«Почитай родителей»
статья (4 класс) по теме
Я рада видеть вас, друзья!
И пусть в окно прохлада дышит,
Нам здесь уютно: весь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_urok.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Алёшина Ольга Александровна
учитель начальных классов МБОУ СОШ с.В.- Казинка
Долгоруковского района Липецкой области
Интегрированный урок.
Основы духовно – нравственной культуры народов России.
«Почитай родителей».
Литературное чтение. «Проверь себя».
( слайд № 2)
Организационный момент.
Я рада видеть вас, друзья!
И пусть в окно прохлада дышит,
Нам здесь уютно: весь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
( слайд № 3)
- День пришёл! Добрый день! И пусть в вашей жизни будет много добрых дней!
( слайд № 4)
- Надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем уроке - литературного чтения и основ духовно – нравственной культуры народов России
Самомассаж ( музыка П.И.Чайковский «Детский альбом»)
.Настроим свой голосовой аппарат на работу. Выполним упражнения.
а) несколько раз широко откройте и закройте рот, затем вызовите ощущение зевка
б) наклоните голову вперёд, достав подбородком до груди, затем назад.
в) наклоны головой влево, вправо.
г) поглаживайте ладонями от середины лба к вискам, от нижней челюсти к ушам.
Проверка домашней работы
а) Беседа (откройте оглавление учебника)
- Произведения каких русских писателей вы прочитали в 1 части учебника?
-Назовите основные жанры произведений, с которыми вы встретились у русских писателей?
-Прочитайте выразительно своё любимое стихотворение.
( индивидуальная работа по таблице «Дополни схему» ).
-Что такое правило и зачем люди придумали множество правил поведения?
б) Пересказ статьи «Как возникли правила». К сегодняшнему уроку вы готовили пересказ статьи «Для чего люди придумали правила».
в) Лента рисунков.
- По изученным произведениям, вы приготовили рисунки. Хочу отметить, что все они очень красочные, хорошо передают содержание.. Сюжеты выбраны верно. Видно, что темы изученных произведений Вас волнуют.
( слайд № 5 )
Беседа
- Мама, папа, бабушка , дедушка, Родина. Знакомые и близкие с детства слова, как много они значат для человека. Каждый автор произведений находит удивительно точные слова, чтобы рассказать о родном крае, о людях, живущих рядом.
( слайд № 6)
Сообщение темы и цели урока
Тема нашего урока «Мы пред ними в долгу неоплаченном… ». Сегодня мы познакомимся с одной из общечеловеческих ценностей « Почитай родителей», вспомним рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек», продолжим знакомство с произведением В.Осеевой «Бабка», поработаем над отдельными главами, постараемся понять ценность бережного отношения к родителям, Родине.
Эпиграф урока:
“Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле»
( слайд № 7) Обратите внимание на рисунок- схему «Общечеловеческие ценности». Сегодня мы продолжим знакомиться с ними.
«Почитание родителей»
( слайд № 8 )
Словарная работа.
В толковом словаре С.И. Ожегова говорится
Почитание- чувство глубокого почтения к чему-либо, к кому-либо.
Изучение нового материала.
( слайд №9)
Доброе отношение к родителям, членам семьи, предкам - одно из важнейших нравственных качеств человека.
Традиции религиозной культуры, народные обычаи говорят о том, как важно почитать людей, давших тебе жизнь, воспитавших тебя и научивших жить в окружающем мире. Особое внимание и забота необходимы людям пожилого возраста. Они надеются на поддержку молодого поколения.
Отношение к родителям отражено очень ярко во всех религиях мира.
Мы с вами православные люди и начнём работу с текста
«Этого требует справедливость»
( слайд № 10 )
( Чтение по слайду)
В священной книге христиан Библии много говорится о почитании своей семьи и воздаянии должного родителям. Апостол Павел учил:
«Дети, повинуйтесь своим родителям, ибо этого требует справедливость ».
- Что означают слова апостола «этого требует справедливость»?
Это означает: Дети всем обязаны родителям, которые заботятся о них, любят, во всём отказывают себе ради их блага. Поэтому честно и справедливо ответить такой же заботой и почитанием тем, кто дал тебе жизнь и вырастил тебя.
Что означают слова апостола «этого требует справедливость»? Прочитайте.
( слайд № 11 )
Л. Н Толстой – писатель 19 века.
Обращение к произведению, прочитанному дома: Л. Н. Толстой “Старый дед и внучек”.
Сейчас мы послушаем басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».
Так как он написан специально для школьников, то является поучительным.
- Какой вы уже знаете жанр литературы, который создается с такой целью? (Басня)
Прослушивание.
( слайд № 12 )
Попробуем вместе поразмышлять над произведением:
- Почему сын и невестка перестали сажать деда за стол?
- Почему невестка решила давать старику еду в лоханке?
- Кому обычно дают еду в лохани?
- Как вы думаете, правы или нет были сын и невестка?
- Как вы охарактеризуете отношение сына к своему старому отцу?
- Можно ли считать это проявлением хамства?
- Что заставило сына и невестку одуматься, понять всю недопустимость такого отношения к отцу?
О чем это произведение? ( Об отношении родителей и детей; отношения переходят из поколение в поколение.)
- Для кого все-таки больше написан этот рассказ – для родителей или для детей?
-Каков смысл рассказа?
Вывод: Как ты относился к своим родителям, так и к тебе будут относиться дети
( слайд № 13 )
Награда Аллаха
( опережающее задание - пересказ)
У мусульман почитание родителей - одна из главных обязанностей человека. Ей посвящены многие хадисы- изречения Пророка Мухаммеда и рассказы из его жизни. Вот о чём рассказывает один из хадисов.
Однажды к Пророку явился некий человек, который стремился получить награду Аллаха. Он попросил совета у Пророка, как достичь этой цели. Однако Пророк не стал торопиться с ответом и спросил его:
-А жив ли кто-нибудь из твоих родителей ?
Человек ответил:
- Да, они оба живы .
Тогда Посланник Аллаха вновь спросил его:
- Ты желаешь получить награду Всевышнего Аллаха ?
Этот человек ответил утвердительно.
Мухаммад сказал:
- Ты вернись к своим родителям и обращайся с ними хорошо.
-- Как вы понимаете слова пророка Мухаммада?
( слайд № 14 )
Давайте обсудим вместе татарскую сказку «Три дочери».
О добром отношении к матери говориться в сказке «Три дочери». С ней мы знакомились на уроках литературного чтения.
- Можно ли эту сказку назвать поучительной?
- О какой человеческой ценности она рассказывает?
- Как мы можем проявить своё доброе отношение и любовь к близким ?
-Зачитайте слова Белочки к младшей дочери?
( слайд № 15)
«Хранить добрую память»
( чтение по учебнику)
Согласно учению Будды, дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям: поддерживать их, исполнять свои обязанности по отношению к ним, сохранять семейный уклад и традиции, вести себя так, чтобы быть достойным наследства, хранить добрую память о родителях после их смерти.
Будда говорил, что дети никогда не смогут оплатить своим родителям за то, что те дали им жизнь, за любовь и доброту, которые родители подарили детям. Если родители не идут по пути просветления, дети не должны отвергать их, а обязаны помочь им измениться.
«Не злословь отца своего и мать свою»
( чтение учеником вслух)
В Торе осуждается тот, кто «злословит отца своего и мать свою». В ней говорится:
«Почитай отца твоего и мать твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
- Как вы понимаете смысл слова « злословит»?
Физминутка (слайд № 16)
( слайд № 17)
«Этого требует справедливость»
Вывод:
Дети всем обязаны родителям, которые заботятся о них, любят, во всём отказывают себе ради их блага. Поэтому честно и справедливо ответить такой же заботой и почитанием тем, кто дал тебе жизнь и вырастил тебя.
(Слайд №18 )
Рассказ об В.Осеевой.
В.А. Осеева родилась 15 (28) апреля 1902 года в Киеве в семье инженера. По окончании средней школы училась до 1923 года на актерском факультете Киевского института им. Н. В. Лысенко. В 1924—1940 годах работала педагогом и воспитателем в детских коммунах и приёмниках для беспризорных детей. Во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны работала воспитательницей в детском саду
В 1940 году вышла её первая книга «Рыжий кот». Затем были написаны сборники рассказов для детей «Волшебное слово», «Отцовская куртка».
К проблеме почитания родителей обратилась В.Осеева. Она написала рассказ «Бабка».
( слайд № 19 )
Работа с текстом (ответы на вопросы).
- Прочитайте описание бабки в начале рассказа?
- Перечислите какие виды работы выполняла бабка по дому.
- Как называла бабка в рассказе Борьку?
- Что говорила о почитании родителей внуку?
- Как вёл себя Борька со своей бабушкой? Когда ему стало стыдно за своё поведение?
- Какими слова выражает Борька тоску по бабушке?
О чём это говорит этот рассказ?
Время идёт, а проблема остаётся, поэтому и мы с вами уже в 21 веке обсуждаем эту проблему.
( слайд № 19 )
Работа с пословицами и поговорками ( собери части пословиц)
Прочитай пословицы и поговорки.
1. Сердце матери лучше солнца греет.
2. Родительское сердце в детях.
3. Любовь да лад - не надобен и клад.
4 Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Одиночество( слайд № 20 )
Наши мамы и папы спустя годы становятся дедушками и бабушками и как страшно для них, если они вдруг становятся одиноки.
- Давайте с вами попробуем поразмышлять и высказать своё впечатление к данному фрагменту. Как вы думаете, что могло произойти с данными людьми, что вглядевшись в их лица мы видим грусть и печаль?
Нужно делать так, чтобы пожилые люди чувствовали к себе заботу, внимание ежедневно, а не раз в году.
( слайд №20 -21 )
Родители всегда заботились и заботятся о своих детях, любят их, стараются сделать всё для своего ребёнка, чтобы он был счастлив в своей семье.
- Что означают слова::
уважай, заботься, береги, помни, слушайся, помогай, прощай, проси, люби
Работа в парах.
Назовите дела, в которых вы можете проявить почтительность к родным и близким.
Закончите предложения.
Я должен…(помогать родителям, быть вежливым, почитать своих родителей, здороваться со взрослыми, слушаться старших, защищать слабых.)
Тест.
( слайд № 23 )
1 октября - праздник, день пожилых людей.
( слайд № 24 )
Итог урока.
1)-Какие важные моменты я должен учитывать по отношению к родителям…. ?
- что я для себя уяснил …? ( высказывания учащихся)
Выберите 3 главных слова, которые вы взяли бы для себя в жизнь
2) Выставление оценок.
( слайд № 25 )
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и презентация "Почитай родителей"
Урок направлен на оценивание характера взаимоотношений людей в социальной группе семье, с позиции развития эстетических чувств, доброжелательности,эмоциональности и отзывчивости, понимания чувств ближ...
Классный час «Во всяком возрасте почитай родителей»
Классный час «Во всяком возрасте почитай родителей» Белова Ольга Алексеевна, учитель начальных классовЦЕЛИ: Раскрыть значение семьи в жизни каждого чел...
Классный час "Во всяком возрасте почитай родителей"
Классный час «Во всяком возрасте почитай родителей» Белова Ольга Алексеевна, учитель начальных классовЦЕЛИ: Раскрыть значение семьи в жизни каждого человека.Содейст...
Викторина по разделу "Кто родителей почитает, тот век не погибает" для обобщающего урока чтения в 3 классе (программа "Гармония")
Викторина по разделу "Кто родителей почитает, тот век не погибает" для обобщающего урока чтения в 3 классе (программа "Гармония")...
Почитай родителей.
Я рада видеть вас, друзья!И пусть в окно прохлада дышит,Нам здесь уютно: весь наш классДруг друга любит, чувствует и слышит....
Почитай родителей. Будь щедрым, довольствуйся малым
материал к уроку ОРКСЭ...
Консультация для родителей "Почитайте детям сказку"
В современном мире все меньше времени уделяется чтению книг.Взрослые чаще дают телефоны малышам вместо книги.Хочется привлечьь родителей и заинтересоват досуговым чтением кник....