Воспитательная программа "Светлячки или в поисках Светлых миров"
рабочая программа (1 класс) по теме

Мураненко Татьяна Валериевна

Данная воспитательная программа составлена на все четыре года обучения - с первого по четвёртый класс. По программе увлечённо работали учитель и дети. Сейчас я использую данную программу во второй раз. Корректирую, учитывая особенности нового набора детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svetlye_miry.doc271.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

“Средняя общеобразовательная школа № 6”

Воспитательная программа

(программа самопознания)

1-4 классы

Светлые Миры (Светлячки)

Классный руководитель:

Мураненко Татьяна

Валериевна

г. Тихвин

  1. Актуальность программы.

В проекте программы слово «мир» многозначно:

  • Мир – это согласие, сотрудничество, содружество;
  • Мир – это все, что вне и внутри нас;
  • Мир каждого человека – это разнообразие его собственных «я», взаимодействующих с множеством «я» окружающих людей.

И поэтому миротворческая миссия участников экспедиции заключается в постижении гармонии бытия от согласия во внутреннем мире, гармонии души и тела до гармонии межличностных отношений.

Эвристическая экспедиция – это развивающая программа самопознания, творческой самореализации, главная цель которой – дать мощный импульс развитию личности в ситуации успеха.

Поиск высших духовных ценностей станет «вечным двигателем» личностного роста, выражающегося  в созидательной деятельности, творении добра, постижении гармонии с окружающим миром.

Данная программа актуальна сейчас, потому что часто негативным примером для наших детей служат взрослые. Взрослые, которые живут в постоянной внутренней борьбе, истощая этим свои силы, не умея правильно, гармонично общаться и с собой, и с окружающей средой (людьми, природой).

Правильное отношение к самому себе, понимание своих поступков, прощение себя, уважение самого себя, т.е. обретение гармонии своего внутреннего мира положительно скажется и на взаимодействие с окружающим миром. Будет меньше неприязни, агрессии, конфликтов, неправильно воспитанных детей. Соответственно, будущее видится радостным, мирным.  Люди – уверенные, развивающиеся, с активной жизненной позицией, Люди с высокой экологической культурой, с культурой межнационального общения.

Самопознание поможет детям отправиться на поиск духовных ценностей, что приведет детей к творению добра, постижению гармонии с окружающим миром.

  1. Задачи программы.
  1. Акцентирование личности на общечеловеческих качествах, обретение гармонии своего внутреннего мира и во взаимодействии с окружающим, включая природу и социум, ровесников и взрослых.
  2. Программирование интенсивного развития личности на ближайший временной период на основе сделанных в ходе экспедиции открытий, достижений, нового представления о своих возможностях  и конкретно обозначившихся ориентиров личностного роста.
  3. Преодоление психологических установок, препятствующих развитию личности, в процессе разнообразной творческой деятельности и общения.
  4. Формирование готовности школьников к самостоятельному выбору как элементу их социальной адаптации.
  5. Создание условий для повышения потребности в самореализации, развитии, становлении активной жизненной позиции.
  6. Создание для каждого ребенка ситуации успеха как «стартовой площадки» нового витка его личностного роста.

  1. Концептуальные основы программы.

Основной вид деятельности – эвристическая экспедиция по семи светлым мирам с целью познания, открытия нового, неизведанного, что фиксируется каждым учеником в журнале открытий.

Светлые миры – тематические блоки программы создают гармонизированную среду - круг в круге и основывается на трех китах:

Семь светлых миров:

  • Мир души.
  • Мир увлечений.
  • Мир семьи.
  • Мир друзей.
  • Мир знаний и умений.
  • Мир живой планеты.
  • Мир времен и народов.

Каждый год дети познают 2-3 основных светлых мира (тематических блока), а остальные познают дополнительно. Познавая эти светлые миры, ребенок развивается гармонично. Все миры стоят на трех китах, которые взаимодополняющие, взаимопроникающие и взаимовытекающие:

Только люди, чье сердце наполнено любовью, могут творить добро. Люди, делающие добро, изучают свет. К ним тянутся, им помогают, за ними идут. Только светлый человек (Светлячок) способен любить (людей, природу, мир…).

Символика класса.

Девиз: Свет, Любовь, Доброта.

Эмблема: Светлячок, стоящий на ступеньке лестницы.

Мы стремимся стать Светлячками – существами, изучающими свет; Находить гармонию внутри себя и изучать ее вокруг, т.е. постоянно двигаться вверх.

Флаг: Содержит три основных цвета – розовый, фиолетовый, белый, т.к. это цвета трех наших китов, на которых держатся светлые миры (тематические блоки). Любовь – розовый, доброта – фиолетовый, свет – белый. В центре флага – Светлячок. Все три цвета соединяются в один и продолжают движение вперед.

Песня: “Дорогою Добра” Сл. Ю.Энтина, Муз. М.Минкова

Человек-Светлячок с любовью в сердце вершит добрые дела, т.е. выбирает Дорогу Добра.

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Хоть за солнцем следом,

Хоть этот путь не ведом.

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою Добра.

Забудь свои заботы,

Падения и взлеты,

Не хнычь, когда судьба тебя

Ведет, не как сестра.

Но если с другом худо –

Не уповай на чудо.

Спеши к нему, всегда иди

Дорогою Добра.

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов.

Не забывай, что эта жизнь

Не детская игра.

И прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный –

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою Добра.

  1. Основное содержание воспитательной работы.

Все семь блоков – светлых миров воспитательной программы реализуются каждый год. Но одни являются ведущими, главными, остальные дополнительными. Неизменным в каждом классе является Мир Души.

1 класс:  Мир Души

Мир Друзей

Мир Семьи

2 класс:  Мир Души

Мир Знаний и Умений

Мир Увлечений

3 класс:  Мир Души

Мир Живой Планеты

4 класс:  Мир Души

Мир Народов и Времен

Мир Души.

Содержание этого блока ориентировано на формирование у детей позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, самореализации в социально и личностно значимой деятельности, стимулирование учащихся к самовоспитанию, формирование у них опыта нравственных отношений с окружающим миром, этической культуры, развитие сфере личности.

Мир Друзей.  

Открывая этот Светлый Мир, дети больше узнают о тех людях, которых называют друзьями. Учатся дружбе, взаимовыручке. Учатся принимать других людей такими, какие они есть; рассматривают круг общения. Дети узнают о сильных и  слабых сторонах характера других людей, а соответственно, начинают лучше понимать и  себя.

Мир Семьи.  

Семья – это любимые люди, первые учителя, первые проводники в этот мир. Любовь, уважение к своей семье, а также “узнавание” знакомых с детства людей приводит к пониманию, прощению, и еще больше сплачивает семью. Роль семьи в воспитании и обучении ребенка – наиважнейшая.

Мир Знаний и Умений.

Открытие этого Светлого Мира нацелено на повышение у школьников мотивации к обучению, формирование культуры интеллектуального труда, ценности образования, расширение опыта применения полученных знаний, умений и навыков во взаимодействии  с окружающим миром, в процессе решения практических задач, опыта сотрудничества со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Мир Увлечений.

Открытие Светлого Мира Увлечений нацелено на формирование у детей эстетического отношения к миру, развитие у них художественной культуры, потребности самореализации в различных видах творческой и спортивной деятельности, раскрытие способностей, природных дарований детей, создание условий для ранней профессиональной ориентации.

Мир Живой Планеты.

Содержание этого тематического блока нацелено на развитие экологической культуры школьников как совокупности экологически развитых интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельной сфер; формирование у детей позитивного опыта взаимодействия с природой, нравственно-экологической позиции.

Мир Народов и Времен.

Основная идея этого блока – миротворчество, воспитание толерантности, культуры межнационального общения.

  1. Содержание воспитательной работы.

1 класс.

Цель: Создать благоприятные условия для адаптации и обучения ребенка.

Экспедиции в:

В течение учебного года на каждое “открытие” своего Светлого Мира приходится несколько мероприятий: классные часы, праздники, конкурсы, экскурсии, викторины…                                                                                                         Открытию миру Души помогают еженедельные занятия «Истоки», кл. часы «Я и мир вокруг меня», конкурсы «Лучший чтец», проходящие каждый триместр.                                                                

Открытие Мира Семьи начинается с кл. часа «Я и моя семья»(в сентябре), также совместные мероприятия «Папа, мама, я-спортивная семья», итоговый праздник «Площадь Света» и подготовленный с помощью родителей Новогодний праздник. Открывая Маму и Папу, дети готовили мамам и папам открытки, организовывали выставку рисунков  «Мамин вернисаж»,устраивали  праздник «Мамочка любимая моя», писали сочинения. Открывая Братьев и Сестер, готовили рисунки, проводили беседы. Открытию Предков помогали занятия «Истоки», создание древа семьи.                                                           Рассказывая о своей семье, «старых» друзьях ( беседа в сентябре «Расскажи о своих друзьях»)  дети быстрее адаптируются в новом коллективе.               Мир друзей продолжают открывать еженедельные игры на знакомство и адаптацию в сентябре. А в октябре каждую неделю проходят игры на сближение и сплочение коллектива. Классный час «Рождение Светлячков» ( ноябрь) также направлен на открытие Нового Друга. В декабре проходит игра «Дружба», почта радости, подарок другу. 114, 115 В феврале-конкурсная программа «Рыцари» и праздник для девочек «Мисс Очарование» в марте.                           Сплочению коллектива способствует объединение детей в экипажи, где каждый экипаж готовит совместные дела, выступления. Так, к ежемесячному библиотечному уроку экипаж готовит инсценирование произведения: дети распределяют и учат роли, готовят костюмы.  Каждый экипаж еженедельно выполняет поручение в классе, которое потом совместно анализируется. 110                                             Очень важным и интересным является конкурс «Ученик недели». Каждую неделю один из учеников (по порядку) представляет себя: в уголке вывешивается его портрет, его рисунки, поделки; ученик рассказывает о себе.В этом ему помогают родители: представляют своего ребенка, используя стихи, песни, сценки. Ученик должен ответить на вопросы одноклассников (дети готовят загадки, сложные вопросы, ребусы). В конце недели ребенок награждается грамотой «Ученик недели».   117    , 118, 120                                                  Каждое открытие фиксируется в журнале открытий самим ребёнком. В первом классе все дети – следопыты. Поэтому первому классу соответствует рисунок – рюкзачок, в который дети “кладут” свои открытия (цветными фломастерами рисуют символы открытий). И так за год мы насобираем целый рюкзак.

Параллельно ведется запись на кругах других миров, что нам понадобится в следующих классах.

На итоговом празднике 1 класса на “Площади Света” дети собирают свои открытия – готовят творческое выступление, в чем им обязательно помогают родители. И получают награду – медаль Следопыта, в знак того, что они прошли первый нелегкий путь в самопознании.

2 класс

Цель: Создать благоприятные условия для развития интеллекта, раскрытие способностей ребенка.

Экспедиции в:

В течение учебного года на каждое “открытие” своего Светлого Мира приходится несколько мероприятий: классные часы, праздники, конкурсы, экскурсии, викторины…

Открытию мира Души помогают еженедельные занятия «Истоки»; кл. часы «Плохие-хорошие слова», «О блокаде Ленинграда»; изготовление и возложение цветов к стеле героев; акция «Подари другому радость»; сбор вещей для приюта; изготовление кормушек; встреча с ветеранами-офицерами «Сила духа»; экскурсия в Антонио-Дымский мужской монастырь.             Мир знаний и умений. Открывать мир Математики помогало еженедельное занятие «Логика», олимпиада по математике среди вторых классов, олимпиада «Кенгуру», а также шашечные турниры. Турниры проходили сначала внутри класса, затем турнир с родителями и третий этап-между вторыми классами.                                                                                           Открывать мир Русского языка помогали олимпиады: в классе, среди вторых классов, «Русский медвежонок».Олимпиаду в классе готовил каждый экипаж. У ребят была возможность заработать баллы за подготовку и решение заданий.                                                                                                 Книжная ярмарка открывает мир Чтения. Очень нравятся детям 137,136 библиотечные уроки по произведениям Б. Заходера, Е. Чарушина, Б Гримм, Н .Сладкова, К. Чуковского, Н. Волкого, Г. Андерсена, где каждый может представить себя в роли героя, нарисовать полюбившийся отрывок. Продолжается конкурс «Лучший чтец». Проходят ежемесячные рейды по проверке учебников, организованные экипажами.                                        Открытие мира Увлечений проходит с большим удовольствием. Мир Художников_ это поделки из природного материала и рисунки на тему «Осень». Развивающий уголок «Художник»: знакомство с жанрами живописи, репродукциями художников. Выставка рисунков. Экскурсии в краеведческий музей. Изготовление поделок, подарков. Участие в школьных и городских конкурсах: «Снежинок хоровод», рисунки о зиме.                     Мир Спорта открыли с похода.131 В городской игре «Светофорик» заняли третье место. Проходили спартакиады между экипажами в классе, а затем игра «А ну-ка, парни!» среди вторых классов. Праздник Масленица со спортивными соревнованиями. Посещение спортивных школ города «Орленок», «Дымок».                                                                                       Открытию мира Музыки и Танца помог ежемесячный музыкальный лекторий, линейка «Визитная карточка класса», ежемесячный час «Звуки природы», посещение концертов, спектаклей, участие в русском народном празднике «Осенние посиделки» с ансамблем «Цвети, наш край!», конкурсные программы «Самый-самый» и «Самая-самая», концерт для родителей, экскурсия по местам семьи Римских-Корсаковых.                  Каждое открытие фиксируется в журнале открытий самим ребенком. Во втором классе дети “зажигают” свой фонарик. В  журнале открытий на каждый мир выделяется страница. На ней значками отмечается каждое мероприятие. В конце года подводятся итоги.  Параллельно ведется запись на кругах других миров, что нам понадобиться в следующих классах. Были несколько мероприятий, посвященных открытию мира Живой планеты: экскурсия в осень, в экологический центр, изготовление кормушек, КВН «Весенние первоцветы».

На итоговом празднике 2 класса на Площади Света дети представляют творческий отчет о своих открытиях, в чем им помогают родители. И получают награду – святящийся фонарик, в знак того, что уже могут светить, пока только фонариком. Фонарики дети изготавливают сами.

3 класс.

Цель: Создать благоприятные условия для развития экологической культуры школьников.

Экспедиции в:

В течение учебного года на каждое «открытие» Светлого Мира приходится несколько мероприятий: классные часы, праздники, конкурсы, викторины, коллективные дела, очные и заочные экскурсии, занятия в детском экологическом центре.  Каждое открытие фиксируется в журнале открытий самим ребенком. В третьем классе дети становятся Светлячками. В своих журналах дети раскрашивают символы мероприятий на крылышках Светлячка. Параллельно ведется запись на кругах  других миров, что нам понадобится в следующем классе.

На итоговом празднике 3 класса на Площади Света дети представляют творческий отчет  о своих открытиях, в чем им помогают родители. И получают награду – Светлячка. Дети сделали еще один шажок по лестнице роста – стали Светлячками, научились любить, совершать добрые поступки, познавать себя.

4 класс.

Цель: Создавать благоприятные условия для развития толерантности.

Экспедиции в:

В течение учебного года на каждое «открытие» Светлого Мира приходится несколько мероприятий: классные часы, праздники, конкурсы, викторины, коллективные дела, очные и заочные экскурсии, занятия факультатива. Каждое открытие фиксируется в журнале открытий самим ребенком. В четвертом классе дети-Светлячки зажигают огоньки. В своих журналах дети раскрашивают символы мероприятий на язычках пламени. Суммируется запись на всех дополнительных тематических кругах.

Итоговый праздник окончания начальной школы проводится в несколько этапов, где подводятся итоги. Все Светлячки в творческой форме рассказывают о своих открытиях, выделяя самое главное для них. Родители помогают своим детям.

Дети прошли все 4 ступеньки по лестнице роста, самосознания, открыли все светлых мира и стали более гармоничными, добрыми, любящими и зажгли огонек-свет в своем сердце. Каждому светлячку дарится диплом и медаль-огонек.

  1. Лестница роста.

4 класс

3 класс

Огоньки (Светлячки зажигают огоньки)

2 класс

Светлячок

1 класс

Следопыт с фонариком

Я-следопыт

  1. Школьное самоуправление.

В классе дети объединяются в экипажи по 7 человек. Состав экипажей меняется в зависимости от результатов социометрии.

Каждый экипаж выполняет поручение, которое меняется каждую неделю:

Дежурные

Помощники

Затейники

Книголюбы

В зависимости от того, на какой ступени находятся дети, название экипажа дополняется словом следопыт, светлячок или огонек. ПР.: дежурные светлячки (3 класс). В экипаже выбирается командир, который организует работу. Экипаж отчитывается 1 раз  в неделю и получает соответствующие баллы. 1 раз в месяц подводится итог, где определяется самый лучший экипаж среди дежурных, помощников, затейников, книголюбов.

Организация экспедиции осуществляется следующим образом:

  1. Прогнозируемый результат.

После прохождения программы самопознания «Светлые Миры» внутренний мир ребенка становится гармоничнее. Также гармонизируется его отношения с окружающими: одноклассниками, учителями, родителями, социумом. Формируется  правильное миролюбивое отношение к людям других стран и народов. Постоянное развитие в интеллектуальной сфере; гуманное, заботливое отношение к миру природы. У ребенка появляется уверенность к себе; правильная позитивная реакция на победы и поражения; анализ ситуации и готовность к самостоятельному выбору в пользу личностного роста. Ребенок стремится к духовными ценностями и совершает добрые поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество с МБУ "Централизованная библиотечная система". Дополнительная образовательная программа организации воспитательной и социально-направленной деятельности "В мире добра" .

Сотрудничество с МБУ "Централизованная библиотечная система". Дополнительная образовательная программа организации воспитательной и социально-направленной деятельности с классом и родительск...

Анализ воспитательной работы Ануфриевой Светланы Романовны

Здесь представлен полный анализ воспитательной деятельности  учителя начальных классовза 2013-2014 учебный год. Учтена работа по направлениям воспитательной работы....

Опыт работы по организации учебно-воспитательной деятельности в условиях ФГОС учителя начальных классов Осороновой Светланы Александровны

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт, прежде всего, нацелен на коренную смену целей образования: вместо усвоения всех необходимых знаний он предлагает научиться их самостоятельно д...

Программа воспитательной работы класса «В поисках себя»

Программа воспитательной работы класса «В поисках себя»...