Приемы организации деятельности младших школьников по изучению родного края.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Формирование межкультурной компетенции на основе краеведческого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование межкультурной компетенции на основе краеведческого материала | 49.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Бурнашева Людмила Николаевна
учитель начальных классов
МОБУ «Городская классическая гимназия»
г. Якутска
Приемы организации деятельности младших школьников по изучению родного края.
- Введение.
Современное общество на данном этапе своего развития нуждается в образованных, деятельных, творческих молодых людях. Перед образованием стал социальный заказ на формирование грамотной, социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине. Важным направлением в воспитании подрастающего поколения стало формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине, природе, гордости за ее историческое прошлое. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. С юных лет каждого человека необходимо учить доброте, привязанности к своей семье, к своему дому, селу, городу, стране. Известный академик Д. С. Лихачев называл это воспитанием «нравственной оседлости». Анализируя работу по преподаванию основных предметов, пришла к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Для того чтобы повысить интерес к истории своего края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, я обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.
- Краеведческий материал в содержании учебных предметов.
Стала использовать краеведческий материал на уроках. На уроке математики дети составляли задачи, используя географические и исторические данные нашей республики. В творческих заданиях по окружающему миру был заложен краеведческий материал, создавались различные проекты на их основе, такие как, «Реки нашего края», «Красная книга нашего региона» и т. д. Учащиеся, при изучении природных зон, создавали лэпбуки по темам «Арктическая зона Республики Саха», «Якутская тайга» и др.
- Внеурочная и внешкольная краеведческая деятельность
Немаловажным этапом стала внеурочная и внешкольная воспитательные деятельности. В этой работе важна связь с социосредой: с родителями, с учреждениями города, с музеями. Были проекты «Капелька добра школьному двору» (посадка рассады, создание классной клумбы), ремонт детской площадки с родителями, концерт ветеранам тыла и труда, участие в благотворительности. Проведены экскурсии-занятия в Национальном Художественном Музее по темам «Город Якутск», «Олонхо – якутский эпос».
- Организация исследовательской деятельности учащихся на краеведческом материале.
Особенность современного мира – высокая динамичность. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска. Это важно еще и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Метод исследования, как ничто иное, отвечает целям краеведения, которые предполагают формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащегося, развитие общеучебных умений и навыков (исследовательских, рефлексивных, самооценочных), реализацию принципа связи с жизнью. Для мотивации исследовательской деятельности и ее успешной реализации в нашей гимназии традиционно проводится ежегодные научно-практическая конференция «Мир вокруг нас». Проходит она в два этапа, классный и школьный. Победители школьного тура имеют возможность участвовать в муниципальных и республиканских НПК.
Как руководитель научно-исследовательской деятельностью учащихся, я разработала следующие направления своей работы:
- Изучение интересов и исследовательских способностей учащихся
- Оказание помощи учащимся в выборе тем для исследования
- Помощь в определении целей, задач работы, выдвижении гипотез
- Составление плана
- Выработка рекомендаций по сбору материала.
- Текущее руководство, методическая, организационно-техническая помощь, консультирование учащихся.
- Подготовка к выступлению.
Анализ исследовательских работ учащихся за последние четыре года показал значительный рост интереса к истории и культуре своего края. Если в первом классе только два ученика выбрали темы по краеведению («Почему в Якутске дома на ножках?», «Мой любимый город»), и это составило всего 5 %, то уже в четвертом классе – 17 человек из 35 учащихся, что составляет 50 %. Темы, выбранные детьми, тоже имеют свои особенности. Если во втором классе были выбраны темы, связанные с родословной, с природой Якутии, ее растительным и животным миром, то в третьем и в четвертом классах появились более серьезные исследовательские работы с изучением культуры и истории народа Саха.
Отрадно и то, что результатом исследовательских работ учащихся становится вполне научно отработанный продукт, пригодный для изучения и использования. Так Слава Ч. разработал и издал очень достойный путеводитель «Памятники города Якутска» в бумажном варианте, Егор Б. – лэпбук «Птицы моего двора», Илья С. – сборник «Охраняемые памятники природы Республики Саха (Я)», Никита Б. – сборник задач для учащихся четвертого класса «История города Якутска в математических задачах», Даша Р. – сборник «Имена детей нашего класса» и т. п.
Результаты выступлений учащихся класса на муниципальных и республиканских НПК с 2016-2018 гг.
№ | ФИ | Тема | Название конкурса | Результат |
2016г. | ||||
1. | Карманова Кюннэй | Особенности строения якутского балагана | VII республик. конференция «Ступеньки к творчеству» | Номинация «Моделирование в краеведении» |
2. | Прохорова Сайаана | Песочная анимация. Создание мультфильма «Моя Якутия» | VII республик. конференция «Ступеньки к творчеству» | Номинация «Новизна» |
3. | Габышев Тимур | Жизнь пластиковых бутылок | Городское НПК «Экология. Общество. Библиотека» | Диплом II степени |
4. | Куличкина Алёна | Одежда для собак в условиях Крайнего Севера | Городское НПК «Экология. Общество. Библиотека» | Диплом «Интересный эксперимент» |
5. | Пестерева Анжелика | Варган в культуре народа Саха | Всероссийская НПК «Эврика» | Сертификат |
2017-2018г. | ||||
6. | Барашков Никита | История города Якутска в математических задачах | Республиканский тур НПК «Я – исследователь» | Диплом I степени |
- Заключение.
Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края, города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; учится грамотно с ним взаимодействовать; начинает знакомиться с бытом, традициями своего народа, с прошлым родного края. И те направления работы, которые выбраны мной, надеюсь, внесут свою лепту в деле воспитания истинных патриотов Родины.
Литература.
- Баймуратова, Я. Г. Организация исследовательской деятельности по воспитанию эколого-нравственных качеств учащихся. Развитие исследовательской деятельности учащихся: метод. сб./Я. Г. Баймуратова, - М.: Народное образование, 2001.
- Лихачев, Д. С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1989.
- Окружающий мир. 3-4 классы. Изучение родного края: конспекты уроков, рекомендации/ авт.-сост. А. А. Митина. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Учебное издание. – Самара: Учебная литература, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности и креативного мышления младших школьников при изучении родного города и формирование патриотизма
Изучение родного города способствует решению задач всестороннего развития детей.Путешествия по «Чудесному городу», решая занимательные задачи и примеры, сочиняя рассказы, сказки, и загадки, участвуя в...
Развитие творческой деятельности младших школьников при изучении русского языка
Описание опыта работы...
Возможные приемы организации сотрудничества младших школьников с учителем и родителями во внеурочной деятельности
Проект внеурочной деятельности по формированию творческого потенциала учащихся...
Методы и приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников при изучении окружающего мира.
Вопрос активизации обучения учащихся относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение к...
Организация проектной деятельности младших школьников при изучении курса ОРКСЭ.
В материале представлен обобщенный опыт работы по технологии проектирования в рамках преподавания курса ОРКСЭ: подготовка к проекту, этапы проекта, презентация результатов проектов учащихся....
Доклад «Эффективные формы организации образовательной деятельности младших школьников для изучения русского языка, как неродного»
Эффективные формы организации образовательной деятельности младших школьников для изучения русского языка, как неродного.Чтобы овладеть неродным языком,необходимо постичь другой мир…А.МартинеФе...