Учебно-методический материал на тему "Экологическое воспитание" Обобщение опыта.
статья
Данная статья предназначена для учителей начальных классов. В статье описываются формы и виды работы по экологическому воспитанию младших школьников на уроках и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_uchitelya.docx | 883.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Научить ребенка любить природу и все живое – задача нелегкая. Формирование у детей положительного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природу.
Для того, чтобы научить ребят любить природу, дружить с ней необходимо обогощать их знания и предстваления об окружающем мире, развивать их познавательные интересы. Изо дня в день кропотливо, ненавязчиво учить детей подмечать все вокруг, любоваться красотой восхода и захода солнца, небом, цветами, наслаждаться пением птиц и т.п. Надо постараться научить ребенка видеть чудо природы, научить соприкасаться с ним.
По словам Сухомлинского, чтобы ребенок научился любить, понимать природу, чувствовать ее красоту, научился читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с детства, когда интерес к окружающим флоре и фауне особенно велик.
Поэтому эту работу надо начинать с 1класса. Ведь в воспитании любви к родной природе у детей важную роль призваны сыграть учителя. Каждый из нас должен постараться пробудить в детях интерес к природе, побуждать их наблюдать за природными явлениями, учить сравнивать и делать выводы. И нет ничего плохого в том, если несколько минут любого урока вы потратите на созерцания красоты природы за окном вашего класса. Послушаете звуки природы: как падает снег, о чем поет ветер, или понаблюдаете за сезонными изменениями растений. И вы заметите, что ребенок слышит и видет то, к чему был глух раньше.
Большие возможности для воспитания чувства любви к родной природе дают уроки природоведения.
Чтобы сделать их интересными, эмоциональными, живыми, надо постоянно опираться на знания детей. Им всегда интересно говорить о том, что понятно, о чем они могут порассуждать. А почерпнуть знания дети могут не только из книг, но и из непосредственного общения с природой. Ведь любовь к природе у ребенка не может быть абстрактной, она конкретна и возникает лишь в результате непосредственного эмоционального контакта с природой.
В начальных классах такими контактами могут стать непосредственные наблюдения детей, сочетающие научность, доступность и увлекательность.
Вот почему особое значение придают экскурсиям.
Именно здесь прививается интерес к природе, воспитывается любовь к ней. В процессе экскурсий и прогулок ученики начинают понимать, чтобы восхищаться природой, мало любить, необходимо научиться ее беречь. И перед учителем стоит задача – довести до сознания учеников того, что человек и природа едины, и что человек не может существовать вне ее.
Помимо экскурсий большую роль в воспитании любви к природе играют походы. Что может лучше повлиять на ребенка, чем непосредственное соприкосновение с растительным и животным миром. А также впечатления, оставленные после встречи с птицами, ручейком и т.п.
Для достижения больших успехов в экологическом воспитании на уроках природоведения способствует использование ребусов, загадок, кроссвордов, дидактических их и др.
Воспитывать у детей любовь к природе можно и на уроках чтения. Где ближайшими помощниками выступают произведения, вошедшие в круг классного и внеклассного чтения учащихся. Достаточно назвать имена Пушкина, Лермонтова, Пришвина, Бианки и др., чтобы понять, как много может дать их тволрчество в воспитании любви к природу подрастающего поколения. Например, рассказы Д.Н.Мамина- Сибиряка «Приемыш», где автор раскрывает удивительное слияние человека с природой. Его взаимоотношение с животными или «Серая Шейка», которая вызывает у детей сочувтствие, сострадание.
А сколько в произведениях можно встретить описание картин природы, которые никого не оставят равнодушными. Стихотворения, воспивающие красоту родной природы, внушают веру в силу природной красоты, вызывают чувства восторга от гармонии и целесообразности природы. Открытый, чистый взгляд простых и скромных героев книг помогают понять и полюбить и величие гор, и красоту гриба, бабочки…..
На уроках русского языка полезно составлять и записывать предложения о различных явлениях природы: листопаде, грозе, закате солнца; описывать красоту весеннего дня, зимнего леса; писать сочинения по наблюдениям после экскурсий в природу. В сочинениях ребенка можно проследить, как он чувствует, воспринимает все - то красивое, светлое и необычное, которое западает ему в сердце и остается на всю жизнь.
Уроки изобразительной деятельности и рисования также способствуют воспитанию любви к природе. На уроках учитель стремится научить детей видеть красоту окружающей природы, любить ее и бережно к ней относиться. Знакомство и работа с репродукциями картин замечательных русских пейзажистов, знаменитых художников: Шишкина, Левитана, Саврасова и др. вызывают отклик в душе ребенка, развивают эстетическое чувство.
Большую помощь оказывают учителю и внеклассные мероприятия: « Золотая осень», « В мире животных», « В гостях у Леса» и т.п., в которых используются пейзажная лирика, музыка, дополнительные сведения о природе. Разбудить радостные чувства, восполнить картины природы помогают музыкальные произведения Чайковского, Грига, Прокофьева и других замечательных композиторов.
Воспитанию любви к природе способствуют различные выставки «Природа и фантазия», «Мы – друзья природы» и др., в которых каждый ребенок принимает участие, изготовляя своими руками поделки из природного материала. Сколько радости увидишь в глазах ребят, когда они своими руками посадят дерево,цветок. И каждый из них будет с любовью и заботой относится к каждому посаженному растению, как дружественному существу. Или же сделает кормушку или скворечник для птиц, поможет больному или раненому зверьку или птичке. Вот где проявляется и как истиная любовь к природе и ко всему живому.
Хорошо, если в школе или в классе есть уголок природы, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Ведь в процессе систематического ухода за ними ребенок учится любить,формирует умения заботся о живых существах, развивает свой интерес к природе.
Воспитывать у детей познавательный интерес к миру флоры помогают и небольшие поручения, связанные с уходом за комнатными растениями, озеленением класса и школы. Чтобы дети их охотно выполняли, каждый учитель должен стараться вызвать у них интерес к ним, знакомить с их научными и народными названиями, с их родиной, с условиями произрастания.
И так, хочется сднлать вывод: чтобы научить ребенка любить природу, видеть прекрасное, наблюдать за ней, беречь, каждому учителю предстоит выполнять огромную работу. И осуществлять ее необходимо в тесном контакте с родителями. И надо помнить, что красоту окружающего мира можно открывать перед ребенком независимо от того, какой урок.
И как справедливо заметил Сухомлинский – любовь к природе, ко всему живому есть первое окно в мир прекрасного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.
Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...
Материал по теме: "Реализация ФГОС НОО средствами учебно -методического комплекта "Школа России": проблемы, пути решения,перспективы". Анализ своей методической учебно - воспитательной работы учителя БОУ г. Омска "СОШ № 63" Кучковской Светланы Михайловны
Материал подготовлен на основе личного опыта работы (с 2011 по 2013 г. г.) в первом, втором классах по программе "Школа России". ФГОС....
Материал по теме: "Пути решения проблем реализации ФГОС НОО средствами учебно - методического комплекта "Школа России". Анализ своей методической учебно - воспитательной работы учителя БОУ г. Омска "СОШ № 63" Кучковской Светланы Михайловны.
Из личного опыта работы, с 2011 по 2013 г г., в первом, втором классах по программе "Школа России"....
Учебно-методический комплект по истории (технологическая карта урока "День народного единства" + учебная презентация + доп. материал к уроку) 4 класс
Тема: «День народного единства»Цели деятельности учителя:1) содействовать формированию у детей представления о новом государственном празднике – День народного единства; ...
Учебно-методический комплект (конспект урока+учебный материал) Тема:«Россия в ХХ веке. События начала века.»
Цель: узнать о событиях в России ХХ века.Планируемые результаты:Личностные УУД:· Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положитель...
Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация+учебное материал) для 2 класса. Школа России. Тема:«Будь другом природе. Проект «Красная книга или Возьмём под защиту».
Тип урока: комбинированный урок. Цель урока: расширить и углубить знания о Красной книги, п...
Учебно-методический интерактивный материал для урока литературного чтения "Книга будущего"
В данной разработке Вы сможете ознакомиться с интерактивным пособием по русским народным сказкам. Оно создана с применением QR-кодов, что сделает процесс изучения более живым, интересным и увлекательн...
- Мне нравится (1)