Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit.sobraniya_1-4.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста должна быть основана на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
- содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей), важно, как и с учениками, начать выстраивать с родителями партнёрские отношения – формулировать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности, так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни класса, школы, чтобы они чувствовали, что школа – это не камера хранения и не инкубатор, а среда для жизни их детей. Эта среда в идеале должна быть не менее комфортной и уютной, чем семейный дом, а в ситуации с трудными семьями – становиться образцом правильного отношения к детям. Для этого недостаточно проводить родительские собрания, а нужно устраивать совместные добрые дела: сообща с детьми и родителями готовить праздники, организовывать пространство класса, но только на основе добровольного участия родителей. В этих рамках вполне можно и нужно вести педагогическое просвещение родителей учеников – объяснять им цель и смысл нового развивающего подхода к образованию – обучению и воспитанию.
Цикл лекций для родителей 1 класса
«ШКОЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ БЛАГОПОЛУЧНЫХ ДЕТЕЙ» (Г. А. Цукерман)
№ | Название | Краткое содержание | Мес. |
1 | Почему в школе трудно всем? | Противоречие взрослых забот о будущем ребенка и детской самооцененности настоящего. | 08 |
2 | Трудности первых школьных месяцев | О трудностях 1-х лет школьной жизни, о том, какой помощи ждет ребенок, о труднодостижимой гармонии между нуждами обучения, полностью устремленного в отдаленное будущее и нуждой ребенка в сиюминутной любви, уважении, удовольствии и тогда, когда что-то не ладится | 09 |
3 | Чего ребенок ждет от школы? Чего школа ждет от детей? | Как скоро и успешно адаптируется ребенок, зависит от такта взрослых. Школьные ожидания ребенка подсознательны и неизвестные ему самому. Но предсказать, насколько успешным будет его учение, невозможно, не разобравшись в том, чего школа ждет от детей. | 10 |
4 | Умеет ли ребенок учиться? | Внимание родителей должно быть с 1-х дней направлено не только на результаты учебной работы ребенка, но и на ее способы, т. е. умения учиться | 11 |
5 | Играть, чтобы учиться играючи! | О том, как домашними средствами укрепить слабые ростки учебной самостоятельности | 12 |
6 | «Я знаю, что я этого не знаю» | Ребенок – инопланетянин в школьной стране. Чем рискует на пути познания? Ошибками. Рецепты профилактики ошибок. | 01 |
7 | Психотерапия неуспеваемости | Отметка – небезобидный инструмент воздействия. И каждый взрослый обязан соблюдать правила техники оценочной безопасности. 10 правил, самооценка. | 02 |
8 | Нетерпение родительского сердца | Не навреди! Анкета для родителей: 5 вопросов для самолечения родителей. Учебные трудности - "хвосты" дошкольного детства и родительских упущений | 03 |
9 | О взаимопонимании. | О неумении родителей учиться на своем педагогическом опыте. | 04 |
Тематика родительских собраний во 2-4 классах
Кл | № | Название | Краткое содержание |
2 класс | 1 | Забота родителей о физическом воспитании и здоровье детей | Задачи семьи по физвоспитанию. Влияние учебной работы на организм ребенка: признаки утомления, активный отдых, правильная посадка и ее значение, предупреждение близорукости, травмы глаз, чистота рук, тела, одежды. Роль подвижных игр. Естественный режим дня. Режим питания. Сон. |
2 | Домашняя учебная работа 2-классников | Задачи, стоящие перед уч-ся в учебной работе. В каком порядке делать уроки. Методика контроля за выполнением д.з. Мотивы учения как важные движущие силы развития личности | |
3 | Воспитание сознат. дисциплины | Культура поведения. Культура речи. Правила для учащихся. Сочетание требовательности родителей с доверием к ребенку и поддержанием его стремления стать лучше. | |
4 | Роль семейных традиций в воспитании детей | Семейные традиции, как средство передачи опыта стар. Поколений, привитие норм нравственности. Трудовые традиции. Семейные праздники. Спортивные традиции. Поддержание семьей школьных традиций, а школой – семейных. | |
3 класс | 1 | Учебно-воспитательные задачи в 3 кл. | Повышение самостоятельности и помощь родителей в соблюдении режима домашней работы. Развитие мотивов учения. Домашнее задание по чтению. Развитие речи, интереса к изучению русского языка и помощь родителей. Научить детей правильно оценивать результаты своего труда – важная задача родителей. |
2 | Современные гаджеты и дети | Современная культура как средство воспитания. Особенности влияния современных гаджетов на детей. Изменение структуры свободного времени, характера познавательной деятельности. Необходимость избирательного и планомерного выбора контентов для уч-ся. Возможные отрицательные воздействия. Единство требований семьи и школы. | |
3 | Эстетическое воспитание в семье | Влияние на детей культуры поведения и речи взрослых. «Запретные» слова. Воспитание правильного понимания красоты отношений между людьми: эстетика труда, общественной жизни и произведений искусства. | |
4 | Воспитание коллективизма | Коллектив и его роль в воспитании. Формирование чувства коллективизма, дружбы и товарищества, чуткости и отзывчивости. Психология отношений внутри коллектива. Дружба, взаимопомощь и взаимоуважение – основа воспитания коллективной жизни. | |
4 класс | 1 | Возрастные особенности млад. школьников | Анатомо-физиологические изменения в организме. Первые признаки «чувства взрослости», склонность к самоанализу. Стремление к самоутверждению. Идеалы и интересы. Учение, труд и игра в жизни ребенка. |
2 | Домашняя учебная работа 4-классника | Необходимость дальнейшего выполнения задачи – «научить учиться» каждого. Задачи, содержание и особенности учебной работы в 4кл. Переход на предметную систему обучения: трудности с этим связанные. Поощрение занятий в кружках. Причины неуспеваемости. Единство требований. | |
3 | Воспитание культуры поведения младш. подростков. | Мировоззрение – основа манер. Внешний облик, манера поведения, культура речи как отражение внутреннего мира, характеристики личности. Культура общения, вежливость, тактичность. Поведение в общественных местах. Сосед по парте. Старшие и младшие. Умение одеваться со вкусом. Санитарно-гигиеническая культура. | |
4 | Итоговое собрание | Интерактивный выпускной тематический праздник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Регламент выбора родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Регламент выбора родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Теоретический семинар «Организация работы классного руководителя по педагогическому просвещению родителей (законных представителей) учащихся»
Выступление на МО классных руководителей...
Деятельность учителя по организации психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) обучающихся
Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников в рамках ФГОС»Протоколы родительских собраний 2017-2018 уч.год...
ПРОГРАММА работы классного руководителя Таланцевой Светланы Борисовны с родителями (законными представителями) обучающихся 1 г класса
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫНазначение ПрограммыНастоящая Программа определяет цели, задачи и направления деятельности классного руководителя с...
План консультирования родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ.
План консультирования родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ отражает комплексное взаимодействие специалистов по консультативной и просветительской работе всех участников коррекционно-р...
Памятка для классного руководителя к собранию с родителями (законными представителями) обучающихся 3х классов
Памятка для классного руководителя к собранию с родителями (законными представителями) обучающихся 3х классов, использвать на родительском собрании....
Православие в истории отечества. Выступление по модулю ОПК на собрании для родителей (законных представителей) обучающихся 3-их классов по выбору модуля учебного предмета ОРКСЭ
Модуль Основы православной культуры в учебном предмете ОРКСЭ направлен на формирование основ российской гражданственности, чувства гордости за свою Родину. Задача учителя на собра...