Парная работа, 1 класс
статья (1 класс) по теме

Фесенко Надежда Васильевна

       Работа в парах формирует у первоклассников умение принимать общую цель и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнёра по общей работе; принимать участие в сравнении цели и результата работы. Объединение в парах даёт возможность детям осуществить выбор напарника по симпатии, что обеспечивает положительно-эмоциональный фон совместной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа  учителя

СОШ № 6 п. Энем

Фесенко Н.В.

       Мы педагоги знаем, как нелегко бывает современным первоклассникам адаптироваться к школе. А между тем перед первоклассниками стоят непростые задачи, от решения которых зависит не только успешность в обучении, общении с одноклассниками, но и эмоциональное отношение к школьной жизни, психологическое и физическое здоровье первоклассников.

       Поскольку деятельность учения носит коллективный характер, то для успешной адаптации к школе у первоклассника должны быть сформированы соответствующие качества и умения.

  1. Эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности:
  • желание участвовать в ней;
  • позитивные переживания в процессе совместной деятельности;
  • уверенность в успехе;
  • ощущение положительных эмоций от удачной совместной работы;
  • адекватная эмоциональная реакция на ошибки и неуспех своей деятельности или деятельности товарищей;
  • желание предложить свою помощь, а также принимать её от других.

  1. Деловые отношения на уроке:
  • Умение принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней: понимать цель деятельности как её результат, адекватно реагировать на обращения одноклассников, учителя;
  • Умение взаимодействовать:
  1. планировать совместную общую деятельность;
  2. договариваться о способах разделения обязанностей;
  3. соотносить свои действия с действиями партнёра;
  1. Наличие новых социальных ролей, связанных с реализацией деловых межличностных отношений, проявляется в том, что у первоклассника формируется:
  •  понимание важности коллективного познания для себя и других;
  • желание быть соучастником общего дела на фоне высокой мотивации к совместным формам работы на уроке.
  1. Статусные характеристики включают в себя умение презентовать себя:
  • рассказывать о себе, о своих возможностях, объективно их оценивать;
  • выслушивать мнение участников деятельности о своей работе;
  • адекватно реагировать на критику своей работы;
  • высказывать своё мнение о достигнутом результате деятельности.

       Становится понятным, что вышеперечисленные качества и умения первоклассников являются показателями их уровня адаптации к школе.

       Как учитель может помочь детям благополучно пережить процесс вхождения в новую социальную ситуацию, принять нормы и требования школьной жизни, успешно сформировать качества, свойственные ученику?

       Это можно сделать, используя потенциальные возможности учебных предметов 1 класса.

Существенный вклад можно ожидать от уроков «окружающий мир». Это обусловлено его специфическими качествами. Одной из ведущих целей изучения этого предмета является социализация младшего школьного возраста, т. е. введение его в систему отношений с окружающей действительностью, раскрытие роли и места человека в природе и обществе. С этой точки зрения уроки «окружающий мир» имеют особое значение для формирования знаний о правилах поведения и взаимодействия людей, развития у ребёнка эмоционально-положительного отношения к окружающим и себе, мотивационной деятельности общения.

       Большое значение имеют формы организации взаимодействия первоклассников друг с другом на уроке в адаптационный период. В частности, работа в парах является особенно комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах – это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога.

       Парную работу можно рассматривать как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников. Это определяется тем, что в начале учебного года большинство первоклассников:

  • не владеют умениями совместной деятельности;
  • не готовы сотрудничать в больших группах;
  • плохо знают друг друга;
  • не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними.

       Работа в парах формирует у первоклассников умение принимать общую цель и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнёра по общей работе; принимать участие в сравнении цели и результата работы. Объединение в парах даёт возможность детям осуществить выбор напарника по симпатии, что обеспечивает положительно-эмоциональный фон совместной деятельности.

       Пример задания для парной работы «Варежки», которое можно провести на уроке трудового обучения или на уроке изо.

     

 «Варежки»

       Цель: выявление и развитие способностей у детей устанавливать деловые отношения в совместной деятельности.

       Время выполнения:15 минут.

       Форма проведения: парная.

        Оборудование: каждый ученик получает шаблон варежки из белой бумаги, а также по два кружка из плотной бумаги: на одном – улыбка, на другом – недовольное лицо. Такое же оборудование на доске. У обучающихся – цветные карандаши.

       Организация занятия.

Дети разбиваются на пары (по желанию) и раскрашивают варежки так, чтобы они получились одинаковыми. С помощью рожиц дети выражают своё отношение к заданию.

       Методические комментарии к занятию.

Формирование пар по желанию первоклассников в начале адаптационного периода особенно важно, так как поддерживает положительную эмоциональную атмосферу в классе.

     

  Работа в парах позволяет оценивать степень развития навыков сотрудничества у первоклассников и целенаправленно организовывать их совместную деятельность на уроке в адаптационный период.

Используемая литература.

 Шкуречева Н.А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период?  Педагог-психолог, г. Москва.

Вахтерева  В.П.  На первой ступени обучения. М. 2004г.

Казанский О.А. Педагогика как любовь. М.. Российское педагогическое агентство. 1996 г.

Школа 2000… Концепция и программы для общеобразовательной школы. Вып. 1, М. Баласс. С- инфо, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы на уроке. Организация парной работы.

Парная  работа как эффективная форма организации учебного процесса для детей с нарушениями зрения. Н.Н. Гусева, учитель начальных классов МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 127, города Челябинска....

Групповая и парная работа в УМК «Школа 21 века» на примере урока математики во 2 классе " Умножение числа 3 и деление на 3"

Раскрывая приемущества групповой и парной работы на уроке, которую я рекомендую использовать для успешного обучения учащихся, показываю этапы урока математики во 2 классе "Умножение числа 3 и деление ...

Организация парной работы в 1 классе

Организация парной работы в 1 классе...

Методические рекомендации по организации групповой и парной работы на уроках в начальных классах.

Место и задачи групповой работы на уроке. Порядок групповой работы.Основные ошибки. Анализ групповой работы....

Мастер-класс "Парная работа на уроках в начальной школе"

Знакомство  с методами и приёмами организации работы в паре на уроках в начальной школе....

Опыт работы «Организация групповой и парной работы на уроках в начальной школе как способ формирования УУД"

      Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мот...