Внеурочное занятие "Мимика и жесты"
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Внеурочное занятие "Мимика и жесты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по внеурочной деятельности «В мире слов».
Тема: Мимика и жесты.
Планируемые результаты: обучаемый научится:
правильно использовать в своей речи мимику и жесты;
развивать умение самостоятельно строить и применять новые знания;
расширить понятийную базу.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя;
Коммуникативные: задавать вопросы;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию;
Личностные: сформированность социальных мотивов – стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Характеристика деятельности учащихся: побывать в роли исследователя;
классифицировать мимику и жесты на уместные и неуместные в речи.
Система оценки: самооценка;
оценить деятельность обучающихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, рисунки-иллюстрации, учебник «Детская риторика в рассказах и рисунках», фотоаппарат.
Ход:
- Организационный момент.
У: - Ребята, у нас сегодня гости. Давайте создадим на нашем занятии хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне, гостям и друг другу.
- Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.
У:- Начинаем наше занятие.
Д:- На таких занятиях мы
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не спешим,
У нас во рту живёт язык.
К словам знакомым он привык.
У:- Какое занятие мы начинаем? ( Слайд 1)
- Речевая разминка.
А) Дыхательная гимнастика.
У:- Как всегда подготовим наши органы, участвующих в речи к работе. Проведём дыхательную гимнастику. Выполним упражнение «Согреем стёклышко». ( Слайд 2)
Мороз. Утром вы захотели посмотреть в окно, а оно всё в морозных узорах. Давайте разогреем своим дыханием кусочек стекла. Глубоко вдохнули через нос и медленно через рот выдыхаем, отогреваем стёклышко. ( 3 раза)
- Выполним упражнение «Воздушный шар» ( Слайд 3)
- Представьте себе, что вы воздушный шарик и вас надувают: медленно вдох носом, руки вверх, задержать дыхание и быстро выдохнуть, руки опустить. ( 3 раза)
Б) Артикуляционные упражнения.
У:- А теперь подготовим к работе язычок. Я знаю, что вы любите сказки. Я подготовила для вас продолжение нашей сказки о язычке. Ну, чтобы она получилась интересной, помогите мне, пожалуйста. Возьмите в руки зеркальце, сядьте правильно.
- Рано утром высунулся из окошка-ротика широкий-широкий язычок.
(положить широкий язык на нижнюю губу, расслабить его, следить чтобы он не дрожал)
- Посмотрел язычок на небо. Есть ли на нём солнышко.
(высунуть язык, стараться дотянуться до кончика носа)
- Посмотрел язычок на асфальт, нет ли луж после вчерашнего дождя?
( высунуть язык, стараться коснуться подбородка)
- Тогда весёлый и радостный, оттого что на улице солнечная погода, язычок пошёл чистить свои зубки. Верхние он чистил сверху вниз (медленно водить язычком по зубам сверху вниз)
А нижние он чистил снизу вверх ( медленно водить язычком по зубам снизу вверх)
5) Почистил язычок зубки, вышел на улицу, сел на качели и начал кататься.
(быстро водить язычком из правого угла рта в левый и обратно)
В) Массирование горла.
У: -А теперь давайте разогреем горлышко. Ведь ему тоже придётся работать (поглаживание руками горлышко)
Г) Артикуляционная гимнастика.
У:- Чтобы наша речь была правильной, чёткой надо как можно чаще произносить что?
Д: Чистоговорки, скороговорки.
У:- И сегодня я подготовила для вас новые чистоговорки. Сели правильно и повторяйте за мной.
Бу-бу-бу- посмотрите на трубу.
Ра-ра-ра-ждёт подарков детвора.
Ла-ло-ли- сами торт мы испекли.
- Постановка проблемы и формулирование темы.
У: Сегодня на занятии вы узнаете что-то новое об устной речи. А что именно, об этом догадаетесь сами.
- Ребята, а для чего человеку нужны руки?
- Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?
Д: - Они тёплые, нежные, ласковые, добрые.
У:- Можно ли обидеть человека, если у него такие тёплые, добрые руки?
Д:- Если у человека такие руки, то обидеть он не может.
У:- А какие руки бывают, когда они злые?
Д:- Они бывают холодные, вредные, колючие.
У:- Могут ли руки помочь подружиться?
Д:- Руки могут помочь подружиться.
У:- Ну, а можно с помощью рук общаться?
Д:- Да, с помощью рук можно общаться.
У:- Сейчас попробуем общаться с помощью рук, без слов. Я вам покажу движение руками, а вы постарайтесь понять его и выполнить то, что я прошу.
(показать руками «встать», «сесть»)
У:- Ребята, сейчас вы сделали верно всё, о чём я вас просила. Но как вы меня поняли, ведь я не произнесла ни слова?
Д:- Вы показали руками, головой.
У:- Ребята, а может кто-то знает, как называется такое общение с помощью рук, пальцев, головы, других частей тела?
Д:- Общение с помощью рук называется жестами.
У:- Что же ещё помогает нам общаться, понимать друг друга. Для этого мы проведём эксперимент. Мне надо двое желающих. Вам предстоит рассказать что-нибудь интересное. При разговоре надо стоять, повернувшись, друг к другу спиной.
(Дети выполняют задание)
У:- Получилось ли у вас общение?
Д:- Нет.
У:- Почему?
Д:- Не было видно товарища, его лица, глаз.
У:- А если повернуться лицом и повторить?
( Дети выполняют задание)
У:- Кто ответит, что нам сейчас помогло в общении?
Д:- В общении нам помогла мимика.
У:- А теперь вы догадались, о каких новых способах общения в устной речи мы будем говорить на нашем занятии?
Д:- Мы будем говорить о мимике и жестах.
У:- Кто сформулирует мне тему занятия?
Д:- Мимика и жесты. ( Слайд 4)
3.Открытие нового знания.
У:- Ребята, давайте выясним, что же такое мимика и жесты.
- Посмотрите и скажите: нравится ли вам такой учитель?
(Показывается учитель с мимикой, показывающей грусть, печаль) (Слайд 5)
-А сейчас?
(появляется учитель с улыбкой) (Слайд 6)
-Какой учитель вам по душе?
-Что помогло учителю показать его внутреннее состояние?
Д:- Выражение лица, мимика.
- Работа по учебнику «Мимика»
У:- Откройте свои учебники на с.42. Рассмотрите рисунки-символы и скажите, чем они похожи?
Д:- У них у всех есть глазки, бровки, носик, ротик)
У:- А чем они отличаются?
Д:- Ротик и глазки разной формы, бровки в разном положении)
У:- Какое настроение на первом рисунке-символе? (Слайд 7)
Д:- Радость.
У:- Когда мы радуемся, что происходит у нас на лице?
Д:- Уголки рта поднимаются вверх, глазки прищуриваются.
У:- Представьте, что вам поставили пятёрку. Покажите посредством мимики ваше выражение лица. Это радость.
- Рассмотрите второй рисунок-символ. Что вы замечаете? (Слайд 7)
Д:- Ротик уголками вниз, бровки приподняты вверх.
У:- Это грусть. Представьте, ваша любимая игрушка сломалась. Покажите, как вы грустите.
- На третьей картинке, что мы видим? (Слайд 7)
Д:- Брови высоко приподняты, глаза большие, рот открыт.
У:- Это удивление. Представьте, вам в окно влетел попугай. Покажите ваше удивление.
- Четвёртый рисунок-символ. Опишите его. (Слайд 7)
Д:- Рот приоткрыт, глаза большие, брови приподняты.
У:- Это страх. Представьте, что к нам в класс вошёл огромный лев! Он идёт прямо к вам! Покажите, как вы на это реагируете, только с помощью мимики. А сейчас выполним задание в учебнике.
- Выполнение задания самостоятельно и взаимопроверка.
У:- Помните историю о Чебурашке, которую нам рассказал Э.Успенский? Рассмотрите рисунки, определите по мимике героев их настроение. Обозначьте простым карандашом рисунками-символами в кружочках настроение героев.
(Дети выполняют работу самостоятельно)
У:- А теперь поменяйтесь и проверьте работу своего соседа. Если работа выполнена верно, то поставьте «+», если неверно, то поставьте «?».
(Идёт взаимопроверка) (Слайд 8)
У:- Итак, сделаем вывод, что же такое мимика?
Д:- Мимика-это движение мышц лица, выражающее внутреннее душевное состояние.
- Физминутка «Чунга-чанга». (Слайд 9-10)
(Музыкальное сопровождение)
- Работа по учебнику «Жесты».
У:- Посмотрите на с.43. Мы видим рисунки-символы, обозначающие те же чувства, настроение, эмоции, но уже что-то здесь добавлено?
Д:- Добавлены руки, жесты.
У:- Нам художник показал, что настроение можно выразить не только с помощью мимики, но и мимики плюс жесты. Посмотрите, как мы можем выразить свою радость? Покажите. (Высоко поднять руки) Кто из героев показывает радость?
- А как грусть? Покажите. (Рука придерживает голову) Кого мы видим грустным?
- А когда мы удивляемся, что мы делаем? (Разводим руки в стороны) Покажите. А кто из героев удивляется?
- Когда мы сильно боимся, что делаем? (Хватаемся за голову). Покажите. Кто испытал страх?
У:- Итак, кто же может сказать, что такое жест?
Д:- Жест- это движение рукой или другие телодвижения, что-то обозначающие или сопровождающие речь.
У:- Ребята, скажите, а пользуемся мы жестами в школе, на уроках?
Д:- Да, на уроках обучения грамоте, математики.
У:- Покажите мне с помощью жестов звонкие согласные, глухие, твёрдые, мягкие.
У:- Общение с помощью жестов происходит не только на уроках, но и в повседневной жизни.
-Ребята, а где в жизни мы встречаем такое общение, когда мимика и жесты заменяют слова?
Д:- В балете, при общении глухонемых людей, актёры.
У:- Сейчас я вам покажу жесты, а вы постарайтесь их прочитать.
(Показываю жесты «до свидания», «иди ко мне», «согласен», «не согласен).
У:- Ребята, а сейчас рассмотрите рисунки и определите: о чём говорят эти жесты?
1. Мальчик поднёс палец к губам. (Слайд 11)
2. Мама ругает дочку. (Слайд 11)
3. Мальчики приветствуют друг друга. (Слайд 11)
- Риторические задачи. Работа в парах.
У:- Я предлагаю вам выполнить такое задание:
1 ряд: Вы в парах подумайте, посоветуйтесь и покажите, как вы поприветствуете друг друга, используя мимику и жесты.
(Взмах руки, рукопожатие, похлопывание по плечу, крепкие объятия друг друга)
2 ряд: Ваше задание. Вы на стадионе. Ваша любимая команда забила наконец-то долгожданный гол. Покажите ваш восторг и радость мимикой и жестами.
(Высоко поднятые руки, хлопки в ладоши, объятия)
3 ряд: Вы прощаетесь с другом. Какие жесты и мимика вам помогут?
(помахивание рукой, воздушный поцелуй, объятия).
У:- Ребята, а всегда ли мы правильно понимаем жесты?
Д:- Нет.
У:- У разных народов один и тот же жест может иметь разные значения.
- Так, например, поднятый вверх большой палец, что означает у нас?
Д:- Здорово. (Слайд 12)
У:- А в США этот жест используется при попытке остановить попутную машину.
- У нас кивок головой что означает?
Д:- Да.
У:- А в Болгарии – «нет». Поэтому, какой вы можете сделать вывод?
Д:- Чтобы общаться с помощью жестов, нужно знать, что означает определённый жест в той или иной местности.
4.Включение в систему знаний и повторение.
1) Работа со сказкой «Цыплёнок».
У:- Ребята, в начале урока вы мне сказали, что любите сказки. Я хочу познакомить вас с одним маленьким цыплёнком из сказки К.И.Чуковского. (Слайд 13)
(Читаю начало сказки без мимики и жестов)
Сказка «Цыплёнок».
Жил на свете цыплёнок. Он был крошечный. Вот такой. (Слайд 14)
Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал голову. Вот так. (Слайд 15)
И была у него мама, которую звали Пеструшка. Мама была вот такая
(Слайд 16)
Как-то раз налетел на Пеструшку злой кот и погнал её к самому озеру. А был этот кот вот такой. (Слайд 17)
У:- Смогли вы ярко, точно, выразительно представить себе цыплёнка. Его маму, злого кота?
Д:- Нет, мы не увидели, какой был цыплёнок, мама, кот.
У:- Кто догадался, почему вы не увидели?
Д:- Потому что читали без мимики и жестов.
У:- Кто нам прочитает или расскажет эту сказку, используя новые способы общения: мимику и жесты?
(Рассказывает ученица)
У:- Ребята, а вы хотите услышать продолжение сказки?
-Тогда внимательно слушайте и постарайтесь использовать мимику и жесты.
(Рассказывает ученица)
Цыплёнок остался у забора один. Вдруг он видит: взлетел на забор большой красивый петух, вытянул шею вот так и во всё горло закричал: "Ку-ка-ре-ку!" (Слайд 18)
И важно посмотрел по сторонам: "Я ли не удалец? Я ли не молодец?" Цыплёнку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею. Вот так.
И что было силы запищал: (Слайд 19)
"Пи-пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!" Но споткнулся и шлёпнулся в лужу. Вот так. В луже сидела лягушка. (Слайд 20)
Она увидела его и засмеялась: "Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!" А была лягушка вот такая.
Тут к цыплёнку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так. (Слайд 21)
У:- Ребята, мы рассмотрели с вами полезные жесты, но есть и такие жесты, которые мешают понять речь говорящего. (Слайд 22)
Вы, наверное, наблюдали за своими товарищами, когда, отвечая урок, некоторые постоянно что-то вертят в руках, крутят пуговицу, что-то поправляют. Ненужные жесты мешают слушать. Очень важно умело использовать мимику и жесты.
5. Рефлексия учебной деятельности.
У:- Наше занятие подходит к концу. Какие новые способы общения, кроме слов вы узнали?
Д:- Мимика и жесты.
У:- Чему научились?
Д:- Правильно использовать мимику и жесты.
У:- Что на ваш взгляд было самым сложным? А интересным? А занятие давайте закончим картинкой настроения. Выберем из рисунков-символов ту, которая выражает ваше настроение, вызванное занятием. По картине настроения видно, что занятие вам понравилось. Я очень рада. Спасибо! (Слайд 23)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Внеурочная деятельность. Игры с жестами
Данные игры могут быть использованы на занятиях внеурочной деятельности курса " Давайте поиграем" ( ФГОС, программа " Перспектива")...
Развитие коммуникативных УУД.Урок риторики в 1 классе "Мимика и жесты"
Урок риторики в 1 классе по теме "Мимика и жесты" ОС "Школа 2100" .Цель урока :Познакомить с несловесными средствами общения,Развитие коммуникативных умений,речи,творческого воображения,воспитывать чу...
Занятие по внеурочной деятельности "Мимика и жесты"
Занятие по внеурочной деятельности "Мимика и жесты"...
Открытое занятие внеурочной деятельности во 2 классе по теме "Мимика и жесты".
Данное занятие было проведено во 2 классе для педагогов района. ( Кружок" Юный театрал")...
Открытое занятие внеурочной деятельности во 2 классе по теме "Мимика и жесты".
Данное мероприятие проводилось во 2 классе для педагогов района. Кружок"Юный театрал"...
Конспект занятия по внеурочной деятельности в 3 классе «Мимика и жесты. Пантомима»
Конспект занятия по внеурочной деятельности (социальное направление) поможет учителям использовать несловесные средства общения (мимика и жесты)...
Конспект открытого внеурочного занятия театрального кружка на тему «Мимика и жесты» Первый год обучения
Занятие театрального кружка проведёно в рамках Декады начальных классов...