Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Школа пешехода"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа курса «Школа Пешехода» разработана для учащихся 1-4 классов, возраст – 6,5 - 11лет на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и среднего образования «Юные инспектора движения» под редакцией В.А.Горского, Москва, «Просвещение», 2011год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_peshehoda.doc | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа курса «Школа Пешехода» разработана для учащихся 1-4 классов, возраст – 6,5 - 11лет на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и среднего образования «Юные инспектора движения» под редакцией В.А.Горского, Москва, «Просвещение», 2011год
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств, и пешеходов по улицам и дорогам.
Занятия по данной программе проводятся педагогом, с привлечением сотрудников ГИБДД, педагогов ДДТ.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (33 часа в год в 1 классе, по 34 часа в год в 2-4 классах). В течение периода обучения учащиеся знакомятся с Правилами дорожного движения в доступной игровой форме, с использованием средств ИКТ
Цель программы:
- создание условий для саморазвития и самореализации личности;
- обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса.
Задачи программы:
- привлечение школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;
- вовлечение их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Конституция РФ
- Конвенция «О правах ребенка»
- Правила дорожного движения
- Устав образовательного учреждения
- Положение об отряде юных инспекторов движения
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Государственный образовательный стандарт
Учебный план и учебные программы школы
Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД
Учебники по ОБЖ, ПДД
Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов
Программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.
Основными направлениями работы юных инспекторов движения следует считать воспитание на героических, трудовых традициях юных инспекторов движения в духе гуманного отношения к людям, углублённое изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения. Пропаганда Правил дорожного движения в школе, детском саду с использованием технических средств, знакомство с правилами для юных велосипедистов, воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки.
Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств становится причиной дорожных происшествий.
На занятиях по программе «Школа Пешехода» используются нетрадиционные формы: КВН, игры-путешествия и другие, особенно эффективны видео-уроки по соблюдению правил дорожного движения, проходят конкурсы рисунков, плакатов «Мы по городу идем», «Ты и дорога».
Одним из важных направлений работы следует считать формирование у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
Структура курса
Отличительными особенностями данной программы следует считать непрерывность обучения младших школьников правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Программа рассчитана на 4 года. С учётом познавательных возможностей школьника начальных классов первый год обучения разделён на 3 блока
- Улица полна неожиданностей.
- Наши верные друзья.
- Это должны знать все
В первом блоке программы учащиеся узнают об опасностях, которые подстерегают их на улицах, как избежать неприятностей на дорога.
Во втором блоке учащиеся знакомятся со знаками дородного движения.
В третьем учащиеся должны усвоить правила поведения на улице, в общественном транспорте и т. д.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
К концу курса обучения по программе «Школа Пешехода» учащиеся должны знать:
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учебно-тематическое планирование:
1 класс
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Форма и содержание работы |
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ | ||||
Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? | 1 | |||
Безопасность на улице | 1 | |||
Наш город, посёлок, где мы живём. | 1 | Занятие - заочная экскурсия | ||
Опасности на наших улицах | 2 | |||
Мы идём в школу | 2 | |||
Школа безопасности | 1 | Практическое занятие о безопасном пути в школу | ||
Движение пешеходов и машин | 1 | |||
Правила перехода через дорогу | 1 | |||
Школа безопасности | 1 | Практическое занятие о переходе через дорогу | ||
Посвящение в пешеходы | 1 | Праздничная программа | ||
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ | ||||
Наши друзья – дорожные знаки | 1 | Игра | ||
Знакомство со знаками | 2 | Художественное занятие | ||
Дорожные знаки – пешеходам | 2 | |||
Светофор и его сигналы | 1 | |||
Виды пешеходных переходов | 1 | |||
Чтение дорожных знаков | 1 | Практическое занятие | ||
Безопасный путь в школу | 1 | Художественное занятие | ||
А знаешь ли ты | 1 | Игра-практика о передвижении в группе | ||
Почитаем знаки? | 1 | Заочная экскурсия по городу. | ||
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ | ||||
Правила движения в колонне | 1 | |||
Где можно играть? | 2 | Занятие – размышление | ||
Мы пассажиры общественного транспорта | 2 | |||
Мы пассажиры личного транспорта | 1 | Занятие - практикум | ||
Загородная дорога | 1 | |||
Пешеход на загородной дороге | 1 | |||
Учимся соблюдать ПДД | 1 | Занятие-викторина | ||
Итоговое занятие | 1 |
Итоги освоения учащимися материалов программы подводятся в форме игр-состязаний, отчетного театрализованного представления по мотивам правил безопасного поведения на дорогах и улицах.
Во 2-4 классах учащиеся расширяют и углубляют свои знания, полученные при изучении всех трех блоков программы.
2 класс
№ п/п | Дата | Содержание программы | Кол-во часов | Формы, методы, средства | Требования к занятию, к уровню подготовки уч-ся | Вид контроля |
1. | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. 34 | |||||
1. | Как я знаю правила дорожного движения | 2 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | уметь применять теоретические знания по ПДД на практике; | Самоконтроль Фронтальный | |
2 | Движение пешеходов по улице и дороге | 2 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | уметь применять теоретические знания по ПДД на практике; | Самоконтроль Фронтальный | |
3 | Правила перехода улиц и дорог | 2 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | знать правила перехода дорог; | Самоконтроль Фронтальный | |
4 | Пассажир обязан | 2 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | знать обязанности пассажира; безопасную позу при аварийной ситуации в транспорте; | Самоконтроль Фронтальный | |
5 | Детский дорожно-транспортный травматизм | 2 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах, где можно и где нельзя играть; уметь быстро и правильно реагировать на дорожную ситуацию | Самоконтроль Фронтальный | |
6 | Элементы улиц и дорог | 2 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | иметь представление о значении новых терминов «дорожная разметка»; | Самоконтроль Фронтальный | |
7 | Перекрёстки, их виды, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Регулирование дорожного движения. | 2 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | иметь представление о перекрестках; уметь правильно переходить дорогу, перекресток; | Самоконтроль Фронтальный | |
8 | Дорожная разметка | 2 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | иметь представление о значении новых терминов «дорожная разметка»; | Самоконтроль Тематический | |
9 | Дорожные знаки | 2 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ Дорожные знаки | понимать значение дорожных знаков; формирование навыков правильного поведения на дорогах; | Самоконтроль Тематический | |
10 | Сигналы светофора | 2 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | знать сигналы светофора и регулировщика; | Самоконтроль Тематический | |
11 | Сигналы регулировщика | 2 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | знать сигналы светофора и регулировщика; | Самоконтроль Тематический | |
12 | Навыки безопасного поведения пешеходов на улице | 2 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | знать культуру поведения граждан на улице, в общественных местах; | Самоконтроль Фронтальный | |
13 | Переход нерегулируемых перекрёстков, поведение граждан в местах остановок транспорта | 2 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | понимать значение дорожных знаков; формирование навыков правильного поведения на дорогах; | Самоконтроль Фронтальный | |
14 | На железной дороге и вблизи неё | 3 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | знать правила поведения вблизи железных дорог; уметь переходить и переезжать через железную дорогу; | Самоконтроль Фронтальный | |
15 | В гостях у инспектора ГИБДД | 2 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | знать о работниках ГИБДД, их обязанностях; | Самоконтроль Фронтальный | |
16 | Викторина по ПДД | 2 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | формирование навыков правильного поведения на дорогах; | Самоконтроль Тематический | |
17 | Обобщение изученного за год | 1 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | формирование навыков правильного поведения на дорогах; | Итоговый |
3 класс
№ п/п | Дата | Содержание программы | Кол-во час | Формы, методы, средства | Требование к занятию, к уровню подготовки уч-ся | Вид контроля |
1. | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. 34 часов | |||||
1 | Детский дорожно-транспортный травматизм | 2 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах, где можно и где нельзя играть; уметь быстро и правильно реагировать на дорожную ситуацию | Самоконтроль Фронтальный | |
2-3 | Причины ДТП | 3 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах, где можно и где нельзя играть; уметь быстро и правильно реагировать на дорожную ситуацию | Самоконтроль Фронтальный | |
4 | Навыки безопасного поведения пешеходов на улице | 3 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | уметь применять теоретические знания по ПДД на практике; | Самоконтроль Фронтальный | |
5 | Экскурсия по улицам села | 2 | Словесный Проблемно-поисковый | уметь применять теоретические знания по ПДД на практике; | Самоконтроль Фронтальный | |
6 | И днём, и ночью ( о службе ГИБДД) | 2 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | знать о работниках ГИБДД, их обязанностях; | Самоконтроль Фронтальный | |
7 | Перекрёстки, их виды, дорожная разметка | 2 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | иметь представление о перекрестках; уметь правильно переходить дорогу, перекресток; | Самоконтроль Фронтальный | |
8 | Дорожные знаки | 4 | Словесный Проблемно-поисковый Дорожные знаки | понимать значение дорожных знаков; формирование навыков правильного поведения на дорогах; | Самоконтроль Тематический | |
9 | Сигналы для регулирования дорожного движения | 2 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | понимать значение дорожных знаков; формирование навыков правильного поведения на дорогах; знать сигналы светофора и регулировщика; | Самоконтроль Фронтальный | |
10 | Правила перехода улиц и дорог | 2 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах, где можно и где нельзя играть; уметь быстро и правильно реагировать на дорожную ситуацию | Самоконтроль Фронтальный | |
11 | Пассажирам запрещается | 2 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | знать обязанности пассажира; безопасную позу при аварийной ситуации в транспорте; | Самоконтроль Фронтальный | |
12 | Виды транспортных средств | 3 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | знать назначение транспортных средств; знать культуру поведения граждан на улице, в общественных местах; знать обязанности пассажира; | Самоконтроль Тематический | |
13 | Тормозной путь транспортных средств | 2 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | знать факторы, влияющие на величину тормозного пути; | Самоконтроль Фронтальный | |
14- 15 | Конкурс рисунков учащихся | 2 | Словесный Проблемно-поисковый | знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах, где можно и где нельзя играть; уметь применять теоретические знания по ПДД на практике; | Самоконтроль Фронтальный | |
16 | Викторина по ПДД | 2 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | формирование навыков правильного поведения на дорогах; | Самоконтроль Тематический | |
17 | Общение изученного за год | 1 | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | формирование навыков правильного поведения на дорогах; | Итоговый |
4 класс
№ п/п | Дата | Содержание программы | Кол-во час | Требования к уровню подготовки учащихся | Формы, методы, средства | Вид контроля |
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни. 34 часа | ||||||
1. | Безопасность движения – дело каждого. Улица и я. | 2 | знать правила дорожного движения, значимость выполнения этих правил для сохранения жизни и здоровья; уметь выбирать наиболее безопасные маршруты по дороге в школу и домой; | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | Самоконтроль Фронтальный | |
2. | Причины ДТП. | 2 | знать причины ДТП; уметь правильно переходить дорогу, перекресток; | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | Самоконтроль Фронтальный | |
3. | Безопасность пешеходов при движении по дорогам. | 2 | знать правила безопасного поведения при движении по дорогам города; уметь правильно переходить дорогу, перекресток; | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | Самоконтроль Фронтальный | |
4. | Элементы дорог. | 2 | знать составляющие дороги; | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | Самоконтроль Фронтальный | |
5. | Дорожная разметка. | 2 | иметь представление о значении новых терминов «дорожная разметка»; уметь предвидеть опасность; | Словесный Проблемно-поисковый Схемы | Самоконтроль Фронтальный | |
6. | Дорожные знаки. | 3 | знать новые дорожные знаки, понимать их схематичное изображение; уметь пользоваться дорожными знаками; | Словесный Проблемно-поисковый Дорожные знаки | Самоконтроль Тематический | |
7. | Правила перехода дорог. | 2 | уметь правильно переходить дорогу; | Словесный Проблемно-поисковый памятка | Самоконтроль Фронтальный | |
8. | Перекрестки. | 2 | иметь представление о перекрестках; уметь правильно переходить дорогу, перекресток; | Словесный Проблемно-поисковый схема | Самоконтроль Фронтальный | |
9. | Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. | 2 | знать сигналы светофора, регулировщика; уметь правильно реагировать на дорожную ситуацию; | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | Самоконтроль Фронтальный | |
10. | Соблюдение правил движения велосипедистами | 2 | знать правила безопасности при езде на велосипеде и дорожные знаки для велосипедистов; | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ Правила велосипедиста | Самоконтроль Фронтальный | |
11. | Причины дорожно-транспортного травматизма. | 2 | знать правила дорожного движения; уметь быстро и правильно реагировать на дорожную ситуацию; | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | Самоконтроль Фронтальный | |
12. | Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). | 2 | знать о работниках ГИБДД, их обязанностях; | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | Самоконтроль Фронтальный | |
13. | Железнодорожный транспорт, его особенности. | 2 | знать правила поведения вблизи железных дорог; уметь переходить и переезжать через железную дорогу; | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | Самоконтроль Фронтальный | |
14. | Безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом. | 2 | знать правила поведения вблизи железных дорог; уметь переходить и переезжать через железную дорогу; | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | Самоконтроль Фронтальный | |
15. | Обязанности пассажира. | 2 | знать обязанности и правила поведения пассажира в общественном транспорте; | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | Самоконтроль Фронтальный | |
16. | Практическое занятие «Правила перехода». | 2 | Формирование навыков правильного поведения на дорогах. | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | Тематический | |
17. | Итоговое занятие. | 1 | Формирование навыков правильного поведения на дорогах | Словесный Проблемно-поисковый ИКТ | Итоговый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Здоровей-ка"
Программа разработана для учащихся начальной школы и расчитана на четыре года. Программа включает вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вече...
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Поиграем вместе"
оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время; познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга....
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Поиграем вместе"
оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время; познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в начальных класах " Проектная деятельность".
Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальных классах....
Рабочая программа внеурочной деятельности для начальных классов "Мир книг"
Программа «Мир книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. За...
Рабочие программы внеурочной деятельности для начальной школы
Одной из главных новаций введения ФГОС стала необходимость пересмотра процесса организации внеучебной работы школьников. Внеурочная деятельность — комплекс видов активности (кроме обуч...
Рабочие программы внеурочной деятельности для начальной школы
Одной из главных новаций введения ФГОС стала необходимость пересмотра процесса организации внеучебной работы школьников. Внеурочная деятельность — комплекс видов активности...