Мастер-класс "Парная работа на уроках в начальной школе"
опыты и эксперименты на тему
Знакомство с методами и приёмами организации работы в паре на уроках в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_parnaya_rabota.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс
Тема: «Парная работа на уроках в начальной школе»
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
И.Г.Песталоцци
Цель: Познакомить с методами и приёмами организации работы в паре на уроках в начальной школе.
В основе Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности. Теперь задачей общеобразовательной школы становится не «снабдить» учащихся багажом знаний, а привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
К моменту поступления в школу у многих детей уже сформировались коммуникативные способности. На уроке необходимо поддержать и развить их. Как же на уроке создать условия для естественного общения? Здесь и помогает работа в парах. Что же такое пара? Пара или, как обозначают философы, диада – это элементарная и одновременно универсальная форма развития человека, как существа социального. В паре представлены в все возможности личностного, познавательного и социального развития.
При освоении работы в парах выделяют три этапа:
1 – организация специальной деятельности учителя и ребёнка, где педагог передаёт навыки социального общения.
2 – демонстрация учителем способов организации деятельности. Взаимодействие учащихся при руководящей роли педагога.
3 – самостоятельная деятельность детей по закреплению пройденного материала.
Выделяют три вида пар (по системе А.С. Границкой):
- статистическая (пара постоянного состава),
- динамическая (пара сменного состава),
- вариационная ( пара сменного состава с разными заданиями)
В статистической паре работа ведётся в режиме "взаимообучение"; "взаимоконтроль".
В динамической паре работа ведётся в режиме "коллективного взаимодействия".
В вариационной паре ведётся в режиме "обработке разнообразных материалов".
Работа в парах начинается с первого класса , как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе урока. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. Поэтому задания для индивидуальной работы даю дифференцированно (по уровню трудности, по объёму учебного материала). После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик». 1. Формирование пары
Самый простой способ – образовать в пару детей, сидящих за одной партой. Преимущества – не тратится время, постепенно накапливается опыт взаимодействия именно у этой пары.
Пары сменного состава образуются в зависимости от конкретных воспитательных или учебных целей в назывном порядке или ученики первого варианта пересаживаются по сигналу учителя на одну парту вперед, при этом ученики с первых парт идут на последние («Эскалатор»)
2.Состав пар
Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени обобщения (высокий — средний, средний — низкий).
3. Развитие навыка работы в условиях шума
Учу детей работать в условиях шума. Каждому ученику даю карточку со скороговорками. Мальчики приходят в гости к девочкам, здороваются и читают свою скороговорку, а те свою – мальчикам. Когда каждый проговорит свою скороговорку без запинки, ученики меняются карточками, и мальчик, поблагодарив, уходит в гости к другой девочке. В классе стоит шум, так как половина ребят говорит. Однако ученики довольно быстро привыкают к этому и даже не замечают шума. Это связано с тем, что ребенок адаптируется к шумовой среде и старается говорить так, чтобы его слышал только сосед.
Регулировать уровень шума договорились с детьми таким образом: если во время работы учитель два раза хлопает в ладоши – говорят так, чтобы слышал только партнер,
на три хлопка – все молчат.
4. Установление контакта и настрой на совместную работу
Для формирования готовности детей к совместной работе хорошо использовать следующие упражнения:
«Зеркало» — один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями;
«Попугай» — один говорит (например, дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями;
«Мостик» — пара строит мостик, соединяясь поднятыми руками;
«Разминка пальчиков» — соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим:
желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный)
и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).
5. Умение слушать партнера и слышать то, что он говорит.
Это умение нельзя сформировать заранее, оно будет развиваться в течение всего времени работы в паре. Для того, чтобы договориться, понять друг друга, дети будут невольно стараться строить речевое высказывание так, чтобы быть понятым. Полезные упражнения:
- На первую парту каждого варианта выдается карточка с пословицей или правилом, Ученики на первой парте читают и запоминают запись, затем по сигналу поворачиваются назад и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так далее до конца ряда. Ученик на последней парте произносит фразу вслух.
6.Этикет, или правила работы в паре
.Согласованность может быть достигнута на первых порах за счет введения соответствующего «этикета», правил вежливого спора:
- высказав свое мнение, спроси партнера: «Ты согласен?»
- послушав партнера, уточни, правильно ли ты его понял. Скажи своими словами его мысль и спроси: «Я правильно понял?»
- если ты не согласен, спроси у партнера: «Почему ты так считаешь? Это можно доказать?»
Правила работы в паре:
1. Говорим шепотом.
2. Работаем вместе.
3. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.
4.В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»
5. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.
6. Оцениваем работу, благодарим друг друга.
Работа в парах является основой для организации устно-самостоятельной работы. В 1 классе работа в паре не превышает 10–15 мин, во 2 классе – более половины урока.
Результат работы в паре:
- повышается учебная и познавательная мотивация учащихся;
- снижается уровень тревожности;
- в паре происходит взаимообучение;
- развиваются коммуникативные навыки, умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения;
- улучшается психологический климат в классе;
- развивается умение правильно оценивать и одноклассников и себя, анализировать процесс работы.
Уважаемые коллеги, а сейчас я хочу предложить вам самим поучаствовать в моём мастер - классе. Но сначала давайте разделимся на пары. Настроимся на работу друг с другом «Разминка пальчиков» — соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь). А теперь задание получает каждая пара.
1. Вставьте подходящие по смыслу слова.
Дорогой друг!
Поздравляем тебя с ……! солнце
Будь, как …, красивым! праздником
Будь ..., милым! счастливым
Будь всегда …! прелестным
Твои друзья.
Проверка. Оцените себя и работу в паре.
Какие слова вы вставили? Исследуйте эти слова. Подчеркните согласные в середине слова, определите, какие из них являются непроизносимыми?
Если в середине слова имеется не менее трёх согласных, это называется «стечением согласных».
Произнесите первое слово, сравните с написанием. Какой согласный в нём не произносится, но пишется? (в слове «праздник» не произносится согласный звук [Д], но буква Д пишется)
Произнесите второе слово. Что заметили? (в слове «солнце» не произносится согласный звук [Л], но буква Л пишется)
Найдите несоответствие в третьем слове. (в слове «прелестным» не произносится согласный звук [Т], но буква Т пишется)
Найдите несоответствие в четвёртом слове. (в слове «счастливым» не произносится согласный звук [Т], но буква Т пишется)
Сделайте вывод.
Вывод: в некоторых словах в середине слова встречаются сразу три согласных. Один звук из них может не произноситься. (-лнц- -здн-, -стн- -стл-, ). Буквы согласных Д Т Л называются непроизносимыми.
Иногда согласные играют с нами в прятки.
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
2 . Прочитайте текст. Замените некоторые слова из текста словами-синонимами. Зачеркните слова из текста и вверху напишите другие. Прочитайте получившийся текст, назовите в нём слова с непроизносимыми согласными.
Позади весёлое лето. Прошли дождливые дни поздней осени. Порывистый ветер сорвал последние листья. Привет, зима! Низкое светило хочет удержать тепло. Начались заморозки.
Слова для справок: ненастные, яростный, радостное, солнце, здравствуй
Проверка. Оцените себя и работу в паре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая форма работы на уроках в начальной школе.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы....
Доклад на тему "Групповые формы работы на уроке в начальной школе.
Доклад был подготовлен для выступления на районом МО....
Групповые формы работы на уроках в начальной школе.
Основной формой организации процесса обучения является урок. В начальной школе эффективно использовать на уроках групповые формы обучения, которые позволяют добиться лучшего усвоения материала, ...
Парная работа на уроках в начальной школе
Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить.Работа в парах на уроках привлекает младших ...
Групповая работа на уроках в начальной школе.
С 1 класса я начала вводить на уроках групповую работу . Эта работа сближает учащихся, помогает детям работать как команда .Чаще применяю эту работу на уроках чтения, окружающем мире,технологии, ...
Методы коллективной работы на уроке в начальной школе. Проектная работа на уроке окружающий мир тема "Осенние листья"
Фотоматериал .....
Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.
В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...