Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Анохина Юлия Леонидовна

   Педагогическая культура родителей (законных представи­телей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важней­ших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit.sobraniya_1-4.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.

   Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

   Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста должна быть основана на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
  • содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

   В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей),  важно, как и с учениками, начать выстраивать с родителями партнёрские отношения – формулировать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности, так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни класса, школы, чтобы они чувствовали, что школа – это не камера хранения и не инкубатор, а среда для жизни их детей. Эта среда в идеале должна быть не менее комфортной и уютной, чем семейный дом, а в ситуации с трудными семьями – становиться образцом правильного отношения к детям. Для этого недостаточно проводить родительские собрания, а нужно устраивать совместные добрые дела: сообща с детьми и родителями готовить праздники, организовывать пространство класса, но только на основе добровольного участия родителей. В этих рамках вполне можно и нужно вести педагогическое просвещение родителей учеников – объяснять им цель и смысл нового развивающего подхода к образованию – обучению и воспитанию.

Цикл лекций для родителей 1 класса

«ШКОЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ БЛАГОПОЛУЧНЫХ ДЕТЕЙ» (Г. А. Цукерман)

Название

Краткое содержание

Мес.

1

Почему в школе трудно всем?

Противоречие взрослых забот о будущем ребенка и детской самооцененности настоящего.

08

2

Трудности первых школьных месяцев

О трудностях 1-х лет школьной жизни, о том, какой помощи ждет ребенок, о труднодостижимой гармонии между нуждами обучения, полностью устремленного в отдаленное будущее и нуждой ребенка в сиюминутной любви, уважении, удовольствии и тогда, когда что-то не ладится

09

3

Чего ребенок ждет от школы? Чего школа ждет от детей?

Как скоро и успешно адаптируется ребенок, зависит от такта взрослых. Школьные ожидания ребенка подсознательны и неизвестные ему самому. Но предсказать, насколько успешным будет его учение, невозможно, не разобравшись в том, чего школа ждет от детей.

10

4

Умеет ли ребенок учиться?

Внимание родителей должно быть с 1-х дней направлено не только на результаты учебной работы ребенка, но и на ее способы, т. е. умения учиться

11

5

Играть, чтобы учиться играючи!

О том, как домашними средствами укрепить слабые ростки учебной самостоятельности

12

6

«Я знаю, что я этого не знаю»

Ребенок – инопланетянин в школьной стране. Чем рискует на пути познания? Ошибками. Рецепты профилактики ошибок.

01

7

Психотерапия неуспеваемости

Отметка – небезобидный инструмент воздействия. И каждый взрослый обязан соблюдать правила техники оценочной безопасности. 10 правил, самооценка.

02

8

Нетерпение родительского сердца

Не навреди! Анкета для родителей: 5 вопросов для самолечения родителей. Учебные трудности - "хвосты" дошкольного детства и родительских упущений

03

9

О взаимопонимании.

О неумении родителей учиться на своем педагогическом опыте.

04

Тематика родительских собраний во 2-4 классах

Кл

Название

Краткое содержание

2

класс

1

Забота родителей о физическом воспитании и здоровье детей

Задачи семьи по физвоспитанию. Влияние учебной работы на организм ребенка: признаки утомления, активный отдых, правильная посадка и ее значение, предупреждение близорукости, травмы глаз, чистота рук, тела, одежды. Роль подвижных игр. Естественный режим дня. Режим питания. Сон.

2

Домашняя учебная работа 2-классников

Задачи, стоящие перед уч-ся в учебной работе. В каком порядке делать уроки. Методика контроля за выполнением д.з. Мотивы учения как важные движущие силы развития личности

3

Воспитание сознат. дисциплины

Культура поведения. Культура речи. Правила для учащихся. Сочетание требовательности родителей с доверием к ребенку и поддержанием его стремления стать лучше.

4

Роль семейных традиций в воспитании детей

Семейные традиции, как средство передачи опыта стар. Поколений, привитие норм нравственности. Трудовые традиции. Семейные праздники. Спортивные традиции. Поддержание семьей школьных традиций, а школой – семейных.

3

класс

1

Учебно-воспитательные задачи в 3 кл.

Повышение самостоятельности и помощь родителей в соблюдении режима домашней работы. Развитие мотивов учения. Домашнее задание по чтению. Развитие речи, интереса к изучению русского языка и помощь родителей. Научить детей правильно оценивать результаты своего труда – важная задача родителей.

2

Современные гаджеты и дети

Современная культура как средство воспитания. Особенности влияния современных гаджетов на детей. Изменение структуры свободного времени, характера познавательной деятельности. Необходимость избирательного и планомерного выбора контентов для уч-ся. Возможные отрицательные воздействия. Единство требований семьи и школы.

3

Эстетическое воспитание в семье

Влияние на детей культуры поведения и речи взрослых. «Запретные» слова. Воспитание правильного понимания красоты отношений между людьми: эстетика труда, общественной жизни и произведений искусства.

4

Воспитание коллективизма

Коллектив и его роль в воспитании. Формирование чувства коллективизма, дружбы и товарищества, чуткости и отзывчивости. Психология отношений внутри коллектива. Дружба, взаимопомощь и взаимоуважение – основа воспитания коллективной жизни.

4

класс

1

Возрастные особенности млад. школьников

Анатомо-физиологические изменения в организме. Первые признаки «чувства взрослости», склонность к самоанализу. Стремление к самоутверждению. Идеалы и интересы. Учение, труд и игра в жизни ребенка.

2

Домашняя учебная работа 4-классника

Необходимость дальнейшего выполнения задачи – «научить учиться» каждого. Задачи, содержание и особенности учебной работы в 4кл. Переход на предметную систему обучения: трудности с этим связанные. Поощрение занятий в кружках. Причины неуспеваемости. Единство требований.

3

Воспитание культуры поведения младш. подростков.

Мировоззрение – основа манер. Внешний облик, манера поведения, культура речи как отражение внутреннего мира, характеристики личности. Культура общения, вежливость, тактичность. Поведение в общественных местах. Сосед по парте. Старшие и младшие. Умение одеваться со вкусом. Санитарно-гигиеническая культура.

4

Итоговое собрание

Интерактивный выпускной тематический праздник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Регламент выбора родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Регламент выбора  родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса  «Основы религиозных культур и светской этики»...

Деятельность учителя по организации психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) обучающихся

Программа воспитательной работы  в начальной школе «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников в рамках ФГОС»Протоколы родительских собраний 2017-2018 уч.год...

ПРОГРАММА работы классного руководителя Таланцевой Светланы Борисовны с родителями (законными представителями) обучающихся 1 г класса

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫНазначение  ПрограммыНастоящая  Программа  определяет  цели, задачи  и  направления  деятельности  классного  руководителя  с...

План консультирования родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ.

План консультирования родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ отражает комплексное взаимодействие специалистов по консультативной и просветительской работе всех участников коррекционно-р...

Памятка для классного руководителя к собранию с родителями (законными представителями) обучающихся 3х классов

Памятка для классного руководителя к собранию с родителями (законными представителями) обучающихся 3х классов, использвать на родительском собрании....

Православие в истории отечества. Выступление по модулю ОПК на собрании для родителей (законных представителей) обучающихся 3-их классов по выбору модуля учебного предмета ОРКСЭ

    Модуль Основы православной культуры в учебном предмете ОРКСЭ направлен на формирование основ российской гражданственности, чувства гордости за свою Родину. Задача учителя на собра...