Современные формы и содержание работы по повышению педагогической культуры родителей.
статья
Современные формы и содержание работы по повышению педагогической культуры родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_formy_i_soderzhanie_raboty_po_povysheniyu_pedagogicheskoy_kultury_roditeley.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные формы и содержание работы по повышению педагогической культуры родителей.
Прозорова Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №8
Повышение педагогической культуры родителей – важный этап в работе с родителями, так как семья в значительной степени определяет успешность воспитания.
Цель моей работы с родителями: Развитие системы сотрудничества семьи и школы с целью создания благоприятных условий для формирования личности ребенка.
Задачи:
- Определить основные проблемы взаимодействия;
- Сформировать представление о путях развития сотрудничества;
- Предложить эффективные формы и методы взаимодействия;
- Помочь родителям в повышении их педагогической культуры;
Тема патриотизма – ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для российских людей.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к одноклассникам, редко проявляют чувство сострадания к чужому горю.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья - источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей. К современным подходам взаимодействия школы и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь школьного коллектива.
Моя задача - вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия. Эту работу можно разделить на 3 блока:
Информационно-аналитический - направлен на сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение их семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей.
Практический - включение родителей и детей в общее дело (участие в мероприятиях, играх, проектах и др.).
Контрольно-оценочный - предполагает анализ эффективности проводимых мероприятий. Для анализа можно использовать опросы, оценочные листы, экспресс-диагностики.
Решая проблему организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей, я использую традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями учеников.
Формы работы с родителями:
-Анкетирование «Семейные традиции»;
-Родительские собрания гражданско-патриотической направленности:
- Гражданин воспитывается с детства;
- Мы говорим о нашей Родине;
- Семейные традиции – искусство создания праздника.
-Совместная деятельность детей и родителей:
- Оформление выставок: «Моя мама рукодельница», «Мой любимый город», праздничные выставки;
- Изготовление макетов, поделок, газет, открыток совместно с родителями.
-Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города;
-Экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей);
-Исследовательские работы;
-Беседа;
-Круглый стол;
-Совместные занятия родителей и детей;
- Мастер-класс: «Жаворонки», «Изготовление народных, обрядовых кукол»;
-Обсуждение и распространение семейного опыта;
-Совместные детско-родительские встречи в различных формах:
- Конкурсы, спортивные мероприятия: «Мы – читающая семья!», «Мама, папа, я – спортивная семья»;
- Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки», «Масленица»;
- Посиделки, «Чаепитие в русских традициях».
Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса: «День матери», семейный праздник «Вместе дружная семья», «День рождения класса», праздник «Бабушки и внуки», выставки выходного дня, встреча с интересными людьми, ведение домашних читательских дневников и др.
В классе регулярно проводятся мероприятия, которые способствуют сближению детей и родителей. Раз в год я провожу родительское собрание совместно с детьми: «Педагогика понимания», «Ваши дети – наши таланты», «До свидание, начальная школа». Совместные субботники.
Актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Например, такие проекты: «Расскажи другу о родном городе», «Мои друзья», «Семейные реликвии», «Моя семья в годы ВОВ».
Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме гражданско-патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму работы как организация маршрутов выходного дня «Семейный поход», который включает в себя места, посвященные памятным событиям города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, городе, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у школьников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций.
Наша задача заинтересовать родителей, показать важность таких маршрутов в воспитании нравственных основ гражданских и патриотических качеств, формирования первых представлений детей об окружающем мире, обществе и культуре. Результатом таких походов может стать создание семейных альбомов «Альбом славы», где будут помещены рисунки и фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест.
Примерные темы маршрута выходного дня:
- «Семейный поход по памятным местам родного города»;
- «Исторические достопримечательности города»;
- «Любимый уголок»;
- «Гордись своим именем улица»;
- «Улицы города» - обзорные экскурсии по улицам района, познакомить с новостройками, социальными объектами, зонами отдыха;
- «Куда повести ребенка в выходной день: музеи, театры, парки»;
- «Купола над городом».
Традиционным становится принятие участия учащимися и родителями в параде памяти - акции «Бессмертный полк» 9 мая.
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям младшего школьного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи
Презентация может быть использована как выступление на педсовете, в работе семинаров, проблемных групп и ШМО....
Работа с родителями по повышению педагогической культуры.
Тематическое планирование собраний и родительского актива....
Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи.
Одним из направлений работы по повышению педагогической культуры родителей может стать оптимизация различных форм их обучения: лекций, бесед (коллективных, групповых, индивидуальных), посвященн...
"Повышение педагогической культуры родителей"
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов....
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад сем...
Родительское собрание «Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе»
Родительское собрание «Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе»...
Повышение педагогической культуры родителей обучающихся с ЗПР посредством проектной деятельности.
Представлен практический опыт работы классного руководителя в 3 классе...