Актуализация групповой и парной работы, влияние данных видов работы на развитие мотивации в урочной и внеурочной деятельности.
материал на тему

Алексеева Екатерина Николаевна

Личность – звено между

мотивацией и ее реализацией” (З. Фрейд)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуализация групповой и парной работы, влияние данных видов работы на развитие мотивации в урочной и внеурочной деятельности.

Подготовила: Алексеева Е.Н.

учитель начальных классов.

Личность – звено между

мотивацией и ее реализацией” (З. Фрейд)

Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

От того, как удается развить мотивацию учения у школьников, вызвать потребность в знаниях, научить учиться, во многом зависит успешность обучения (А.К.Маркова, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев и др.). Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата” (Б.И. Додонов).

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

Второй уровень – хорошая школьная мотивация.(Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель,  ручки,  пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)  

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)  

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)

Если рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” (Якиманская И.С.), то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? У Василия Александровича Сухомлинского есть очень известные слова: “Страшная опасность – это безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека – и ни что не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли” .

Как учитель, я стараюсь задействовать каждого ученика и не допустить такое опасности, как безделье. В своей практике использую групповую работу и работу в паре. Работа в паре «ученик - ученик» особенно важна в сфере самоконтроля и самооценки. Парную работу можно рассматривать как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений. В парной и группой работе использую элементы игровой технологии, технологию развития критического мышления. Данные технологии успешно применяются и во внеклассной работе, и на занятиях внеурочной деятельности.  

Задания для работы в парах могут быть различными, использоваться на любых этапах урока и занятия. В парах ребята заполняют кластеры, составляют тонкие и толстые вопросы, работают над новым материалом, проверяют домашнее задание (устно задавая вопросы по заданному и отвечая на них), исследуют новый материал по бортовому журналу.

 «Задай соседу вопрос»

Ученик при выполнении домашней работы встретился с каким–то затруднением, тогда он готовит конкретный вопрос соседу, который задает на следующем уроке. Если сосед по парте не может ответить на вопрос, затрудняется ему помочь, в таком случае этот вопрос адресуется классу или учителю.

Работа с карточками. На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правило, приводит свои примеры.

«Графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественного текста, учебников или справочника 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет знаки препинания, разбирает предложение по членам, чертит схемы предложений.

Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.

После изучения какой-либо большой темы или раздела, ученик составляет «карточку – зачет для соседа»; обычно в нее включается один теоретический вопрос (устно) и два практических (письменно). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку на карточке, остальные выполняются письменно.

Также успешно формирует и удерживает учебную мотивацию групповая работа. В ходе нее осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от друга, т.к. члены группы рассматривают успех (неуспех) как результат их коллективной деятельности. При этом снижается уровень тревожности, усредняется положительное (отрицательное) влияние индивидуальных способностей и возможностей на результат деятельности, таким образом, происходит сдвиг в оценке своей деятельности со способностей на усилия, формируется чувство самоуважения. Групповая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон через активный диалог, анализ проблемных ситуаций, деловые игры, мозговой штурм. При такой форме работы ученик учится сопоставлять, сравнивать, наконец, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту. Умение сопоставлять различные способы позволит ученику не только анализировать, но и прогнозировать свою деятельность, что в свою очередь влияет на формирование самостоятельности, овладения способами самообразования. Развитие умений планировать, ставить задачи находится в прямой зависимости от мотивации. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и учащихся. Причем помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Каждому учителю при организации групповой деятельности необходимо помнить следующее:

- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

- следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

- групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I–II классах, не более 20-30 минут – в III–IV классах;

- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить “продукт” совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя кропотливой работы.

Групповые формы работы можно использовать на разных этапах урока, например,

- этап актуализации знаний (при выполнении устной работы);

- на этапе закрепления и повторения (при проведении самостоятельной работы);

- на этапе открытия новых знаний (при реализации проблемных ситуаций);

- при подведении итога урока (при выполнении обобщений и формулировки выводов).

Так на уроках окружающего мира при знакомстве с темой урока «Наши подземные богатства» в ходе деловой игры «Научная конференция» дается задание группам подготовить сообщения с подробным описанием заданных  полезных ископаемых. В ходе групповой работы, ребята распределяют обязанности: научный сотрудник, докладчик, художник-оформитель доклада и т.д. В распоряжении ребят справочная информация, учебник, дидактические материалы.

В ходе работы на занятии по внеурочной деятельности Путешествие в страну геометрия» идет работа по теме «Каркасная модель куба. Развёртка куба». Ребята в группах продумывают развертку куба, выполняют математические расчеты и в ходе совместного творчества представляют свои изделия. Результатом становиться построение собственного города, заполнение его другими объемными фигурами будет происходить в ходе выполнения следующих заданий по темам курса.

Итак, групповая и парная работы дает возможность ученику переживать, успех/неудачи, быть значимым, быть принятым, учиться от одноклассников, развивать самостоятельность, планировать, быть активным, а значит успешным на уроке, занятии.

Список литературы

  1. Афанасьев, В.В. Школьникам о вероятности в играх. Введение в теорию вероятностей для учащихся 8-11 классов [Текст] / В.В.Афанасьев, М.А.Суворова. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 192 с
  2. Бунимович, Е.А. Вероятность и статистика. 5-9 кл. [Текст]: пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Е.А. Бунимович, В.А. Булычев. – М.: Дрофа, 2002. – 160 с.
  3. Глеман, М. Вероятность в играх и развлечениях. Элементы теории вероятностей в курсе сред. школы [Текст]: пособие для учителя / М. Глеман, Т. Варга; пер. с фр. – М.: Просвещение, 1979. – 176 с.
  4. О. Б. Епишева, Е. Е. Волкова, В. Е. Гусева, С. В. Демисенова, Х.Х Кадралиева, В. В. Клюсова, Т. В. Оленькова, Д.Ю.Трушников, Л. П. Шебанова, З. И. Янсуфина. Интеграция инновационных подходов к обучению в математическом образовании: вопросы теории и практики: Коллективная монография / Под ред. О. Б. Епишевой. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. - 200 с.
  5. Т. А. Капитонова. Методика и технология профильного обучения математике: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 – Педагогическое образование (профиль подготовки – Математическое образование) / Т.А.Капитонова – Саратов, 2012. – 115 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной работе я представляю свои выработавшиеся взгляды и сложившиеся подходы к применению метода проектов  в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов.  Проектные...

Организация исследовательской работы учащихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности

В статье рассказывается об основных направлениях формирования исследовательских навыков учащихся начальной школы, а также предлагаются темы исследовательских работ для детей, структурированные по года...

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.

Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отл...

Инновационные формы и методы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому  работа с од...

"Работа с конструктором ТИКО в урочной и внеурочной деятельности начальных классов"

В данной презентации показаны объёмные изделия из конструкторва ТИКО. При кажущейся простоте выполненных образцов, за ними стоит творческая  большая проделанная работа педагога и учащихся....

Формы и методы работы с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности.

Аннотация: В статье раскрыты основные понятия одаренности и одаренные дети. Рассмотрены  особенности и специфика работы с одаренными детьми в урочное и внеурочное время....