрь |
3. | «Заповедные тропы детства». | Праздник, посвящённый творчеству А.Л. Барто. Открытое мероприятие. | Развитие интереса детей к художественной литературе, умение чувствовать красоту и выразительность языка произведений | ноябрь |
4. | «Вещи говорят». | Литературная викторина по произведению С.Я.Маршака «Умные вещи». | Развитие интереса к чтению через необходимость участия в литературной викторине. | январь |
5. | «Страницы весёлого этикета». | Инсценировка. | Ознакомление детей с правилами и нормами этикета. | февраль |
6. | «Дал слово – держи». | Викторина – дискуссия по произведениям Л.Толстого, В.Осеевой, А.Пантелеева. | Формирование духовно – нравственных качеств | апрель |
7. | «Весёлый день» с Сергеем Михалковым. | Литературный праздник. Открытое мероприятие. | Познакомить детей с библиографией писателя, вспомнить его произведения и в игровой форме закрепить знания, полученные во время коллективных чтений. | май |
Третий класс.
№ п/п | Название мероприятий | Форма проведения | Цель | Сроки реализации |
1. | «Летние чтения». | Презентация. | Проверить результат чтения детьми книг по списку литературы на лето. | сентябрь |
2. | Библиотечный урок/по классам/. | Экскурсия – беседа. | Познакомить с правилами работы с книгой и т.п. | октябрь |
3. | Открытое мероприятие «Книга в кругу читателей» | Конференция по книге А.Волкова «Волшебник Изумрудного города». | Привлечение внимания учащихся к книге и чтению. | ноябрь |
4. | «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». | Викторина – дискуссия по произведениям Л.Толстого, В.Осеевой, А.Пантелеева. | Формирование духовно – нравственных качеств. | январь |
5. | «По дорогам сказок». | Игра-путешествие. | Развитие интереса к чтению через необходимость участия в игре –путешествии. | февраль |
6. | «Рада, рада, рада детвора». | Литературный праздник, посвященный творчеству Чуковского. Открытое мероприятие. | Развитие интереса детей к художественной литературе, умение чувствовать красоту и выразительность языка произведений. | апрель |
7. | «Сказочный денёк». | Викторина на основе русских народных и литературных сказок. | Развитие интереса к чтению через необходимость участия в литературной викторине. | май |
Четвёртый класс.
№ п/п | Название мероприятий | Форма проведения | Цель | Сроки реализации |
1. | «Летние чтения» | Презентация. | Проверить результат чтения детьми книг по списку литературы на лето. | сентябрь |
2. | Библиотечный урок/по классам/. | Экскурсия – беседа. | Познакомить с правилами работы с книгой и т.п. | октябрь |
3. | «У Лукоморья». | Пушкинские чтения. Открытое мероприятие. | Познакомить детей с биографией писателя, его творчеством. | 10 февраля 1837г./умер/. |
4. | «Мальчик – луковка». | Сказочная гостиная по повести – сказке Джани Родари «Приключение Чиполлино» с элементами сюжетно – ролевой игры и викториной – тестом. | Развитие интереса к чтению через необходимость участия в литературной викторине. | ноябрь |
5. | «Заходите к нам на Чукоити». | Праздник, посвящённый творчеству К.И.Чуковского. Открытое мероприятие. | Развитие интереса детей к художественной литературе, умение чувствовать красоту и выразительность языка произведений | апрель |
6. | «Храбрый мальчик, хорошо – в жизни пригодиться…» | Викторина – дискуссия по произведениям Л.Толстого, В.Осеевой, А.Пантелеева, В.Маяковского. | Формирование духовно – нравственных качеств. | январь |
7. | «От Даждьбога до Ярила». | Праздник ко Дню славянской письменности. Открытое мероприятие. | Патриотическое и духовно-нравственное воспитание, возрождение нравственных, духовных ценностей, приобщение к сокровищам многовековой православной культуре. | 24 мая |
Лучшие работы, сочинения, рисунки и рекламные проспекты помещаются в настенный «Читай - город».
Используемая литература:
1.З.А.Чурикова, М.А.Багаева, И.А.Хапилина. Путешествие в «Читай – город». Сценарии мероприятий, библиотечные уроки. 1 – 4 классы. Изд. «Учитель». Волгоград, 2009. – 173с.
2.Библиотечные уроки «Обучение школьников основа библиотечно-библиографических знаний». - Волгоград: Панорама,2006.
3.Николаева Л.А. Учись быть читателем. - М.:Просвещение,1982.
4.Паль Р. Человек придумал книгу. - М.:Советская Россия,1983.
ЧЕТВЁРТЫЙ БЛОК
«Грамматейство»
Продолжительность работы блока 5 недель.
В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной
школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.
Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе.
Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком.
Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Становится возможным проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей. Поэтому работа в данном блоке является актуальной.
Основная цель данного блока:
* развивать у младших школьников интерес к изучению русского языка.
Задачи блока:
*развитие интереса к изучению тайн русского языка;
*воспитание умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;
*углубление уже имеющихся знаний о русском языке;
*способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса младших школьников;
*совершенствование коммуникативной культуры воспитанников.
Запуск блока:
Костюмированная инсценировка разговора Кирилла и Мифодия. Либо по желанию педагогов.
Мероприятия блока:
№ п/п | Название мероприятия | Форма проведения | Цель мероприятия | Сроки реализации, ответственный |
1. | «Грамматейка». | Игра – викторина. | Вызвать у младших школьников интерес к изучению русского языка. | Октябрь. Копылова А.В. |
2. | «Эрудит». | Турнир. | Вызвать у младших школьников интерес к изучению русского языка. | Ноябрь. Аксенчук И.В. |
3. | «Знайка». | КВН. | Вызвать у младших школьников интерес к изучению русского языка. | Ноябрь. Харламова А.Б. |
4. | «Грамматический бой». | Олимпиада. | Развивать умственные способности ребят, стремление к познанию нового; учить добывать знания, исправлять свои промахи и ошибки. | Ноябрь. Валиахмедова Т.В. Педагоги готовят материал к олимпиаде по своему классу и сдают ответствен-ному. |
5. | «Мир волшебных слов». | Утренник. | Воспитывать любовь к русскому языку, умение красиво и грамотно строить свою речь; Развивать познавательную активность учащихся, логическое мышление, устную речь учащихся. | Декабрь. Валиахмедова Т.В. |
6. | Примерные темы проектов:
| Презентация, подготовленная при помощи ИКТ ресурса. Презентация, подготовленная при помощи ИЗО, декоративного творчества. Журнал. Газета. Театральная постановка. | развивать у учащихся интерес к учению, заставляет детей находить самостоятельно знания по данной теме, учит использовать различные источники для своей работы (интернет, энциклопедии, справочники и т.д.), способствует умению работать в команде, значит, качество обучения повысится. Это и соответствует новым образовательным стандартам. | Октябрь-декабрь. Педагоги в своих классах. |
Пятый блок
«Спортляндия»/Спорт, здоровье /.
Продолжительность блока 3 недели.
Занятия целесообразно строить по игровому принципу с соревновательным компонентом.
Цель блока:
* привлечь ребят к систематическим занятиям спортом;
Основные задачи блока:
*формировать культуру здорового образа жизни;
* обеспечить всестороннее физическое развитие;
*расширять кругозор в области теоретических знаний о спорте;
* воспитывать морально-волевые качества;
*формировать навыки работы в команде.
№ п/п | Название мероприятия | Форма проведения | Цели мероприятия | Сроки реализации, ответственный. |
1. | «Весёлые старты». | Соревнование. | *формировать навыки работы в команде; * воспитывать морально-волевые качества. | Декабрь. Копылова А.В. |
2. | «Мама, папа, я – дружная семья». | Соревнование. | *формировать навыки работы в команде; * воспитывать морально-волевые качества. | Декабрь. Аксечук И.В. |
3. | «Живой журнал здоровья». | КТД. | *формировать культуру здорового образа жизни. | Декабрь. Валиахмедова Т.В. |
4. | «Спортивный калейдоскоп». | КВН. | Расширять кругозор в области теоретических знаний о спорте. | Декабрь. Харламова А.Б. |
5. | Примерные темы проектов: *Рождение олимпийских игр. *Спорт и здоровье. *Откуда берутся болезни. *Презентация любимого вида спорта. | Презентация, подготовленная при помощи ИКТ ресурса. Презентация, подготовленная при помощи ИЗО, декоративного творчества. Журнал. Газета. Театральная постановка. | Развивать у учащихся интерес к учению, заставляет детей находить самостоятельно знания по данной теме, учит использовать различные источники для своей работы (интернет, энциклопедии, справочники и т.д.), способствует умению работать в команде, значит, качество обучения повысится. Это и соответствует новым образовательным стандартам. | Декабрь. Педагоги в своих классах. |
Шестой блок
«Математические острова»
Продолжительность блока 5 недель.
Мероприятия данного блока выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка внимания, восприятия и воображения, памяти и мышления. Занятия даются в интересной, игровой и доступной форме и представляют особый интерес для развития ребенка младшего школьного возраста. На занятиях ученик знакомится с мировыми именами в области математики. В процессе занятий рассматриваются ситуации, способствующие развитию познавательной и умственной активности детей; логические задачи, головоломки, кроссворды, способствуют развитию логического мышления, внимания, умению применять свои знания в новых условиях.
Практическая значимость занятий несомненна. Она обусловлена обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребенком знаний и умений, как в аналогичные, так и в измененные условия.
Цель блока:
* привить интерес к математике, как к науке, которая нужна всем.
Задачи блока:
* поддержать или пробудить интерес школьников к решению логических задач, задач-головоломок;
* развивать мышление, память, внимание, логику, умение анализировать, сравнивать, обобщать и т.п.;
* учить приемам исследовательской и творческой деятельности;
*развивать умение применять свои знания в новых условиях.
Запуск блока: инсценировка песни «2х2=4»
.
№ п/п | Название мероприятия | Форма проведения | Цель мероприятия | Сроки реализации |
1. | «Архимед» | КВН. | Расширять кругозор в области математических знаний. | Январь. Копылова А.В. |
2. | «Вокруг света». | Путешествие. | Развивать умение применять свои знания в новых условиях. | Январь. Аксенчук И.В. |
3. | «Математическая карусель». | Игра. | Развивать мышление, память, внимание, логику. | Январь. Харламова А.Б. |
4. | «Математический бой». | Олимпиада. | Развивать мышление, память, внимание, логику | Февраль. Валиахмедова Т.В. Педагоги предоставляют материалы по классам ответствен-ному. |
5. | «Задачки» | Математическая гостиная. | Поддержать или пробудить интерес школьников к решению логических задач, задач-головоломок. | Февраль. Валиахмедова Т.В. |
6. | Примерные темы проектов: *Зачем человеку понадобились числа? *Математика и жизнь. *Математическая сказка. | Презентация, подготовленная при помощи ИКТ ресурса. Презентация, подготовленная при помощи ИЗО, декоративного творчества. Журнал. Газета. Театральная постановка. | Развивать у учащихся интерес к учению, заставляет детей находить самостоятельно знания по данной теме, учит использовать различные источники для своей работы (интернет, энциклопедии, справочники и т.д.), способствует умению работать в команде, значит, качество обучения повысится. Это и соответствует новым образовательным стандартам. | Январь-февраль. Педагоги в своих классах. |
Седьмой блок
«Эко - город»
/человек в мире природы, экологическое воспитание,
воспитание правового сознания, правила личной безопасности/.
Основы экологической культуры следует закладывать у детей с раннего возраста. Познание ими сегодняшнего мира в значительной мере будет способствовать охране природы в мире завтрашнем. При усвоении детьми экологических знаний, воспитании бережного отношения к природе существенную роль играют внеклассные формы работы.
Разработка внеклассных мероприятий с использованием краеведческого материала для детей направлена на развитие у них, прежде всего, интереса к изучаемой живой и неживой природе, экологического мышления, воспитание потребности принять личное участие в сохранности окружающей среды. Поэтому при разработке большое внимание уделялось принципам комплексности, дидактики, гуманизации, краеведческого подхода, где учитывается уровень экологических знаний, которые непрерывно и последовательно углубляются и конкретизируются.
На занятиях раскрывается мир природы через различные виды ощущений, характерных для всего живого. Дети знакомятся с многообразным окружающим миром живых организмов, со средой обитания и сложными их взаимосвязями. Большое внимание уделяется вопросу охраны природы. Постоянно формируются представления о правилах поведения человека в окружающей среде, даются рекомендации по уходу за братьями нашими меньшими. Занятия довольно разнообразны по своему содержанию, форме, организации, методам проведения.
В подготовке к мероприятиям советуем привлекать ребят среднего и старшего звена, желающих помочь педагогам в подготовке и получить первичные навыки педагогической деятельности.
Данный блок мы разделили на 4 раздела, которые играют огромную роль в формировании экологической и правовой культуры ребёнка.
1 раздел: «Калейдоскоп экопроектов».
2 раздел: «Экопроект от А до Я».
3 раздел: «Эко – марафон».
4 раздел: «Имею право».
Первый раздел: «Калейдоскоп экопроектов».
Раздел занимает 4 недели и включает в себя 15 кратковременных проектов.
Почему кратковременных?
Помните игрушку с зеркальными пластинами и цветными стёклышками? Чуть повернёшь – новый узор. А как хотелось в детстве разгадать секрет волшебного разноцветья! Данные мини проекты должны быть увлекательными, разнообразными, «цветными», яркими, личностно и общественно значимыми, как яркая и загадочная детская игрушка. Каждый проект – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность.
Задача раздела: увлечь, заинтересовать практическими занятиями, акциями; подготовить ребят к более серьёзной дальнейшей работе в следующих разделах блока «Эко – город». Практически вся работа носит секретный характер, либо это сюрпризы для окружающих, к тому же в ней есть соревновательный компонент. Такие формы работы очень нравятся детям и увлекают их.
№ п/п | Название проекта | Цель проекта | Интрига |
1. | «Чистое утро». | Сделать подарок своей планете. | Работа по секрету. |
2. | «Именная книга». | Составить копилку имён, которыми люди называют домашних животных. | Соревнование. |
3. | «Уголок хорошего настроения». | Учиться дарить радость людям. | Сюрприз. |
4. | «Окно радости». | Увеличить в мире количество добра. | Работа по секрету. |
5. | Коллекция увиденных животных». | Стимулировать наблюдательность и активность в пополнении собственного опыта. | Соревнование. |
6. | «Очаровательный сорняк». | Показать красоту природы. | Работа по секрету. |
7. | Типография «Праздничное настроение». | Учиться дарить людям праздничное настроение. | Работа по секрету. |
8. | «Экологическая почта». | Составление пакета экологической почты и доставка её по адресам. | Работа по секрету. |
9. | «Капелька». | Выявление утечки чистой воды и практические дела, направленные на сбережение запасов чистой пресной воды. | Секретная акция. |
10. | «Не проходите мимо!» | Создание экологической хроники человеческой беспечности. | Секретная акция. |
11. | «Почемучкина поляна». | Выявить вопросы, которые волнуют ребят и остаются без ответа. Учить помогать людям. | Работа по секрету, соревнование. |
12. | Экологическая фирма «Зелёный дом». | Увеличить численность растений в наших домах, в школе. | Организация ярмарки – сюрприза. |
13. | «Чтобы дольше жили книжки». | Учить ребят быть бережливыми. | Акция по ремонту книг классной и домашней библиотечки. |
Педагоги работают со своим классом.
Используемая литература:
- И.В.Цветкова. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов. Изд. «Академия развития». Ярославль, 1997. – 192с.
Второй раздел: «Экопроект от А до Я».
В настоящем разделе идёт работа над проектом, который длится 4 недели. У каждого класса своя тема. На представление результатов работы приглашаются все классы начальной школы, родители, администрация.
№ п/п | Название проекта | Класс | Цель проекта | Форма реализации проекта |
1. | «Разведка осенних примет». | 1 | Формировать экологическую культуру личности ребёнка, провести разведку осенних примет. | Игра «Разведчики». |
2. | «Маленький принц». | 2 | Формировать экологическую культуру личности ребёнка, учить быть хозяевами своей планеты. | Сюжетно – ролевая игра. |
3. | «Экотопик ищет Экоград». | 3 | Воспитание экологической культуры школьника в процессе освоения социальной городской среды. | Экосказка. |
4. | «Экотопик ищет Экоград» | 4 | Воспитание экологической культуры школьника в процессе освоения социальной городской среды | Экосказка. |
Используемая литература:
- И.В.Цветкова. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов. Изд. «Академия развития». Ярославль, 1997. – 192с.
Третий раздел: «Эко - марафон».
Работа раздела длится 3 недели, делится по темам на классы.
При разработке мероприятий данного раздела, большое внимание уделялось принципам комплексности, дидактики, гуманизации, краеведческого подхода, где учитывается уровень экологических знаний, которые непрерывно и последовательно углубляются и конкретизируются. На занятиях раскрывается мир природы через различные виды ощущений, характерных для всего живого. Дети знакомятся с многообразным окружающим миром живых организмов, со средой обитания и сложными их взаимосвязями. Большое внимание уделяется вопросу охраны природы. Постоянно формируются представления о правилах поведения человека в окружающей среде, даются рекомендации по уходу за братьями нашими меньшими. Занятия довольно разнообразны по своему содержанию, форме, организации, методам проведения.
В подготовке к мероприятиям можно привлекать ребят среднего и старшего звена, желающих помочь педагогам в подготовке и получить первичные навыки педагогической деятельности.
№ п/п | Название мероприятия | Класс | Цель мероприятия | Форма проведения мероприятия |
1. | «Дружная семья». | 1 | Воспитывать у школьников чувство ответственного отношения к людям, к природе. | Сюжетно-ролевая игра. |
2. | «В гостях у животных». | 1 | Познакомить ребят с основными животными леса, их жизни. | Сюжетно – ролевая игра. |
3. | «Кто как слышит». | 1 | Познакомить ребят с особенностями слуха животных леса. | Тематический вечер. |
4. | «Кто как говорит». | 1 | Познакомить ребят с особенностями голосов домашних и диких животных. | Сюжетно – ролевая игра. |
5. | «Кто как видит». | 1 | Познакомить ребят с особенностями зрения животных леса и поля. | Сюжетно – ролевая игра. |
6. | «Загадки Анюты». | 2 | Познакомить ребят с цветами родного края, учить бережному отношению к ним. | Утренник. |
7. | «Целебная трава»/начало/. | 2 | Воспитывать бережное отношение к растениям. | Театр живых актёров. |
8. | «Целебная трава»/окончание/. | 2 | Воспитывать бережное отношение к растениям. | Театр живых актёров. |
9. | «Уж я пойду, пойду на лужочек, сорву, сорву цветочек». | 3 | Воспитывать бережное отношение к растениям. | Тематическое занятие. |
10.. | «В наш зелёный огород». | 3 | Учить ребят создавать условия для хорошего роста овощей в огороде, помогать родителям при их выращивании. | Игра – путешествие. |
11. | «Немного о насекомых». | 3 | Познакомить ребят с особенностями жизни некоторых насекомых, учить бережному отношению к насекомым. | Научное заседание. |
12. | «Наши пернатые друзья». | 4 | Познакомить ребят с типичными представителями птиц Новосибирской области, учить бережному отношению к птицам и помощи им в зимний период. | Птичий слёт. |
13. | «Во владениях весны». | 4 | Воспитывать бережное отношение к природе родного края. | Инсценировка. |
14. | «Как прекрасен этот мир». | 4 | Воспитывать бережное отношение к природе родного края. | Путешествие. |
Педагоги работают в своих классах.
Используемая литература:
1.Т.Я.Шипунова. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Часть 1. Новосибирск, 1997.
2.Бертон Р. Чувства животных. М., 1972.
3.Гроздова Н.В. Занимательная дендрология. М., 1991.
4.Мезенцев В.А. Энциклопедия чудес. Книги 1 – 4. М., 1994.
5.Шариков К.Е. Необыкновенные явления в растительном и животном мире. Минск, 1976.
6.Суравегина И.Т. Как учить экологии. М., 1985.
7.Овчиников Н.Н. Зелёный щит планеты. М., 1979.
Четвёртый раздел: «Имею право».
/человек в мире природы, экологическое воспитание,
воспитание правового сознания, правила личной безопасности/
Работа по разделу длиться 2 недели.
Одним из направлений государственной политики в области образования является усиление воспитательного потенциала образовательного процесса и организация эффективного гражданского/правового/ образования.
Завтрашний день России во многом определяется тем, какое образование получит сегодня молодёжь. Подготовка детей к жизни в демократическом обществе - сложная и ответственная задача. Школа, родители, все взрослые люди несут ответственность за внедрение ценностей, необходимых для развития правового государства.
Данный раздел представляет собой разработанную систему занятий по элементарным основам правового образования. Они охватывают целостное единство «школа – улица – социум».
Центральное место в работе отводится такому важному понятию, как правила: правила поведения в школе, правила личной безопасности.
Цель работы раздела – приобщить подрастающее поколение к таким общечеловеческим ценностям, как права человека, права ребёнка, справедливость, уважение закона. Детям представляется возможность ознакомиться с понятиями: «правило», «права и обязанности», «закон», « преступлении», «личная безопасность», «гражданство»; развить чувство ответственности за принятое решение; обсудить некоторые юридические казусы и нравственные дилеммы. Таким образом, формируются социальные компетенции школьников.
Особое место занимают темы занятий, посвящённые правилам личной безопасности, так как пренебрежение этими правилами, безответственное отношение к собственной жизни и здоровью, а также безопасности окружающих угрожают обществу ростом катастроф в будущем.
Перечень активных и интерактивных методов, используемых при проведении занятий:
- Работа в малых группах.
- Ролевая игра.
- Имитация.
- Инсценировка.
- Творческие задания.
- Работа с видеоматериалами.
- Мозговой штурм.
- Приём «Займи позицию».
- Приём «Найди соответствие».
- Ранжирование.
- Анализ казусов.
- Создание коллажа.
- Презентация работ.
Тематика занятий:
Первый класс.
«Изучаем правила для учащихся».
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения | Количество часов |
1. | Для чего людям нужны правила. | Игротека. | 1 |
2. | Можно и нельзя. | Игротека. | 1 |
3. | Права и обязанности учащихся. | Игротека. | 1 |
4. | Кто хочет стать знатоком школьных правил? | Игротека. | 1 |
5. | Всего: | 4 |
Второй класс.
«Изучаем право».
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения | Количество часов |
1. | Что такое право и правоведение? | Информационное занятие. | 1 |
2. | Моё право. | Инсценированная беседа. | 1 |
3. | Путешествие в Страну прав. | Театрализованная программа. | 1 |
4. | По праву я хочу всё знать! | Викторина. | 1 |
5. | Всего: | 4 |
Третий класс.
«Знатоки права».
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения | Количество часов |
1. | Четыре «никогда». | Информационное занятие. | 1 |
2. | Это мудрёное слово «конституция». | Ролевая игра. | 1 |
3. | Я – гражданин России. | Игротека. | 1 |
4. | Моя малая Родина. | Игротека. | 1 |
5. | Зачем людям нужно государство. | Проектная мастерская. | 1 |
6. | Мальчишки и девчонки, а также их родители… | Инсценировка сказки. | 1 |
7. | Скоро мы станем взрослыми. | Проектная мастерская. | 1 |
8. | Конкурс «Кто хочет стать знатоком права?». | Викторина – игра. | 1 |
9. | Всего: | 8 |
Приложение 4/материалы к теме «Я – гражданин России/.
Четвёртый класс.
«Человек и закон».
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения | Количество часов |
1,2 | Как не стать «лохом», или бережёного Бог бережёт. | Творческая мастерская. Практикум. | 2 |
3,4 | Как случайно не стать преступником. | Практикум. | 2 |
5,6 | Дуракам закон не писан. | Проектная мастерская. | 2 |
7,8 | Если бы я стал(а) Президентом страны. | Ролевая игра. | 2 |
Педагоги работают со своими классами.
Использованная литература:
1. В.Н.Ганжа. Имею право. Изд. НИПКиПРО. Разработка занятий по правовому образованию детей младшего школьного возраста, Новосибирск, 2010. – 107с.
2. Е.А.Кольцова. Изучаем свои права. Изд. «Учитель». Внеклассные мероприятия в картинках, театрализациях, инсценировках, Волгоград, 2006. – 127с.
3. Изучаем правила дорожного движения. 1 – 4 классы. Вып.2: тематические занятия, классные часы и викторины/авт. – сост. А.Б. Бармин – Волгоград: Учитель, 2010. – 266с.
4. Конвенция о правах ребёнка. – М.: «ТЦ Сфера», 2004.
5. Лукина Н.П., Пенькова Г.В., Элиасберг Н.И. Учимся думать о себе и других. Книга для чтения и размышления
(для начальной школы). Изд. Второе, испр.– СПб.:«Специальная Литература», 1997. – 320с.
Приложение 1.
МЕТОДИКА «КАКОЙ У НАС КОЛЛЕКТИВ»
(разработана профессором А. Н. Лутошкиным)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом.
Ход проведения. Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива по А.Н. Лутошкину: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел» (Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1986. С. 208
1 вариант: Дети должны прослушать характеристики и написать, на какой, по их мнению, стадии развития находится их классный коллектив. На основании ответов педагог может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается выявить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.
2 вариант: Дети обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы:
- На каком этапе развития коллектива находится наш класс и почему?
- Что нам мешает подняться на более высокий уровень развития?
- Что поможет нам стать более сплоченным коллективом?
В этом случае педагог получит более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в классном коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видение школьниками перспектив его развития
«Песчаная россыпь»
Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее и не станет россыпи.
Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы.
Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.
«Мягкая глина»
Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.
В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.
Скрепляющим звеном здесь могут стать нормальная дисциплина и требование старших. Отношения разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера - хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать.
«Мерцающий маяк»
В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».
Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не даст погаснуть огню, организаторы, актив.
Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в том более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.
«Алый парус»
Алый парус - это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу: «Один за всех, и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например в соседних. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.
Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.
«Горящий факел»
Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.
Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив - тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.
Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.
Методика "Выбор в действии"
Цель методики — изучение и оценка межличностных отношений в группе детей младшего школьного возраста. Методика является одним из детских вариантов социометрической методики. Процедура её проведения следующая.
Каждому ребёнку в изучаемой группе даётся по три привлекательных, желаемых предмета. Это могут быть игрушки,книги, картинки, конфеты и т.п. Ребёнок получает инструкцию следующего содержания:
«Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе — чуть менее желательный, а на третье — оставшийся. Теперь выбери из своей группы трёх детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный — тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний — тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место».
После того, как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, экспериментатор определяет кто, сколько и какие предметы получил.
В соответствии с количеством полученных предметов определяется социометрический статус ребёнка в группе при помощи следующей формулы:
где С — статус ребёнка в группе, в системе взаимоотношений со сверстниками; К — количество привлекательных предметов, полученных ребёнком от товарищей по группе; п — количество детей в тестируемой группе.
Дополнительные данные о количестве наиболее, средне и наименее привлекательных предметов, полученных ребёнком, позволяют судить о том, какова степень близости тех отношений, в которых данный ребёнок находится со сверстниками. Чем больше наиболее привлекательных предметов получил он в процессе эксперимента, тем ближе его взаимоотношения со сверстниками.
Основанием для выводов о статусе ребёнка служат количественные данные, т.е. показатель С.
Оценка результатов
10 баллов - показатель С ребёнка равен 100%. 8-9 баллов - показатель С находится в пределах от 80% до 99%. 6-7 баллов - показатель С располагается в интервале от 60% до 79%. 4-5 баллов - показатель С находится в пределах от 40% до 59%. 2-3 балла - показатель С располагается в пределах от 20% до 39%. 0-1 балл - показатель С находится в интервале от 0% до 19%. |
Выводы об уровне статуса ребенка
10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий. |
Приложение 2.
Технологическая карта.
Оформление презентации идёт по следующей технологической карте для учащихся, которая оформляется и вывешивается в классе:
- Приготовь 4 листа А 4, простой карандаш, линейку, ластик, цветные карандаши и фломастеры, ручку с синей пастой.
- Первый лист – это обложка печатной презентации. Выполни её аналогично данному образцу, добавь иллюстрацию по содержанию книги. Если обложку ты делаешь не на компьютере, то сначала сделай разметку на листе и опорные линии для заглавий, затем напиши заголовки, нарисуй иллюстрацию и аккуратно раскрась.
- На втором листе представь книгу по плану/сначала сделай это на черновике, затем попроси родителей проверить текст, а потом перепиши на разлинованный лист/:
- Краткое содержание книги (основные события);
- Главные герои книги;
-Задумка автора/главная мысль, чему учит нас книга/;
-Чем понравилась книга и почему.
4) На третьем и четвёртом листах нарисуй иллюстрации к понравившимся тебе сюжетам из книги/цветными карандашами, фломастерами или гуашью/.
5) Скрепи листы по порядку степлером.
6) Начитай текст, презентации, для того, чтобы не ошибаться на своём выступлении.
Приложение 3.
Список произведений.
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ!
- Л.Толстой «Косточка», «2 товарища», «Лгун», «Филиппок», «Прыжок», «Акула» и др.
- В.Осеева «Сыновья», «Три товарища», «Что легче?», «Хорошее», «На катке», «Синие листья», «Отомстила», «Просто старушка», «Волшебное слово», «В одном доме» и др.
- Л. Пантелеев «Честное слово», «Трус», «Часы, »«Буква «ТЫ», «Платочек», «Новенькая», «Две лягушки», «Карусель» и др.
- К.Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе» и др.
- А также:«Красная Шапочка»,«Чиполлино», «Крошечка Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-Бурка», «Колобок», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Репка», «По щучьему велению», Лисичка-сестричка и серый волк», «Алладин и волшебная лампа», «Аленький цветочек», «Маша и медведь», «Царевна-лягушка», «Мальчик-с-пальчик», «Маугли», «Дядя Федор, кот и пес», «Винни-Пух и его друзья», «Буратино», «Снежная Королева», «Дюймовочка», Карлсон, который живет на крыше», «Золушка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик- семицветик», «Али-Баба и сорок разбойников», «Три медведя», «Семь подземных королей», «Волшебник Изумрудного города», Приключения Незнайки», «Огниво», «Мери Поппинс», «Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Чебурашка и его друзья», «Калиф-Аист», «Матари-Кари», «Старик Хоттабыч».
Приложение 4.
«Россия – Родина моя»
Цель:
формировать у детей ответственную гражданскую позицию, активность, заинтересованность, способность высказывать собственное мнение.
Задачи:
1. Формировать чувства патриотизма и гордости за свою страну.
2. Воспитывать межэтническое и межкультурное взаимоотношение народов.
3. Приобщить учащихся к культурному наследию нашего народа, воспитывать бережное отношение и уважение к культурным традициям и обычаям народов, живущих в России.
4. Раскрыть такие качества как трудолюбие, оптимизм, потребность русского человека “строить жизнь по законам красоты”.
5. Обобщить знания о символике, культуре, традициях русского народа, о культурных центрах родного города.
6. Формировать умение свободно держаться на сцене, желание участвовать во всех делах классного коллектива и школы, проявлять заинтересованность к проявлению своего «я» в контексте общего дела.
На организационном сборе по традиции проводится перекличка классных коллективов с проговариванием названия класса, речёвки и девиза, песни.
Далее перед ребятами начального звена ставится следующая первоочередная задача:
-своими силами подготовить небольшое сообщение на тему:
«Как я понимаю смысл фразы: «Моя гражданская позиция»» и представить данное понимание на общем сборе на следующий день. Форма представления может быть различной: придуманная сценка, инсценировка стихотворения и т.д. Педагог выступает в роли консультанта.
Основными лозунгами понимания должны стать высказывания:
*Родина – это мой дом;
*Родина – это мой город;
*Родина – это моя страна;
*Моя гражданская позиция – не проходи мимо несправедливости, будь внимателен ко всем кто тебя окружает, не будь равнодушен, на всё имей своё собственное мнение, будь активен,
После просмотра и совместного с детьми анализа выступлений, следует задать вопрос ребятам: «А кто из вас хотел бы прийти на выборы и отдать свой голос за человека, который, по вашему мнению, сделал бы жизнь в вашем родном городе лучше?»
Необходимо пояснить ребятам, что по правилам, голосовать имеет право человек, достигший 18лет. Но сейчас для того чтобы проявить свою гражданскую позицию мы можем подготовить свои проекты о Родине и представить их в день выборов для своих мам и пап, дедушек и бабушек, а также для людей, живущих с нами по соседству. Мы можем оформить замечательный стенд о символике родной страны и города, дополнив его фотографиями. Мы можем подготовить и подарить родным и соседям листовки – приглашения. Такими действиями мы проявим свою гражданскую позицию и заинтересованность к развитию нашего государства.
Далее педагог, ведущий общий сбор выдаёт классным коллективам пакеты с заданиями, которые ребята будут готовить до дня выборов, там они и представят свои проекты на тему «Россия – Родина моя».
Методические рекомендации для классных руководителей: в обязательном порядке привлечь родителей к подготовке данного мероприятия.
Пакет 1 класса
Задание:
1)оформить стенд «Символика Родной страны и города» в рекреации, дополнив имеющийся материал гербом родного города, фотографией мэра города, фотографиями культурных центров города/фотографии должны выполнить дети совместно с родителями/, написать 2 мини-сочинения на тему «Мой родной город» и «Моя Родина - Россия».
2)Подготовить и представить проект о Родине/инсценировка песни о Родине «Солнечный круг», оформленная пением, костюмами, атрибутикой России, движениями/.
3)Разработать и оформить листовки – приглашения на выборы и праздничный концерт для родных и соседей по количеству детей в классе и разнести.
Пакет 2 класс
Задание:
- Оформить фотовыставку «Путешествие по родным просторам», дополнить 2детскими сочинениями на данную тему.
- Подготовить и представить проект о Родине/инсценировка песни о Родине «Моя Россия», оформленная пением, костюмами, атрибутикой России, движениями/.
- Разработать и оформить листовки – приглашения на выборы и праздничный концерт для родных и соседей по количеству детей в классе и разнести.
Пакет 3,4 класс
Задание:
- оформить выставку в рекреации на тему «Моя гражданская позиция»;
- подготовить и представить проект о Родине/инсценировка песни о Родине «Родина моя», оформленная пением, костюмами, атрибутикой России, движениями/;
- разработать и оформить листовки – приглашения на выборы и праздничный концерт для родных и соседей по количеству детей в классе и разнести.
----------------------------------------------------------------------------------------------
Текст, для оформления листовок – приглашений:
Слева: Прояви свою гражданскую позицию! Приди и проголосуй!
4 декабря 2011года состоятся выборы депутатов в Государственную думу.
Справа: Дорогие мама и папа, дедушка и бабушка!
Я приглашаю Вас на концерт с моим участием, который состоится в школе №115 4 декабря 2011года в 12.часов.
Буду Вас ждать! Вас сын Тимур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для начальной школы "Дорогами Добра"
Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта....
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по русскому языку "Тайны русского языка».
Программа кружка «Тайны русского языка» составлена для работы с младшими школьниками. Программа составлена на 4 года. Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельнос...
Программа внеурочной деятельности для начальной школы «Юный патриот»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития чувства патриотизма....
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для начальной школы "Занимательная школа"
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...
Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Школа пешехода"
Программа курса «Школа Пешехода» разработана для учащихся 1-4 классов, возраст – 6,5 - 11лет на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и среднего образования «Юные инспектора дв...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельность"
Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельностьк"...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Школа безопасности"
Программа направлена на создание условий по организации непрерывного процесса обучения навыкам безопасности на улицах и дорогах в системе дополнительного образования детей,...