Программа внеурочной деятельности по краеведению «Тропинками родного края» для учащихся 1-4 классов.
рабочая программа на тему
Программа внеурочной деятельности по краеведению «Тропинками родного края» для учащихся 1-4 классов. рассчитана на 4 года обучения. Ее новизна заключается в объединении экологического, биологического, художественного и психологического подходов к изучению системы «Человек-Природа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tropinkami_ronogo_kraya.zip | 182.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
1 класс
Дата | № | Тема занятия | Базовое содержание | УУД | |
План | Факт | ||||
Природа - наш общий дом. | |||||
1. | Край, где мы с тобой растём. | Представление о стране, родном крае и о родном городе, любовь и уважение к родному краю, привитие желания и стремления знакомиться с его историей. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| ||
2. | Природа - наш общий дом. | Природные богатства и их использование на благо людей; живая и неживая природа и силы природы; бережное отношение к окружающему миру и природным богатствам. | |||
3. | Зелёный дом – что бы это значило? | Знакомство учащихся со значением леса в жизни человека, в природе. Приобщение к экологической культуре. | |||
4. | «Осенние превращения». Экскурсия в лес. | Наблюдение за осенними изменениями в природе; знакомство детей с хвойными и лиственными деревьями; распознавание листьев наиболее распространенных пород деревьев; бережное отношение к природе, умение создавать и видеть красоту вокруг себя. | |||
5. | Экологический конкурс «Сюрпризы волшебницы – Осени». | Поделки из природного материала, рисунки и стихотворения об осени, выставка «Богатый урожай» и т.д. | |||
Путешествие в мир растений и животных родного края. | |||||
6. | Письмо из мира растений. | Знакомство учащихся с исчезающими растениями, встречающимися в нашей местности, бережное отношение к природе. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| ||
7. | В лес по ягоды. | Ягоды, их разнообразие, значение для человека; знакомство с ядовитыми ягодными растениями, бережное отношение к ним, навыки правильного сбора ягод. | |||
8. | Грибное лукошко. | Знакомство учащихся с царством грибов, строением гриба, отличие грибов от растений, выделение групп съедобных и несъедобных грибов, бережное отношение к природе, знакомство с правилами сбора грибов. | |||
9. | Знакомьтесь: животные таёжных лесов. | Разнообразие животного мира Республики Коми. Приобщение к экологической культуре. | |||
10. | Наши друзья: птицы. | Знакомство учащихся с многообразием птиц, выделение существенных и отличительных признаков, расширение знаний детей о пользе птиц, бережное отношение к природе, к птицам. | |||
11. | Экологическая акция «Кормушка». | Представление детей о зимующих птицах нашего края, ответственность за «братьев наших меньших», проявление заботы к ним. | |||
12. | Интервью у кормушки птиц. | Потребность общения с природой и окружающим миром, обогащение словарного запаса учащихся, бережное отношение к природе, к птицам. Загадки о птицах, дополнение загадок приметой, связанной с птицей. | |||
13. | Обитатели подводного мира. | Разнообразие обитателей водоемов Республики Коми. Способы питания, дыхания, маскировки рыб. Связь строения тела рыб со средой обитания. Экологическая культура. | |||
14. | Эти удивительные насекомые. Не обижайте паука! | Знакомство учащихся с понятием «насекомое» (его существенный признак), средой обитания насекомых, способами передвижения, питания, защиты; значение насекомых в природе, правила безопасного поведения при встрече с ними. | |||
15. | Все хотят есть, или кто чем питается? (Пищевые связи). | Знакомство учеников с классификацией животных по типу питания; рассмотрение цепей питания животных; изучение приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов. | |||
16. | Лес – многоэтажный дом, где нет “полезных” и “вредных”. | Знакомство с ярусами леса и их обитателями. Необходимость различных растений и животных друг другу. | |||
17. | Дружба в природе. | Знакомство с понятием «невидимые нити» в природе. | |||
Будь природе другом! | |||||
18. | Как сберечь зеленый дом? | Составление основных правил экологического поведения в природе. Необходимость соблюдения правил каждым человеком. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| ||
19. | Проект «Экологические правила поведения в природе». | Знакомство с понятием «экология» как науки, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле, знакомство учащихся с тем, как человек влияет на природу; приобщение к экологической культуре, ответственность и любовь к природе. | |||
20. | «Белый сказочный дворец». Экскурсия в лес. | Наблюдение за зимними изменениями в природе. Связь жизни животных и растений с изменениями в неживой природе. Особенности ели и жизнь животных, связанных с этим деревом. | |||
21-22. | Проект «Природа нашего края». | Расширение знаний о природе, растительном и животном мире края, раскрытие уникальных и природных особенностей края, представление о природе как среде жизнедеятельности человека. | |||
Из золотого сундучка коми народа. | |||||
23. | Сказка – складка: послушать сладко. Коми народные сказки о животных. | Знакомство учащихся с традиционными героями коми сказок о животных, с традиционной композицией этих сказок (зачин, концовка). | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| ||
24. | Сказка – складка: послушать сладко. Коми волшебные сказки. | Отличия коми волшебной сказки от других видов сказок; знакомство с композицией коми волшебной сказки. Внимание к языку произведения. | |||
25. | Сказка – складка: послушать сладко. Яг-морт – лесной человек. | Знакомство учащихся с легендами народа коми, их героями, развитие воображения и фантазии учащихся, духовная культура народа коми. | |||
26. | Выставка рисунков «Олiсны-вылiсны…» («Жили-были…», по мотивам коми народных сказок). | Выполнение рисунков по мотивам коми народных сказок, организация выставки, развитие творческих способностей. | |||
27. | Пословица век не сломится. Коми народные загадки. | Воспитание интереса к устному народному творчеству, истории коми народа. Различие малых фольклорных жанров. Обнаружение черт народного творчества в пословице, загадке. | |||
28-29. | Проект «Книжка-малышка «Коми народные загадки». | Роль описания предмета в загадке, сравнение и сопоставление предметов по одному или нескольким признакам. Знакомство со способом «засекречивания» отгадки. | |||
30. | «Ах, северная милая весна…» Экскурсия в лес. | Наблюдение за природой весной. Красота природы во время весеннего пробуждения. Связь изменений в неживой природе и изменений в живой природе весной. Губительное воздействие вытаптывания на раннецветущие растения. | |||
Золотые руки народных мастеров. | |||||
31. | Орнамент - тайный язык народа. | Знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, с элементами орнамента коми народа, приемами построения. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| ||
32. | Тест. | Проверка знаний учащихся о природе, растительном и животном мире родного края, об устном народном творчестве коми. | |||
33. | Проект «Коми орнамент в декоративном оформлении традиционной посуды народа коми». | Значение декоративно-прикладного искусства; согласование цвета и рисунка узора с формой украшаемой посуды; цветовой контраст, воспитание интереса к декоративно оформительской деятельности; неразрывность красоты вокруг нас и деятельности человека. Уважительное отношение к тому, что сделано руками человека. |
Календарно-тематическое планирование.
2 класс.
Дата | № | Тема занятия | Базовое содержание | УУД | |
План | Факт | ||||
Нет милей родной сторонушки… | |||||
1. | «Где мы живём?» Образ малой родины. | Понятие «малой родины», знакомство с границами, разнообразием природы и достопримечательностями родного края. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| ||
2. | Что такое экология? | Экология - наука о взаимосвязях в природе. Задачи экологии и ее значение. Правильное поведение в природе. | |||
3. | Что такое краеведение? | Краеведение - это всестороннее изучение природных, исторических условий родного края, его традиций и культуры. Значимость наследия родного края в жизни людей. Проблемы окружающего мира, пути их решения. | |||
4. | Учимся видеть, наблюдать, беречь. Экскурсия в природу. | Представление о характерных признаках осени в неживой природе; осенние изменения в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, их связь с неживой природой. | |||
5. | Растения родного края, их связь со средой обитания. | Знакомство с растениями родного края, относящимися к различным группам, их связь со средой обитания. Бережное отношение к природе. | |||
6. | За дарами в тайгу. | Дары родного леса: грибы, ягоды, целебные растения. Правила сбора. Бережное и разумное отношение к природе. | |||
7. | Ядовитые растения нашего края. | Знакомство с ядовитыми растениями коми лесов. Правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой. | |||
8. | Животные родного края и их связь со средой обитания. | Знакомство с животными родного края, относящимися к различным группам, их связь со средой обитания. Бережное отношение к природе. | |||
9. | Звериные норы и птичьи гнёзда. | Вредные для природы действия людей. Правила поведения по отношению к птицам, животным. Любовь к родной природе, бережное отношение к ней. | |||
10. | Приспособление животных и растений нашего края к сезонным изменениям. | Сезонные изменения в природе; связь живой и неживой природы. Знакомство с народными приметами, связанными с данным временем года. | |||
11. | Почему их так назвали? | Связь между названиями ряда растений, грибов, животных и их особенностями. Любовь к родной природе, бережное отношение к ней. | |||
12. | Выясняем роль неживой природы в жизни живого. | Целостность природы. Взаимосвязь между живой и неживой природой. | |||
Экологическая тревога. | |||||
13. | Экологические связи в живой природе. | Связь между различными растениями, влияние одних растений на другие, связь между животными разных видов, между растениями и животными, между природой и человеком. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| ||
14. | Почему их становится меньше? “Красная книга” – сигнал бедствия. | Красная книга – сигнал бедствия. Редкие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу Республики Коми, причины угрозы исчезновения данных видов, меры охраны. | |||
15-16. | Проект «Красная книга Республики Коми». | ||||
17. | Экологическое лото «Кто они и откуда?» | Растительный и животный мир лесов, лугов и водоемов родного края. Приобщение к экологической культуре. | |||
18. | Экологическая выставка «Краски земли северной» | Организация выставки о красоте и многообразии родной природы. Развитие творческих способностей учащихся. | |||
Природа – целитель и учитель. | |||||
19. | Роль природы в жизни человека. | Положение человека в природе, взаимосвязь и взаимовлияние их друг на друга, отрицательные последствия воздействия человека на природу, природоохранные мероприятия и их реализация. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| ||
20-21. | Проект «Зелёная аптека родного края». | Многообразие лекарственных растений лекарственных растений и способы применения их человеком. Правила сбора лекарственных растений. Экологическая культура, бережное отношение к природе. | |||
22. | Конкурс экологических плакатов. | Оформление и защита плакатов на экологическую тему. | |||
Золотые руки народных мастеров. | |||||
23. | Особенности жилых и хозяйственных построек народа коми. | Различные стили архитектуры и формы зданий в коми селе. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| ||
24. | Интерьер коми крестьянской избы. Экскурсия в краеведческий музей. | История родного края, жизнь людей, прославивших его, интерьер коми крестьянской избы. | |||
25. | Предметы быта коми народа. Традиционная посуда народа коми. | Богатство творений человека, предметами старины, история жизни предков. Бережное и уважительное отношение к старинным вещам. | |||
26. | Тайна народного костюма. Традиционная мужская и женская одежда коми. Экскурсия в краеведческий музей. | Традиционная культура, искусство, история Коми края. Представление о мужской и женской одежде коми, знакомство с элементами, её декоративным оформлением. | |||
27-28. | Проект «Традиционные орнаментальные мотивы коми» | Значение декоративно-прикладного искусства; растительные и животные мотивы в коми орнаменте, согласование цвета и рисунка узора, цветовой контраст, воспитание интереса к декоративно оформительской деятельности. Уважительное отношение к тому, что сделано руками человека. | |||
Из золотого сундучка коми народа. | |||||
29. | О чём рассказывают коми сказки? | Знакомство с коми народными сказками. Отражение культуры, быта, образа жизни коми народа в сказках. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| ||
30. | Образ отрицательных героев (Ёма, Вöрса, Васа, Яг-морт и т.д.) в коми народных сказках. | Характеристика героев, оценка их поступков, различие хорошего и плохого. | |||
Веселье - от всех бед спасенье. | |||||
31. | Коми народные музыкальные инструменты. Экскурсия в Центр коми культуры. | Старинные коми народные музыкальные инструменты: чипсан, пöлян и т.д. Особенности их изготовления и применения. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| ||
32. | Проект «Коми народные игры». | Обычаи, игры коми народа. | |||
33. | Тест. | Проверка знаний учащихся о природе, растительном и животном мире родного края, об устном народном творчестве, декоративно- прикладном искусстве коми. | |||
34. | Экологический утренник. | Стихи, песни, игры, загадки, сценки на экологическую тему. |
Календарно-тематическое планирование.
3 класс.
Дата | № | Тема занятия | Базовое содержание | УУД | ||
План | Факт | |||||
Моя родина – Республика Коми. | ||||||
1. | Моя родина – Республика Коми. | Родной край – часть большой страны. Республика Коми на карте России. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| |||
2. | Физическая карта Республики Коми. | Поверхность нашего края. Природные объекты (Уральские горы, Тиманский кряж, реки, озера). | ||||
3. | Административная карта Республики Коми. | Столица РК, районы и районные центры, республики и области, граничащие с нашей республикой. | ||||
4. | Символы Республики Коми. | Герб, флаг, гимн Республика Коми, их особенности. | ||||
5-6. | Проект «Сыктывкар – миян кар». Автобусная экскурсия по городу. | Сыктывкар – столица Республика Коми. История, достопримечательности города. | ||||
7. | Города Республики Коми. | Города Республики Коми, их история, достопримечательности. | ||||
8-9. | Проект «От Слободы до Эжвы». | История, достопримечательности Эжвы, люди, которые её прославили. | ||||
10. | Сокровища Коми земли. | Природные богатства родной земли, бережное отношение к ним. | ||||
11. | Традиционный народный календарь коми. | Традиционный народный календарь коми. Зооморфный код календаря. Особенности природной и хозяйственной жизни коми в народных названиях месяцев. Праздники, календарные обряды и обычаи. | ||||
12. | Экологическая выставка «Это Север – край неповторимый». | Выставка фотографий, рисунков, панно о красоте и неповторимости северного края. | ||||
Природа – наш общий дом. | ||||||
13. | Ориентирование. Народные приметы ориентирования. Экскурсия в лес. | Простейшие элементы ориентирования: по веткам деревьев, по муравейнику, по компасу. Правила поведения в лесу и их соблюдение. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
2.Логические
Коммуникативные
| |||
14. | Вот так растения! | Тайны растений родного края. Свои тайны растения открывают тем, кто умеет наблюдать. Бережное отношение к растениям. | ||||
15. | Экологическая сказка «Путешествие Муравьишек». | Сочинение сказки о муравьях с элементами драматизации. | ||||
16. | Роняет берёза горючие слёзы… | Экологические проблемы леса, которые возникли и возникают по вине человека. Пути их преодоления. | ||||
17. | Вопросы задает природа. | Экологические проблемы в природе по вине человека, заставляющие задуматься о причинах возникновения и путях их решения. | ||||
18. | Составление экологической памятки «Правила поведения в лесу». | Основные экологические правила поведения в лесу, которые для каждого должны стать нормой. | ||||
19. | В заповедном раю. | Особо охраняемые природные территории Республики Коми: Печоро-Илычский биосферный заповедник, национальный парк «Югыд ва», заказники, памятники природы. | ||||
20. | Проект «Чему верить, что проверить?» (Коми народные приметы). | Коми народные приметы – результат многолетних наблюдений народа. Создание копилки коми примет, рисунки. | ||||
21. | Выпуск экологической стенгазеты. | Оформление стенгазеты на экологическую тему. | ||||
Из золотого сундучка коми народа. | ||||||
22-23. | Национальное своеобразие коми народных сказок. | Знакомство с новыми коми народными сказками. Отражение культуры, быта, образа жизни коми народа в сказках. | Личностные
Регулятивные
Познавательные 1.Общеучебные
2.Логические
Коммуникативные
| |||
24. | Легенда о Пера-богатыре. Экскурсия в музей им. Дьяконова. | Воплощение национальных черт во внешнем и внутреннем облике Перы-богатыря. | ||||
Занятия населения коми края в давние времена. | ||||||
25. | На охотничьих тропах. | Особенности промыслового календаря. Охота и рыбалка – традиционные занятия населения коми края. Образ коми охотника в коми сказках и легендах. Верования, связанные с охотой. Бережное и разумное отношение коми охотников к богатствам природы. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| |||
26. | Экологическая акция «День встречи перелётных птиц», посвященная Дню птиц (1 апреля). | Изготовление скворечников, их размещение. Необходимость проявления заботы о птицах, ответственность за природу. | ||||
27. | Особенности коми национальной кухни. | Коми национальные блюда. Традиции, связанные с приготовлением пищи. | ||||
28. | Золотые руки народных мастеров. Экскурсия в краеведческий музей. | Изделия коми мастериц: вышивка, вязаные изделия. Предметы коми быта из бересты, дерева, корня. Народные умельцы: Кочев, Торлопов и др. | ||||
29. | 15 апреля – День экологических знаний. Экологическая викторина. | Викторина о родном крае, взаимосвязях в природе, мерах по ее охране. | ||||
30-31. | Проект «Традиционное коми народное искусство». | Виды традиционного коми народного искусства: изготовление изделий из древесины, бересты, ткачество, узорное вязание, вышивка, изделия из кости и металла. | ||||
Будь природе другом! | ||||||
32. | Экологический десант «Сделаем мир чище!» | Виды весеннего труда, характерного для нашего края. Особенности живой и неживой природы весной. Уважение к труду. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| |||
33. | Тест. | Проверка знаний учащихся о природе, растительном и животном мире родного края, об устном народном творчестве, декоративно- прикладном искусстве коми. | ||||
34. | Золотое правило экологической этики. | Знакомство с Золотым правилом экологической этики: «Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». |
Календарно-тематическое планирование.
4 класс.
Дата | № | Тема занятия | Базовое содержание | УУД | ||
План | Факт | |||||
Богатства Республики Коми. | ||||||
1. | Коми – край мой северный. | Природа, географическое положение, климатические особенности республики. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| |||
2. | Дороже жемчуга и злата – под ногами. Экскурсия. | Поверхность нашего края. Преобладающие почвы родного края и их охрана. | ||||
3. | Где богатство зарыто. | Полезные ископаемые Республики Коми, их добыча и охрана. | ||||
4. | Озёра, реки, ручейки – сокровища родной земли. | Гидроресурсы РК. Крупнейшие реки и озера. Причины загрязнения водоемов, меры по охране. Бережное отношение к воде. | ||||
5. | Невидимое сокровище. | Воздух, причины его загрязнения и меры по охране. | ||||
6. | Коми море. | Лес – восполнимое богатство РК. Роль леса в жизни человека и природы. Меры по охране леса, бережное отношение. | ||||
Природа и человек. | ||||||
7-8. | Влияние основных отраслей промышленности на экологическую обстановку Республики Коми. | Основные отрасли промышленности РК. Их негативное влияние на экологическую обстановку Республики Коми. Меры по охране. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| |||
9-10. | Проект «Природа и человек». | Единство человека и природы. Влияние человека на природу. Правильное поведение в природе, бережное отношение к ней. | ||||
11. | Растениеводство и животноводство в Республике Коми. | Основные отрасли сельского хозяйства РК. Выращиваемые культуры. Разведение крупного рогатого скота, свиноводство, птицеводство, оленеводство. Связь с климатическими условиями. | ||||
12. | В краю оленей и северного сияния. | Районы РК, которые расположены в зоне тундры. Природные особенности, флора и фауна этих мест. | ||||
13. | Самобытная культура и жизнь оленеводов. | Самобытная культура и образ жизни оленеводов. Чум, малица, нарты. | ||||
14-16. | Проект «Путешествие» в Печоро-Илычский заповедник», посвященный 11 января – Дню заповедников и национальных парков. | Географическое положение, история создания, флора и фауна Печоро-Илычского заповедника. Лосеферма. Плато Маньпупунёр. | ||||
Из золотого сундучка коми народа. | ||||||
17-18. | Коми легенды и предания. | Знакомство учащихся с коми легендами «Йиркап», «Кирьян-Варьян», «Кудым-Ош», «Кöрт-Айка», их героями. Воплощение национальных черт во внешнем и внутреннем облике героев. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| |||
По страницам истории Коми края. | ||||||
19. | Сказание о Стефане Пермском. | Жизнь Стефана Пермского. Миссионерский подвиг Стефана, история православия в Коми крае. Первые храмы в Усть-Выми, история Стефановского собора в Сыктывкаре. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| |||
20-21. | По страницам истории Коми края. | Результаты археологических раскопок. Вхождение Коми края в состав русского государства. Жизнь коми крестьян в 19 в. Коми край в годы Великой Отечественной войны и после. | ||||
22. | Как в старину учились? Экскурсия в краеведческий музей. | Развитие образования в начале 20 века. Первые школы в Коми крае. Издание первого коми букваря, обучение детей на коми языке. | ||||
23-24. | Проект «Моя семья в истории края». | Вклад каждой семьи в историю и развитие родного края. Оформление стенгазет, альбомов, презентаций. Рассказы учеников. | ||||
Свет над пармой. | ||||||
25. | «Я любил всем сердцем свой язык чудесный…» И. А. Куратов – основоположник коми литературы. | И. А. Куратов – основоположник коми литературы. Биография и творчество поэта. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| |||
26. | Творчество писателей – земляков. | Известные коми писатели и поэты, внесшие большой вклад в развитие коми литературы: С.Попов, А.Ванеев, М.Лебедев, И.Коданёв, В.Чисталёв, В.Савин, Г.Юшков и др. | ||||
27. | Выставка рисунков «Детские произведения коми поэтов и писателей в рисунках». | Рисунки к произведениям коми детских писателей и поэтов: Н.Куратовой, Е.Габовой, Г.Юшкова, С.Попова, А.Лужикова, И.Изъюрова, С.Пылаевой и др. | ||||
28. | Коми художники и композиторы. | Творчество коми художников (Р.Ермолина, В Мамченко, В.Павлова, В.Игнатова, С.Торлопова, В.Краева) и композиторов (Я.Перепелицы и др.) | ||||
29. | Их имена в историю вписаны. | Герои коми народа и их подвиги: Д. Каликова, Н Оплеснин и др. герои Великой Отечественной войны. Мастер-балалаечник Н.Налимов и др. | ||||
Я и мой край. | ||||||
30. | Экологическая акция «Умей посадить и вырастить дерево!», посвящённая Международному Дню Земли (22 апреля). | Посадка саженцев во дворе школы, дома. Правила посадки. Бережное и заботливое отношение к природе. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| |||
31-32. | Проект «Я и будущее моего края». | Что я могу сделать для родного края? Каким я вижу РК в будущем? | ||||
33. | Тест. | Проверка знаний учащихся о природе, растительном и животном мире родного края, об устном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве коми. | ||||
34. | Экологическая игра «Я – знаток родного края». | История, культура и природа родного края, мероприятия по охране природы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность "Краеведение. Природа родного края".
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу "Краеведение. Природа родного края"....
Авторская рабочая программа по краеведению "География родного края" для учащихся коррекционной школы VIII вида
краеведческая работа...
Воспитание патриотизма через краеведение во внеурочной деятельности «Мар-Кюель- мой родной край»
Осуществление патриотического воспитания предполагает использование различных средств обучения: уроков, внеклассных работ, практических работ, исследовательских работ, бесед, интервью, экскурсии,...
Рабочая программа курса «Отчий дом» – «Родной край» для учащихся 1-4 классов
Рабочая программа курса«Отчий дом» – «Родной край»для учащихся 1-4 классов...
Рабочая программа по курсу краеведения «Знатоки родного края» (внеурочная деятельность)
Рабочая программа по курсу краеведения «Знатоки родного края» 1, 2, 3 класс (внеурочная деятельность) Калининградская область....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби свой край» для учащихся 1 - 4 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби свой край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования...
Сборник информационно-методических материалов по краеведению в начальной школе "По тропинкам родного края"
Сборник информационно-методических материалов по краеведению в начальной школе «По тропинкам родного края» адресован учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования, органи...