Почитай родителей.
учебно-методический материал по чтению ( класс) на тему

Алёшина Ольга Александровна

Я рада видеть вас, друзья!

И пусть в окно прохлада дышит,

Нам здесь уютно: весь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novyy_urok.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Основы духовно – нравственной культуры народов России.                                    

 Почитай родителей.

Литературное чтение. Проверь себя.  В.А.Осеева «Бабка».

Организационный момент.

 Я рада видеть вас, друзья!

И пусть в окно прохлада дышит,

Нам здесь уютно: весь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

( слайд  2)

 - Надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем интегрированном  уроке -  литературного чтения и основ духовно – нравственной культуры народов России

Самомассаж  ( музыка П.И.Чайковского « Детский альбом») (слайд 3)

.Настроим свой голосовой аппарат на работу( выполнение упражнений)

а)  несколько раз широко откройте и закройте рот, затем вызовите ощущение зевка

б)  наклоните голову вперёд, достав подбородком до груди, затем назад.

в)  наклоны головой влево, вправо.

г)  поглаживайте ладонями от середины лба к вискам, от нижней челюсти к ушам.

Проверка домашней работы

а) Беседа (учебник «Литературное чтение» )

- С  произведениями   каких русских писателей вы познакомились в первой части учебника?

-Назовите основные жанры произведений, с которыми вы встретились у русских писателей?

 -Прочитайте выразительно своё любимое произведение.

( индивидуальная  работа по таблице «Дополни схему).

-Что такое правило и зачем люди придумали множество правил поведения?

б) Пересказ статьи «Как возникли правила» ( учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России»)

в) Лента рисунков.

- К сегодняшнему уроку, по изученным произведениям, вы приготовили рисунки. Хочу отметить, что все они очень красочные, хорошо передают содержание.. Сюжеты рисунков выбраны верно. Видно, что темы изученных произведений Вас волнуют.

Беседа ( слайд 4)

-   Мама, папа, бабушка , дедушка, Родина.   Знакомые и близкие  с детства слова, как много они значат для человека. Каждый автор произведений находит удивительно точные слова, чтобы рассказать о родном крае, о людях, живущих рядом, о нашей природе.

( слайд 5)

 Сообщение темы и цели урока

Тема нашего урока  «Мы пред ними в долгу неоплаченном… ». Сегодня  мы познакомимся с одной из общечеловеческих ценностей « Почитай родителей», вспомним рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек», познакомимся с произведением В.Осеевой «Бабка», поработаем над отдельными главами, постараемся понять ценность бережного отношения к родителям,  Родине.

Эпиграф урока:

“Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле…

( слайд  6 ) Обратите внимание на рисунок- схему «Общечеловеческие ценности». Сегодня мы продолжим знакомиться  с ними.

 «Почитание родителей»

Словарная работа.

   В толковом словаре С.И. Ожегова говорится

Почитание- чувство глубокого почтения к чему-либо, к кому-либо.

( слайд 7)

Изучение нового материала.

( слайд  8)

    Доброе отношение к родителям, членам семьи, предкам - одно из важнейших нравственных качеств человека.

    Традиции религиозной культуры, народные обычаи говорят о том, как важно почитать людей, давших тебе жизнь, воспитавших тебя и научивших жить в окружающем мире. Особое внимание и забота  необходимы людям пожилого возраста. Они надеются на поддержку молодого поколения.

 Отношение к родителям отражено очень ярко  во всех религиях мира.

Мы с вами православные люди и начнём работу с текста

«Этого требует справедливость»

( слайд   9)

( Чтение по слайду)

     В священной книге христиан Библии много говорится  о почитании своей семьи и воздаянии должного родителям. Апостол Павел учил:

«Дети, повинуйтесь своим родителям, ибо этого требует справедливость ».

- Что означают слова апостола «этого требует справедливость»?

     Это означает: Дети всем обязаны родителям, которые заботятся о них, любят, во всём отказывают себе ради их блага. Поэтому честно и справедливо ответить такой же заботой и почитанием тем, кто дал тебе жизнь и вырастил тебя.

Что означают слова апостола «этого требует справедливость»? Зачитайте.

Л. Н Толстой – писатель 19 века. ( слайд 10)

 Обращение к произведению, прочитанному дома.  Л. Н. Толстой “Старый дед и внучек”.

Сейчас  мы  послушаем   рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».
Так   как  он  написан специально  для школьников, то является  поучительным.

-  Какой называется жанр  литературы, который  создается  с   такой  целью?  (Басня)

Прослушивание.

- О чем это произведение? Каков смысл ? (об отношении родителей и детей; отношения переходят из поколение в поколение. .

 Как ты относился к своим родителям, так и к тебе будут относиться дети

(слайд  11)

Попробуем вместе поразмышлять над произведением:

- Почему сын и невестка перестали сажать деда за стол?

- Почему невестка решила давать старику еду в лоханке?

- Кому обычно дают еду в лохани?

- Как вы думаете, правы или нет были сын и невестка?

- Как вы охарактеризуете отношение сына к своему старому отцу?

- Можно ли считать это проявлением хамства?

- Что заставило сына и невестку одуматься, понять всю недопустимость такого отношения к отцу?

  : Для кого все-таки больше написан этот рассказ – для родителей или для детей?

( слайд  12)

Награда Аллаха

( опережающее задание - пересказ)

    У мусульман почитание родителей - одна  из главных обязанностей человека. Ей посвящены многие хадисы- изречения Пророка Мухаммеда и рассказы из его жизни. Вот о чём рассказывает один из хадисов.

    Однажды к Пророку явился некий человек, который стремился получить награду Аллаха. Он попросил совета у Пророка, как достичь этой цели. Однако Пророк не стал торопиться с ответом и спросил его:

 -А жив ли кто-нибудь из твоих родителей ?

Человек ответил:

 - Да, они оба живы .

 Тогда Посланник Аллаха вновь спросил его:

- Ты желаешь получить награду Всевышнего Аллаха ?

Этот человек ответил утвердительно.

 Мухаммад сказал:

- Ты вернись к своим родителям и обращайся с ними хорошо.

-- Какие слова сказал Мухаммад человеку?

Давайте обсудим  татарскую сказку  «Три дочери». (слайд № 13)

 - Можно ли эту сказку назвать поучительной?

- О какой человеческой ценности она рассказывает?

- Как мы можем проявить своё доброе отношение и любовь к близким ?

( слайд  14)

«Хранить добрую память»

( чтение   по учебнику)

    Согласно учению Будды, дети должны выражать свою любовь  и уважение к родителям: поддерживать их, исполнять свои обязанности по отношению к ним, сохранять семейный уклад и традиции, вести себя так, чтобы быть достойным наследства, хранить добрую память о родителях после их смерти.

  Будда говорил, что дети никогда не смогут оплатить своим родителям за то, что те дали им жизнь, за любовь и доброту, которые родители подарили детям. Если родители не идут по пути просветления, дети не должны отвергать их, а обязаны помочь им измениться.

«Не злословь отца своего и мать свою»

( чтение учеником вслух)

   В Торе осуждается тот, кто «злословит отца своего и мать свою». В ней говорится:

«Почитай отца твоего и мать твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Физкультурная минутка. ( слайд 15 )

 «Этого требует справедливость» ( слайд 16)

 

     Дети всем обязаны родителям, которые заботятся о них, любят, во всём отказывают себе ради их блага. Поэтому честно и справедливо ответить такой же заботой и почитанием тем, кто дал тебе жизнь и вырастил тебя.

К проблеме почитания обратилась  В.Осеева.

Рассказ об В.Осеевой( слайд 17)

В.А. Осеева родилась 15 (28) апреля 1902 года в Киеве в семье инженера. По окончании средней школы училась до 1923 года на актерском факультете Киевского института им. Н. В. Лысенко.     В 1924—1940 годах работала педагогом и воспитателем в детских коммунах и приёмниках для беспризорных детей. Во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны работала воспитательницей в детском саду

В 1940 году вышла её первая книга «Рыжий кот». Затем были написаны сборники рассказов для детей  «Волшебное слово», «Отцовская куртка».

 В 20 веке В. Осеевой был написан рассказ “Бабка” на эту же тему.

( слайд  18 )

Работа с текстом

- О чём это говорит? (что время идёт, а проблема остаётся, поэтому и мы с вами уже в 21 веке обсуждаем эту проблему)

-  Почему Борька один вечером побежал на кладбище и почему его коленки были в свежей глине?

Одиночество( слайд 19)

Наши мамы и папы спустя годы становятся дедушками и бабушками и как страшно для  них, если они вдруг становятся одиноки.

- Давайте с вами попробуем поразмышлять и высказать своё впечатление к данному фрагменту. Как вы думаете, что могло произойти с данными людьми, что вглядевшись в их лица  мы видим грусть и печаль

Работа с пословицами и поговорками ( слайд 20 )

Прочитай пословицы и поговорки. О каких достоинствах и пороках человека они говорят?

1. Сердце матери лучше солнца греет.

2. Родительское сердце в детях.

3. Любовь да лад - не надобен и клад.

4  Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Обобщение по теме урока. (слайд 21 -22)

Родители всегда заботились и заботятся  о своих детях, любят их, стараются сделать всё для своего ребёнка, чтобы он был счастлив в своей семье.

 - Что означают слова::

уважай, заботься, береги, помни, слушайся, помогай, прощай, просилюби

 Работа в парах.

Назовите дела, в которых вы можете проявить почтительность к родным и близким.

Закончите предложения.

Я должен…(помогать родителям, быть вежливым, почитать своих родителей, здороваться со взрослыми, слушаться старших, защищать слабых.)

Тест. ( индивидуальная работа)

( слайд 23) Картина  В. Максимова  « Всё в прошлом»

Нужно делать так, чтобы пожилые люди чувствовали к себе заботу, внимание ежедневно, а не раз в году.

1 октября - праздник, день пожилых людей.

( слайд 25 -26)

Итог урока.

Ключевой вопрос: Что для себя я взял с урока по  данной теме…?

-Какие важные моменты  я должен учитывать по отношению к родителям…. ?

- что я для себя уяснил …?  ( высказывания учащихся)

Выберите 3 главных слова, которые вы взяли бы для себя в жизнь.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация "Почитай родителей"

Урок направлен на оценивание характера взаимоотношений людей в социальной группе семье, с позиции развития эстетических чувств, доброжелательности,эмоциональности и отзывчивости, понимания чувств ближ...

Классный час «Во всяком возрасте почитай родителей»

 Классный час «Во всяком возрасте почитай родителей»      Белова Ольга Алексеевна, учитель начальных классовЦЕЛИ: Раскрыть значение семьи в жизни каждого чел...

Классный час "Во всяком возрасте почитай родителей"

Классный час «Во всяком возрасте почитай родителей»      Белова Ольга Алексеевна, учитель начальных классовЦЕЛИ: Раскрыть значение семьи в жизни каждого человека.Содейст...

«Почитай родителей»

Я рада видеть вас, друзья!И пусть в окно прохлада дышит,Нам здесь уютно: весь наш классДруг друга любит, чувствует и слышит....

Викторина по разделу "Кто родителей почитает, тот век не погибает" для обобщающего урока чтения в 3 классе (программа "Гармония")

Викторина по разделу "Кто родителей почитает, тот век не погибает" для обобщающего урока чтения в 3 классе (программа "Гармония")...

Консультация для родителей "Почитайте детям сказку"

В современном мире все меньше времени уделяется чтению книг.Взрослые чаще дают телефоны малышам вместо книги.Хочется привлечьь родителей и заинтересоват досуговым чтением кник....