Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологические исследования" (1 год обучения)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) на тему

Головашкина Ирина Сергеевна

Программа по внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы Гукепшевой И.А. в соответствии с требованиями ФГОС. 

 

Цели программы:

  1. Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;

  2. Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;

  3. Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_1_klass.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Составила: учитель начальных классов Головашкина И.С.

КУРСК - 2014


1. Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности  разработана на основе авторской программы Гукепшевой И.А., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования, и адаптирована Головашкиной И.С.  на основании особенностей обучающихся данной школы. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования и учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процесса в школе.

Цели программы:

  1. Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;
  2. Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;
  3. Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране.

Задачи:

Обучающие:

- дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

- научиться применять на практике полученные знания;

- формировать представления о краеведческой работе.

Развивающие:

- развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

- формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

- повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, - научить общению в коллективе и с коллек-тивом, реализовать потребности ребят в содержательном и развиваю-щем досуге;

- развивать творческую деятельность.

Воспитательные:

- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

- воспитывать потребность в общении с природой;

- способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

- способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

Методы работы:

К изучаемым темам указаны практические работы, экскурсии, фенологические наблюдения, практическая деятельность, которым должно уделяться самое серьезное внимание. Только на основе наблюдений, исследований (проектов) и практической деятельности возможно осуществление экологического воспитания.

Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка школьного возраста с природой той местности, на которой он проживает. По этому, один из важнейших принципов организации работы — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий включена информация о состоянии природы родного города и области.

Программа работы строится таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, т.е. предполагает наличие таких  направлений, как познавательного, познавательно-развлекательного, практического, исследовательского.

Познавательное направление работы  включает цикл познавательных мероприятий (используются  следующие  формы:  дидактические  игры,  беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют  более  глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное  направление   работы   ставит   целью знакомства  учащихся  начальных  классов  с  компонентами  живой  и  неживой природы,  влияние  деятельности  человека  на  эти  компоненты   в   игровой занимательной форме: это ( тетрализованные  представления  на  экологическую тему,  праздники,  утренники,  устные  журналы,  экологические  игры,  игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира,   водоемов,  родного края, связанное с  практическими  делами  (практическое  направление работы)  озеленением  класса, подкормкой  птиц,  способствует  привитию  бережного   отношения   младших школьников к родной природе.

Исследовательское направление работы  осуществляется  в  рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов  которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

 Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:

- к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;

- к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение;

- к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуман-ного отношения к окружающему миру.

Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.

  1. Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).
  2. Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей).
  3. Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
  4. Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
  5. Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
  6. Принцип ориентации на успех.
  7. Принцип взаимоуважения.
  8. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индиви-дуальный подход, система поощрений, опора на семью).
  9. Принцип связи обучения с жизнью.
  10. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
  11. Принцип креативности (творчества) и коллективности.
  12. Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
  13. Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).

Формы организации внеурочной деятельности:

- учебные занятия;

- познавательные беседы;

- экологические игры;

- викторины;

- поиск информации в читальном зале библиотеки;

- экскурсии;

- наблюдения;

- опыты;

- эксперименты;

- организация выставок, фотовыставок, презентаций;

- защита проектов;

- совместная деятельность обучающихся и родителей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы:  6,5 - 8 лет.

2. Прогнозируемые результаты освоения курса.

Первый уровень результатов – 1-2 класс обучающиеся на занятиях приобретают социальные знания во взаимодействии с педагогом.

Второй  уровень результатов – 2-4 класс учащиеся на занятиях получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человеку, семье, Отечеству, природе, мир, культуре…)

Третий уровень результатов – 4 класс ученики получают опыт самомтоятельного общественного действия, который достигается при взаимодействии с социальными субъектами.

Показатели в   личностной сфере ребенка:                                                                                                    

- интерес к познанию мира природы;                                                                                                                              

- потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;                                                                                  

- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;                                                      

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать/ понимать:

- что такое экология,

- способы охраны природы,

- роль живой природы в жизни человека,

- многообразие природы,

- экологические катастрофы,

- влияние экологии на здоровье человека.

- представителей редких организмов,                                                                                        

- правила поведения в природе,

- особенности природы родного края.

- знать растительный и  животный мир родных мест, охраняемые виды.

Учащиеся должны уметь:

- классифицировать экологические связи,

- устанавливать цепи питания,

- выявлять характерные отличительны и похожие признаки животного и растительного мира,

- оформлять собственные наблюдения за изменениями в живой и неживой природе,

- распознавать растения и животных родного края.

- распознавать растения и животных родного края.

- сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;

- называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

- проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями;

- проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;

- оказывать помощь птицам в зимнее время года;

- участвовать в исследовательской и практической деятельности по охране природы.

3. Система отслеживания результативности деятельности:

- выставки рисунков, поделок;

- участие в городских и дистанционных конкурсах;

- участие в традиционные экологических праздниках: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

- отражение достижений в Портфолио.

4. Учебно – тематический план

п/п

Наименование разделов,  тем

Всего часов

 Кол-во часов

УУД, формируемые в ходе работы над разделами

Аудиторные

Внеаудиторные

1.

Вводное занятие. Мир вокруг нас.  

1

1

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Познавательные УУД:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, хрестоматию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии, в результате наблюдений;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,

несущественных);

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации;

- классификации объектов;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

- совместно договариваться о  правилах общения и поведения на занятиях и следовать им;

- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;

- основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД:

- преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;

- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

2.

Путешествие в осень.

1

1

3.

Лес – наше богатство.

1

1

4.

Путешествие за капелькой воды.

4

3

1

5.

Река и море.

6.

Речные и морские обитатели.

7.

Охрана водоёмов.

8.

Удивительный мир растений.

4

2

2

9.

Лиственные и хвойные растения.

10.

Кустарники и травы.

11.

Различные ситуации в лесу.

12.

Удивительный мир животных.

5

4

1

13.

Серый хищник — волк.

14.

Хозяин леса — медведь.

15.

Любознательный зверёк — белка.

16.

Тигр - самая большая кошка на Земле.

17.

Наши пернатые друзья.

5

4

1

18.

Воробей - самая распространённая птица на Земле.

19.

Сорока- белобока - «лесная сплетница».

20.

«Лесной доктор» - дятел.

21.

Соловей - «великий маэстро».

22.

Красная Книга родного края.

3

2

1

23.

Редкие растения.

24.

Редкие животные.

25.

Сад на подоконнике.

3

2

1

26.

Комнатные растения школы и дома.

27.

Части растений.

28.

Мир похож на цветной луг.

5

2

3

29.

Растения луга.

30.

Насекомые луга.

31.

Растения клумбы.

32.

Пчела — помощница.

33.

Итоговое занятие. Мы – друзья природы.

1

1

Итого:

33

20

13

5. Поурочное планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

Содержание занятия

Характеристика деятельности обучающихся

1.

03.09

Вводное занятие. Мир вокруг нас.  

Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ.

Учащиеся осваивают умения:  задавать вопросы, вступать в диалог, различать способы и средства познания окружающего мира, оценивать результаты своей работы.

2.

10.09

Путешествие в осень.

Наблюдения за солнцем и ветром.  Экологические игры на свежем воздухе.  

Экскурсия в осенний парк. Различение деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки.

Описывать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки времён года.

Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях.

Сравнивать и группировать листья по различным признакам.

Определять деревья по листьям.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

3.

17.09

Лес — наше богатство.

Лиственные, хвойные, смешанные леса. Правила охраны леса. Правила поведения в лесу.

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

4.

24.09

Путешествие за капелькой воды.

Экскурсия к водоёму. Наблюдение за жизнью водоёма.

Прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море.

Сравнивать реку и море, различать пресную и морскую воду.

Узнавать рыб по рисунку.

Приводить примеры речных и морских рыб. Составлять правила охраны водоёмов.

5.

01.10

Река и море.

Путешествие воды из реки в море. Пресная и морская вода. Сходства и различия.

Рыбы пресных водоёмов. Морские обитатели. Охрана водоёмов. Правила поведения вблизи водоёмов.

6.

08.10

Речные и морские обитатели.

7.

15.10

Охрана водоёмов.

Удивительный мир растений (4 часа)

8.

23.10

Удивительный мир растений.

Наблюдения за  лиственными и хвойными деревьями. Определение различий.

Составление в группах и объяснение правил  поведения в различных ситуациях  в лесу.  Анализ использования человеком богатств природы. Составление правил охраны леса.

Различать лиственные и хвойные деревья.

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

9.

05.11

Лиственные и хвойные растения.

10.

12.11

Кустарники и травы.

11.

19.11

Различные ситуации в лесу.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях  в лесу.

Удивительный мир животных (5 часов)

12.

26.11

Удивительный мир животных.

Сравнивание и различие диких и домашних животных. Наблюдения за  домашними животными. Составление правил  ухода за животными в доме, в  зоопарке.

Наблюдение за  внешним видом, характерными особенностями  представителей  зверей.

Наблюдение  за жизнью животных, составление  рассказов о животных. Фотовыставка «Наши любимцы».

Объяснение  роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

Сравнивать и различать диких и домашних животных.

Называть примеры заботливого ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в  зоопарке; примеры работы на пасеке.

Описывать внешний вид, характерные особен-ности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).

Наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

13.

03.12

Серый хищник — волк.

14.

10.12

Хозяин леса — медведь.

15.

17.12

Любознательный зверёк — белка.

16.

24.12

Тигр - самая большая кошка на Земле.

Наши пернатые друзья (5 часов)

17.

14.01

Наши пернатые друзья.

Экскурсия в парк. Наблюдение за поведением, внешним видом, характерными особенностями птиц на улице.

Различение  зимующих и перелётных птиц. Объяснение причины отлёта птиц в тёплые края.

Наблюдение зимующих птиц, различение зимующих птиц по рисункам и в природе.           Обсуждение формы кормушек и виды корма для птиц. Составление  правил подкормки птиц.

Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок.

Описывать внешний вид, характерные особенности птиц (на примере своей местности).

Различать зимующих и перелётных птиц.

Объяснять причины отлёта птиц в тёплые края.

Приводить примеры зимующих и перелётных птиц.

Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе.  Обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц.

Запомнить правила подкормки птиц.

18.

21.01

Воробей - самая распространённая птица на Земле.

19.

28.01

Сорока- белобока - «лесная сплетница».

20.

04.02

«Лесной доктор» - дятел.

21.

11.02

Соловей - «великий маэстро».

Красная Книга родного края (3 часа)

22.

25.02

Красная Книга родного края.

Причины исчезновения растений и животных. Представители флоры и фауны, занесённые в Красную Книгу Курской области.

Выявлять причины исчезновения растений и животных.

Предлагать и обсуждать меры по их охране.

Рассказывать о редких растениях и животных.

23.

04.03

Редкие растения.

24.

11.03

Редкие животные.

Сад на подоконнике (3 часа)

25.

18.03

Сад на подоконнике.

Особенности комнатных растений. Любимые растения.

Наблюдать комнатные растения школы и узнавать их по рисункам.

Приводить примеры комнатных растений.

Находить у растений их части, показывать и называть.

Рассказывать об особенностях любимого комнатного растения.

26.

01.04

Комнатные растения школы и дома.

Работа с иллюстрациями с изображением различных  комнатных растений. Определение названий частей растений.    

Составление правил ухода за комнатными растениями.

Подготовка рассказа  об особенностях любимого комнатного растения.

27.

08.04

Части растений.

Мир похож на цветной луг (5 часов)

28.

15.04

Мир похож на цветной луг.

Наблюдение за дикорастущими и культурными растениями и узнавание их по рисункам и в природе.

Знакомство с необычными растениями.Формулирование выводов об условиях, необходимых для жизни растений.

Наблюдение растений клумбы и луга узнавание их по рисункам. Составление рассказа о любимом цветке.

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения.

Формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений.

Наблюдать растения клумбы и луга узнавать их по рисункам.

Рассказывать о любимом цветке.

Наблюдать насекомых  и  узнавать их по рисункам.

Приводить примеры насекомых.

29.

22.04

Растения луга.

30.

29.04

Насекомые луга.

31.

06.05

Растения клумбы.

32.

13.05

Пчела — помощница.

33.

20.05

Итоговое занятие. Мы — друзья природы.

Подготовка сообщений о взаимосвязи  между человеком и природой.

Приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой.

Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них.

     


6. Информационно-методическое обеспечение программы

Перечень литературы для учителя

Перечень литературы для обучающихся

Цифровые образовательные ресурсы

Материально-техническое обеспечение курса

1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

2. Елизарова Е. М. Знакомые незнакомцы. – Волгоград: Учитель, 2007.

3. Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей.   – М.: Вита - Пресс, 1995.

1. Плешаков, А. А. Атлас-определитель «От Земли до неба». –М.: Просвещение, 2014.

2. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.

3. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.

1. Видеофильмы по предмету, презентации.

2. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир».

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экспозиционный экран.

4. Компьютер.

5. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).

6. Живые объекты (комнатные растения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Семь Я" 2 год обучения

Программа внеурочной деятельности по развитию личности обучающихся «Семь Я»» направлена  на формирование личностных и ценностно-ориентационных качеств обучающихся. В условиях реализации требовани...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка исследовательской деятельности «Мои первые исследования»

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка исследовательской деятельности«Мои первые исследования»Пояснительная записка Новые стандарты образования предполагают внесение значительных измене...

Рабочая программа внеурочной деятельности Православная культура 1 год обучения.

Программа основана на УМК для 1 года обучения "Православная культура", автора Л.Л.Шевченко. Предполагается работа по программе во внеурочной деятельности с обучающимися 1-2 классов общеобразовательной...

Рабочая программа внеурочной деятельности с элементами дистанционного обучения "С ГРАММАТИКОЙ НА ТЫ"

Рабочая программа внеурочной деятельности с элементами дистанционного обучения "С ГРАММАТИКОЙ НА ТЫ" для учащихся 3-4 классов....

Рабочая программа внеурочного курса "Шахматы", первый год обучения

Рабочая программа внеурочного курса "Шахматы" для первого года обучения в школе...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов разработана на основе методического пособия для общеобразовательных организаций А...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Грамотный читатель (обучение смысловому чтению)" 2 класс

На изучение курса «Грамотный читатель» в начальной школе выделяется во 2  классе –34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебные недели).Раздел «Виды речевой деятельности» (2ч.)...


 

Комментарии

Реутова Елена Викторовна

Ирина Сергеевна, спасибо за разработанную и предоставленную коллегам рабочую программу. Обязательно использую основу Вашей программы при разработке программы внеурочной деятельности для обучающихся своего класса.