Экологические игры. Из опыта работы
картотека (1, 2, 3 класс)

Чернова Ирина Михайловна

Главной целью экологического воспитания является формирование

экологической культуры. Младший школьный возраст – оптимальный этап в

развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает

выделять себя из окружающей среды, формируются нравственно –

В жизни детей ведущим видом деятельности является игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_igry.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр

Введение.

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому

воспитанию. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может

нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только

научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем сохранить самое

удивительное ее творение – жизнь на земле.

Главной целью экологического воспитания является формирование

экологической культуры. Младший школьный возраст – оптимальный этап в

развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает

выделять себя из окружающей среды, формируются нравственно –

В жизни детей ведущим видом деятельности является игра.

Удовлетворить любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение

окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между

предметами и явлениями позволит именно игра. Игра – это эмоциональная

деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа,

активен и доброжелателен. Известно насколько игра многогранна, она обучает,

развивает, воспитывает, развлекает и дает отдых. Но одна из первых ее задач –

обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов

своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа

воспроизводства практических ситуаций с целью их освоения. Она является

эффективным средством формирования личности воспитанника, в игре

реализуется потребность воздействия на мир. А.С.Макаренко так

характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение, в жизни

ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа,

служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому

воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»

Жизнь в семенах

Цель. Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов, фасоли, гороха), этапами развития растения. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.

Материал. Семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур, специальные чашки с крышками и влажный фильтр.

Задание. Рассмотреть семечко, выбрать нужный набор карточек, расставить по порядку этапы развития овощной культуры, рассказать о жизни и развитии данного растения.

Правила:

1. Количество играющих зависит от того, сколько заготовлено наборов; количество играющих можно увеличить, если играть по командам.

2. Победителем считается тот, кто рассказал и сделал все хорошо и правильно.

Алгоритм проведения

1. Педагог рассказывает детям о жизни маленького семени.

– Всю долгую зиму у нас в коробочке спали семена. Посмотрите, какие они маленькие, беззащитные, но в каждом из них таится необыкновенная сила жизни. Сейчас в каждом маленьком семечке спит жизнь будущего растения. Мы их разбудим, а потом помечтаем, какими они будут. Педагог вместе с детьми помещает семена различных овощных культур в специальные чашечки на влажный фильтр и закрывает крышечкой. Через некоторое время крышка запотевает.

Это наши семена проснулись, они дышат. Пройдет совсем немного времени, и у каждого из них появится маленький белый хвостик. (Показывает проросшее семечко.)

– Как вы думаете, что это? (Это маленький корешок.)

– Это проросшее семечко нужно посадить в землю, и из него постепенно вырастет взрослое растение, если, конечно, вы не забудете за ним ухаживать.

– А теперь давайте помечтаем, какие вырастут из наших семян (перца, томата, огурцов, бобов, фасоли, гороха) растения.

2. Каждому ребенку выдается семечко, предлагается внимательно его рассмотреть и подобрать для него карточки с изображением этапов развития данной овощной культуры. (На каждой карточке нарисовано семечко, из которого выросло данное растение. Форма, цвет и величина семени, нарисованного на картинках, помогают ориентироваться в подборе карточек.)

3. Дети подбирают нужные карточки, раскладывают в правильной последовательности, рассказывают о своем растении.

4. В конце игры подводится итог.

Собери растение

Цель. Закреплять знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.

Материал. Большая картина с изображением лужайки (без цветов, травы и т. д.) и прорезями для растений, разрезные части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод).

Задания:

1. Вспомнить, каково строение растения.

2. Выбрать из предложенного материала то, что может являться частью растения.

3. Собирать из частей целое растение, назвать его и посадить на лужайку.

Правила:

1. Количество играющих от 4 до 6 человек.

2. Выигрывает тот, кто быстро и правильно собрал свое растение и посадил его на лужайку.

Алгоритм проведения

1. Педагог:

– Ребята, на этой полянке когда-то росли прекрасные цветы. Но однажды здесь пронесся страшный ураган. После него осталось вот что… (Педагог  показывает детям пустую желто-коричневую лужайку под синим небом.)

– Нравится ли вам эта лужайка? Можно ли ее так назвать? (Нет.)

– Как сделать ее красивой? (Нужно посадить растения.)

– Давайте оживим эту лужайку. Посадим цветы, сделаем ее красивой. Будут на ней расти цветы, прилетят и нарядные бабочки, и стрекозы, и пчелы. Будет она как прежде, и даже лучше. Будет радовать своей красотой не только нас, но и всех людей.

2. Учащимся предоставляются наборы не только разрезных частей растений, но и ненужные предметы.

3. Дети выбирают, что им нужно, а затем составляют растение, называют его и сажают на лужайку.

4. В процессе общей работы получается красочная картина с изображением прекрасной лужайки.

5. Детям, которые отличились при выполнении задания, предоставляется возможность поместить «прилетевших» бабочек, стрекоз и пчел на цветы лужайки.

6. В конце игры подводится итог.

Кому нужна вода, а кому – полянка

Цель. Знакомить детей с любимым местожительством различных растений (солнечная полянка или затененная опушка леса, рядом с водой или в воде). Знакомить с научной терминологией, характеризующей растения по условиям проживания (влаголюбивое, засухоустойчивое, светолюбивое, теневыносливое). Рассказать о способах приспособления растения к обилию или недостатку влаги, выявить связь между средой обитания растений и их внешним видом. Закреплять знания детей о строении растений, разнообразии внешнего вида, об особенностях строения корня, листьев и т. д.

Материал. Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором присутствует водоем, лесная полянка; вырезанные изображения цветов лесов, полей, водоемов.

Задания:

1. Выбрать одно из растений, которое понравилось больше остальных, назвать его. Рассказать, чем оно понравилось, составить рассказ о его внешнем виде.

2. Подумать и сказать, на какое место прекрасной картины хотел бы посадить цветок.

3. «Посадить» цветок и объяснить, почему именно это место выбрал для цветка.

Правила:

1. В игру могут играть от 2 до 5 человек.

2. Выигрывает тот, кто правильно справится с игровой задачей, сможет связно объяснить свои действия.

Алгоритм проведения

1. Педагог рассказывает детям о разнообразии растений и их потребностях в тех или иных условиях. Предлагает вспомнить, какие растения дети встречали в лесу, в поле, а какие – в водоемах или близко к воде. В каких местах любит расти одуванчик – на солнечной полянке или на затененной опушке леса? Где бы понравилось расти желтой калужнице – рядом с водой или в воде?

2. Педагог знакомит детей с игровой задачей и правилами игры.

3. В конце игры подводится итог.

Приготовь лекарство

Цель. Знакомить детей с лекарственными травами, закреплять знания о строении растения. Формировать умение правильно использовать полезные травы (знать, с какого растения какую часть надо взять для приготовления лекарства и в какое время года это сделать, чтобы не нанести ущерб природе). Обратить внимание детей на то, что от природы мы получаем не только красоту, но и пользу.

Материал. Гербарии лекарственных растений, карточки с изображением лекарственных растений, разрезные карточки, использующиеся для выполнения таких заданий, как: собери растение, найди нужные части растения для приготовления лекарства; «посуда» для отваров и настоев.

Задания:

1. Выбрать лекарственные растения, которые помогут избавиться или от простуды, или от кашля, или от боли в животе, или от зубной боли и т. д.

2. Отобрать нужные части растения для приготовления лекарства (отвара или настоя).

3. Подобрать «посуду» (чайник для заваривания чая из зверобоя, мяты, липы и т. д.; тазик для варенья из малины, черники и т. д.) для приготовления лекарства.

4. Рассказать о своем лекарстве.

Правила:

1. Играть по командам (3 команды по 2–3 человека в каждой).

2. Выигрывает тот ребенок, который правильно приготовит лекарство, расскажет, для чего нужно его лекарство, и объяснит технологию приготовления.

Алгоритм проведения

1. Педагог говорит:

– Ребята, давайте рассмотрим гербарии лекарственных растений. Назовите знакомые вам растения, расскажите об их лечебных свойствах.

2. Педагог объясняет правила игры и задание.

– Сегодня вы будете выступать в роли фармацевтов. Это люди, которые работают в аптеках и готовят лекарства.

3. В конце игры подводится итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Юные разведчики природы"экологический проект ( из опыта работы)

Экологический проект "Юные разведчики природы"  проводился   с  ребятами 1-ого класса, состоял  из 2 частей: "Охота на погоду", "Огород- круглый год". В первой части проекта...

Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...

"Экологическое воспитание младших школьников" из опыта работы

Доклад рассказывает оработе учителя по теме "Экологическое воспитание младших школьников". Приведятся  несколько методик, диагностирующих и развивающих экологическую культуру детей младшего ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.

В статье освещается роль образовательного проекта в формировании экологической культуры младших школьников...

Методические аспекты работы над экологическим проектом (из опыта работы)

Работа с детьми младшего школьного возраста над экологическим проектом всегда вызывает много вопросов. Рекомендуемый материал надеемся поможет учителям начальных классов в данном творческом процессе....

Экологическое воспитание (из опыта работы).

2013 год Указом президента объявлен годом экологии. У экологии есть свои законы:Всё связано совсем;Всё должно куда-то деваться;Природа знает лучше;Ничто не даётся даром.К сожалению, ещё не все люди зн...

Статья. Кружок "Народные игры" (из опыта работы)

Кружок "Народные игры" (из опыта работы). Задачи работы кружка, содержание....