Методические рекомендации по организации групповой и парной работы на уроках в начальных классах.
учебно-методический материал по технологии на тему
Место и задачи групповой работы на уроке. Порядок групповой работы.Основные ошибки. Анализ групповой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_organizatsii_gruppovoy_raboty_na_urokah_v_nachalnyh_klassah.docx | 130.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по организации групповой и парной работы на уроках в начальных классах.
Место и задачи групповой работы на уроке.
- Задача не может быть решена индивидуально.
- Совместное обсуждение значительно ускоряет процесс поиска решения.
- Специфика задания требует распределение операций.
- Задание должно провоцировать интеллектуальный конфликт.
- Задание должно иметь высокую степень сложности.
Группы могут различаться:
- По типу работы: проектная, исследовательская, решение проблемы.
- По теме работы.
- По степени сложности (самоопределение ученика)
Порядок групповой работы:
- Постановка проблемы.
- Образование групп, распределение ролей в малых группах.
- Групповой диалог.
- Представление результатов обсуждения.
- Межгрупповой диалог.
- Подведение итогов.
Правила совместной работы:
- Работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
- Работать по алгоритму (плану)
- Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.
- Качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы.
- Каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.
Основные ошибки:
- Формальность групповой работы.
- Не выясняется, понятно ли задание.
- Нет четкости в формулировках вопросов.
- Не оговорено время работы.
- Учитель сам дополняет модели и делает выводы.
- Учитель выступает в роли оппонента, не давая, развернутся межгрупповому обсуждению.
- Обсуждаются все варианты решения, даже если они однотипные.
Учителю на заметку.
- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать
- следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один
- групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах
- нельзя требовать в классе абсолютной тишины
- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе
Поведение учителя во время групповой работы.
Учитель может:
- Контролировать
- Организовывать
- Оценивать работу
- Участвовать в работе группы
- Предлагать участникам разные варианты решений
- Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации
Памятка для организатора.
- Проверить понимание задания.
- Уяснить цель задания.
- Составить план работы.
- При индивидуальном поиске решения дать время подумать.
- Обсуждение решения.
- Оформление.
- Проверка.
Анализ групповой работы.
- Произошло принятие задачи каждым ребенком?
- Целесообразным было проведение групповой работы с целью решения поставленной задачи?
- Удалось детям быстро собраться в группы и распределить обязанности?
- Следили организаторы групп за тем, чтобы были представлены все точки зрения, а не только мнение «сильных» учащихся?
- Возникали у учащихся проблемы с организацией работы групп?
- Заботилась группа о том, чтобы каждый ее участник мог озвучить результат совместной работы?
- На чем делали акцент дети при обсуждении результатов групповой работы? Чем она была для них полезна?
Материалы для самообразования:
- А.В. Воронцов, В.Е. Чудинова «Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина и В.В.Давыдова (глава 7. Учебное сотрудничество. Издательство Рассказов, Москва, 2004г)
- Е.М.Кондратюк, И.Н. Толмачева. З.И.Шилкунова. «Урок в системе развивающего обучения (особенности организации групповой работы). Центр психологии и методики развивающего обучения, 2002г»
- Журнал «Завуч» №2, 2003г.
- Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. - М.: Новая жизнь, 1994.
- Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, 1993.
- Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988
- Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС"
В данной презентации представлены правила организации групповой и парной работы учащихся на уроках, в условиях внедрения ФГОС....
Применение образовательной технологии групповой и парной работы на уроках в начальной школе
Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Они практически всегда имеют партнеров по игре. Общение с ровесниками создает условия для развития творческого начала в ребенке и для ф...
Развитие коммуникативной грамотности младших школьников посредством групповой и парной работы на уроке русского языка (2021-2022 уч.г.)
Статья по теме самообразования 2021-2022 уч.г....
Методические рекомендации по организации и проведению учебных игр на уроках английского языка в начальной школе.
Данные методические рекомендации посвящены методике организации и проведения учебных игр на уроках английского языка в начальной школе. Они могут оказать помощь учителям, работающим с младшими шк...
Опыт работы «Организация групповой и парной работы на уроках в начальной школе как способ формирования УУД"
Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мот...
Статья "Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС"
Важнейшей задачей учителя начальных классов сегодня является повышение качества и эффективности образовательной деятельности путем формирования у учащихся предметных, метапредметных и личностных резул...