«Игровые моменты на уроках и во внеурочное время в начальной школе как эффективное средство в обучении и воспитании». Из опыта работы учителя Зиганшиной Зинаиды Николаевны
методическая разработка по теме
Поступая в школу, главным трудом детей становится учение, на которое детям трудно переключиться. Оно требует от детей значительно больше усидчивости и трудолюбия. Более быстрому и безболезненному преодолению психологического барьера, возникающего при поступлении ребёнка в школу, является использование игры как методического процесса в учебно-воспитательном процессе.
В своей работе стараюсь найти «золотую середину»: не усложнять – дети не поймут – и не упрощать; облегчая учение, - дети постоянно будут искать лёгкие пути, чтобы поменьше трудиться и не преодолевать трудностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_momenty_v_nachalnoy_shkole.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ижёвская средняя общеобразовательная школа» Менделеевского района Республики Татарстан
Доклад по теме:
«Игровые моменты на уроках
и во внеурочное время
в начальной школе
как эффективное средство
в обучении и воспитании».
Из опыта работы учителя
Зиганшиной Зинаиды Николаевны.
Игра - это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир
ребёнка вливается живительный
поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.”
Сухомлинский В.А.
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности.
Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся.
Исторический опыт свидетельствует о том, что во все времена учёба была трудным делом. Лёгкой учёбы не бывает, а вот сделать её радостной мы обязаны.
Поступая в школу, главным трудом детей становится учение, на которое детям трудно переключиться. Оно требует от детей значительно больше усидчивости и трудолюбия. Более быстрому и безболезненному преодолению психологического барьера, возникающего при поступлении ребёнка в школу, является использование игры как методического процесса в учебно-воспитательном процессе.
Работая 9-й год учителем начальных классов, уж очень не хотелось походить на педагога с плеткой со старинных гравюр. Убедилась, что всегда можно найти способ перехитрить даже упрямцев: не строгостью, а лаской, уместной шуткой, сказкой, не повышая голоса, не занудствуя по мелочам, не пресекая, а переводя их шалости в нужное русло. Все мы родом из детства, но часто детей не понимаем, требуем от них взрослого поведения, то есть удобного для нас в данный момент.
Но ведь «удобный» ребёнок, воспитанный нашими образцовыми педагогическими методами, - это ведь не всегда счастливый ребёнок, так как он порой прячет своё «я» под маской.
Работа с малышами заставила меня глубже изучать психофизиологические особенности. Внимание и запоминание (особенно в 6-7 лет) слабые, особенно если учение не захватывает. Значит надо вводить игры, игровые ситуации: всегда легче запомнить то, что интересно. Поэтому я решила, что именно игровые ситуации помогают детям лучше усваивать материал и в своей работе стала использовать именно данный способ.
Использование в учебно-воспитательном процессе игровых моментов и создание игровой ситуации повышает эмоциональную составляющую учебно-воспитательного процесса, помогает также повысить эффективность усвоения знаний учащихся. Увлечённые дети, к тому же, никогда не утомятся. Ведь одним из главнейших секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебно-воспитательном процессе является применение игровых технологий.
Игра- это эмоциональное поле, в котором ребёнок естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Она создаёт условия для сотворения собственного мира, пробуждает в младшем школьнике творческое отношение к жизни.
Различают следующие функции игр как педагогического феномена:
- развлекательная;
- коммуникативная;
- самореализация;
- игротерапевтичекая;
- диагностическая;
- коррекционная;
- межнациональная коммуникация;
- социализация.
Игра вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития, то есть всё, что так необходимо детям младшего школьного возраста.
Включение игр и игровых моментов в урок делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении. Ведь самое обычное решение примеров можно построить так, что работа покажется детям интереснейшей игрой.
Занятия с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. В игре ученики попадают в ситуации, позволяющие им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему.
Сначала учащихся интересует только сама форма, а затем уже и учебный материал, без которого невозможно участвовать в игре. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные виды упражнений, заданий, где тренируются, например, в устном счёте, решают задачи, сравнивают множества, учатся беглому чтению и так далее.
Игра пробуждает интерес к победе, поэтому дети стараются чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. При этом у них возникает желание быть быстрыми, собранными, находчивыми. Воспитывается дисциплина, воля, характер.
Каждый учитель, работающий в традиционном ключе или придерживающийся инновационных методов обучения, мечтает о высшем результате – полноценном применении тех знаний, которые так долго и тщательно мы стараемся донести до своих учеников. Контрольные и самостоятельные работы, срезы знаний, диктанты – это привычные всем виды работ, где ребёнок должен сосредоточиться и показать всё, чему мы его научили. Наряду с этими видами работ в своей работе часто использую:
- уроки-путешествия;
- занимательные задачки;
- игры со сказочными персонажами;
- дидактические игры;
- интеллектуальные игры («Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «КВН», «Поле чудес» и т.д.).
Преимущество их применения очевидно. Если ребёнок на контрольной работе в сухой и сжатой форме воплощает свои знания, то в игре, в обстановке эмоционального подъёма, духа соревнования он успевает показать свои знания, блеснуть находчивостью. И, конечно, в каждом классе есть группа учеников, которая относится к разряду «незаметных и тихих». Но коллективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает этих робких детей и даёт им возможность показать себя с неожиданной стороны, раскрыть дремлющие способности.
Нельзя недооценить роль предварительной подготовки к игре, ведь она сама по себе уже достигает многих учебных целей. Особенную пользу она приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребёнка появляется повышенная учебная мотивация.
При формировании команд во время игры необходимо учитывать уровень учащихся внутри группы и между ними, чтобы распределить равномерность сил. Игры строить так, чтобы ученик сумел проявить свои способности. Можно предложить вариативные формы ответов: письменные, устные, в форме рисунка, пантомимы, озвучивания ситуаций и т.д. Также можно предложить конкурсы узкой направленности: конкурс капитанов, конкурс теоретиков и так далее. У игры своя технология и свои правила. (Слайд).
Во время игры скучные и сухие математические правила и закономерности станут предметом пристального изучения тех, кто раньше не проявлял к ним интереса; русский язык, природоведение и математика откроют пытливым ученикам свои тайны. Строгая теория расцветёт и засверкает в живом блеске ума, пробуждая в наших воспитанниках интерес к познанию.
Моя задача состоит в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятельно, с удовольствием. Только в этом случае они научатся в любой игровой ситуации регулировать степень внимания, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, то есть будут приобретать качества, необходимые им в жизни. Заметим, что в игре ученики охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.
На любом уроке дети устают, отвлекаются, всё равно очень скоро наступит или охранительное торможение (будет дремать с открытыми глазами), или возбуждение (будет вертеться, тормошить соседа). Вот тут-то бы и сменить вид работы, провести игру, физкультминутку, а мы: «Слушай! Не вертись! Не считай ворон! Лентяй! и т.д. Да при этом ещё прибавляем: «Вечно ты…», «Ты вообще…», «Ты всегда…».
Нет, наши ученики всегда и во всём хороши, вот только сегодня сделали не совсем так, не слушали, вертелись, ссорились. Нет, не они виноваты, а мы: не успели, не смогли, не научили, не заинтересовали, а потому, простим им сегодня все промахи.
Дети чрезмерно подвижны, не могут спокойно высидеть на уроке и 10 минут – значит надо давать выход их энергии в физкультминутках. На занятиях я использую разного рода физкультминутки, упражнения для пальчиков, кистей рук, для глаз, виброгимнастику и т.д.
Мною собран материал по использованию игровых технологий в учебно-воспитательном процессе (папки, занимательная литература, фотографии с уроками и мероприятиями с использованием данной технологии). Часть материала вы можете посмотреть в папках. (Папки).
В своей работе стараюсь найти «золотую середину»: не усложнять – дети не поймут – и не упрощать; облегчая учение, - дети постоянно будут искать лёгкие пути, чтобы поменьше трудиться и не преодолевать трудностей.
Меняются времена, меняются нравы, меняемся и мы вместе с ними. И давно уже пора сменить кнут если не на пряник (он и так порой в избытке в семьях как замена радости общения), то уж во всяком случае на интересные уроки.
Уважаемые коллеги! Давайте попробуем работать на пределе, доказывая всем (и в первую очередь детям), что не зря носим гордое имя УЧИТЕЛЬ!
Трудно? А как же иначе? Таково уж наше высочайшее предназначение на Земле: светить, озарять, облагораживать, любить, возвышать, просвещать, «сеять разумное, доброе, вечное» в юных душах…
Просыпаюсь утром с улыбкой и лечу в школу, как на праздник. Вижу светящиеся глаза встречающих меня счастливых детей, черпаю в них силы, вдохновение, верю в себя и в то, что смогу подарить им сегодня что-то хорошее, ну хотя бы интересный урок.
Успехов вам, дорогие коллеги, на нашем нелёгком, но самом замечательном поприще! Ведь только от нас зависит наш будущий духовный и интеллектуальный потенциал. Только от нас зависит, будет ли наша страна богата талантами. Успехов всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление учителя Зиганшиной Зинаиды Николаевны на родительском собрании по теме: «Формирование здорового образа жизни. Создание здоровьесберегающей образовательной среды».
Нет на свете человека, который был бы безразличен к своему здоровью. Однако, часто бывает так, что человек себя считает здоровым только потому, что он не чувствует неприятных ощущений в своем ор...
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе. Учитель: Зиганшина Зинаида Николаевна. Тема: «Когда наступит лето?»
Тема: «Когда наступит лето?» Задачи урока:формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времён года. Пл...
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (из опыта работы)
Ребенок не прекращает играть, поступив в школу и включившись в новую для него учебную деятельность. Для младшего школьного возраста ученье - новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьно...
Необходимость дополнительного образования и его влияние на повышение качество обучения и воспитания. (Из опыта работы учителя начальных классов Степановой Н.Н. МОБУ СОШ №21 города Якутск)
Основная цель классного руководителя (общая с родителями) - создание условия для свободгого развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастным потребностям, з...
Духовно-нравственное воспитание (из опыта работы учителей начальных классов)
(из опыта работы учителей начальных классов)...
Технологии организации обучения в группе (из опыта работы учителя начальных классов)
Даже в Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества: "Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. Если один упадет, второй поможет е...
Технологии организации обучения в группе (из опыта работы учителя начальных классов)
Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются...