Парная работа, 1 класс
статья (1 класс) по теме
Работа в парах формирует у первоклассников умение принимать общую цель и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнёра по общей работе; принимать участие в сравнении цели и результата работы. Объединение в парах даёт возможность детям осуществить выбор напарника по симпатии, что обеспечивает положительно-эмоциональный фон совместной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа учителя
СОШ № 6 п. Энем
Фесенко Н.В.
Мы педагоги знаем, как нелегко бывает современным первоклассникам адаптироваться к школе. А между тем перед первоклассниками стоят непростые задачи, от решения которых зависит не только успешность в обучении, общении с одноклассниками, но и эмоциональное отношение к школьной жизни, психологическое и физическое здоровье первоклассников.
Поскольку деятельность учения носит коллективный характер, то для успешной адаптации к школе у первоклассника должны быть сформированы соответствующие качества и умения.
- Эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности:
- желание участвовать в ней;
- позитивные переживания в процессе совместной деятельности;
- уверенность в успехе;
- ощущение положительных эмоций от удачной совместной работы;
- адекватная эмоциональная реакция на ошибки и неуспех своей деятельности или деятельности товарищей;
- желание предложить свою помощь, а также принимать её от других.
- Деловые отношения на уроке:
- Умение принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней: понимать цель деятельности как её результат, адекватно реагировать на обращения одноклассников, учителя;
- Умение взаимодействовать:
- планировать совместную общую деятельность;
- договариваться о способах разделения обязанностей;
- соотносить свои действия с действиями партнёра;
- Наличие новых социальных ролей, связанных с реализацией деловых межличностных отношений, проявляется в том, что у первоклассника формируется:
- понимание важности коллективного познания для себя и других;
- желание быть соучастником общего дела на фоне высокой мотивации к совместным формам работы на уроке.
- Статусные характеристики включают в себя умение презентовать себя:
- рассказывать о себе, о своих возможностях, объективно их оценивать;
- выслушивать мнение участников деятельности о своей работе;
- адекватно реагировать на критику своей работы;
- высказывать своё мнение о достигнутом результате деятельности.
Становится понятным, что вышеперечисленные качества и умения первоклассников являются показателями их уровня адаптации к школе.
Как учитель может помочь детям благополучно пережить процесс вхождения в новую социальную ситуацию, принять нормы и требования школьной жизни, успешно сформировать качества, свойственные ученику?
Это можно сделать, используя потенциальные возможности учебных предметов 1 класса.
Существенный вклад можно ожидать от уроков «окружающий мир». Это обусловлено его специфическими качествами. Одной из ведущих целей изучения этого предмета является социализация младшего школьного возраста, т. е. введение его в систему отношений с окружающей действительностью, раскрытие роли и места человека в природе и обществе. С этой точки зрения уроки «окружающий мир» имеют особое значение для формирования знаний о правилах поведения и взаимодействия людей, развития у ребёнка эмоционально-положительного отношения к окружающим и себе, мотивационной деятельности общения.
Большое значение имеют формы организации взаимодействия первоклассников друг с другом на уроке в адаптационный период. В частности, работа в парах является особенно комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах – это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога.
Парную работу можно рассматривать как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников. Это определяется тем, что в начале учебного года большинство первоклассников:
- не владеют умениями совместной деятельности;
- не готовы сотрудничать в больших группах;
- плохо знают друг друга;
- не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними.
Работа в парах формирует у первоклассников умение принимать общую цель и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнёра по общей работе; принимать участие в сравнении цели и результата работы. Объединение в парах даёт возможность детям осуществить выбор напарника по симпатии, что обеспечивает положительно-эмоциональный фон совместной деятельности.
Пример задания для парной работы «Варежки», которое можно провести на уроке трудового обучения или на уроке изо.
«Варежки»
Цель: выявление и развитие способностей у детей устанавливать деловые отношения в совместной деятельности.
Время выполнения:15 минут.
Форма проведения: парная.
Оборудование: каждый ученик получает шаблон варежки из белой бумаги, а также по два кружка из плотной бумаги: на одном – улыбка, на другом – недовольное лицо. Такое же оборудование на доске. У обучающихся – цветные карандаши.
Организация занятия.
Дети разбиваются на пары (по желанию) и раскрашивают варежки так, чтобы они получились одинаковыми. С помощью рожиц дети выражают своё отношение к заданию.
Методические комментарии к занятию.
Формирование пар по желанию первоклассников в начале адаптационного периода особенно важно, так как поддерживает положительную эмоциональную атмосферу в классе.
Работа в парах позволяет оценивать степень развития навыков сотрудничества у первоклассников и целенаправленно организовывать их совместную деятельность на уроке в адаптационный период.
Используемая литература.
Шкуречева Н.А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период? Педагог-психолог, г. Москва.
Вахтерева В.П. На первой ступени обучения. М. 2004г.
Казанский О.А. Педагогика как любовь. М.. Российское педагогическое агентство. 1996 г.
Школа 2000… Концепция и программы для общеобразовательной школы. Вып. 1, М. Баласс. С- инфо, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы на уроке. Организация парной работы.
Парная работа как эффективная форма организации учебного процесса для детей с нарушениями зрения. Н.Н. Гусева, учитель начальных классов МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 127, города Челябинска....
Групповая и парная работа в УМК «Школа 21 века» на примере урока математики во 2 классе "Умножение числа 3 и деление на 3"
Раскрывая приемущества групповой и парной работы на уроке, которую я рекомендую использовать для успешного обучения учащихся, показываю этапы урока математики во 2 классе "Умножение числа 3 и деление ...
Актуализация групповой и парной работы, влияние данных видов работы на развитие мотивации в урочной и внеурочной деятельности.
Личность – звено между мотивацией и ее реализацией” (З. Фрейд)...
Организация парной работы в 1 классе
Организация парной работы в 1 классе...
Методические рекомендации по организации групповой и парной работы на уроках в начальных классах.
Место и задачи групповой работы на уроке. Порядок групповой работы.Основные ошибки. Анализ групповой работы....
Мастер-класс "Парная работа на уроках в начальной школе"
Знакомство с методами и приёмами организации работы в паре на уроках в начальной школе....
Опыт работы «Организация групповой и парной работы на уроках в начальной школе как способ формирования УУД"
Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мот...