Рабочая программа внеурочной деятельности "Семь Я" 2 год обучения
рабочая программа (3 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности по развитию личности обучающихся «Семь Я»» направлена на формирование личностных и ценностно-ориентационных качеств обучающихся. В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения вопросов по созданию необходимых условий личностного развития детей, их адаптации к жизни и в обществе, а так же приобретению положительного опыта взаимодействия со многими «Я» в различный видах деятельности.
Программа составлена на основе программы развития личности обучающихся под редакцией В. Овсянниковой, М: «Народное образование» 2002 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sem_ya_2_god_obucheniya.docx | 48.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Яковлевского района
Белгородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Казацкая средняя общеобразовательная школа
Яковлевского района Белгородской области»
Утверждаю:
Директор МБОУ «Казацкая СОШ»
___________ Н.В. Сальтевская
«____» _____________20___г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Семь Я»
Срок реализации - 3 года
Возраст воспитанников: 8 – 11 лет
Заместитель директора по ВР:
Чернушенко Татьяна Владимировна
с. Казацкое
2013 г.
Программа внеурочной деятельности: «Семь Я»
Тип программы: дополнительное образование;
Направленность внеурочной деятельности: социальное.
Автор программы: Чернушенко Татьяна Владимировна
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета
от «____» __________ 20___г., протокол № ____
председатель: Н.В. Сальтевская
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по развитию личности обучающихся «Семь Я»» направлена на формирование личностных и ценностно-ориентационных качеств обучающихся. В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения вопросов по созданию необходимых условий личностного развития детей, их адаптации к жизни и в обществе, а так же приобретению положительного опыта взаимодействия со многими «Я» в различный видах деятельности.
Программа составлена на основе программы развития личности обучающихся под редакцией В. Овсянниковой, М: «Народное образование» 2002 год.
Направление программы внеурочной деятельности:
- социальное
Отличительные особенности программы внеурочной деятельности.
В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения воспитания направленного на ориентацию универсальных общечеловеческих ценностей (Человек, Семья, Отечество, Мир, Труд, Земля, Знания, Культура) на выработку у детей умения решать жизненные проблемы, находить способы построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе.
Для обучающихся предоставляется уникальная возможность приобрести положительный опыт взаимодействия со многими «Я» в различных видах деятельности.
Основное внимание при решении вопросов развития личности обучающихся направлено на опосредованное педагогическое воздействие, на взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в различных направлениях деятельности.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
В связи с реформированием образовательной системы встала проблема комплексного решения вопросов обучения, развития и воспитания ребенка. По определению многих источников, развитие личности происходит не только в учебно-познавательной деятельности, но и в организации разнообразной и интересной жизни любого детского коллектива, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека. Сфера внеурочной деятельности — самая благоприятная в реализации задач духовно-нравственного, интеллектуального, эстетического развития школьников.
Развитие ребенка неразрывно связано с воспитанием, и одно из определений термина «воспитание» сводится к обеспечению наиболее эффективного, наиболее полноценного развития личности. Процесс развития личности целенаправлен и осуществляется в ходе различных видов деятельности с приоритетом диалогических методов обучения, совместного поиска истины, решения воспитывающих ситуаций, удовлетворения интереса к творческому делу.
Цель программы внеурочной деятельности:
- формирование личностных и ценностно-ориентационных качеств обучающихся.
Задачи программы:
- развитие мотивации к познанию окружающего мира и творческой деятельности;
- формирование интересов и склонностей обучающихся;
- становление личности как субъекта собственной жизни;
- формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию на основе образовательных услуг, под которыми мы понимаем удовлетворение потребности личности в приобретении новых знаний и развитии собственных способностей.
Возраст детей, участвующих в реализации программы внеурочной деятельности: 8-10 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности:
программа «Семь Я» реализуется по социальному направлению внеурочной деятельности общим объемом 68 часов в год и рассчитана на три учебных года (2 - 4 класс). Занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 45 минут. Занятия проводятся в классе начальной школы.
Реализация программы предусматривает проведение практических работ, бесед, рисования, различные методики на внимание, память, мышление, используются игры для активного отдыха.
Программа внеурочной деятельности «Семь Я» состоит из 3ступеней:
Первый год обучения
1 ступень – «почемучки». Уровень начально-универсальный. Основа его – познавательная деятельность.
Второй год обучения
2 ступень – «умельцы». Уровень – поисково-зондирующий. Основа его –практическая деятельность.
Третий год обучения
3 ступень – «юные мастера». Уровень – креативный. Основа его – сотворчество, прослеживается выражение собственного «Я».
В содержании программы перечисленные ступени возобновляются на протяжении трех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний обучающихся.
Формы занятий: программа внеурочной деятельности предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
- беседа,
- анкетирование,
- вечера,
- конкурсы,
- ролевые игры,
- выставки,
- викторины.
Режим занятий:
- периодичность: 1 час в неделю продолжительностью 25 минут
- общее количество – 34 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
В результате работы по программе внеурочной деятельности обучающимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
личностные:
1) иметь развитые личностные качества, творческое отношение к деятельности;
2) владеть культурой общения в коллективе и общепринятыми нравственными нормами поведения;
3) выработать потребность к труду, способность к сотрудничеству;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
метапредметные:
1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
3) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон.
предметные:
- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, сверстников;
- уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности.:
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов:
- открытые занятия;
- выставка творческих работ;
- итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние обучающихся.
Учебный план внеурочной деятельности
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | ||
1 год | 2 год | 3 год | ||
1. | Я и мои интересы | 10 | 10 | 10 |
2. | Я и коллектив | 8 | 8 | 8 |
3. | Я и моё созвездие (окружающие люди) | 10 | 10 | 10 |
4. | Я и природа | 10 | 10 | 10 |
5. | Я и культура | 10 | 10 | 10 |
6. | Я и Родина (Моё Отечество) | 10 | 10 | 10 |
7. | Я и творчество | 10 | 10 | 10 |
8. | Всего часов: | 68 | 68 | 68 |
Учебно - тематическое планирование
внеурочной деятельности
2 год обучения
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1. | Я и мои интересы | 4 | 1 | 3 |
1.1. | «Анкета занятости в свободное время» | - | 1 | |
1.2. | Беседа: «Способность и одаренность личности» | 1 | - | |
1.3. | Тест: «Ты и твое увлечение» | - | 1 | |
1.4. | Корректирующий тест «Я сейчас, я — в будущем» | - | 1 | |
2. | Я и коллектив | 4 | 1 | 3 |
2.1. | Тест: «Проверьте уровень своей коммуникабельности» | - | 1 | |
2.2. | Игра «Волшебный стул» | - | 1 | |
2.3. | Комплексная игра «Гармония» | - | 1 | |
2.4. | Итоговое мероприятие: «Дом, который построим мы» | 1 | - | |
3. | Я и мое созвездие (окружающие люди) | 5 | 3 | 2 |
3.1. | Беседа: «Что нужно знать: по уходу за больными» | 1 | - | |
3.2. | Беседа: «О несложном ремонте дома, квартиры» | 1 | - | |
3.3. | Диспут: «Чувство долга - самое ценное качество. Почему?» | - | 1 | |
3.4. | Операция: «Забота» | - | 1 | |
3.5. | Интеллектуально-творческий день «Я и моя дружная и творческая семья» | 1 | - | |
4. | Я и природа | 5 | 2 | 3 |
4.1. | Беседа «Как определить погоду по живым приметам» | 1 | - | |
4.2. | Викторина «Живые барометры» | - | 1 | |
4.3. | Игра по станциям: «Лесной серпантин», «Айболит», «Друзья природы», «Грибники», «Охотники» | - | 1 | |
4.4. | Беседа: Животные и птицы — предсказатели погоды | 1 | - | |
4.5. | Комплексная игра «Поиск нарушителей природы | - | 1 | |
5. | Я и культура | 5 | 2 | 3 |
5.1. | Беседа: «Культура речи — признак воспитанности» | 1 | - | |
5.2. | Игра «Ваш речевой репертуар» | - | 1 | |
5.3. | Беседа: «Разговор по телефону» | 1 | - | |
5.4. | Викторина: «Когда говорят предметы» | - | 1 | |
5.5. | Тематическая игра «Словарь вежливых слов» | - | 1 | |
6. | Я и Родина (Отечество) | 5 | 3 | 2 |
6.1. | Беседа «Познай свой дом» | 1 | - | |
6.2. | Возвращение к истокам. Народные посиделки. | 1 | - | |
6.3. | Народные праздники «Святки», «Масленица», «День русского хлебосольства». | 1 | - | |
6.4. | Вечер, посвященный русскому костюму | - | 1 | |
6.5. | Круглый стол «Будущее твоего города — твое будущее — в твоих руках» | - | 1 | |
7. | Я и творчество | 6 | 2 | 4 |
7.1. | Путешествие в мир искусств: «Искусство — душа народа» | 1 | - | |
7.2. | Конкурс «Природа, мастерство и фантазия» | - | 1 | |
7.3. | Выставка «Мир моих увлечений». | - | 1 | |
7.4. | смотр народных жанров | - | 1 | |
7.5. | Вечер творческих мастеров | 1 | 1 | |
8. | Всего часов: | 34 | 14 | 20 |
Содержание программы внеурочной деятельности «Семь Я»
2 год обучения
- Я и мои интересы
Работа по данному направлению предлагает широкий просмотр для творческой самореализации самых современных интересов детей.
1.1«Анкета занятости в свободное время»
1.2. Беседа: «Способность и одаренность личности»
1.3. Тест: «Ты и твое увлечение»
1.4. Корректирующий тест «Я сейчас, я — в будущем».
Создание условий для формирования объективной самооценки детей через их участие в конкурсах.
Организация активной, насыщенной интересными и полезными делами жизни. Укрепление нравственного климата в коллективе
Создание условий для воспитания независимого, уверенного в себе, способного отстоять собственное мнение школьника.
Теория: 1
Практика:3
- Я и коллектив
Поддержка в развитии «Я» — личности обучающегося — своего образа как социального субъекта, независимого, уверенного в себе, способного отстоять собственное мнение, приспособиться к условиям социальной среды.
Главная задача в этом направлении — создание условий для формирования объективной оценки самого себя в сравнении с другими людьми.
- Тест: «Проверьте уровень своей коммуникабельности»
- Игра «Волшебный стул»
- Комплексная игра «Гармония»
- Итоговое мероприятие: «Дом, который построим мы»
Познание самого себя, своего отношения к людям, к своему коллективу, близким, друзьям, окружающим. Формирование доброго отношения к людям, к своему коллективу, близким, друзьям, окружающим.
Воспитание таких качеств, как доброта, милосердие, чувство долга и товарищества, заботы о ближнем. Воспитание толерантной личности.
Теория:1
Практика:3
3. Я и мое созвездие (окружающие люди)
В работе по этому направлению продолжается процесс самопознания школьников. Одна из задач — познание себя: отношение к людям, самому себе, и, если шире, — нравственное отношение к окружающему. Воспитание у обучающихся таких качеств, как доброта, милосердие, чувство долга и товарищества, забота о ближнем.
3.1 Беседа: «Что нужно знать: по уходу за больными»
3.2. Беседа: «О несложном ремонте дома, квартиры»
3.3. Диспут: «Чувство долга - самое ценное качество. Почему?»
3.4. Операция: «Забота»
3.5. Интеллектуально-творческий день «Я и моя дружная и творческая семья»
Теория:3
Практика:2
4. Я и природа
Природа – кладовая мастерская, сокровище планеты Земля. Природа – лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение школьников в экологическую заботу о мире природы – одна из задач данного направления.
Немаловажной задачей является формирование у школьников представлений о целостности мира, о единстве человека и природы, о человеке, как части природы.
4.1. Беседа «Как определить погоду по живым приметам»
4.2. Викторина «Живые барометры»
4.3. Игра по станциям: «Лесной серпантин», «Айболит», «Друзья природы», «Грибники», «Охотники»
4.4. Беседа: Животные и птицы — предсказатели погоды
4.5. Комплексная игра «Поиск нарушителей природы
Приобщение к миру природы, включение школьников в экологическую заботу о мире природы.
Формирование у школьников представлений о ценности мира, о единстве человека и природы, о человеке как части природы.
Теория:2
Практика:2
5. Я и культура
Понятие «культура» представляет одну из восьми общечеловеческих ценностей. Освоение ребенком многообразных культурных ценностей, его личностное развитие осуществляется через включение ребенка в совокупность доступных ему отношений, а именно: Я и культура (поведения, общения, быта).
Главная задача данного направления — развитие способности обучающихся, соотношение культурных социальных норм с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной, духовной, общественной.
Воспитание у детей гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, своего народа как составной части культуры.
5.1 Беседа:
«Культура речи — признак воспитанности»
5.2. Игра «Ваш речевой репертуар»
5.3. Беседа:
«Разговор по телефону»
5.4. Викторина:
«Когда говорят предметы»
5.5. Тематическая игра «Словарь вежливых слов»
Теория:2
Практика:3
6. Я и Родина (мое Отечество)
Как известно, понятие «Родина» имеет несколько значений: это место, где ты родился и рос, где ты познал первые радости и неудачи.
Тема малой России очень продуктивна для патриотического воспитания.
Участие в патриотическом движении, освоение народных обычаев, обрядов, праздников, изучение национального фольклора, возрождение народных ремесел и промыслов.
6.1. Беседа «Познай свой дом»
6.2. Возвращение к истокам. Народные посиделки.
6.3. Народные праздники «Святки», «Масленица», «День русского хлебосольства».
6.4. Вечер, посвященный русскому костюму
6.5. Круглый стол «Будущее твоего города — твое будущее — в твоих руках»
Теория:3
Практика:2
7. Я и творчество
Задачи данного направления- выявлять, развивать и поддерживать творческие способности обучающихся, формировать устойчивые профессиональные интересы и склонности. Чтобы стать целостной личностью, ребенку необходимо пройти через понимание того, что он что-либо делает лучше других, а для этого необходимым условием является творческая деятельность.
На занятиях ребята учатся радостно предвосхищать результаты своей деятельности, пробуждает у них вдохновение, желание самостоятельно ставить себе цели и осуществлять их, а значит, дает им стимул для саморазвития.
7.1 Путешествие в мир искусств: «Искусство — душа народа»
7.2. Конкурс «Природа, мастерство и фантазия»
7.3. Выставка «Мир моих увлечений».
7.4. Смотр народных жанров
7.5. Вечер творческих мастеров
Выявление потребностей, интересов и склонностей школьников. Создание широкого простора для творческой самореализации интересов
детей. Стимулирование развития творческих способностей детей.
Теория:2 Практика:4
Методическое обеспечение программы:
Для успешного решения поставленных в программе педагогических задач требуется:
- Информационно-методическое сопровождение программы (пакет технолого-методических материалов).
- Внедрение в практику работы личностно-ориентированного подхода.
- Умелое использование педагогами наиболее эффективных форм работы по развитию личности обучаемых.
- Творческое отношение к образовательному процессу.
Список литературы:
- Горелов И. и др. Умеете ли вы общаться? - М.: Просвещение, 2001.
- Ионесян А., Кругова С. Праксеологические игры для детей. - Ставрополь, 2002.
- Караковский В. Общечеловеческие ценности — основа учебно-воспитательного процесса. // Воспитание школьника. - 2006. - с. 296
- Кузнецова Л. Воспитание и развитие. // Воспитание школьника. - 2003. - № 9. - с.6.
- Лунцова К., Станкевич Г. Этикет за столом. - М.: Экономика, 2002.
- Смолка К. Правила хорошего тона. - М.: Просвещение, 2011.
- Шмаков С. Досуг школьника. - Липецк, 1993.
- Щуркова Н. Программа воспитания школьника. - Москва, 2009.
- Этическая грамматика. // Воспитание школьника. - 1991. - №3. с.4; 1992. - № 1, 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологические исследования" (1 год обучения)
Программа по внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы Гукепшевой И.А. в соответствии с требованиями ФГОС. Цели программы:Обеспечение усвоения учащимися основных пол...
Рабочая программа внеурочной деятельности Православная культура 1 год обучения.
Программа основана на УМК для 1 года обучения "Православная культура", автора Л.Л.Шевченко. Предполагается работа по программе во внеурочной деятельности с обучающимися 1-2 классов общеобразовательной...
Рабочая программа внеурочной деятельности с элементами дистанционного обучения "С ГРАММАТИКОЙ НА ТЫ"
Рабочая программа внеурочной деятельности с элементами дистанционного обучения "С ГРАММАТИКОЙ НА ТЫ" для учащихся 3-4 классов....
Рабочая программа внеурочного курса "Шахматы", первый год обучения
Рабочая программа внеурочного курса "Шахматы" для первого года обучения в школе...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Весёлые нотки" 1 год обучения
Программа вокального кружка "Весёлые нотки" 1 год обучения для учащихся Среднеобразовательных школ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов разработана на основе методического пособия для общеобразовательных организаций А...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Грамотный читатель (обучение смысловому чтению)" 2 класс
На изучение курса «Грамотный читатель» в начальной школе выделяется во 2 классе –34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебные недели).Раздел «Виды речевой деятельности» (2ч.)...