Конспект урока и презентация "Почитай родителей"
методическая разработка (3 класс) по теме

Мухитдинова Луиза Уразаевна

Урок направлен на оценивание характера взаимоотношений людей в социальной группе семье, с позиции развития эстетических чувств, доброжелательности,эмоциональности и отзывчивости, понимания чувств ближних и сопереживания им.На формирование внимательного и чуткого оношения между членами семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Казённое Общеобразовательное Учреждение

«Средняя Общеобразовательная Школа №6 г.Карабаш»

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Разработка урока

Тема : «Почитай  родителей»

Выполнил учитель высшей категории

Мухутдинова Луиза Уразаевна

г.Карабаш

2011-2012 гг

1

Тема урока : «Почитай родителей»

Цель : оценивать характер взаимоотшений людей в социальной группе семье, с позиции развития этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств ближних и сопереживания им; формирование внимательного и заботливого отношения к между членами семьи

Оборудование:  презентация «Почитай родителей», песня «Родительский дом» в исполнении Льва Лещенко

Материал к уроку:

  1. пословицы и поговорки
  2. нанайская сказка «Айога»
  3. «Почитание  родителей» отношение к родителям согласно   различных вероисповеданий
  4. «Одиночество ….»

Понятийный словарь:

- нравственность;

- одиночество;

Ход урока

  1. организационный момент

  1. подготовка к изучению нового материала ( ознакомление с содержанием презентации)  устная рефлексия (приём прогнозирования)

  1. новый материал («Почитание родителей» отношение к родителям согласно различных вероисповеданий) устная рефлексия стратегия «Знаю, хочу знать, узнал»

- пословицы и поговорки

    - нанайская сказка «Айога»

    - письменная рефлексия. Продолжи высказывание:

     Я считаю, что я счастлив  потому…..          (прослушивание высказываний)  

    - словарная работа : одиночество……

4.  подведение итога урока

5. домашнее задание

2

  1. организационный момент

  1. подготовка к изучению нового материала

ознакомление с содержанием презентации «Почитай родителей» устная рефлексия на основе приёма прогнозирования

  1. новый материал

   Доброе отношение к родителям , членам своей семьи , предкам- одно из важнейших нравственных качеств человека.

   Традиции религиозной культуры , народные обычаи  говорят о том, как важно почитать людей , давших тебе жизнь, воспитавших тебя и научивших жить в окружающем мире. Особое внимание и забота необходимы пожилым людям. Они надеются на поддержку всех нас своих детей.

Согласно различных вероисповеданий отношения к родителям отражено очень ярко.

Награда Аллаха

    У мусульман почитание родителей- одна одна из главных обязанностей человека. Ей посвящены многие хадисы- изречения Пророка Мухаммада и рассказы из его жизни. Вот о чём рассказывает один из хадисов.

    Однажды к Пророку явился некий человек, который стремился получить награду Аллаха. Он попросил совета у Пророка, как достичь этой цели. Однако Пророк не стал торопиться с ответом и спросил его:

 -«А жив ли кто-нибудь из твоих родителей »?

человек ответил:

 «Да, они оба живы ».

 Тогда Посланник Аллаха вновь спросил его

-«Ты желаешь получить награду Всевышнего Аллаха »?

Этот человек ответил утвердительно.

 Мухаммад сказал:

- «Ты вернись к своим родителям и обращайся с ними хорошо »

«Этого требует справедливость»

     В священной книге христиан Библии много говорится  о почитании своей семьи и воздоянии должного родителям. Апостол Павел учил:

«Дети, повинуйтесь своим родителям, ибо этого требует справедливость ».

Что означают слова апостола «этого требует справедливость»?

     Дети всем обязаны родителям, которые заботятся о них, любят, во всём отказывают себе ради их блага. Поэтому честно и справедливо ответить такой же заботой и почитанием тем, кто дал тебе жизнь и вырастил тебя.

3

«Хранить добрую память»

    Согласно учению Будды, дети должны выражать свою любовь  и уважение к родителям: поддерживать их, исполнять свои обязанности по отношению к ним, сохранять семейный уклад и традиции, вести себя так, чтобы быть достойным наследства, хранить добрую память о родителях после их смерти.

  Будда говорил, что дети никогда не смогут оплатить своим родителям за то, что те дали им жизнь, за любовь и доброту, которые родители подарили детям. Если родители не идут по пути просветления, дети не должны отвергать их, а обязаны помочь им измениться.

«Не злословь отца своего и мать свою»

   В Трое осуждается тот, кто «злословит отца своего и мать свою». В ней говорится :

«Почитай отца твоего и мать твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле , которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Устная рефлексия. Стратегия «Знаю, хочу знать, узнал»

-пословицы и поговорки

1. сердце матери лучше солнца греет.

2. родительское сердце в детях.

3. любовь да лад- не надобен и клад.

4 мать кормит детей- сохнет, а они по ней и не охнут.

Обсудим вместе. 

Почитаем сказку. Можно ли её назвать поучительной?

О какой человеческой ценности они рассказывают?

Как мы можем проявить своё доброе отношение и любовь к близким?

4

«Айога»

(нанайская сказка)

   В роду Самар жил один нанаец-Ла. Была у него дочка, Айога. Красивая девочка. Все любили её. И все говорили, что красивее дочки Ла никого нет- ни в этом, ни в каком другом стойбище. Айога загордилась. Стала разглядывать себя. И понравилась сама себе. Смотрит- и не может оторваться. Глядит- не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде.

Совсем ленивая стала Айога. Всё любуется собой. Вот однажды говорит ей мать:

-принеси воды, дочка!

Айога отвечает:

-Я в воду упаду.

- А ты за куст держись, -говорит ей мать.

-Куст оборвётся,- говорит Айога.

- А ты за крепкий куст возьмись.

-Руки поцарапаю….

Говорит Айоге мать:

-Рукавицы надень.

-  Изорвутся, - говорит Айога. А сама всё в медный таз смотрится- какая она красивая!

- Так зашей рукавицы иголкой.

- Иголка сломается.

- Возьми толстую иголку,- говорит отец.

- Палец уколю,- отвечает дочка.

- Напёрсток возьми…

-Напёрсток прорвётся.

Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

- Давай за водой схожу, мать!

Пошла девочка на реку принесла воды, сколько надо.

Замесила мать тесто. Сделала лепёшки. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит:

- Дай мне лепёшку, мать!

- Горячая она, руки обожжёшь,- отвечает мать.

-  А я рукавицы надену,- говорит Айога.

-Рукавицы мокрые…

- Я их на солнышке высушу…

- Покоробятся они,- отвечает мать.

- Я их мялкой разомну.

- Руки заболят,- отвечает мать.- Зачем тебе, доченька, трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке дам, которая рук не жалеет.

Взяла мать лепёшку и отдала соседской девочке.

5

 Рассердилась Айога. Пошла на речку. Смотрит на своё отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепёшку жуёт. Потекли слюнки у Айоги. Стала она на ту девочку оглядываться. Шея у неё вытянулась- длинная стала. Говорит девочка Айоге:

-Возьми лепёшку, Айога, мне не жалко.

Разозлилась , Айога на девочку. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились.

- Не надо мне ничего-го-го!-кричит.

Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду Айога и обратилась в гуся. Плавает и  кричит:

- Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая…

Плавала, плавала, пока по –нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла.только имя своё не забыла, чтобы  с кем-нибудь её, красавицу , не спутали. Кричит, чуть людей завидит:

-Айога-га-га! Айо-га-га-га!

Устная рефлексия  ( анализ содержания данного произведения .Метод пяти пальцев)

Продолжи высказывание

Я счастлив потому, что……

Письменная рефлексия ( высказывают все желающие ученики)

6

Родители всегда заботились и заботятся  о своих детях. Любят их. Стараются сделать всё для своего ребёнка, чтобы он был счастлив в своей семье. А как мы с вами будем относится  к ним? Ведь наши мамы и папы спустя годы становятся дедушками и бабушками и как страшно для  них если они вдруг становятся одиноки.

- Как вы понимаете, что такое « одиночество»?

(высказывание учащихся)

Давайте с вами попробуем поразмышлять и высказать своё впечатление к данному фрагменту. Как вы думаете, что могло произойти с данными людьми, что вглядевшись в их лица мы видим грусть и печаль?

Подведение итога урока

 Ключевой вопрос: Что для себя я взял с урока по данной теме…?

-Какие важные моменты  я должен учитывать по отношению к родителям…. ?

- что я для себя уяснил …?  ( высказывания учащихся)

Домашнее задание

Узнай, какие сказки, легенды, предания, в которых говорится об уважении к родителям есть у твоего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект первого собрания для родителей будущих первоклассников

Рекомендации для родителей будущих первоклассников ...

Конспект урока для родителей.

Данный урок проводится для родителей, в котором я показываю, чему научились дети за определённый период времени. На этом уроке я стараюсь объяснить родителям, как надо объяснять детям новый материал, ...

Конспект урока письма: Поздравительная открытка, письмо родителям.

Открытый урок индивидуального обучения на дому по письму и развитию речи в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Р.р. Поздравительная открытка, письмо родителям. Н...

Конспект совместного досуга с родителями ко Дню Матери «Всё она, родная мама» Средняя группа

Это мероприятие способствует созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования праздника....

Конспект открытого занятия для родителей обучающихся в «День открытых дверей»

Конспект открытого занятиядля родителей обучающихсяв «День открытых дверей» 23 апреля 2016 годас группой учащихся 1 а класса в МАОУ «СОШ №48»....

Конспект урока изобразительного искусства. Тема: "Картина - портрет "Родители"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о картине – портрете; обучение рисованию портрета человека в графике. Планируемые результаты:Предметные:знать, как рисуется портрет чел...