Программа внеурочной деятельности по краеведению «Тропинками родного края» для учащихся 1-4 классов.
рабочая программа на тему
Программа внеурочной деятельности по краеведению «Тропинками родного края» для учащихся 1-4 классов. рассчитана на 4 года обучения. Ее новизна заключается в объединении экологического, биологического, художественного и психологического подходов к изучению системы «Человек-Природа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 182.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
1 класс
Дата | № | Тема занятия | Базовое содержание | УУД | |
План | Факт | ||||
Природа - наш общий дом. | |||||
1. | Край, где мы с тобой растём. | Представление о стране, родном крае и о родном городе, любовь и уважение к родному краю, привитие желания и стремления знакомиться с его историей. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| ||
2. | Природа - наш общий дом. | Природные богатства и их использование на благо людей; живая и неживая природа и силы природы; бережное отношение к окружающему миру и природным богатствам. | |||
3. | Зелёный дом – что бы это значило? | Знакомство учащихся со значением леса в жизни человека, в природе. Приобщение к экологической культуре. | |||
4. | «Осенние превращения». Экскурсия в лес. | Наблюдение за осенними изменениями в природе; знакомство детей с хвойными и лиственными деревьями; распознавание листьев наиболее распространенных пород деревьев; бережное отношение к природе, умение создавать и видеть красоту вокруг себя. | |||
5. | Экологический конкурс «Сюрпризы волшебницы – Осени». | Поделки из природного материала, рисунки и стихотворения об осени, выставка «Богатый урожай» и т.д. | |||
Путешествие в мир растений и животных родного края. | |||||
6. | Письмо из мира растений. | Знакомство учащихся с исчезающими растениями, встречающимися в нашей местности, бережное отношение к природе. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| ||
7. | В лес по ягоды. | Ягоды, их разнообразие, значение для человека; знакомство с ядовитыми ягодными растениями, бережное отношение к ним, навыки правильного сбора ягод. | |||
8. | Грибное лукошко. | Знакомство учащихся с царством грибов, строением гриба, отличие грибов от растений, выделение групп съедобных и несъедобных грибов, бережное отношение к природе, знакомство с правилами сбора грибов. | |||
9. | Знакомьтесь: животные таёжных лесов. | Разнообразие животного мира Республики Коми. Приобщение к экологической культуре. | |||
10. | Наши друзья: птицы. | Знакомство учащихся с многообразием птиц, выделение существенных и отличительных признаков, расширение знаний детей о пользе птиц, бережное отношение к природе, к птицам. | |||
11. | Экологическая акция «Кормушка». | Представление детей о зимующих птицах нашего края, ответственность за «братьев наших меньших», проявление заботы к ним. | |||
12. | Интервью у кормушки птиц. | Потребность общения с природой и окружающим миром, обогащение словарного запаса учащихся, бережное отношение к природе, к птицам. Загадки о птицах, дополнение загадок приметой, связанной с птицей. | |||
13. | Обитатели подводного мира. | Разнообразие обитателей водоемов Республики Коми. Способы питания, дыхания, маскировки рыб. Связь строения тела рыб со средой обитания. Экологическая культура. | |||
14. | Эти удивительные насекомые. Не обижайте паука! | Знакомство учащихся с понятием «насекомое» (его существенный признак), средой обитания насекомых, способами передвижения, питания, защиты; значение насекомых в природе, правила безопасного поведения при встрече с ними. | |||
15. | Все хотят есть, или кто чем питается? (Пищевые связи). | Знакомство учеников с классификацией животных по типу питания; рассмотрение цепей питания животных; изучение приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов. | |||
16. | Лес – многоэтажный дом, где нет “полезных” и “вредных”. | Знакомство с ярусами леса и их обитателями. Необходимость различных растений и животных друг другу. | |||
17. | Дружба в природе. | Знакомство с понятием «невидимые нити» в природе. | |||
Будь природе другом! | |||||
18. | Как сберечь зеленый дом? | Составление основных правил экологического поведения в природе. Необходимость соблюдения правил каждым человеком. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| ||
19. | Проект «Экологические правила поведения в природе». | Знакомство с понятием «экология» как науки, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле, знакомство учащихся с тем, как человек влияет на природу; приобщение к экологической культуре, ответственность и любовь к природе. | |||
20. | «Белый сказочный дворец». Экскурсия в лес. | Наблюдение за зимними изменениями в природе. Связь жизни животных и растений с изменениями в неживой природе. Особенности ели и жизнь животных, связанных с этим деревом. | |||
21-22. | Проект «Природа нашего края». | Расширение знаний о природе, растительном и животном мире края, раскрытие уникальных и природных особенностей края, представление о природе как среде жизнедеятельности человека. | |||
Из золотого сундучка коми народа. | |||||
23. | Сказка – складка: послушать сладко. Коми народные сказки о животных. | Знакомство учащихся с традиционными героями коми сказок о животных, с традиционной композицией этих сказок (зачин, концовка). | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| ||
24. | Сказка – складка: послушать сладко. Коми волшебные сказки. | Отличия коми волшебной сказки от других видов сказок; знакомство с композицией коми волшебной сказки. Внимание к языку произведения. | |||
25. | Сказка – складка: послушать сладко. Яг-морт – лесной человек. | Знакомство учащихся с легендами народа коми, их героями, развитие воображения и фантазии учащихся, духовная культура народа коми. | |||
26. | Выставка рисунков «Олiсны-вылiсны…» («Жили-были…», по мотивам коми народных сказок). | Выполнение рисунков по мотивам коми народных сказок, организация выставки, развитие творческих способностей. | |||
27. | Пословица век не сломится. Коми народные загадки. | Воспитание интереса к устному народному творчеству, истории коми народа. Различие малых фольклорных жанров. Обнаружение черт народного творчества в пословице, загадке. | |||
28-29. | Проект «Книжка-малышка «Коми народные загадки». | Роль описания предмета в загадке, сравнение и сопоставление предметов по одному или нескольким признакам. Знакомство со способом «засекречивания» отгадки. | |||
30. | «Ах, северная милая весна…» Экскурсия в лес. | Наблюдение за природой весной. Красота природы во время весеннего пробуждения. Связь изменений в неживой природе и изменений в живой природе весной. Губительное воздействие вытаптывания на раннецветущие растения. | |||
Золотые руки народных мастеров. | |||||
31. | Орнамент - тайный язык народа. | Знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, с элементами орнамента коми народа, приемами построения. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| ||
32. | Тест. | Проверка знаний учащихся о природе, растительном и животном мире родного края, об устном народном творчестве коми. | |||
33. | Проект «Коми орнамент в декоративном оформлении традиционной посуды народа коми». | Значение декоративно-прикладного искусства; согласование цвета и рисунка узора с формой украшаемой посуды; цветовой контраст, воспитание интереса к декоративно оформительской деятельности; неразрывность красоты вокруг нас и деятельности человека. Уважительное отношение к тому, что сделано руками человека. |
Календарно-тематическое планирование.
2 класс.
Дата | № | Тема занятия | Базовое содержание | УУД | |
План | Факт | ||||
Нет милей родной сторонушки… | |||||
1. | «Где мы живём?» Образ малой родины. | Понятие «малой родины», знакомство с границами, разнообразием природы и достопримечательностями родного края. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| ||
2. | Что такое экология? | Экология - наука о взаимосвязях в природе. Задачи экологии и ее значение. Правильное поведение в природе. | |||
3. | Что такое краеведение? | Краеведение - это всестороннее изучение природных, исторических условий родного края, его традиций и культуры. Значимость наследия родного края в жизни людей. Проблемы окружающего мира, пути их решения. | |||
4. | Учимся видеть, наблюдать, беречь. Экскурсия в природу. | Представление о характерных признаках осени в неживой природе; осенние изменения в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, их связь с неживой природой. | |||
5. | Растения родного края, их связь со средой обитания. | Знакомство с растениями родного края, относящимися к различным группам, их связь со средой обитания. Бережное отношение к природе. | |||
6. | За дарами в тайгу. | Дары родного леса: грибы, ягоды, целебные растения. Правила сбора. Бережное и разумное отношение к природе. | |||
7. | Ядовитые растения нашего края. | Знакомство с ядовитыми растениями коми лесов. Правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой. | |||
8. | Животные родного края и их связь со средой обитания. | Знакомство с животными родного края, относящимися к различным группам, их связь со средой обитания. Бережное отношение к природе. | |||
9. | Звериные норы и птичьи гнёзда. | Вредные для природы действия людей. Правила поведения по отношению к птицам, животным. Любовь к родной природе, бережное отношение к ней. | |||
10. | Приспособление животных и растений нашего края к сезонным изменениям. | Сезонные изменения в природе; связь живой и неживой природы. Знакомство с народными приметами, связанными с данным временем года. | |||
11. | Почему их так назвали? | Связь между названиями ряда растений, грибов, животных и их особенностями. Любовь к родной природе, бережное отношение к ней. | |||
12. | Выясняем роль неживой природы в жизни живого. | Целостность природы. Взаимосвязь между живой и неживой природой. | |||
Экологическая тревога. | |||||
13. | Экологические связи в живой природе. | Связь между различными растениями, влияние одних растений на другие, связь между животными разных видов, между растениями и животными, между природой и человеком. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| ||
14. | Почему их становится меньше? “Красная книга” – сигнал бедствия. | Красная книга – сигнал бедствия. Редкие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу Республики Коми, причины угрозы исчезновения данных видов, меры охраны. | |||
15-16. | Проект «Красная книга Республики Коми». | ||||
17. | Экологическое лото «Кто они и откуда?» | Растительный и животный мир лесов, лугов и водоемов родного края. Приобщение к экологической культуре. | |||
18. | Экологическая выставка «Краски земли северной» | Организация выставки о красоте и многообразии родной природы. Развитие творческих способностей учащихся. | |||
Природа – целитель и учитель. | |||||
19. | Роль природы в жизни человека. | Положение человека в природе, взаимосвязь и взаимовлияние их друг на друга, отрицательные последствия воздействия человека на природу, природоохранные мероприятия и их реализация. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| ||
20-21. | Проект «Зелёная аптека родного края». | Многообразие лекарственных растений лекарственных растений и способы применения их человеком. Правила сбора лекарственных растений. Экологическая культура, бережное отношение к природе. | |||
22. | Конкурс экологических плакатов. | Оформление и защита плакатов на экологическую тему. | |||
Золотые руки народных мастеров. | |||||
23. | Особенности жилых и хозяйственных построек народа коми. | Различные стили архитектуры и формы зданий в коми селе. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| ||
24. | Интерьер коми крестьянской избы. Экскурсия в краеведческий музей. | История родного края, жизнь людей, прославивших его, интерьер коми крестьянской избы. | |||
25. | Предметы быта коми народа. Традиционная посуда народа коми. | Богатство творений человека, предметами старины, история жизни предков. Бережное и уважительное отношение к старинным вещам. | |||
26. | Тайна народного костюма. Традиционная мужская и женская одежда коми. Экскурсия в краеведческий музей. | Традиционная культура, искусство, история Коми края. Представление о мужской и женской одежде коми, знакомство с элементами, её декоративным оформлением. | |||
27-28. | Проект «Традиционные орнаментальные мотивы коми» | Значение декоративно-прикладного искусства; растительные и животные мотивы в коми орнаменте, согласование цвета и рисунка узора, цветовой контраст, воспитание интереса к декоративно оформительской деятельности. Уважительное отношение к тому, что сделано руками человека. | |||
Из золотого сундучка коми народа. | |||||
29. | О чём рассказывают коми сказки? | Знакомство с коми народными сказками. Отражение культуры, быта, образа жизни коми народа в сказках. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| ||
30. | Образ отрицательных героев (Ёма, Вöрса, Васа, Яг-морт и т.д.) в коми народных сказках. | Характеристика героев, оценка их поступков, различие хорошего и плохого. | |||
Веселье - от всех бед спасенье. | |||||
31. | Коми народные музыкальные инструменты. Экскурсия в Центр коми культуры. | Старинные коми народные музыкальные инструменты: чипсан, пöлян и т.д. Особенности их изготовления и применения. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| ||
32. | Проект «Коми народные игры». | Обычаи, игры коми народа. | |||
33. | Тест. | Проверка знаний учащихся о природе, растительном и животном мире родного края, об устном народном творчестве, декоративно- прикладном искусстве коми. | |||
34. | Экологический утренник. | Стихи, песни, игры, загадки, сценки на экологическую тему. |
Календарно-тематическое планирование.
3 класс.
Дата | № | Тема занятия | Базовое содержание | УУД | ||
План | Факт | |||||
Моя родина – Республика Коми. | ||||||
1. | Моя родина – Республика Коми. | Родной край – часть большой страны. Республика Коми на карте России. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| |||
2. | Физическая карта Республики Коми. | Поверхность нашего края. Природные объекты (Уральские горы, Тиманский кряж, реки, озера). | ||||
3. | Административная карта Республики Коми. | Столица РК, районы и районные центры, республики и области, граничащие с нашей республикой. | ||||
4. | Символы Республики Коми. | Герб, флаг, гимн Республика Коми, их особенности. | ||||
5-6. | Проект «Сыктывкар – миян кар». Автобусная экскурсия по городу. | Сыктывкар – столица Республика Коми. История, достопримечательности города. | ||||
7. | Города Республики Коми. | Города Республики Коми, их история, достопримечательности. | ||||
8-9. | Проект «От Слободы до Эжвы». | История, достопримечательности Эжвы, люди, которые её прославили. | ||||
10. | Сокровища Коми земли. | Природные богатства родной земли, бережное отношение к ним. | ||||
11. | Традиционный народный календарь коми. | Традиционный народный календарь коми. Зооморфный код календаря. Особенности природной и хозяйственной жизни коми в народных названиях месяцев. Праздники, календарные обряды и обычаи. | ||||
12. | Экологическая выставка «Это Север – край неповторимый». | Выставка фотографий, рисунков, панно о красоте и неповторимости северного края. | ||||
Природа – наш общий дом. | ||||||
13. | Ориентирование. Народные приметы ориентирования. Экскурсия в лес. | Простейшие элементы ориентирования: по веткам деревьев, по муравейнику, по компасу. Правила поведения в лесу и их соблюдение. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
2.Логические
Коммуникативные
| |||
14. | Вот так растения! | Тайны растений родного края. Свои тайны растения открывают тем, кто умеет наблюдать. Бережное отношение к растениям. | ||||
15. | Экологическая сказка «Путешествие Муравьишек». | Сочинение сказки о муравьях с элементами драматизации. | ||||
16. | Роняет берёза горючие слёзы… | Экологические проблемы леса, которые возникли и возникают по вине человека. Пути их преодоления. | ||||
17. | Вопросы задает природа. | Экологические проблемы в природе по вине человека, заставляющие задуматься о причинах возникновения и путях их решения. | ||||
18. | Составление экологической памятки «Правила поведения в лесу». | Основные экологические правила поведения в лесу, которые для каждого должны стать нормой. | ||||
19. | В заповедном раю. | Особо охраняемые природные территории Республики Коми: Печоро-Илычский биосферный заповедник, национальный парк «Югыд ва», заказники, памятники природы. | ||||
20. | Проект «Чему верить, что проверить?» (Коми народные приметы). | Коми народные приметы – результат многолетних наблюдений народа. Создание копилки коми примет, рисунки. | ||||
21. | Выпуск экологической стенгазеты. | Оформление стенгазеты на экологическую тему. | ||||
Из золотого сундучка коми народа. | ||||||
22-23. | Национальное своеобразие коми народных сказок. | Знакомство с новыми коми народными сказками. Отражение культуры, быта, образа жизни коми народа в сказках. | Личностные
Регулятивные
Познавательные 1.Общеучебные
2.Логические
Коммуникативные
| |||
24. | Легенда о Пера-богатыре. Экскурсия в музей им. Дьяконова. | Воплощение национальных черт во внешнем и внутреннем облике Перы-богатыря. | ||||
Занятия населения коми края в давние времена. | ||||||
25. | На охотничьих тропах. | Особенности промыслового календаря. Охота и рыбалка – традиционные занятия населения коми края. Образ коми охотника в коми сказках и легендах. Верования, связанные с охотой. Бережное и разумное отношение коми охотников к богатствам природы. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| |||
26. | Экологическая акция «День встречи перелётных птиц», посвященная Дню птиц (1 апреля). | Изготовление скворечников, их размещение. Необходимость проявления заботы о птицах, ответственность за природу. | ||||
27. | Особенности коми национальной кухни. | Коми национальные блюда. Традиции, связанные с приготовлением пищи. | ||||
28. | Золотые руки народных мастеров. Экскурсия в краеведческий музей. | Изделия коми мастериц: вышивка, вязаные изделия. Предметы коми быта из бересты, дерева, корня. Народные умельцы: Кочев, Торлопов и др. | ||||
29. | 15 апреля – День экологических знаний. Экологическая викторина. | Викторина о родном крае, взаимосвязях в природе, мерах по ее охране. | ||||
30-31. | Проект «Традиционное коми народное искусство». | Виды традиционного коми народного искусства: изготовление изделий из древесины, бересты, ткачество, узорное вязание, вышивка, изделия из кости и металла. | ||||
Будь природе другом! | ||||||
32. | Экологический десант «Сделаем мир чище!» | Виды весеннего труда, характерного для нашего края. Особенности живой и неживой природы весной. Уважение к труду. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| |||
33. | Тест. | Проверка знаний учащихся о природе, растительном и животном мире родного края, об устном народном творчестве, декоративно- прикладном искусстве коми. | ||||
34. | Золотое правило экологической этики. | Знакомство с Золотым правилом экологической этики: «Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». |
Календарно-тематическое планирование.
4 класс.
Дата | № | Тема занятия | Базовое содержание | УУД | ||
План | Факт | |||||
Богатства Республики Коми. | ||||||
1. | Коми – край мой северный. | Природа, географическое положение, климатические особенности республики. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| |||
2. | Дороже жемчуга и злата – под ногами. Экскурсия. | Поверхность нашего края. Преобладающие почвы родного края и их охрана. | ||||
3. | Где богатство зарыто. | Полезные ископаемые Республики Коми, их добыча и охрана. | ||||
4. | Озёра, реки, ручейки – сокровища родной земли. | Гидроресурсы РК. Крупнейшие реки и озера. Причины загрязнения водоемов, меры по охране. Бережное отношение к воде. | ||||
5. | Невидимое сокровище. | Воздух, причины его загрязнения и меры по охране. | ||||
6. | Коми море. | Лес – восполнимое богатство РК. Роль леса в жизни человека и природы. Меры по охране леса, бережное отношение. | ||||
Природа и человек. | ||||||
7-8. | Влияние основных отраслей промышленности на экологическую обстановку Республики Коми. | Основные отрасли промышленности РК. Их негативное влияние на экологическую обстановку Республики Коми. Меры по охране. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| |||
9-10. | Проект «Природа и человек». | Единство человека и природы. Влияние человека на природу. Правильное поведение в природе, бережное отношение к ней. | ||||
11. | Растениеводство и животноводство в Республике Коми. | Основные отрасли сельского хозяйства РК. Выращиваемые культуры. Разведение крупного рогатого скота, свиноводство, птицеводство, оленеводство. Связь с климатическими условиями. | ||||
12. | В краю оленей и северного сияния. | Районы РК, которые расположены в зоне тундры. Природные особенности, флора и фауна этих мест. | ||||
13. | Самобытная культура и жизнь оленеводов. | Самобытная культура и образ жизни оленеводов. Чум, малица, нарты. | ||||
14-16. | Проект «Путешествие» в Печоро-Илычский заповедник», посвященный 11 января – Дню заповедников и национальных парков. | Географическое положение, история создания, флора и фауна Печоро-Илычского заповедника. Лосеферма. Плато Маньпупунёр. | ||||
Из золотого сундучка коми народа. | ||||||
17-18. | Коми легенды и предания. | Знакомство учащихся с коми легендами «Йиркап», «Кирьян-Варьян», «Кудым-Ош», «Кöрт-Айка», их героями. Воплощение национальных черт во внешнем и внутреннем облике героев. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| |||
По страницам истории Коми края. | ||||||
19. | Сказание о Стефане Пермском. | Жизнь Стефана Пермского. Миссионерский подвиг Стефана, история православия в Коми крае. Первые храмы в Усть-Выми, история Стефановского собора в Сыктывкаре. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| |||
20-21. | По страницам истории Коми края. | Результаты археологических раскопок. Вхождение Коми края в состав русского государства. Жизнь коми крестьян в 19 в. Коми край в годы Великой Отечественной войны и после. | ||||
22. | Как в старину учились? Экскурсия в краеведческий музей. | Развитие образования в начале 20 века. Первые школы в Коми крае. Издание первого коми букваря, обучение детей на коми языке. | ||||
23-24. | Проект «Моя семья в истории края». | Вклад каждой семьи в историю и развитие родного края. Оформление стенгазет, альбомов, презентаций. Рассказы учеников. | ||||
Свет над пармой. | ||||||
25. | «Я любил всем сердцем свой язык чудесный…» И. А. Куратов – основоположник коми литературы. | И. А. Куратов – основоположник коми литературы. Биография и творчество поэта. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| |||
26. | Творчество писателей – земляков. | Известные коми писатели и поэты, внесшие большой вклад в развитие коми литературы: С.Попов, А.Ванеев, М.Лебедев, И.Коданёв, В.Чисталёв, В.Савин, Г.Юшков и др. | ||||
27. | Выставка рисунков «Детские произведения коми поэтов и писателей в рисунках». | Рисунки к произведениям коми детских писателей и поэтов: Н.Куратовой, Е.Габовой, Г.Юшкова, С.Попова, А.Лужикова, И.Изъюрова, С.Пылаевой и др. | ||||
28. | Коми художники и композиторы. | Творчество коми художников (Р.Ермолина, В Мамченко, В.Павлова, В.Игнатова, С.Торлопова, В.Краева) и композиторов (Я.Перепелицы и др.) | ||||
29. | Их имена в историю вписаны. | Герои коми народа и их подвиги: Д. Каликова, Н Оплеснин и др. герои Великой Отечественной войны. Мастер-балалаечник Н.Налимов и др. | ||||
Я и мой край. | ||||||
30. | Экологическая акция «Умей посадить и вырастить дерево!», посвящённая Международному Дню Земли (22 апреля). | Посадка саженцев во дворе школы, дома. Правила посадки. Бережное и заботливое отношение к природе. | Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| |||
31-32. | Проект «Я и будущее моего края». | Что я могу сделать для родного края? Каким я вижу РК в будущем? | ||||
33. | Тест. | Проверка знаний учащихся о природе, растительном и животном мире родного края, об устном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве коми. | ||||
34. | Экологическая игра «Я – знаток родного края». | История, культура и природа родного края, мероприятия по охране природы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность "Краеведение. Природа родного края".
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу "Краеведение. Природа родного края"....
Авторская рабочая программа по краеведению "География родного края" для учащихся коррекционной школы VIII вида
краеведческая работа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/02/picture-432627-1399025169.jpg)
Воспитание патриотизма через краеведение во внеурочной деятельности «Мар-Кюель- мой родной край»
Осуществление патриотического воспитания предполагает использование различных средств обучения: уроков, внеклассных работ, практических работ, исследовательских работ, бесед, интервью, экскурсии,...
Рабочая программа курса «Отчий дом» – «Родной край» для учащихся 1-4 классов
Рабочая программа курса«Отчий дом» – «Родной край»для учащихся 1-4 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/15/picture-952410-1529053920.jpg)
Рабочая программа по курсу краеведения «Знатоки родного края» (внеурочная деятельность)
Рабочая программа по курсу краеведения «Знатоки родного края» 1, 2, 3 класс (внеурочная деятельность) Калининградская область....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/23/picture-405926-1398280228.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби свой край» для учащихся 1 - 4 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби свой край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/31/picture-124502-1427822376.jpg)
Сборник информационно-методических материалов по краеведению в начальной школе "По тропинкам родного края"
Сборник информационно-методических материалов по краеведению в начальной школе «По тропинкам родного края» адресован учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования, органи...