Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Школа безопасности"
рабочая программа (2, 3, 4 класс) на тему
Программа направлена на создание условий по организации непрерывного процесса обучения навыкам безопасности на улицах и дорогах в системе дополнительного образования детей, с учетом возрастных особенностей и психологической теории ведущей деятельности детей рекомендуется начинать обучение детей основам безопасного поведения на улицах и дорогах с раннего школьного возраста. Программа построена по принципу нарастания объема изученного материала. Это нарастание можно проследить в увеличении количества освоенных дорожных знаков, дорожной разметки и т.д. Выполнение программы рассчитано на трёхлетний срок обучения в начальной школе, на 1 часовое занятие в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности "Шккола безопасности" | 59.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ ИМ. И.С. НИКИТИНА»
Г. ВОРОНЕЖ
Программа
внеурочной деятельности
«Школа безопасности»
Направление: общекультурное развитие.
Учитель: Крынина О.В.
2015-2018 уч. г.
Пояснительная записка
Вряд ли в настоящее время можно представить себе человека, который так или иначе не сталкивался бы с наземным транспортом, будь то автобус, трамвай, троллейбус, мотоцикл или велосипед. Увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, возрастает интенсивность движения на дорогах и, особенно в крупных городах, множится количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью людей.
Статистика дорожно-транспортных происшествий показывает, что ежегодно на дорогах планеты погибает около 350 тысяч человек и 7 млн. получают ранения. В России эти цифры соответственно — 25—30 тысяч и 900 тысяч.
В постановлении Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №100 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" говорится о том, что необходимо формировать основы и приоритетные направления профилактики дорожно-транспортных происшествий, реализовывать комплекс мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество дорожно-транспортных происшествий, особенно с участием детей.
Считаю, что обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно–воспитательной работы в школе.
Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования. Участники дорожного движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу.
Основу взаимодействия и «мирного сосуществования» всех участников движения создают Правила дорожного движения, которые необходимо четко знать, а самое главное — неуклонно выполнять.
Сохранить жизнь и здоровье детей — значит сохранить будущее нации. Эта проблема стоит сегодня как никогда остро: с каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают тяжелейшие травмы российские дети.
Как научить ребенка сознательно относиться к выполнению Правил дорожного движения? Можно читать лекции, проводить беседы, ставить спектакли, проводить викторины и различные соревнования, применять иные формы обучения, но необходимо все это соединить в единую целостную систему обучения непрерывного обучения детей.
Важно решать вопросы комплексно, воссоединив практические и теоретические занятия в непрерывный процесс обучения и воспитания, начиная с раннего возраста.
Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах.
Комплексный подход к решению проблемы может дать положительный результат - сокращение числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Система непрерывного обучения навыкам безопасного поведения детей на улицах складывается из следующих компонентов:
проведение различных видов внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях по проблематике безопасности дорожного движения и по изучению правил дорожного движения;
кружковая работа.
Для создания условий по организации непрерывного процесса обучения навыкам безопасности на улицах и дорогах в системе дополнительного образования детей, с учетом возрастных особенностей и психологической теории ведущей деятельности детей рекомендуется начинать обучение детей основам безопасного поведения на улицах и дорогах с раннего школьного возраста.
Ступень обучения (класс ) начальное общее образование (2–4-й класс).
Количество часов 102. Уровень базовый.
Программа разработана на основе учебно-методической литературы.
Продолжительность освоения – 3 года.
Возрастной диапазон начала освоения программы – 8–10 лет.
Направление – социальное.
Пояснительная записка к кружку “Азбука пешеходных наук”.
Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.
Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
В соответствии с вышеизложенным предлагается данная программа, обеспечивающая полный курс пропедевтических мероприятий для учащихся начальной школы (1–4 класс).
Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:
Взаимодействие учреждений образования с социально– педагогической средой;
учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков.
Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно – транспортного травматизма.
Задачи программы:
Образовательные
повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедов;
оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающие:
развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Таблица тематического распределения часов.
№п.п. | Содержание раздела, темы | Количество часов 2 класс | Количество часов 3 класс | Количество часов 4 класс |
1 | Дорожная грамота. | 10 | 10 | 10 |
2. | Транспортные средства. | 3 | 3 | 6 |
3 | Здравствуй, дорога! (Общие правила) | 3 | 3 | 6 |
4 | Наш друг – светофор. | 3 | 3 | 3 |
5 | Правила дорожного движения. | 10 | 10 | 4 |
6 | Дорожные знаки | 5 | 5 | 5 |
| Итого | 34 | 34 | 34 |
Содержание обучения.
Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригаты, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.
Место занятий внеурочной деятельностью в учебном плане.
Согласно образовательному плану МБОУ «Гимназия им. И.С.Никитина» на проведение занятий внеурочной деятельности клуба “Азбука пешеходных наук” на 2 – 4 класс начальной школы выделяется всего — 102 часов.
Из них во 2 – 4 классах – по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Способствует:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Результаты изучения курса “Азбука пешеходных наук”.
Учащиеся должны знать:
основные понятия и термины из Правил дорожного движения Российской Федерации;
общие положения Правил дорожного движения Российской Федерации;
правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;
правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;
основы страхования.
Правила:
перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
воздержания от перехода улиц и дорог при приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
движения группы детей в сопровождении взрослых;
этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;
безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги;
Учащиеся 2-х классов должны знать(кроме перечисленного):
правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;
Учащиеся 2-го класса должны уметь:
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке из маршрутного такси;
ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
не создавать помех движению транспорта;
определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во время движения в салоне;
Учащиеся 3-4 классов должны знать (кроме перечисленного):
что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
Учащиеся 3-4 класса должны уметь:
ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
переходить железнодорожные пути;
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Планируемые результаты.
Учащиеся должны уметь:
правильно вести себя, оказавшись в экстренной ситуации на проезжей части дороги;
пользоваться общественным транспортом;
самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
В ходе занятий в кружке по изучению и пропаганде Правил дорожного движения учащиеся должны сформулировать такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность.
Формы и методы контроля:
психодиагностика;
опрос, анкетирование родителей;
праздники, конкурсы;
анализ результатов деятельности.
Литература:
Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А.Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. “Просвещение”,2009 г.
Пособие для учащихся “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О.Хренников, И.В.Александрова, М.В.Маслов.
Учебно – методическое пособие “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
Методическое пособие “Профилактика детского дорожно– транспортного травматизма”, автор:Е.А.Козловская. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
“Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–4 класс, автор: В.И.Ковалько. Москва. “Вако”, 2008 г.
“Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения”, авторы: В.Е.Амелина и др. Москва. “Глобус”, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для начальной школы "Дорогами Добра"
Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в начальных класах " Проектная деятельность".
Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальных классах....
ПРОГРАММА внеурочной деятельности 3 класс по безопасности дорожного движения "Маленький пешеход в большом городе"
Кружок по ПДД "Маленький пешеход в большом городе"...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельность"
Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельностьк"...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наша школа и безопасность» 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наша школа и безопасность» 2 класс...
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Приложение к программе внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дороге" для 3 класса
Приложение содержит календарно - тематиченское планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности "В жизнь по безопасной дороге" для 3 класса...