Рабочая программа внеурочной деятельности "Весёлые нотки" 1 год обучения
рабочая программа по музыке (1 класс)

Полищук Анна Витальевна

Программа вокального кружка "Весёлые нотки" 1 год обучения для учащихся Среднеобразовательных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselye_notki_1_klass.docx29.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

 «Средняя образовательная школа  №10» города Арсеньева  Приморского края

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы __________

Приказ  № _________

от «____»______________ 2018  года

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

По    веселым ноткам

Ступень обучения (класс)      начальное общее образование      1 класс

                                               

Количество часов  33              Уровень базовый

Учитель    Полищук Анна Витальевна

Программа разработана в соответствии с рабочей авторской программой  

2018 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа кружка «Веселые нотки» построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, примерными программами внеурочной деятельности ( Начальное и основное образование. – М.: «Просвещение», 2010.), планируемыми результатами начального общего образования, и представляет собой вариант программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности учащихся, имеет воспитательную направленность и в соответствии с авторской программой по музыке Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка. Начальная школа» и  основными положениями художественно – педагогическими концепциями Д. Б. Кабалевского.

         Ведущей идеей программы является обеспечение развития творческого потенциала учащихся, развития художественного вкуса, устойчивого интереса к музыке и музыкальной деятельности. Программа базируется на художественно – образном, нравственно – эстетическом  постижении младшими школьниками произведений русских и зарубежных композиторов через исполнительскую деятельность, музыкально – пластические движения, музыкальную импровизацию.

Активное восприятие музыки способствует формированию основ музыкальной культуры, освоением музыкальных произведений, знаний о музыке, а также помогает овладевать практическими навыками в слушании и пении, в игре на элементарных музыкальных инструментах.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере музыки обусловлена необходимостью  разнообразить досуг младших школьников, сделать его интересным и познавательным.  Также  занятия музыкой  носят психолого – терапевтический  эффект, поэтому они играют большую роль в здоровьесбережении учащихся.

         Основополагающими принципами построения программы по организации внеурочной деятельности младших школьников  являются:

  • общедоступность,
  • систематичность и целенаправленность,
  • взаимодействие  педагога и учащихся,
  • увлеченность,
  • здоровый эмоциональный климат во время занятий.

Рабочая программа адресована учащимся 1-2 класса и рассчитана на 1 год обучения в начальной школе. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников, учитывает их интересы и потребности, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциям.

Цель программы:  Развитие творческих способностей младших школьников на основе включения их в активную музыкально-познавательную деятельность.

Задачи:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание интереса  и любви к музыкальному искусству,  уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

В области формирования социальной культуры:

  • развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогом, сверстниками и родителями;
  • формировать толерантность и основы культуры  общения.

В области формирования семейной культуры:

  • формировать  представления о семейных ценностях, уважительного отношения к родителям.

В области формирования универсальных  познавательных учебных действий:

  • развитие образного и ассоциативного мышления, воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • осуществлять поиск необходимой информации.

В области формирования предметных учебных действий:

  • освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Данная программа ориентирована на теоретические и практические требования к построению музыкально-хорового курса для детей начальной школы от 7 до 8 лет.

Возрастные особенности маленьких детей требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены музыкальными примерами.

Количество часов на год по программе – 33, количество часов в неделю –1, что соответствует учебному плану МОБУ «СОШ №10» на 2018-2019 учебный год.

Содержание изучаемого курса

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связи с жизнью.

В процессе исполнения и слухового восприятия  музыки у первоклассников  формируется опыт творческой деятельности и эмоционально – ценностного отношения к жизни, осваиваются основные  сферы музыкального искусства и виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание). Изучение  особенностей  построения (форм)  музыкальных произведений,   основных средств музыкальной выразительности, элементарной нотной грамоты через релятивную систему сольмизации позволяет учащимся понять законы музыкального творчества.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная ценность, педагогическая целесообразность и ориентированность на данный детский возраст.

Освоение музыкального материала, включенного в программу, будет способствовать формированию музыкальной культуры,  воспитанию музыкального вкуса  первоклассников, развитию их творческого потенциала.

Виды музыкальной деятельности на занятиях направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).  Они включают в себя: хоровое и ансамблевое пение, музыкально–ритмические движения, инструментальное музицирование, инсценирование песен и музыкальных пьес программного характера, освоение элементарной нотной грамоты, постановку детской оперы – как результат занятий. Размышления детей о  музыке, различные виды импровизаций на занятиях, рисунки и эскизы костюмов дают первоклассникам большие  возможности для развития  ассоциативного мышления и творчества. Работа над постановкой музыкальной сказки требует подключения к творческой деятельности родителей обучающихся. Участвуя в создании декораций, костюмов к спектаклю, оказывая помощь детям в освоении либретто, родители и дети тесно взаимодействуют друг с другом, укрепляют семейные связи и связь со школой.

Требования к планируемым результатам изучения программы:

В ходе реализации программы «Веселые нотки» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

-развитие личностного творческого потенциала ребёнка;

-привить  ощущение  собственной значимости в обществе,  проявление творческой инициативы, осознание своих возможностей и развитие целеустремлённости;

-заложить в ребёнке фундаментальные основы духовно-нравственного развития личности в перспективе его жизненного самоопределения;

-приобщить ребёнка к культурным традициям вокального музыкального искусства;

-сориентировать  одарённых детей на выбор профессии в области искусства;

-привить детям любовь к вокально-исполнительской культуре через эстрадное и народное пение;

-заложить фундаментальные основы духовно-нравственного развития личности в перспективе его жизненного самоопределения.

Метапредметные результаты:

      Регулятивные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД

-постепенное накопление опыта творческого осмысления искусства эстрадного и народного  пения;

-приобщение ребят к участию в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов.

Познавательные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

-активизация творческого мышления, воображения, рефлексии;

-формирование целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе;

-познание языка музыки, многообразия ее форм и жанров;

-осознание роли музыкального искусства в жизни человека.

    Коммуникативные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

-умение слушать, уважение к мнению других;

-способность встать на позицию другого человека;

-готовность вести диалог;

-участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;

-продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням

Первый уровень результатов

приобретение школьником социальных знаний об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов

получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом.

Третий уровень

получение учащимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

 В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:

1. Первичные жанры: танец, песня, марш;

2. Музыкальные термины: мелодия, темп, динамика, куплет, припев, вступление;

3. Внешний вид музыкальных инструментов: фортепиано, скрипка, флейта, труба, балалайка;                                                                                                                                              

4. Исполнительские коллективы: оркестр, хор;

5. Правила пения, певческую установку.

Уметь:

1. Узнавать освоенные музыкальные произведения;

       2. Охарактеризовать средства музыкальной выразительности (темп, динамика, мелодия);

       3. Соблюдать певческую установку, петь с мягкой атакой звука, напевно, не форсировать звук, правильно дышать при пении, ясно выговаривать слова и правильно делать ударения.

       


Основное содержание программы

1 класс

Тема 1. Азбука красоты. (4 ч) 

Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен.

Прослушивание музыкальных произведений различных жанров.

Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека.

Сопоставление музыкальных произведений  и картин художников.

Понятие: мелодия.

Тема 2. Краски осени. (3 ч)

Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен.

Прослушивание музыкальных произведений осенней тематики.

Беседа о красоте осенней природы.

Поэт – художник – композитор.

Тема 3. Мир музыкальных инструментов. (4 ч)

Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен.

Возникновение музыкальных инструментов.

Семейства музыкальных инструментов.

Виды оркестров.

Музыкальные инструменты русского народа.

Игра на музыкальных инструментах.

Тема 4. Мир животных.  (2 ч)

Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен.

Театрализация русской народной песни «Теремок».

Музыкальные игры.

Понятие: тембр.

Тема 5. Зимние забавы. (4 ч)

Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен.

Прослушивание музыкальных произведений зимней тематики.

Беседа о красоте этого времени года, о народных традициях, забавах.

Изучение потешек, прибауток, колядок.

Поэт – художник – композитор.

Тема 6. Где живут ноты? (3 ч)

Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен.

Элементы музыкальной грамоты: ноты, звукоряд, скрипичный ключ.

Сказка «Семь спящих принцесс и звенящая радуга».

Путешествие в музыкальную страну.

Игра на музыкальных инструментах.

Тема 7. Когда мои друзья со мной. (3 ч)

Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен.

Прослушивание и пение песен из детских фильмов и мультфильмов.

Музыкальные игры.

Тема 8. Веселый праздник масленица. (2 ч)

Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен.

Народный праздник на Руси – Масленица. Проводы зимы. Встреча весны.

Игра на музыкальных инструментах.

Пение попевок, потешек.

Музыкальные игры.

Тема 9. Мелодии и краски весны. (4 ч)

Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен.

Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки.

Весеннее настроение в музыке и произведениях живописи.

Весенний праздник посвящён самому дорогому человеку - маме.

Тема 10. Доброе имя человека. (4 ч)

Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата, изучение песен.

Прослушивание и изучение песен о доброте и преданности.

Музыка советских мультфильмов.

Музыкальные игры.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Элементы содержания

Организация учебной деятельности учащихся

Результаты учебной деятельности

1

Азбука красоты.

4

Слушание музыки: И. Филипп «Колыбельная», С. Майкапар «Дождик», Д. Штейбельт «Адажио», Шнитке Рондо из «Concerto grosso».

Вокальные  импровизации «Спой свое имя»,  изучение песен: Г. Струве «Мы теперь ученики», А. Филиппенко, сл. В. Кукловской «Мы на луг ходили», музыкальная игра «Эхо».

Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата. Вокальные импровизации,  хоровое пение.

Личностные: мотивация к учебной деятельности; коммуникативные: осуществлять сотрудничество.

2

Краски осени.

3

 Слушание музыки: П. Чайковский «Грустная песенка»,  «Осенняя песенка»; Г. Свиридов «Осенние листья», В. Кузнецов «За окном идет дождь».

Пение: Е. Тиличеева, сл. Л. Дымовой «О чем плачет дождик», «Что у осени в корзине», Г. Свиридов «Грустная песня».  

Изучение потешек, скороговорок. Картины осенней природы.

 Музыкально-ритмические движения, музыкальные игры, упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата. Хоровое пение.

Личностные: мотивация к учебной деятельности; коммуникативные: осуществлять сотрудничество;

познавательные: размышлять над образами музыкального произведения.

3

Мир музыкальных инструментов.

4

Слушание музыки: фрагменты произведений в исполнении разных инструментов.

Пение: Е. Тиличеева «Догадайся, кто поёт»; Г. Левкодимова «Весёлые инструменты» (импровизация, игра на детских музыкальных инструментах).

Хоровое пение,  анализ музыки, игра на музыкальных инструментах.

Термин: мажор, минор.

Личностные: уважительное отношение к творчеству (как к своему, так и других людей); коммуникативные: учитывать разные мнения; познавательные: проводить анализ и сравнение

4

Мир животных.

2

Слушание музыки: А. Савельев «Настоящий друг», Г. Гладков «Про львенка и черепаху», Э. Григ «Бабочка», К. Сен-Сан «Лебедь» из цикла «Карнавал животных».

Пение:  русская народная песня «Теремок» - театрализация. Музыка Т. Попатенко, сл. В. Викторова «Котенок и щенок».

Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата. Хоровое пение. Музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.

Понятие: тембр.

Личностные: мотивация  к учебной деятельности; коммуникативные: учиться согласованно работать в группе;

познавательные: размышлять над образами музыкального произведения.

5

Зимние забавы.

4

Слушание музыки: П. Чайковский «Зимнее утро», Б. Кырвер «Ручеек замерзает», С. Сароян «Пейзаж», С. Стоянов «Снежинки».

Зимние пейзажи.

Пение: В. Шаинский, сл. М. Танича «Зимняя сказка», Е. Крутицкая «Зима», р.н.п. «Уж ты зимушка-сударушка», потешки, прибаутки, колядки.

Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата. Хоровое пение. Музыкально-ритмические движения.

Личностные: учебно – познавательный интерес к учебной деятельности;

познавательные: размышлять над образами музыкального произведения.

6

Где живут ноты?

3

Слушание и пение песен В. Герчик, сл. Н. Френкель «Нотный хоровод»,  А. Островский, сл. З. Петровой  «До, ре, ми, фа, соль…»

Сказка «Семь спящих принцесс и звенящая радуга».

Изучение музыкальной грамоты: ноты, звукоряд, скрипичный ключ. Игра на музыкальных инструментах.

Выразительное исполнение песен.

Личностные:  отрабатывание навыков самостоятельной и групповой работы.;

познавательные: умение  использовать знаково – символические средства.

7

Когда мои друзья со мной.

3

Прослушивание и пение песен из детских фильмов и мультфильмов (Б. Савельев песни «Неприятность эту мы переживем», В. Шаинский, сл. Э. Успенского «Голубой вагон»).

Слушание и анализ музыки, музыкальные игры.

Хоровое пение, упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата.

Личностные: мотивация к учебной деятельности;  коммуникативные: осуществлять сотрудничество;  

8

Веселый праздник масленица.

2

Слушание музыки: П. Чайковский «Песня жаворонка».

Пение попевок, потешек, закличек, русская народная песня «Веснянка», «Мы давно блинов не ели».

Хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах  музыкальные игры. Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата.

Личностные: уважительное отношение к творчеству; коммуникативные: учиться согласованно работать в группе.  

9

Мелодии и краски весны.

4

Э. Григ «Весною», М. Глинка «Жаворонок», Ф. Шопен «Весна».

Картины художников.

Пение: Н. Виноградова, сл. Я. Полонского «Весенняя песенка», Э. Ильина, сл. С. Капустянской «Кап…кап…».  Песни о маме и бабушке.

Слушание  и анализ музыки, изучение  понятий «темп», «динамика». Сопоставление поэзии и музыки. Подготовка к 8 марта. Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата.

Личностные:  отрабатывание навыков самостоятельной и групповой работы.;

коммуникативные: осуществлять сотрудничество; познавательные: проводить анализ и сравнение.

10

Доброе имя человека.

4

Слушание и пение песен: В. Шаинский «Антошка», А. Лепин, А. Александров, сл. М. Ивенсен «Всегда найдется дело», В. Шаинский, сл. Ю. Энтина «С понедельника возьмусь», А. Наумова «О культуре поведения».

Упражнения на укрепление дыхания и голосового аппарата. Хоровое пение.  

Музыкальные игры.

Личностные: знание моральных норм; коммуникативные: учитывать позицию других людей; познавательные: воспринимать и анализировать информацию.

итого

 

 33

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наименование средств материально – технического обеспечения

Библиотечный фонд

1

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

2

Программа  внеурочной деятельности художественно – эстетической направленности  музыкальный кружок «Звонкие голоса»

3

Хрестоматии с нотным материалом

4

Сборники песен и хоров

5

Книги о музыке и музыкантах, журналы по искусству

6

Справочные пособия, энциклопедии

Печатные пособия

7

Дидактический раздаточный материал: карточки признаками характера звучания; с обозначением выразительных возможностей музыки;

8

Дидактический раздаточный материал: ритмические партитуры, варианты стихов для импровизаций,  тексты песен

Учебно – практическое оборудование

9

фортепиано

10

Клавишный синтезатор

11

Комплект детских музыкальных инструментов:  бубен. Барабан, треугольники, маракасы, металлофоны, деревянные ложки, трещотки.

12

Расходные материалы: нотная бумага, цветные фломастеры, цветные мелки.

13

Звуковоспроизводящая аппаратура: микрофоны, усилители звука, динамики.

14

Проектор, компьютер

Экранно – звуковые пособия

15

Видеофильмы с записью музыкальных фрагментов

16

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

17

Изображение музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Н. Ветлугина Музыкальный букварь. Москва, «Музыка» 1986г.
  2. О. П. Булаева  Учусь импровизировать и сочинять.  Санкт – Петербург, Композитор 2007г.
  3. И. Лаптев Оркестр в классе Москва. «Музыка» 1991г.
  4. Ж. Металлиди, А. Перцовская Мы играем, сочиняем и поем. Ленинград, «Советский композитор» 1989г.
  5. Л. П.  Дуганова, Л. В. Алдакова Поет хоровая студия «Веснянка». Москва, «Владос» 2002г.
  6. С. Д. Дудниченко Самые известные дыхательные методики  по Стрельниковой, Фролову, Ниши.  Москва, «Эксмо», 2007г.
  7. Ю. А. Антонова Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины/Ю. А. Антонова, М. А. Давыдова. – М.: ИД РИПОЛ классик 2008г
  8. Назаренко И.К. Искусство пения. -М., 1968.
  9. Садовников И. Орфоэпия в пении. -М., 1958.
  10. Стулова Г.П. Развитие детского голоса. - М., 1992
  11. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. - М., 1967.
  12. О. А. Филистович Игровая методика как путь развития мотивационной сферы младших школьников средствами музыки. Минск, РИВШ 2009г.

Согласовано                                                                                                                     Согласовано                                                                                          

на заседании ШМО                                                                                                        Зам.директора по ВВР                                        

протокол №____ от «___»_______2018 год                                                             _______________________  Шигеева Н. В.          

руководитель ШМО   ____________________    Василенко И.Г.                                 «___» ________ 2018 год

https://infourok.ru/backOffice/achievement


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Семь Я" 2 год обучения

Программа внеурочной деятельности по развитию личности обучающихся «Семь Я»» направлена  на формирование личностных и ценностно-ориентационных качеств обучающихся. В условиях реализации требовани...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологические исследования" (1 год обучения)

Программа по внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы Гукепшевой И.А. в соответствии с требованиями ФГОС.  Цели программы:Обеспечение усвоения учащимися основных пол...

Рабочая программа внеурочной деятельности Православная культура 1 год обучения.

Программа основана на УМК для 1 года обучения "Православная культура", автора Л.Л.Шевченко. Предполагается работа по программе во внеурочной деятельности с обучающимися 1-2 классов общеобразовательной...

Рабочая программа внеурочной деятельности с элементами дистанционного обучения "С ГРАММАТИКОЙ НА ТЫ"

Рабочая программа внеурочной деятельности с элементами дистанционного обучения "С ГРАММАТИКОЙ НА ТЫ" для учащихся 3-4 классов....

Рабочая программа внеурочного курса "Шахматы", первый год обучения

Рабочая программа внеурочного курса "Шахматы" для первого года обучения в школе...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов разработана на основе методического пособия для общеобразовательных организаций А...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Грамотный читатель (обучение смысловому чтению)" 2 класс

На изучение курса «Грамотный читатель» в начальной школе выделяется во 2  классе –34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебные недели).Раздел «Виды речевой деятельности» (2ч.)...