Экологическое воспитание (из опыта работы).
статья (1 класс) по теме
2013 год Указом президента объявлен годом экологии. У экологии есть свои законы:
- Всё связано совсем;
- Всё должно куда-то деваться;
- Природа знает лучше;
- Ничто не даётся даром.
К сожалению, ещё не все люди знают и выполняют законы экологии, не у всех развито ответственное отношение к природе, и нередко уй продолжают наносить ущерб. Однако не всё так безнадёжно. Что мы, ученики начальной школы, можем сделать для сохранения природы...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie._yakovlevai.v.docx | 177.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя начальных классов Яковлевой Ирины Валентиновны Муниципального общеобразовательного учреждения «Приозёрная средняя общеобразовательная школа»
Экологическое воспитание в начальной школе
Если будет вода, а в ней ни одной рыбки –
Я не поверю воде.
И пусть в воздухе кислород, но не летает ласточка –
Я не поверю воздуху.
И лес без зверей с одними людьми – не лес.
М. Пришвин
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Уверена, что любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её. А чтобы человек научился этому, мы прививаем ему любовь к природе с самого раннего детства.
Важная задача начальной школы – экологическое образование. Экологические проблемы, конечно, имеют глобальный характер и затрагивают всё человечество. Но именно в нашей стране они становятся особенно угрожающими. Главная тому причина – экологическая безответственность. Загрязняется всё: воздух, воды, почвы. И это, в свою очередь, не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Специфические экологические проблемы складываются в каждой природной зоне нашей страны. К примеру, в зоне тундры, в которой мы живём, - это загрязнения при добыче нефти и газа, разрушение растительного покрова вездеходами и опять же гибель редких, растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет говорить о возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к природе. Вот поэтому начальную школу считаю важным звеном в системе экологического образования.
Содержание экологического учебного материала сегодня богато и разнообразно и может быть развёрнуто как в рамках учебных предметов, так и во внеклассной и внешкольной работе.
Большой вклад в экологическое образование вносят уроки литературного краеведения и окружающего мира. На уроках литературного краеведения в процессе работы над сказками, пословицами и поговорками, песнями, заповедями, загадками, суевериями подвожу ребят к пониманию мудрости и достоинства ненецкого народа, бережного отношения к природным богатствам, экологическим проблемам. Решение этих проблем местные жители нашли давным – давно, создав для потомков своеобразные формы устного народного творчества – заповеди.
- Не рви цветы, любуйся ими, или сорви один, тогда их будет в тундре больше и земля наша будет краше.
- Не ломай ветки берёзы, ивы, они нужны животным тундры, тогда их будет больше, а жизнь сытнее.
- Нельзя убивать мать и оставлять детёнышей беспомощными сиротами и т.д.
Уроки окружающего мира также имеют экологическую направленность и в этом нам помогают книги из серии «Зелёный дом» автора А. А. Плешакова, особенно «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», в которой рассказывается как лучше вести себя в природе, как стать добрым Великаном, другом всему живому. Не случайно, выпускник начальной школы должен уметь в учебных и реальных ситуациях в доступной форме
- давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости;
- определять возможные причины отрицательных изменений в природе;
- предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
- определять необходимые меры охраны природы, варианты участия в сохранении природного окружения.
Работа по экологическому воспитанию продолжается и во внеклассной работе. Это проведение бесед, дискуссий, викторин, заочных путешествий. Наш класс активно участвовал в акции «Озеленим родной посёлок». Ребята сами вырастили рассаду различных цветов и передали её жителям посёлка для украшения клумб. Так же работали над созданием газеты «За чистый посёлок», которую представили на родительском собрании. Итогом работы стала посадка растений на клумбах посёлка и уборка пришкольной территории. Ребята класса – активные участники Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество», где обязательно встречаются задания на экологическую тему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Юные разведчики природы"экологический проект ( из опыта работы)
Экологический проект "Юные разведчики природы" проводился с ребятами 1-ого класса, состоял из 2 частей: "Охота на погоду", "Огород- круглый год". В первой части проекта...
Концепция воспитания.Из опыта работы
Опыт организации внеклассной деятельности....
«Игровые моменты на уроках и во внеурочное время в начальной школе как эффективное средство в обучении и воспитании». Из опыта работы учителя Зиганшиной Зинаиды Николаевны
Поступая в школу, главным трудом детей становится учение, на которое детям трудно переключиться. Оно требует от детей значительно больше усидчивости и трудолюбия. Более быстрому и безболез...
Методические аспекты работы над экологическим проектом (из опыта работы)
Работа с детьми младшего школьного возраста над экологическим проектом всегда вызывает много вопросов. Рекомендуемый материал надеемся поможет учителям начальных классов в данном творческом процессе....
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (из опыта работы)
Ребенок не прекращает играть, поступив в школу и включившись в новую для него учебную деятельность. Для младшего школьного возраста ученье - новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьно...
Учебно-методический материал на тему "Экологическое воспитание" Обобщение опыта.
Данная статья предназначена для учителей начальных классов. В статье описываются формы и виды работы по экологическому воспитанию младших школьников на уроках и внеурочной деятельности....
Экологические игры. Из опыта работы
Главной целью экологического воспитания является формированиеэкологической культуры. Младший школьный возраст – оптимальный этап вразвитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребено...