Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи.
консультация (1 класс) по теме
Одним из направлений работы по повышению педагогической культуры родителей может стать оптимизация различных форм их обучения: лекций, бесед (коллективных, групповых, индивидуальных), посвященных обсуждению разнообразных, острых вопросов воспитания и развития детей. Учителям необходимо усовершенствовать способы передачи информации и приемы изложения материала, сделав его понятным и доступным для родителей. Успешность такой работы определяется желанием, заинтересованностью педагогического коллектива школы в развитии и формировании родительской культуры и зависит от комплексного, системного подхода к организации работы с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynoe_vospitanie.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение педагогической культуры родителей в процессе
взаимодействия школы и семьи
Одним из направлений работы по повышению педагогической культуры родителей может стать оптимизация различных форм их обучения: лекций, бесед (коллективных, групповых, индивидуальных), посвященных обсуждению разнообразных, острых вопросов воспитания и развития детей. Учителям необходимо усовершенствовать способы передачи информации и приемы изложения материала, сделав его понятным и доступным для родителей. Успешность такой работы определяется желанием, заинтересованностью педагогического коллектива школы в развитии и формировании родительской культуры и зависит от комплексного, системного подхода к организации работы с родителями.
Рассмотрим некоторые формы и методы работы с родителями, направленные на повышение их педагогической культуры.
Основная задача родительского семинара — расширение знаний родителей о психологии воспитания, о педагогических приемах взаимодействия с детьми; изменение отношения родителей к самому процессу воспитания. На семинарах родители учатся более адекватно воспринимать друг друга, у них меняется представление о своем ребенке, расширяется спектр воспитательных приемов, которые затем апробируются в повседневной жизни. Они вовлекаются в обсуждение и осмысление своих семейных проблем, обмениваются опытом, и в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.
В процессе такой работы с родителями могут быть использованы следующие приемы:
1) мини-лекции приглашенных специалистов (педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов и т.п.) по отдельным вопросам. С этой целью заранее специально подбираются темы, интересующие конкретную группу родителей (например: «Индивидуальные особенности детей», «Возрастные кризисы развития ребенка», «Искусство хвалить и наказывать»), Необходимо следить, чтобы темы излагались простым языком, образно, живо и убедительно;
2) групповые дискуссии, в основе которых — конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями. Ситуации могут быть предложены и педагогами, например, в соответствии со следующими темами: «Нравственные основы родительства», «Как наши страхи становятся страхами детей», «Как сложилась бы наша жизнь, если бы не было детей», «Наши конфликты с детьми» и т.п. Цель дискуссии заключается в совместной выработке оптимального подхода к решению той и иной жизненной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла;
3) книжная терапия, суть которой заключается в обсуждении содержания специально подобранных педагогом к семинару научно-популярных, методических пособий, посвященных проблемам семейной жизни и семейного воспитания.
Помимо родительских семинаров в формировании педагогической культуры родителей большое значение имеет групповое и индивидуальное консультирование. Основной задачей этого способа взаимодействии является изменение неадекватных родительских позиций, улучшения стиля внутрисемейного взаимодействия, расширение мотивов осознанности в воспитании детей, оптимизация форм родительского воздействия. В процессе индивидуального консультирования традиционно выделяются семь факторов эффективности работы с родителями:
1) создание психолого-педагогического климата, обеспечивающего успех консультирования. Педагог должен убедить родителя, что он проявляет искренний интерес к проблеме и хочет помочь в ее разрешении;
2) педагог задает наводящие вопросы, которые вызывают родителя на откровенность. Консультируемый высказывает все, что накопилось в душе;
3) педагог должен глубоко вникнуть в суть проблемы, осмыслить сложившуюся ситуацию и увидеть в ней то положительное, чего не заметил родитель;
4) педагог должен понять причину конфликта или проблемы, с которой к нему обратился родитель;
5) не называя причины конфликта, педагог должен стараться подвести родителя к ее пониманию;
6) родитель осознает причину конфликта, а педагог должен ненавязчиво подсказать пути его решения, чтобы родитель был уверен, что он сам нашел их;
7) педагог должен подтвердить правильность догадки родителя (или скорректировать вариант решения проблемы) и закрепить мотивацию на выполнение принятого решения.
Групповое консультирование назначается учителем для родителей, чьи дети имеют общие особенности в успеваемости, поведении, состоянии здоровья, условиях воспитания и т.д. Консультация состоит из небольшого сообщения учителя и ответов на вопросы родителей. Так, например, если в классе есть несколько учащихся, которые мало читают и не любят книг, то их родителей может собрать учитель-словесник и рассказать, как заинтересовать детей чтением. Подобная беседа может быть проведена с родителями неуспевающих учеников (эти консультации также могут проводиться с участием учителей-предметников, школьного врача, психолога). В родительских группах часто используются игровые приемы работы: разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания,
Основной задачей этого способа взаимодействия является изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля внутрисемейного взаимодействия, расширение мотивов осознанности в воспитании детей, оптимизация форм родительского воздействия. В процессе индивидуального консультирования традиционно выделяются семь факторов эффективности работы с родителями:
- педагог должен глубоко вникнуть в суть проблемы, осмыслить сложившуюся ситуацию и увидеть в ней то положительное, чего не заметил родитель;
4) педагог должен понять причину конфликта или проблемы, с которой к нему обратился родитель;
- не называя причины конфликта, педагог должен стараться подвести родителя к ее пониманию;
- родитель осознает причину конфликта, а педагог должен ненавязчиво подсказать пути его решения, чтобы родитель был уверен, что он сам нашел их;
- педагог должен подтвердить правильность догадки родителя (или скорректировать вариант решения проблемы) и закрепить мотивацию на выполнение принятого решения.
Групповое консультирование назначается учителем для родителей, чьи дети имеют общие особенности в успеваемости, поведении, состоянии здоровья, условиях воспитания и т.д. Консультация состоит из небольшого сообщения учителя и ответов на вопросы родителей. Так, например, если в классе есть несколько учащихся, которые мало читают и не любят книг, то их родителей может собрать учитель-словесник и рассказать, как заинтересовать детей чтением. Подобная беседа может быть проведена с родителями неуспевающих учеников (эти консультации также могут проводиться с участием учителей-предметников, школьного врача, психолога). В родительских группах часто используются игровые приемы работы: разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются приемы общения с детьми. На групповых консультациях общепедагогические положения рассматриваются в конкретном приложении к определенным частным случаям.
Консультация может носить либо выраженный инструктивный характер, либо проходить в форме обсуждения сложных воспитательных ситуаций, которые вызывают затруднения у родителей. Это делает консультирование важным элементом в общей системе работы с родителями.
Необходимо отметить, что консультации могут проводиться не только в школе, но и дома. И в том, и в другом случае есть свои преимущества и недостатки. Придя в школу, родители могут получить совет учителя-предметника, классного руководителя, врача, школьного психолога по интересующим их вопросам. Но здесь советы даются часто только на основании слов родителей. Консультируя на дому, педагог пользуется не только информацией родителей, но и своими впечатлениями, наблюдениями, полученными непосредственно на месте.
Еще одним направлением работы школы по повышению педагогической культуры родителей является целенаправленная просветительская деятельность в области педагогики воспитания. С этой целью в школе могут быть организованы следующие формы работы с родителями.
Классное родительское собрание до сих пор является основной формой взаимодействия учителя с родителями. Оно призвано стать местом обсуждения актуальных проблем учебно-воспитательной работы, проведения бесед педагогического содержания, организации обмена опытом по воспитанию детей в семье, анализа нестандартных подходов к реализации воспитательных задач и т.д.
Обычно родительские собрания проходят традиционно: доклад классного руководителя по проблемам реализации учебно-воспитательного процесса и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. Их безынициативность — это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей.
Для повышения эффективности этой работы необходимо организовать несколько семинаров-практикумов для педагогов, на которых стоит рассмотреть вопросы подготовки и проведения собраний, пути повышения активности родителей. Следует также определить общие требования к подготовке и проведению собраний, а также обсудить рекомендации к их проведению, предлагаемые в научно-методических пособиях. Несколько родительских собраний можно сделать открытыми, чтобы на них могли присутствовать все заинтересованные педагоги.
Подготовка и проведение собрания требуют большой изобретательности педагогов и учета особенностей взрослой аудитории.
Как педагог может подготовиться к родительскому собранию, чтобы конечный результат оправдал ожидания всех его участников? Перечислим основные моменты подготовки:
• тщательно продумать «сценарий» собрания;
• подготовить вопросы, которые следует задать родителям;
• продумать оформление классной комнаты, чтобы она соответствовала проблеме обсуждения;
• желательно заранее провести анкетирование родителей и (или) детей, чтобы посмотреть на проблему их глазами;
• подготовить стенгазету, видеофрагменты и другие материалы, которые раскрывают отдельные моменты из жизни класса;
• расставить столы и стулья по кругу, чтобы все чувствовали себя в одинаковых условиях;
• продумать персонально приглашение каждому родителю на собрание;
• привлекать к подготовке собрания родительский комитет класса или отдельных активных родителей.
Организуя, таким образом, родительские собрания, можно за короткое время добиться значительных результатов: родители \ становятся более заинтересованными в \жизни класса и школы, принимают активное участие в ее работе. Подобная форма дает возможность родителям как бы заново узнать своего ребенка, наблюдая его в условиях школы; способствует повышению чувства ответственности за воспитание детей; сплачивает коллектив родителей; положительно сказывается на взаимоотношениях школы и семьи.
Наглядная педагогическая пропаганда позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., а также непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, помогает доступно и убедительно донести необходимую педагогическую информацию.
Родители с удовольствием рассматривают работы детей, представленные на выставках рисунков, лепки, аппликации и т.п.
Можно составить и постоянно обновлять стенды «Для вас, родители», «Родителям о детях», содержащие информацию о повседневной жизни класса, о текущей и воспитательной работе в школе и семье. На стенде под заголовком, например, «Чем занимались ваши дети сегодня» могут помещаться выписки из календарных планов, краткие отчеты о выполнении программы. Стенд «Советы и рекомендации» может содержать рекомендации психолога и социального педагога по различным вопросам, отчеты членов родительского комитета о посещениях семей и др.
Тематика материалов стенда должна зависеть от возрастных особенностей детей и семей. Так, для семей с детьми-инвалидами можно оформить стенд, где будут представлены практические рекомендации психолога, социального педагога, дефектолога. Там же стоит поместить перечень инстанций, где родители смогут получить квалифицированную помощь и поддержку.
Большое внимание следует уделять оформлению тематических стендов и выставок, посвященных праздникам и определенным темам («Золотые руки мамы», «Любовь, дружба, взаимное уважение — основа нормального развития детей», «Воспитание трудолюбия в семье», «Я — сам», «Мир вокруг нас» и т.д.). Например, на выставке по теме «Радость творчества» можно разместить работы детей и родителей из природного материала, рисунки, аппликации, вышивку, макраме; на выставке «Родители — школе» — спецодежду, изготовленную родителями для работы на пришкольном участке, расписные цветочные горшки и др.
Желательно оформлять выставки на темы, касающиеся различных аспектов воспитания (трудового, эстетического и т.д.). При оформлении выставки, посвященной физическому воспитанию, можно использовать фотографии, текстовый материал о пользе физических упражнений, перечень основных движений, которыми должны овладеть школьники, и т.д.
Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать свои методы и приемы воспитания.
Деловая игра максимально приближает своих участников к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
Конкретной, узконаправленной схемы проведения деловых игр не существует. Все зависит от компетентности, творческих способностей и выдумки руководителей.
Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умений предупреждать конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В них могут участвовать учителя, классные руководители, социальные педагоги, родители и др. Темой деловых игр могут быть разного рода конфликтные ситуации.
Вечера вопросов и ответов представляют собой сбор педагогической информации по разнообразным проблемам. Ответы на вопросы зачастую носят дискуссионный характер и нередко переходят в заинтересованное обсуждение. Такие вечера должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов. На них желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов — медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания обсуждаемых вопросов. Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и педагогов. Их тематика может быть различной. Можно обсудить различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие в процессе воспитания детей в различных типах семей. Эта форма работы характеризуется тем, что практически ни один родитель не остается в стороне, все принимают активное участие, делясь интересными наблюдениями и высказывая дельные советы.
Родительские конференции предназначены для обмена опытом воспитания. Мысли, высказанные на них родителями и подкрепленные их же опытом, приобретают особую убедительность и оказывают большое влияние на присутствующих. Конференции проводятся как по проблемам, затрагивающим широкий круг психолого-педагогических вопросов, так и по конкретным вопросам семейного воспитания, например: «Эстетическое воспитание детей в семье», «Воспитание дисциплинированности и культуры поведения», «Воспитание у детей познавательной активности и интереса к учению» и т.д.
Определив тему конференции, учителю следует выявить родителей, имеющих положительный опыт в решении соответствующей проблемы, и помочь им подготовиться к выступлению, дав возможность осмыслить то ценное, что есть в их воспитательной системе.
День открытых дверей объединяет целый комплекс мероприятий, проводимых в масштабе всей школы в специально отведенный для этого день. К их проведению привлекаются методисты, социальные педагоги, психологи и т.д. Родители получают возможность: а) наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной; б) сравнивать умения и поведение своего ребенка с умениями и поведением других детей; в) перенимать у педагога приемы воспитательных воздействий. Родители могут увидеть уроки и внеклассные занятия, посмотреть, как учат их детей, как работают сами школьники, что требует от них учитель, какими приемами он пользуется. Отцы и матери убеждаются, как сложен и ответствен труд учителя, видят, чем располагает школа для обучения и воспитания детей. Это весьма эффективный путь наглядного, конкретного обучения родителей, особенно признанный и распространенный в сельских школах.
Еще одной формой работы по повышению педагогической культуры родителей являются практические занятия, направленные на выработку и закрепление педагогических умений и навыков мам и пап. Разрыв между теоретическими представлениями родителей о методах и средствах воспитания и умением применять их на практике является наиболее характерным недостатком образовательной системы. Так, например, родителям (после теоретического ознакомления с определенными аспектами воспитательной деятельности) можно предложить проиграть различные жизненные ситуации, в том числе и конфликтные. Умение идти на компромисс, слушать, разрешать спорные ситуации, понимать позиции другого человека и многое другое — это важные моменты в общении с детьми. Проигрывание различных «скандальных» сюжетов помогает родителям и детям найти способы взаимоопределяемых решений, позволяет посмеяться над ситуацией, а значит, посмотреть на нее со стороны, без излишней эмоциональной включенности.
В работе с семьей можно выделить уровни взаимодействия учителей и родителей, которые наиболее часто встречаются в педагогической практике школы.
Оптимальный или благоприятный уровень взаимодействия характеризуется целесообразностью и содержательностью, взаимопониманием и демократическим стилем общения. При таком уровне взаимодействия учитель четко определяет режим общения с родителями, положительно относится к ребенку и его семье, профессионально компетентен. Родители регулярно посещают родительские собрания, беседы и другие мероприятия, активно участвуют в дискуссиях, охотно делятся своим педагогическим опытом при критичном отношении к нему. Этот уровень взаимодействия предполагает высокую степень развития ценностной ориентации учителя, с одной стороны, и творческий характер и
инициативность учителя во взаимодействии — с другой.
Для благоприятно-неустойчивого уровня взаимодействия характерна доброжелательность и открытость, стремление создать все условия для развития детей. Однако по ряду вопросов между учителем и родителями иногда нет полного взаимопонимания, вследствие чего на какое-то время родители теряют интерес к «школьной жизни», реже посещают школу.
Нейтральный уровень взаимодействия отличается относительной свободой и нерегламентированностью (пришел — хорошо, не пришел — ну и ладно). Взаимодействие учителя с родителями ситуативно, скоротечно и не отличается взаимной заинтересованностью в совместной деятельности.
Несогласованный уровень взаимодействия характеризуется стремлением представить свою точку зрения по вопросам обучения и воспитания как единственно правильную. Общение носит, как правило, рекомендательный характер. Рассогласованность взглядов и планов, требований и оценок учителя и родителей не благоприятствует развитию младшего школьника. Сами же учителя и родители сдерживают внутренний конфликт, что порождает у них чувство тревожности.
Неблагоприятный или конфликтный уровень взаимодействия характеризуется преобладанием эмоциональности над чувством ответственности. Учитель и родители регулярно выясняют отношения, высказывают недовольство друг другом, сомнения в педагогической компетентности друг друга. Любой просчет партнера воспринимается как доказательство несовершенности его знаний, взглядов или действий. Такой тип взаимодействия оказывает негативное влияние на развитие школьника, порождает чувство его незащищенности и вины.
Специфика работы с родителями, направленная на повышение их педагогической культуры, требует от педагога наличия таких профессиональных качеств, которые бы способствовали организации эффективного межличностного взаимодействия двух важнейших субъектов воспитания — семьи и школы.
Литература:
М.Н.Недвецкая, « Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи», М., «Начальная школа» № 1, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи
Презентация может быть использована как выступление на педсовете, в работе семинаров, проблемных групп и ШМО....
Педагогический проект "Взаимодействие школы и семьи в процессе формирования личности ученика"
Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности. Научить наблюдать за его р...
"Повышение педагогической культуры родителей"
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов....
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад сем...
Современные формы и содержание работы по повышению педагогической культуры родителей.
Современные формы и содержание работы по повышению педагогической культуры родителей....
Родительское собрание «Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе»
Родительское собрание «Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе»...
Повышение педагогической культуры родителей обучающихся с ЗПР посредством проектной деятельности.
Представлен практический опыт работы классного руководителя в 3 классе...