Организация парной работы в 1 классе
статья (1 класс) по теме
Организация парной работы в 1 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_metodika_organizatsii_parnoy_raboty_1_v_klasse.docx | 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Белоусова Г.В.
Магистр, учитель начальных классов
Россия, г. Владимир, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №25»
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПАРНОЙ РАБОТЫ
НА УРОКАХ В 1 КЛАССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Ключевые слова: обучение в начальной школе, организация парной работы, обучающие игры в парах.
Работа в парах вводится в 1 классе с первых дней обучения. Все знают, как нелегко бывает современным первоклассникам адаптироваться к школе.
Большое значение в этот период имеют формы организации взаимодействия первоклассников друг с другом. В частности, работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которой является формирование межличностных отношений. Парную работу можно рассматривать как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений.
Знакомство с понятием «пара», игры на образование пар.
Знакомство с понятием "пара"
На доске (можно на интерактивной доске SMART) расположены картинки с изображением обуви, одежды, головных уборов. Учитель организует фронтальную работу:
- Ребята, посмотрите на доску, на ней расположены картинки, что на них изображено? Как назвать это одним словом? (одежда, обувь – вещи).
- Выберите, пожалуйста, из этих вещей те, которые мы одеваем по две? (варежки, перчатки носки, тапочки, валенки и т. д.).
- Почему вы выбрали эти картинки? (у нас две руки, и две ноги). Правильно, у нас пара рук, и пара ног, поэтому эти предметы считаются парными. Вместо «два ботинка» мы можем сказать «пара ботинок».
- А чего у нас еще по два? (глаза, уши). Любые два предмета в разговорной речи можно назвать «парой»: «пара яблок», «пара друзей» и т.п.
Игры на образование пар.
Описание заданий 1 – 5: у каждого ученика на парте лежит карточка с картинкой (картинки не повторяются) цветной стороной вниз. По звуковому сигналу каждый ученик переворачивает свою карточку «лицом» вверх и смотрит, что на ней изображено. По второму звуковому сигналу учащиеся поворачиваются к соседу по парте, к соседу на другом ряду, к тем, кто сидит впереди и сзади, ищут свою пару. По третьему звуковому сигналу ученики встают и образуют пары, кто уже нашел, садятся за любой свободный стол, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «крышу домика». Это символизирует, что пара образовалась. Задание выполнено. Кто еще не нашел свою пару, передвигается по классу и продолжает поиск.
- «Встреча сказочных героев»
Колобок – Лиса
Буратино – Мальвина
Чебурашка – Крокодил Гена и т.д
- «Найди своего друга»
веник – совок
иголка – нитки
гвоздь – молоток
альбом – краски и т.д.
- «Дома и хозяева»
будка – собака
гнездо – птица
бобр – хатка
белка – дупло
лиса – нора
Баба Яга – избушка на курьих ножках
Девочка – дом и т.д.
- «Найди часть от целого»
шляпка гриба – гриб
колеса – машина
крышка – кастрюля
лист дуба – дуб
лепесток – роза и т.д.
- «Помоги малышу найти свою маму»
(Малыш и мама из животного мира)
Львенок – лев
Котенок – кошка
Ежонок – ежиха и т.д.
Подготовительные упражнения в парах:
- «Близнецы».
Описание задания: ученикам предлагаются 2 одинаковые раскраски – картинки. Учитель предлагает раскрасить картинки одинаково. Первоклассники обсуждают, что каким цветом они раскрасят.
- «Варежки», «Сапожки».
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению варежки (сапожка) и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.
Каждая пара учеников получает изображение варежек (на правую и левую руку или сапог (на левую и правую ногу) в виде силуэта и одинаковые наборы цветных карандашей.
Когда ученики поняли значение слова «пара», научились составлять пары, объединяться в пары и выполнили самые первые упражнения в паре, необходимо создать, обсудить и принять правила для дальнейшей работы в парах.
Составление правил поведения в паре в сотворчестве с учащимися.
Ученики вместе с учителем создают правила поведения в парах и зарисовывают их на альбомный лист для портфолио или в тетрадь «Учись учиться». Далее в классном уголке этим правилам нужно будет отвести место, чтобы они были на виду у ребят. В первом классе лучше, если эти правила будут в виде пиктограмм или рисунков.
Приведем примеры возможных правил:
- при разговоре смотри на собеседника,
- тихо говори,
- называй одноклассника по имени,
- внимательно слушай свою пару,
- переспроси, если что-то не понятно,
- высказывай свое мнение (как ты думаешь),
- помогай напарнику, если ему трудно,
- говори вежливые слова, благодари.
Парное обучение, на наш взгляд, является идеальной формой для формирования сотрудничества и взаимопомощи у учащихся первых классов. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить изученный материал.
Виды работы в паре:
- Обсуждение.
- Совместное изучение учебного материала.
- Взаимообучение.
- Закрепление изученного материала.
- Взаимопроверка.
Обсуждение. Что значит обсуждать в парах? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их.
Учитель: Задайте друг другу по два вопроса по прочитанному или услышанному тексту и ответьте на них, используя слова, записанные на доске: Почему? Для чего? Что? и т.п.
Те вопросы, на которые дети не могут ответить в парах, разбираются фронтально.
Пример алгоритма задания для обсуждения:
Прочитайте текст (или некоторую часть).
1. Перескажите по очереди прочитанный текст.
2. Дополните, поправьте друг друга.
3. Задайте друг другу по 2 вопроса.
4. В чем вы с автором согласны, а в чем нет?
5. Выскажите свое отношение к услышанному. Как поняли друг друга?
Совместное изучение учебного материала. При совместном изучении учебного материала оба напарника находятся в позиции изучающих.
Цель работы – должно появиться общее поле понимания. Ученикам могут быть предложены работа с картой, работа со словарями, заполнение таблицы, поиск ответов на вопросы по тексту и т.п.. Чтобы в работу был включен каждый ученик, а не один делал за двоих, учителю нужно задание разбить на подзадания, тогда каждый внесет свой вклад в работу и не будет сидеть без дела.
Взаимообучение. Остановимся на примере взаимных диктантов. Взаимные диктанты можно начинать уже в I классе. Первоначально это может быть одно-два слова: рука, мама, Миша, Оля. Затем ученики друг другу диктуют простые предложения: Человек идёт., Ученик сидит., Птица летит. Количество слов во взаимных диктантах постепенно должно нарастать, но диктант не должен быть большим. В I классе на диктант даётся 5-6 мин, а это для первоклассника не более 10-12 слов.
Примеры диктантов: 1. Папа купил часы. 2. Часы висели на стене. 3. Весна пришла рано.
Каждому ученику даётся текст (карточка). Тексты у пары разные. Все ученики рассаживаются по парам. Работа идёт в следующем порядке:
Один ученик из пары читает текст по предложениям, другой пишет (диктуют друг другу так, как диктует всему классу учитель, но без предварительного чтения текста в целом).
Другой ученик (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.
Потом каждый берёт тетрадь своего соседа (партнёра) и, с заглядыванием в карточку, проверяет написанный им диктант.
Открывают карточки и по карточкам проверяют вторично (но уже вместе) сначала один диктант, потом - второй.
Допустивший ошибки под контролем диктовавшего, делает устный разбор своих ошибок. Каждый в своей тетради записывает слова, в которых были допущены ошибки правильно. Снова берут тетради друг друга, ещё раз всё просматривают и ставят свои подписи: "Проверяла Маша", "Проверял Саша". Совместная работа пары заканчивается.
Для того, чтобы ученики научились друг другу диктовать, проверять, выполнять работу над ошибками, оценивать, учитель вызывает учеников и показывает перед классом всю процедуру взаимных диктантов. Но и этого бывает недостаточно. Очень важно, чтобы учитель включился в непосредственную работу в парах, выполняя всё то, что требуется от каждого "рядового" ученика. Работая с отдельными учениками, учитель предупреждает: "Все делайте, как я. От других тоже этого требуйте".
Наш опыт взаимных диктантов показал, что почти любое упражнение может служить текстом для диктанта, если оно даёт возможность проверить знание правил.
Закрепление изученного материала. В паре выделяются две роли: «тренера» и «тренирующегося».
Цель взаимотренажа – инициировать алгоритмичные учебные действия напарника, указывая при этом, верен его ответ или нет.
Техника: Первый ученик говорит первое задание своей карточки, второй ученик отвечает. Когда первый продиктует все упражнения своей карточки, напарники меняются ролями.
Таким же образом учащиеся могут работать по содержанию домашней работы, имея на руках вопросы, заранее подготовленные учителем или самими учениками.
Взаимопроверка.
Примеры:
Взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
Взаимопроверка стихотворения, заданного наизусть или читать выразительно.
Взаимопроверка таблицы сложения.
Взаимопроверка заданий в рабочей тетради по окружающему миру (задания на соответствие, нахождение «лишнего», распределение картинок по группам и т.п.).
Наблюдая за обучением первоклассников в парах, мы смогли выделить преимущества и недостатки парной работы на уроке.
Преимущества:
- учащимся легче и приятнее работать, общаясь;
- в наличии внешнеречевой этап интериоризации знаний (по Гальперину);
- работа получает цель, подключаются социальные навыки (навыки общения).
Недостатки:
- Требует совместимости партнеров по стилю и уровню общения. Дети младшего школьного возраста, как правило, не могут вести учебный диалог «невзирая на лица». Если партнеры накануне поссорились, относятся к разным «прослойкам» класса (скажем, «Звезда» и «аутсайдер», «отличник» и «двоечник» и т.п.), то учителю придется приложить дополнительные усилия по удержанию такой пары в рамках делового общения.
- Рассчитана на непродолжительную работу. Не может продолжаться долгое время.
Литература.
- Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя. – М., 2010. – 152с.
- Белова С.В. Диалог – основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2002. – 148 с.
- Кларин, М. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. – 2000, №7 – С. 12 - 18.
- Козина, Е.В. Интерактивное обучение в начальной школе // Управление начальной школой. – 2010, №7 – С. 4 – 15.
- ФГОС начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование и организация воспитательной работы 3 класс
Данный разработка содержит: анализ воспитательной работы за предыдущий учебный год, цели и задачи по моделированию воспитательной системы класса, краткую психолого-педагогическую характеристику класса...
Парная работа, 1 класс
Работа в парах формирует у первоклассников умение принимать общую цель и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенно...
Формы работы на уроке. Организация парной работы.
Парная работа как эффективная форма организации учебного процесса для детей с нарушениями зрения. Н.Н. Гусева, учитель начальных классов МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 127, города Челябинска....
Отчет классного руководителя по итогам организации воспитательной работы в классе за учебный год
Отчет включает: результаты мониторинга, выполнение плана воспитательной работы, участие в общешкольных мероприятиях, участие в городских, районных и других конкурсах, организация работУчастие обучающи...
Отчет классного руководителя 0-А класса по итогам организации воспитательной работы в классе за 2016 – 2017 учебный год
Анализ и результаты воспитательной работы, проведенной в нулевом (подготовительном классе)...
Буклет для педагогов с рекомендациями по организации парной работы с детьми на уроках в начальной школе.
Коллективные, групповые учебные занятия - это не просто работа учащихся. Здесь каждый ученик по очереди работает то в роли обучающего, то в роли обучаемого. Каждый участник являет...
Организация воспитательной работы с классом в рамках дистанционного обучения
В статье автор Е.В.Кормянкова размышляет на тему организации воспитательной работы с классом в рамках дистанционного обучения. Также автором предлагается ряд форм и методов взаимодействия ...